Русская философия

СИМВОЛИЗМ

(от греч. symbolon знак, символ) культурно-философское течение кон. XIX нач. XX в. В России, возникнув как новая школа в поэзии (сб. *Русские символисты*, 1894), С. в нач. века заявил о себе как религиозно-философское учение. Эстетически ориентированный С. постоянно подвергался критике со стороны представителей религиозно-философского крыла. *Творчество до тех пор только и живо, утверждал Мережковский, символы его имеют религиозный смысл, более глубокий, чем эстетический* (Не мир, но меч у/ Полн. собр. соч. 1911. Т. 10. С. 6). Полемика между представителями литературного С., к-рых возглавлял Брюсов, и символистами религиозного направления (Мережковский, Иванов, А. Белый) привела в 1910 г. к т. наз. *кризису* С, хотя, как таковой, он продолжал существовать. Возникнув в эпоху переоценки ценностей религии, философии, науки, искусства, С. выступил с критикой существующих форм знания и творчества, противопоставляя пессимизму и созерцательности активное, творческое отношение к жизни. Символисты критикуют религию, к-рая *убила Бога Живого*, превратившись в карающий меч свободной мысли и общественности; совр. натуралистическое искусство, забывшее о своем высоком предназначении быть устроителем жизни; философию, к-рая, увлекшись анализом гносеологических форм, отказалась от живого сознания, истины, смысла; науку за ее универсальную претензию объяснить все жизненные процессы. Переосмысление совр. форм творчества и знания осуществлялось с позиций не нигилистического их отрицания, а творческого преображения. *Борьба ведется не за отмену ценностей прежней культуры, но за... оживление в них всего, что имеет значение объективное и вневременное...* (Иванов Вяч. и Гершензон М. О. Переписка из двух углов. Пб., 1921. С. 45). Духовные ценности С. выводил из единого корня, представляя историю человеческой культуры как живой, развивающийся, целостный организм. Слово *символ*, построенное на игре греч. слов *сюнтитеми* (сополагаю) и *симбалло* (сбрасываю вместе) (Белый А. Начало века. М., 1990. С. 132), означало целостное единство, к-рое изначально таило в себе двойственность не как противоречие *сбрасываемых* начал, но как потенциально внутреннюю полноту их. *Символ слово важное и ответственное: им не подобает пользоваться зря, без достаточных, и даже весьма достаточных к тому оснований*. Употребление же слова *символ* как *синонима всякого знака, всякого условного, прагматического или аллегорического представительства в мысли* не является адекватным самой его сути (Флоренский П. У водоразделов мысли //Символ. Париж, 1992, июль, С. 173). По мысли символистов, будучи *осуществленным до конца*, символический, а не механический синтез вскрывает последнюю глубину религиозное осмысление *я* как духовного существа. Учение о живом символическом мире противопоставлялось *мертвой жизни* совр. цивилизации. Символистом объявляется тот, кто *умеет владеть хаосом*, кто стремится преодолеть безжизненную раздробленность форм знаний и жизни в живом творчестве культуры. С. высветил болевую точку Р культуры парализованное сознание человека. *Мертвая*, ставшая мысль проектирует и мертвую цивилизацию, превращая жизнь в призрачное существование. Здесь нет творчества, истины, все погрузилось в *непроницаемый мрак*. И люди стали жить *странной нечеловеческой жизнью* (Л. Блок). Любая встреча мертвой мысли и хаотично развиваемой действительности катастрофична. Безбожный разум культуртрегера и неразумный Бог церковника одинаково безжизненны. По мысли символистов, подобная мертвая жизнь должна быть преодолена мудро устроенным человеческим общежитием. В этом содержалось стремление продолжить традиции гуманистов предшествующих эпох. Переосмыслив традиции рус. и европейской культуры, С. защищал идею нового гуманизма, называя ее *религией свободного человечества*. С. был нацелен на преодоление посредством органического синтеза противоположностей Запада и Востока, национального и сверхнационального, народа и интеллигенции, науки и религии, веры и знания, религии и искусства, культуры и цивилизации, мысли и слова, рационального и эмоционального, воли и разума, человека и природы. С. обосновывал универсальное единство человека и человечества как проявление цельного космоса. Вертикальное измерение этого единства осмысливалось как время, выступающее в качестве *живой вечности*, раскрывающейся в формах *живой жизни*, *живой памяти*, *живой культуры*. Плоско-геометрическая совр. эпоха характеризовалась как историческое *безвременье*, лишившее человека пути жизни, истины и смысла, породившее хаос, поставивший человека перед трагическим выбором: жизни смерти. Остро ощущая катастрофизм эпохи, символисты стремились воссоздавать в своих произв. либо полноту жизни, либо полноту смерти, утверждая реальность обеих тенденций для развития человечества. *Людям серединных переживаний такое отношение к действительности кажется нереальным; они не ощущают, что вопрос о том, *быть или не быть человечеству*, реален* (Белый А. Арабески. Книга статей. М., 1911. С. 243). С. ощущал свою эпоху рубежом, где борются конец историисуществования и начало истории-вечности. Необходимо *остановить мгновенье*, разорвать механический строй жизни, задать культурно-духовную перспективу развития человечества. Это под силу лишь человеку творческому, духовному. Он проект, идущий *впереди себя*, высветляя в пути жизни свою потенциальную, всечеловеческую, универсальную целостность. Поставив в центр живой культуры духовного, творческого человека, С. выступил одинаково резко против иррационалистических, мистических и рационалистических учений о человеке. Ни иррационализм, с его стремлением свести человеческое *я* к чувственным переживаниям, ни мистицизм, утопивший человеческое *я* в Божественной бездне, ни рационализм, обескрыливший человеческий разум и превративший *я* человека в безликую схему, не способны, по убеждению символистов, вывести человечество на путь жизни, свободы и любви. Только *мудрый разум* раскрывает в человеке его творческое, духовное начало, проясняя его умный Лик. Безличный же разум мистиков и совр. философов *обессмыслил все*. Подлинное живое *я* человека раскрывается, лишь в личности Христа; в ней оживает идея Бога как организующая сила человека-человечества, становящаяся пунктом встречи человека, природы, Бога. Было бы неправильно, однако, рассматривать С. как религиозное учение в конфессиональном смысле. Так, А. Белый назвал С. еще *неведомой религией* свободного человечества - *арелигиозной религией*. Творческий импульс преображения жизни символисты усматривали в *белом*, вселенском христианстве, пророчески предсказанном Гоголем. Бездуховной плоти языческой религии и бесплотной духовности исторического христианства С, вслед за Гоголем, Достоевским, В. С. Соловьевым, Толстым, противопоставил идею органического синтеза плоти и духа в одухотворенной плоти и воплощенном духе. Воскресшая одухотворенная плоть точка отсчета нового взгляда на человека и природу, в ней жизнь раскрывается как процесс духовного преображения мертвой действительности. В отличие от догматической религии, противопоставлявшей дух и материю, плотское и духовное, человека и Бога, С. видит в двойственности духа и плоти не противоречие, а основание внутренней полноты цельного мира человека, к-рый раскрывается в бесконечности времен и бесконечности пространств. *Взятый по вертикали*, человек свободно растет *вглубь и высь* (Вяч. Иванов). *Человек, писал он, - не обладает односоставною, единоначальною цельностью зверей или ангелов; черта, на коей поставлен он в мироздании, есть трагическая грань; ему одному досталась в удел внутренняя борьба, и ему одному дана возможность принимать во времени связующие его и мир решения* (Труды и дни. М., 1912. № 6. С. 5). *Лик* человека рождается в момент встречи с *я* Духа, с момента появления *Само* сознания. В первом акте этого соприкосновения возникает мир искусства, к-рое зримо воплощает духовное начало, в нем оно проглядывает как маска, личина. Искусство как *прекрасное тело души* раскрывается в музыкальных и наглядных формах активно-творческого созерцания. В нем завязь красоты и любви, эстетического и эротического начал. Оно восходит до любви к Богу и становится символическим, ведь Бог познается любовью-приобщением, а не строгим логическим доказательством. Вторым актом творчества является созидание себя, своего *я*, по образу и подобию мира искусства. Если художник-творец работает с материальными формами: веществом, звуком, красками, то символист-творец стремится отбросить *каркасы, оскудевшие формы, и стать самому своей собственной формой* (Белый А. Революция и культура. М., 1917. С. 17). В работе над пересозданием своей души, своего *я* человек вырывается из мира *необходимостей творчества в страны свободы его* (А. Белый). И, наконец, третий акт творчества *любовь в совершенной свободе* или *свободе из любви* характеризует связь безусловно свободных людей, как со-личностей, рожденных в Духе. Эти этапы символизации предопределяют и исторические ступени развития самого С. как культурного течения. Представители художественной школы С. называли С. лишь первый этап воплощения духовного начала в мире искусства и осмысления *душевного тела* культуры. На этом этапе возникло стремление синтезировать различные виды искусств, свести их к первоначальным формам творчества. Поиски пра-искусства привели С. к изучению архаических форм искусства: мифологии Древнего Египта, Древней Греции, европейского средневековья, древнеславянских песен, поэзии Древней Индии. Такой подход расширил границы художественного сознания, обогатив искусство разнообразием форм, орнаментов, линий, стихотворных размеров. С. сформулировал новую точку зрения, согласно к-рой мир человека выступал в целостном пространственно-временном континууме, где время имело форму, было зримым (арабески), выступало как опространственное время, а пространственные формы строились по ритму. *Духовная мысль*, раскрывающаяся в продуктах различных эпох и культур, объединяет историю в цельный космос. В свете вечного, духовного целого происходит встреча прошлого, настоящего и будущего. *Ставшая*, мертвая мысль методологического рационализма эмблема бывшей жизни, *память о прошлом*. Свободная, творческая мысль есть *стремление в грядущее*, она мысль-становление. Творческое, живое мышление для символистов, не сводящих С. лишь к художественному направлению, не является актом ни гносеологическим, ни эстетическим, ни этическим. Оно вселенское дело, к-рое существует тогда, когда есть творцы живой мысли. Вынесенный символистами приговор совр. цивилизации как иллюзии жизни, к-рая *летит в пустоту культуры*, преодолевается пафосом их устремлений к *новой земле* и *новому небу*. С. с его устремленностью к творчеству жизни совпадает с неогуманистическими учениями совр. зап. философии. Перекличку с его идеями в понимании живого человеческого *я* можно обнаружить в произв. А. Швейцера, М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю, Ж. Маритена, Э. Фромма, П. Тейяра де Шардена, Ю. Хабермаса и др. Он защищал идею *быть* против *иметь*; человека-творца против безликого носителя мертвого обыденного сознания; предупреждал об опасности наступления эпохи *грядущего Хама*, человека-массы, утверждая идею *бунтующего* человека, стремящегося к совершенству; провозглашал идею жизни как высочайшей ценности, противопоставляя ей некрофилию совр. существования; стремился преодолеть всемирный хаос гармонией живого космоса (*Человечеством*).

  1. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. symbolon знак символ европ. литературнохудожеств. направление кон. нач. вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гумани...Большая советская энциклопедия
  2. символизмфранц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца начала вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуман...Большая Советская энциклопедия II
  3. символизм. вообще действие или практика использования символов . в процессах сложной коммуникации использование некоторой произвольной вещи для представления или замещения ею ка...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. символизмм. simbolismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. символизммSymbolismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. символизмсимволизм м Symbolismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. символизмм. лит.em simbolismo m символикаem simbolia f...Большой русско-испанский словарь
  8. символизмсущ. муж. рода только ед. ч.символзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. символизмм. лит. иск. symbolisme m...Большой русско-французский словарь
  10. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Большой толковый социологический словарь II
  11. символизмм. лит. иск.em symbolisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг.сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей см...Большой энциклопедический словарь II
  13. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Большой энциклопедический словарь III
  14. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Большой Энциклопедический словарь V
  15. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей смутных часто...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. символизмСИМВОЛИЗМ а м. symbolisme m. strong. Символическое значение придаваемое чемулem. БАС. . Антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца начал в.em объяви...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. символизмфранц. знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала ХХ веков годов сосредоточенное на художественном выражении содержания посредст...История и теория культуры
  18. символизмфр. symbolisme от греч. symbolon знак символ литературнохудожественное направление в европейской и российской духовнокультурной жизни конца XIX начала XX в. Теоретичес...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. символизмсимволизм....Киргизско-русский словарь
  20. символизмв отличие от общепринятой системы символов усматривание больными обычных символов там где они не играют символической роли....Клиническая психология
  21. символизмсимволизм см. тимсальджилик...Крымскотатарско-русский словарь II
  22. символизмСимволизм symbolismus...Латинский словарь
  23. символизмфранц. symbolisme Литературнохудожественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX перв. трети XX вв. С. возник как реакция на господство материа...Лексикон нонклассики
  24. символизмтермин применявшийся на рубеже вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы живописи музыки. Символистами называли себя очень разные поэты и проза...Литература и язык. Современная энциклопедия
  25. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия
  26. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца XIX начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом б...Литературный энциклопедический словарь
  28. символизма м.em То же что символика в знач.Символизм свадебных обрядов.em Недостатком лирической драмы может быть наклонность к символизму и аллегории в чем более или менее спр...Малый академический словарь
  29. символизмгреч. simbolon символ литературнохудожественное направление в европейском искусстве конца XIX начала XX в. проникнутое мистицизмом таинственностью стремлением постичь ...Мировая художественная культура. Словарь
  30. символизмкорень СИМВОЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СИМВОЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИМВОЛ ИЗМ Слово Символизм содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  31. символизмНачальная форма Символизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. символизмфранц. symbolisme от греч. sumbolon знак символ литературнохудожеств. и философскоэстетич. направление зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме А. Рембо ...Музыкальная энциклопедия
  33. символизмсимволизм . м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. начала XX в. объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности пред...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. символизмsymbolism в психологии процесс представления какоголибо предмета или идеи с помощью символов. Например любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальн...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  35. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. символизмсимволизм символизм а...Орфографический словарь
  38. символизмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  39. символизмлит. символизм....Осетинско-русский словарь
  40. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. символизмОрфографическая запись слова символизм Ударение в слове символизм Деление слова на слоги перенос слова символизм Фонетическая транскрипция слова символизм [смвализм] Хар...Полный фонетический разбор слов
  42. символизмОбразное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ таким образом есть записанное иносказ...Религиозные термины
  43. символизмСИМВОЛИЗМ фр. symbolisme от греч. знак направление в европ. худож. культуре кон. нач. в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к опреде...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  44. символизмсимволизм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  45. символизмМ мн. нет символизм . imperializm dvrnn dbiyyat v incsntind ifrat frdiyytiliyi v mistisizmi ifad edn mrtce cryan . khn. символика....Русско-азербайджанский словарь
  46. символизмм. символизм сновидений...Русско-английский психологический словарь
  47. символизмсимволизм м.isymbolism...Русско-английский словарь
  48. символизмm. направление...Русско-английский словарь математических терминов
  49. символизмsymbolism направление...Русско-английский технический словарь
  50. символизмN...Русско-армянский словарь
  51. символизмСмвалзм...Русско-белорусский словарь
  52. символизммуз. иск.i смвалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  53. символизмсимволи направление...Русско-ивритский словарь
  54. символизмм. лит. иск. символизм ды соы мен ды басында Европада одан кейн Ресейде дебиет пен нерде рс алан аым. см. символика...Русско-казахский словарь
  55. символизмм. лит. иск. символизм империализм доорундагы искусстводогу жана адабияттагы реакциячыл кл чгт коомго каршы багыт бул багыт пессимизмге мистицизмге жана барып турган инди...Русско-киргизский словарь
  56. символизмxingzhngzhyСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  57. символизмTimsalcilik...Русско-крымскотатарский словарь
  58. символизмтимсальджилик...Русско-крымскотатарский словарь II
  59. символизмsimbolisms...Русско-латышский словарь
  60. символизмхудожественное течение конца в. в Германии и Францииem Symbolismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  61. символизмм литu simbolismo m направление...Русско-португальский словарь
  62. символизмм тж. лит.u simgecilik sembolizm направление...Русско-турецкий словарь
  63. символизмsimgecilik sembolizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  64. символизмматем. символзм му Синонимы направление...Русско-украинский политехнический словарь
  65. символизмsymbolismus symbolizmus...Русско-чешский словарь
  66. символизм.strong smbolism.strong smboolika...Русско-эстонский словарь
  67. символизмсимволизмСинонимы направление...Русское словесное ударение
  68. символизмСИМВОЛИЗМ изображение действительных явлений мыслей чувств и отвлеченных понятий в символах т. е. в чувственных образах условно принимаемых за то что хотят ими выразить. ...Словарь иностранных слов русского языка
  69. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реал...Словарь исторических терминов
  70. символизмСИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение при котором символ см. Символ является основным приемом художественной изобразительности для художника которы...Словарь литературных терминов
  71. символизмфр. symbollisme ampLT от греч. symbolon знак опознавательная примета явление художественной культуры последней трети XIX нач. ХХ вв. противопоставившее себя реализму в...Словарь литературоведческих терминов
  72. символизмсимволизм сущ. колво синонимов направление символика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  73. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей сму...Современная энциклопедия
  74. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Современный энциклопедический словарь
  75. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей находящихс...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  76. символизмсимволизм [фр. symbolisme lt гр. см. символ] антинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца в. символисты считали свойственную поэзии ...Толковый словарь иностранных слов
  77. символизмСИМВОЛИЗМ алlt. ogt...Толковый словарь Ожегова
  78. символизмСИМВОЛИЗМ символизма мн. нет м. . То же что символика книжн. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. . Направление в искусстве конца и нача...Толковый словарь русского языка II
  79. символизмсимволизм символизм а м. Направление в литературе и искусстве конца начала в. проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущн...Толковый словарь русского языка II
  80. символизмСИМВОЛИЗМ алlt.gt...Толковый словарь русского языка
  81. символизмУдарение в слове символизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове символизм...Ударение и правописание
  82. символизмRzeczownik символизм m symbolizm m symbolika f...Универсальный русско-польский словарь
  83. символизмСИМВОЛИЗМ филос. концепции построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия мышления личности и культуры. В узком смысле эстетическое ...Философская энциклопедия
  84. символизмфранц. symbolisme от греч. знак символ худож. и филос.эстетич. течение конца нач. вв. Зародилось как лит. направление во Франции в х гг. П. Верлен А. Рембо C. Малла...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  85. символизмЗачастую довольно неудовлетворительно определяемое направление в искусстве и литературе конца XIX начала XX века. Столь же неудовлетворительно объяснение причин того поч...Философский словарь
  86. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  87. символизмСимволизм франц. symbolisme от греч. sэmbolon знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала XX вв. Возникший как реакция на господство ...Художественная энциклопедия
  88. символизмглубинное свойство человеческого сознания позволяющее классифицировать мир окружающие человека предметы в соответствии с особенностями его социальнопрактического и познав...Человек и общество
  89. символизмОлим Мис Миоз Мио Своз Мимо Сило Мим Мило Сим Лом Лов Лис Слом Иол Изол Зосим Зов Зло Зил Вол Воз Вмс Вис Взлом Сом Зоил Излом Изм Илим Иов Сми Лизис Слив Символизм Симво...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Энциклопедический словарь естествознания
  91. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральномem...Энциклопедия культурологии
  92. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральном ...Энциклопедия Культурология XX век
  93. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Энциклопедия социологии
  94. символизмСИМВОЛИЗМ направление сложившееся в западноевропейской культуре х начале х гг. в. впервые в литературе а затем в др. видах искусства и включающее в себя философию рели...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  95. символизмфр. symbolisme от греч. symbolonзнак символхудож. течение и философскоэстетическая концепция конца XIX в нач. XX в. Зародившись как литературное направление во Франции х ...Эстетика