Энциклопедия Культурология XX век

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап.-европ. культуре в к. 60 — нач. 70-х гг. 19 в. (первоначально в лит-ре, затем и в других видах искусства — изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры — философию, религию, мифологию, конкретнонаучное знание, тем самым претендуя на культурную универсальность и всеохватность. С. осуществил романтич. мечту о синтезе искусств, воплотил идею эстетич. прорыва к высокому, непреходящему содержанию действительности и преодоления ограниченности, рутинности текущей повседневности. Центр, компонентом символич. миросозерцания является символ — обобщенный и условный знак, соединяющий в себе свойства абстрактного понятия (характерного для науки или философии) или аллегории как формы иносказания и принципиально многозначного худож. образа, окруженного множеством разветвленных и субъективных ассоциаций.
Символич. мышление, обращение к символам и символике — одно из древнейших свойств человеч. культуры вообще; в этом отношении С. присущ всем древнейшим мифологиям и религиям, архаичным формам искусства, начальным проявлениям философии. Черты С. можно усмотреть в культуре Др. Египта и античности, в эпоху зап. средневековья и Ренессанса. Принцип "соответствий" между далекими предметами (напр., духовными и материальными) как воплощение трансцендентной связи явлений между собой был детально разработан в зап.-европ. ср.-век. схоластике и сохранился в словесном, изобразит, и муз. искусстве разл. стран Европы и в Новое время как глубоко укорененная традиция зап. культуры. Аллегоризм был широко распространен в искусстве классицизма и барокко, в эпоху Просвещения. Романтизм уже не ограничивался поверхностным аллегоризмом или наивным дидактизмом предшествовавших эпох, но стремился вскрыть незримую, подчас мистич. сущность вещей, незаметную для обыденного зрения и пошлого "здравого смысла" и раскрывающуюся избранным натурам — исключит, героям и гениальным личностям. Большое влияние на становление теории и практики С. к. 19 в. оказали филос. и эстетич. идеи Гёте, философия искусства позднего Шеллинга и Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ницше, теор. работы Р. Вагнера, мистич. учения Я. Бёме, Э. Сведенборга. Философско-эстетич. и творчески-стилевые основы С. начали складываться почти одновременно в разл. зап.-европ. культурах: во Франции (Малларме, Лотреамон, Рембо, Верлен, Клодель, Валери), в Бельгии (Роденбах, Верхарн, Метерлинк), в Германии (Георге, Гауптман), в Австрии (Рильке, Гофмансталь), в Англии (Уайльд), в Норвегии (поздний Ибсен, Гамсун) и др.
Место С. в истории мировой культуры к. 19 — нач. 20 в. — одновременно переломное и судьбоносное. С. положил конец, казалось бы, безраздельному господству реализма 19 в.; возродил на новой почве идеи, образы и стилевые искания предшествующих культурных эпох (античность, средневековье, Возрождение, классицизм, Просвещение, романтизм), вписав их в мировой культурно.-истор. процесс; дал общее основание разл. модернистским течениям (от довольно неопр. декадентства до многочисл. и очень опр. по своему пафосу и поэтике разновидностей авангарда). С. и связывал далеко отстоящие друг от друга культурные эпохи (напр., античность и модерн), и разделял, противопоставлял, смежные, исторически близкие культурные явления, обнаруживая в них принципиальные смысловые различия (Шиллер и Гёте, Кант и Шопенгауэр, Вагнер и Ницше и др.). Обращаясь к предельно универсальному и в то же время абстрактному субстрату искусства — символич. мотивам и моделям, представляющим собой интеллектуально-филос. дискурс мира, символисты получали возможность интерпретировать любую эпоху, любое культурное явление, любого художника и мыслителя в качестве "вечных спутников", в духе "эмблематики мира", "ключей тайн", "словесной магии", в условных жанрах античной трагедии и архаич. мифотворчества. С. сознательно (и демонстративно) отвлекался от конкр. историзма (а значит, и современности), апеллируя к вечности, вневременным критериям искусства, мысли и жизни; перекодируя сюжеты и образы, идеи и концепции мировой культуры в мифологемы и философемы универс. порядка, органически вписывающиеся как в образно-ассоциативный контекст разл. искусств, так и в понятийно-логич. контекст философско-эссеистских, теоретико-эстетич. и политико-публицистич. построений.
И пафос, и идеология, и поэтика во всех явлениях С. в мировой культуре сходны. Эстетизм и философичность, обобщенность и абстрактность образов, их многозначность и расплывчатость, отрицание пошлой обыденности и всемирный масштаб осмысления действительности, склонность к мистицизму и истолкование религии как искусства — все это является общим для С. в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в театре и эстетич. теориях разных нац. культур. В то же время очевидно: если во франц., австр. или сканд. С. важно личностное начало, "культ Я", поэтизация внутр. мира; то в нем., белы. и особенно русском на первом плане оказывается внеличное, всеобщее, вселенское начало. Если англ. или австр. С. декларируют отречение от обыденности, пошлой повседневности, то С. белы. и русский усматривают в самой будничной повседневности возвышенное, величественное и прекрасное начало, а франц., нем. и скандинавский воссоздают извечность противоречии между банальной действительностью и высокими идеалами, исключительным. Типологич. различия С. в разл. культурных традициях обусловлены во многом соотношением "сил" натурализма и противостоящих ему романтич. тенденций в искусстве и философии — в каждой нац. культуре своеобразным.
Для построения типологии всемирного С. необходимо учитывать, что генезис С. в каждой нац. культуре (как и модернизма в целом) ориентирован не столько на преемственность (по отношению к опр. идейно-худож. традициям, стилям, конкр. именам), сколько на отталкивание. Именно от того, что служит в каждом конкр. случае предметом эстетич. и филос. противостояния, полемики, идейного спора, зависит смысл и эстетич. наполнение разных нац. вариантов С. (франц. и нем., австр. и норв., белы. и англ., наконец, самого многообразного и противоречивого — русского). Другой критерий ценностно-смысловой дифференциации С. в мировой культуре — те тенденции, к-рые вытекают из каждой нац. его разновидности, сменяя его идейно-эстетич. монополию, оспаривая его культурный авторитет (разл. виды постсимволизма).
Генезис С. в разных зап.-европ. культурах различен: франц. С. рождается в полемике с натурализмом в искусстве (Золя и его эпигоны); англ. С. не ограничивается чисто худож. полемикой, — он отталкивается не только от бытописательства и реалистич. лит. традиций, но и от филос. позитивизма, рационализма (вообще научного мировоззрения), от материализма и прагматизма в житейской практике. Зато нем. С. строится на совмещении натурализма с импрессионизмом, дополненным филос. идеализмом и иррационализмом; сходные тенденции отмечаются в австр., швед. и норв. С. В белы. С. сталкиваются как позитивистские, рационалистич. и натуралистич. традиции (Верхарн), так и антипозитивистские, хотя и не исключающие конкр. вещественности (Метерлинк), движущиеся как бы навстречу друг другу. Итал. С. (Д‘Аннунцио) рождается в борьбе с веризмом, с одной стороны, и с нац. классицизмом — с другой.
Для рус. С. характерно идеол. размежевание с традициями революционно-демократич. "шестидесятничества" и народничества, с их социальным утилитаризмом, атеизмом, жизнеподобием, идеологич. "реализмом" (ср. передвижничество). Вообще рус. С. сознает себя не столько как искусство или философия, или эстетич. теория, или религ. учение — сами по себе, но как своеобразный "ключ жизни" — универсальное социокультурное явление, более реальное, нежели сама жизнь. В этом отношении рус. С. принципиально отличается от любого С. зап.-европейского, сознающего себя прежде всего как искусство, а затем — как "искусство для искусства". Для русских символистов их творчество — это искусство преображения действительности, "искусство для жизни", "жизнетворчество".
Место рус. С. в истории отеч. и мировой культуры во многом обусловлено тенденцией, последовательно заявившей о себе в серебряный век: выработать "целостный стиль культуры" "во имя свободы творчества и во имя духа" (Бердяев}, связывающий воедино философию, религию, искусство и понимаемую весьма широко "общественность" (научную и худож., филос. и религиозную) — как деятельность по преимуществу культурную, а не социальную. Благодаря своему "целостному стилю", аккумулировавшему в себе разл. явления культуры и т.о. осуществившему заветную мечту романтиков -- идею синтеза искусств, рус. С. (чуждый, впрочем, неоромантизму, столь характерному для зап. С.) не только органически вошел в контекст мировой культуры, откликаясь на многие ее явления, но и выделился среди др. нац. типов С. — как явление культуры, наиболее универсальное, синтетич. (что и обеспечило его всемирное значение — вплоть до к. 20 в.). Даже обращение рус. символистов к античным образам, сюжетам, мотивам, сама воссоздаваемая атмосфера античности ("дионисийство", "аполлонийство" и т.п.) выступали как условные коды культуры, транспонировавшие современность в вечность, как средство обретения мировоззренч. универсализма и пути нового мифотворчества. В этой нац. особенности рус. С. сказалось сильнейшее влияние "философии всеединства" Вл. Соловьева — "отца" рус. С. и провозвестника многих культурных тенденций 20 в.
Наблюдения над разл. нац. вариантами С. показывают, что культурные традиции оказываются гораздо сильнее, нежели общие "стадиально-истор." тенденции ряда культур или межкультурные взаимосвязи и влияния. В самом деле, возникнув не без влияния франц. С. и позднего нем. романтизма, философия культуры рус. С., как и его поэтика, были специфически рус. феноменами культуры. Даже знаменитая ницшеанская идея "сверхчеловека" преобразилась на почве рус. культуры:
из проповеди безудержного имморализма, волевого самоутверждения личности, поставившей себя "по ту сторону добра и зла", утверждения исключительности "господских" натур, к-рым все позволено", рус. мыслители к. 19 — нач. 20 в. сделали "залог высшей природы в глубине души человеческой" (Вл. Соловьев). "Сверхчеловеческое" понималось как "всечеловеческое" или даже "богочеловеческое"; вместо проповеди эгоцентризма и вседозволенности появляется идея возвышения личности, отдающей себя "общему благу"; изначальный коллективизм рус. нац. самосознания одерживает верх над комплексами зап. индивидуалистич. культуры, породившей как свое обостренное самосознание — Ницше. Восходя к Вл. Соловьеву, от него к Достоевскому, затем к Пушкину, а через него — ко всей мировой культуре (Гёте, Байрон, Данте и т.д.), рус. символисты (Мережковский, А. Белый, Блок, Вяч. Иванов и др.) вступали в спор с Ницше и реинтерпретировали его образы и идеи в духе рус. религ. философии и лит-ры. Так же обстояло дело и с иными зап.-европ. влияниями (франц., нем., скандинавскими) на рус. С.
Судьба зап.-европ. С. в целом была неотделима от двух типологич. "русл" — более массового неоромантизма и элитарного неоклассицизма (противопоставляемого натурализму); у своих истоков зап.-европ. С. тесно связан с импрессионизмом (одновременно близким к натурализму и преодолевающим его); в свою очередь, С. дает начало экспрессионизму (в Германии и Австрии), а затем и сюрреализму (особенно во Франции). С. в России развивается как метахудожественное явление: в своем генезисе он отталкивается не столько от худож., сколько филос., этич., идеол. течений, а подчас и от социальных явлений самой жизни. Поэтому рус. С. целесообразно исследовать (как справедливо считает австр. ученый Хансен-Лёве) парадигмально: во взаимосвязи документов худож. мышления и доминантно-теор. дискурсов, "жизнетворчества" и мифотворчества, через символ, "интертекст".
И. В. Кондаков, Ю.В. Корж
Русский С. возник на рубеже 80-90-х гг. 19 в. и просуществовал до середины 20-х гг. 20 в. как ведущее идейно-худож. и религиозно-филос. течение рус. серебряного века, определившее собой все крупнейшие худож., филос. и — косвенно — социально-полит, достижения этой самостоят. и самобытной эпохи в истории рус. культуры (включая худож. авангард, разл. направления рус. религ. философии, "рус. космизм", многие тенденции в философии рус. марксизма, в дореволюционной "пролетарской лит-ре" и т.д.). Это исключит, влияние теор. идей и худож. практики рус.С. было связано с тем, что С. в России с самого начала претендовал на выполнение универсальных, общекультурных, мировоззренч. функций в обществ, жизни (в отличие, напр., от франц., нем. или сканд. С., остававшихся прежде всего литературно-худож. явлениями). Именно поэтому в деятельности рус. символистов, начиная с самых первых его представителей (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), поэзия была неотделима от философствования, социальный утопизм и полит, фантазирование были пронизаны религиозно-мистич. мотивами (в том числе эсхатологич. и апокалиптическими), а жизненное поведение и обществ, активность постоянно эстетизировались, обретая поэтич. и театрализованные формы. Рус. С. изначально был синкретич. явлением, демонстрируя возможности социокультурного синтеза, в к-ром сложно взаимодействовали разл. виды искусства и философия, позитивная наука и религия (обязательно "новая", неофициальная), культура и сама жизнь. Эти особенности рус. С. стали еще более выпуклыми с присоединением к нему Брюсова, Бальмонта, Ф. Сологуба и особенно "третьей волны" рус. С. — т.н. "младосимволистов" (Анненского, Вяч. Иванова, Блока, А. Белого, Балтрушайтиса и др.).
Символич. смысловые структуры (в том числе ми-фол. и религиозно-филос., художественно-эстетич. и нравственно-этич., социально-экон. и политико-идеологические) в теории и практике рус. С. "уравнивались": символич. содержание мира представлялось рус. символистам более реальным, нежели его конкр. проявление в социальной действительности, быте, в тех или иных конкр. — худож., нравств., полит., религиозных и т.п. — формах (Ens realissimum, т.е. Реальнейшее Сущее). Отсюда исповедание Рус. С. характерного девиза: "a realibus ad realiora" (Вяч. Иванов), что означает:
движение, стремление, порыв — "от реального к более реальному". Собственно, представителей рус. С. интересовали не сами по себе философия или религия (особенно ортодоксальные церковные доктрины, представлявшиеся профанацией Божеств. Истины), не сами искусство или политика (казавшиеся более или менее пошлым "ремеслом": техн. "сторона дела" мыслилась необходимой, но недостаточной), но прежде всего процесс: философствования, религиозно-мистич. исканий (богоискательство), худож. творчества, полит, преобразований и т.п. — т.е. свободной творч. интерпретации неких первичных текстов и эстетич. форм. В этом отношении рус. С. во многом предвосхитил такие магистральные направления философии 20 в., как феноменология и -тесно с ней связанная герменевтика. Не случайно выдающиеся рус. феноменологи — Флоренский, Шпет, Бахтин, Лосев, Выготский — при всем их различии между собой прошли "школу" рус. С. и испытали его определяющее воздействие на всем протяжении жизни и творчества.
Универсальным аналогом всех творч. процессов — в искусстве, религ. познании, в житейском поведении, в
полит, революции — для рус. С. было явление теургии (творч. реализация человеком божеств, начала, или деятельное уподобление себя Богу-Творцу). Поэтому для рус. С. характерна не гносеологич. устремленность, не онтологии, построения мироздания, не аксиологич. суждения о мире в разл. его проявлениях и аспектах, но гл. обр. — творч. ориентация и реализация личности (в любой доступной ей сфере — будь это область религии, философии, искусства или самой социальной действительности). Цель рус. С. (достигаемая в любой форме — поэтич., публицистич., философско-религ., поведенческой, политической) — не познание, а преобразование мира, не жизнесозерцание или жизнеописание, а "жизнестроение", не приспособление личности к существующему, несовершенному и обыденному, но "пресуществление" и созидание реальности — в соответствии с предельными идеалами божеств. Истины, Добра и Красоты. Из трех названных компонентов культурного универсума рус. С. отдавал предпочтение эстетич. началу, следуя в этом отношении тезису Достоевского "Красота спасет мир", в дальнейшем развитому Вл. Соловьевым в качестве метафизич. основания его концепции "всеединства". В результате представление об искусстве у рус. С. расширяется до масштабов человеч. деятельности вообще, включая в себя практически все. "Искусство" того или иного рода становится у рус. С. синонимом неканонич. религии и революции, любви и "умного веселия" народа, познания прошлого и заклятия будущего.
Именно философия "всеединства" Вл. Соловьева, а также его поэтич. творчество стали теор. фундаментом и смысловым "стержнем" рус. С. Все остальные влияния, на первый взгляд, представляющиеся случайными и эклектичными (зап.-европ. символизма; Ницше и Р. Вагнера; Риккерта, Г. Когена и др. неокантианцев; Р. Штейнера и антропософии в целом; рус. славянофилов и народников; идей первонач. христианства, античной культуры, мифологии Востока и т.д.), преломляются в рус. С. исключительно через философию Вл. Соловьева, что превращает их в качественно иные, творчески реинтерпретированные феномены, имеющие смысл лишь в опр. символич. контексте. Идеи коллективизма и соборности соединяются с апологией творч. индивидуальности; идеи всемирной отзывчивости сочетаются с мессианизмом, концепцией нац. избранничества; идеи межкультурного и межконфессионального диалога, вселенского единства дополняются верностью рус. культурным традициям и стремлением включить инокультурные феномены в ценностно-смысловое единство рус. культуры. В то же время концепция "всеединства" рус. С. существенно отличается от соловьевской своей дисгармоничностью, обостренным трагизмом, в конечном счете — неверием в осуществимость того, что Вл. Соловьев называл "истинным всеединством", — т.е. таким, в к-ром "единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех".
В искусстве и философии рус. С. (неразрывно связанных между собой) единое существует именно в ущерб всему и каждому; Красота противоречит Добру и Истине, а нередко и исключает их возможность; культура находится в неразрешимом конфликте с жизнью; творч. личности не совпадают с народом и народностью; народ не исчерпывается соборностью и нередко оборачивается "муравейником", "легионом". Будущее рисуется не светлым и прекрасным, а страшным: предстоит нашествие "грядущих гуннов"; надвигается катастрофич. и неотвратимая революция (мистич. духовный смысл к-рой не искупает предстоящих разрушений и страданий); предчувствуется неизбежное, чуть ли не библейское "рассеяние" России и ее народа; предстоящее "крушение гуманизма" — на устах буквально у всех рус. символистов (Мережковский и Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Вяч. Иванов, Блок, А. Белый и др.). Не случайны возникающие в это время зловещие символич. "формулы" рос. действительности: "Грядущий Хам", "Мелкий бес", "Возмездие", "Балаганчик", "Красный смех", "Христос воскрес" и т.п. В интерпретации Блока (позднее предисловие к поэме "Возмездие"), соловьевская триада "Красота — Истина — Добро" превращается в триаду: "Искусство — жизнь — политика", причем эта неканонич. "троица" вполне укладывается в диалектич. формулу "нераздельности и неслиянности", свидетельствующую о неизбывном трагизме сложившегося т.о. в 20 в. противоречивого "всеединства" рус. и мировой культуры.
В отличие от разл. нац. вариантов С. зап.-европ. (трансформировавшегося в 20 в. в экспрессионизм, сюрреализм и т.п.), рус. С. подготовил почву для постсимволистских явлений рус. культуры, в той или иной мере также причастных к авангарду, — акмеизма (к-рый в дальнейшем обрел формы неоклассицизма) и футуризма, ставшего одним из осн. течений революц. культуры (вместе с типолологически близкими ему явлениями имажинизма, конструктивизма). Все постсимволистские явления рус. культуры в процессе формирования в Советской России тоталитарной культуры были загублены или перестали существовать под давлением неблагоприятных истор. обстоятельств. Сам рус. С., переживший глубокий идейно-филос. кризис после т.н. "первой рус. революции 1905-07 гг." и накануне Первой мир. войны, в ранние послеокт. годы переживает свою агонию и постепенно сходит со сцены, уступая место постсимволистским явлениям рус. культуры, с ясным пониманием неизбежности и внутр. оправданности наступающего "крушения гуманизма" и ощущением "разрушительности", "смертельности" нестройной и дикой для "цивилизованного слуха" "музыки революции" (Блок, Вяч. Иванов). Однако влияние рус. С. на всю рус. культуру 20 в. продолжалось в косвенных, "превращенных" формах.
Одним из следствий рус. С. в эпоху советского тоталитаризма стал феномен "социалистич. реализма", декларировавшего утверждение "должного" вместо "сущего" и поэтизировавшего потенциальное содержание жизни вместо актуального. Подобные априорные установки по отношению к действительности на самом деле
не имели ничего общего с реализмом как таковым и соответствовали скорее сверхзадачам "жизнестроитель-ства", "жизнетворчества", органически близким рус. С. Эстетич. декларация действительности в ее "революц. развитии" представляла собой по существу новый вариант символистской утопии "всеединства", художественно-полит. проекта гипотетич. реальности, вера в осуществимость к-рого в ближайшем или отдаленном будущем принимала в условиях тоталитарного режима религиоподобные формы. Показательно в этом отношении дореволюц. творчество Горького, во многих отношениях близкое рус. С. (идейно-филос. декларативность, активное использование условной символики, неоромантич. пафос преобразования действительности на основаниях Красоты,обостренное восприятие Истины и лжи — в их непрямом соотношении с Красотой и Добром и т.п.). Именно Горький считался (и не без оснований) основоположником "социалистич. реализма", ставшего с к. 20-х гг. монополистич. методом советской лит-ры и искусства. Характерна и причастность Горького "богостроительству" как особой "еретической" форме рус. религ. философии (и вместе с тем нетрадиц. религиозности), родившейся на стыке с рус. неопозитивизмом ("эмпириомонизм" и "эмпириокритицизм" А. Богданова, "эмпириосимволизм" П. Юшкевича и т.п.). Многое сближает эти религиозно-филос. искания Горького с "богоискательством" в рус. С., с концепцией "нового религ. сознания".
Другой превращенной формой рус. С. стало явление "новокрестьянской культуры", связанное прежде всего с именами поэтов Н. Клюева, С. Клычкова, Есенина, А. Ширяевца, П. Орешина, ученого-экономиста и прозаика Чаянова, в той или иной степени представителей филос. прозы 20-х гг. — Платонова, Леонова, Вс. Иванова и др. Сложное ассоциативное мышление, поэтизация природы и народного быта, религиозно-филос. символика, самобытное "доморощенное" философствование в худож. форме — все это во многом продолжало и развивало традиции рус. С. с той разницей, что трагич. сознание интеллигента, оторванного своей ученостью и отвлеченностью от народной жизни, сменилось в "новокрестьянской" культуре трагич. сознанием человека из народа, традиц. представления о мире к-рого сталкиваются с необратимыми изменениями в России, связанными с процессами урбанизации, модернизации, индустриализации, коллективизации (частично совпавшими с социалистич. преобразованиями под эгидой советской власти).
Под сильным влиянием рус. С. развивалась и "пролетарская культура" в России — т.н. "пролетарская поэзия" в дореволюц. период, а после Октября творчество участников объединения "Кузница" и разл. пролеткультовских творч. организаций. Космич. масштаб образов, гиперболизм обобщений, отвлеченная декларативность и абстрактность поэтики дополнялись в произведениях "пролетарских писателей" заданными упрощенными схемами, излагающими азы социалистич. идеологии и наивно переосмысленные, профанированные аллюзии марксизма, преломленного через теории Богданова и квази-марксистские "новоделы" самих выходцев из народных низов, пополнявших ряды писателей и мыслителей "от станка". Названные три превращенные формы постсимволистской рус. культуры ("новокрестьянская", "пролетарская" и "соцреализм") определили в своей основе черты советской тоталитарной культуры, как она складывалась в 20-е и в нач. 30-х гг. в СССР.
После крушения тоталитарного строя в России интерес к рус. С. возобновился в своей незамутненной форме, хотя и через призму драматич. 75-летия опыта советской культуры, способствовавшего свежему и в то же время, пожалуй, излишне "розовому", беспроблемному восприятию рус. культуры серебряного века.
Лит.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-нач. XX в. М., 1975; Владимирова А.И. Проблема худож. познания во франц. лит-ре на-рубеже двух веков (1890-1914). Л., 1976; Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л., 1977; Крутикова Н.Е. В начале века: Горький и символисты. Киев, 1978; Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980; Балашова Т.В. Франц. поэзия XX в. М., 1982; Долгополов Л. На рубеже веков: О рус. лит-ре конца XIX-начала XX в. Л., 1985; Из истории русской литературы конца XIX-начала XX в. М., 1988; Ермилова Е.В. Теория и образный мир рус. символизма. М., 1989; Лотман Ю.М., Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллинн, 1989; Ильев С.П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики. Киев, 1991; Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб., 1993; Сарабьянов Д.В. История рус. искусства конца XIX-начала XX в. М., 1993; Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993; Поэзия франц. символизма. Лотреамон. "Песни Мальдорора". М., 1993; История русской литературы: XX век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. М., 1994; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистич. искусство. М., 1995; Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995; Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы. М., 1996; Эллис. Русские символисты. К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый. Томск, 1996; Эткинд А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуал, истории Серебряного века. М., 1996; Holthusen I. Studien zur Asthetik und Poetik des Russishen Symbolismus. Gott., 1957; Balakian A. The Symbolist Movement. A Critical Appraisal. N.Y., 1967; Decadence and the 1890s. L, 1979; Johnson R.V. Aestheticism. L., 1969; Romani B. Dal simbolismo al futurismo. Firenze, 1969; West J. Russian Symbolism: A Study ofVyacheslav Ivanov and the Russian Symbolist Aesthetics. L., 1970; Le mouvement symboliste en litterature. Bruxelles, 1974; Anderson D.L. Symbolism. A Bibliogr. of Symbolism as an Intern, and Multi-disciplinary Movement. N.Y., 1975; Hinterhauser Н. Fin de siecle: Gestalten und Mythen. Munch., 1977; Weinhold U. Kunstlichkeit und Kunst in der deutschsprachigen DekadenzLiteratur. Fr./M., 1977; Jullian R. Le mouvement des arts
du romantisme au symbolisme: Arts visuels, musique, litt. P., 1979; Delevoy R.L. Symbolists and Symbolism. Geneva; N.Y., 1982; The Symbolist Movement in the Literature of European Languages. Budapest, 1984; Hansen-Loeve A.A. Der Russische Symbolismus: System und Entfaltung der poetischen Motive. Bd. 1. W., 1989.
И. В. Кондаков


  1. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. symbolon знак символ европ. литературнохудожеств. направление кон. нач. вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гумани...Большая советская энциклопедия
  2. символизмфранц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца начала вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуман...Большая Советская энциклопедия II
  3. символизм. вообще действие или практика использования символов . в процессах сложной коммуникации использование некоторой произвольной вещи для представления или замещения ею ка...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. символизмм. simbolismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. символизммSymbolismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. символизмсимволизм м Symbolismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. символизмм. лит.em simbolismo m символикаem simbolia f...Большой русско-испанский словарь
  8. символизмсущ. муж. рода только ед. ч.символзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. символизмм. лит. иск. symbolisme m...Большой русско-французский словарь
  10. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Большой толковый социологический словарь II
  11. символизмм. лит. иск.em symbolisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг.сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей см...Большой энциклопедический словарь II
  13. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Большой энциклопедический словарь III
  14. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Большой Энциклопедический словарь V
  15. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей смутных часто...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. символизмСИМВОЛИЗМ а м. symbolisme m. strong. Символическое значение придаваемое чемулem. БАС. . Антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца начал в.em объяви...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. символизмфранц. знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала ХХ веков годов сосредоточенное на художественном выражении содержания посредст...История и теория культуры
  18. символизмфр. symbolisme от греч. symbolon знак символ литературнохудожественное направление в европейской и российской духовнокультурной жизни конца XIX начала XX в. Теоретичес...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. символизмсимволизм....Киргизско-русский словарь
  20. символизмв отличие от общепринятой системы символов усматривание больными обычных символов там где они не играют символической роли....Клиническая психология
  21. символизмсимволизм см. тимсальджилик...Крымскотатарско-русский словарь II
  22. символизмСимволизм symbolismus...Латинский словарь
  23. символизмфранц. symbolisme Литературнохудожественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX перв. трети XX вв. С. возник как реакция на господство материа...Лексикон нонклассики
  24. символизмтермин применявшийся на рубеже вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы живописи музыки. Символистами называли себя очень разные поэты и проза...Литература и язык. Современная энциклопедия
  25. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия
  26. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца XIX начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом б...Литературный энциклопедический словарь
  28. символизма м.em То же что символика в знач.Символизм свадебных обрядов.em Недостатком лирической драмы может быть наклонность к символизму и аллегории в чем более или менее спр...Малый академический словарь
  29. символизмгреч. simbolon символ литературнохудожественное направление в европейском искусстве конца XIX начала XX в. проникнутое мистицизмом таинственностью стремлением постичь ...Мировая художественная культура. Словарь
  30. символизмкорень СИМВОЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СИМВОЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИМВОЛ ИЗМ Слово Символизм содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  31. символизмНачальная форма Символизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. символизмфранц. symbolisme от греч. sumbolon знак символ литературнохудожеств. и философскоэстетич. направление зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме А. Рембо ...Музыкальная энциклопедия
  33. символизмсимволизм . м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. начала XX в. объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности пред...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. символизмsymbolism в психологии процесс представления какоголибо предмета или идеи с помощью символов. Например любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальн...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  35. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. символизмсимволизм символизм а...Орфографический словарь
  38. символизмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  39. символизмлит. символизм....Осетинско-русский словарь
  40. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. символизмОрфографическая запись слова символизм Ударение в слове символизм Деление слова на слоги перенос слова символизм Фонетическая транскрипция слова символизм [смвализм] Хар...Полный фонетический разбор слов
  42. символизмОбразное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ таким образом есть записанное иносказ...Религиозные термины
  43. символизмСИМВОЛИЗМ фр. symbolisme от греч. знак направление в европ. худож. культуре кон. нач. в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к опреде...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  44. символизмот греч. symbolon знак символ культурнофилософское течение кон. XIX нач. XX в. В России возникнув как новая школа в поэзии сб. Русские символисты С. в нач. века заявил о...Русская философия
  45. символизмсимволизм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  46. символизмМ мн. нет символизм . imperializm dvrnn dbiyyat v incsntind ifrat frdiyytiliyi v mistisizmi ifad edn mrtce cryan . khn. символика....Русско-азербайджанский словарь
  47. символизмм. символизм сновидений...Русско-английский психологический словарь
  48. символизмсимволизм м.isymbolism...Русско-английский словарь
  49. символизмm. направление...Русско-английский словарь математических терминов
  50. символизмsymbolism направление...Русско-английский технический словарь
  51. символизмN...Русско-армянский словарь
  52. символизмСмвалзм...Русско-белорусский словарь
  53. символизммуз. иск.i смвалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  54. символизмсимволи направление...Русско-ивритский словарь
  55. символизмм. лит. иск. символизм ды соы мен ды басында Европада одан кейн Ресейде дебиет пен нерде рс алан аым. см. символика...Русско-казахский словарь
  56. символизмм. лит. иск. символизм империализм доорундагы искусстводогу жана адабияттагы реакциячыл кл чгт коомго каршы багыт бул багыт пессимизмге мистицизмге жана барып турган инди...Русско-киргизский словарь
  57. символизмxingzhngzhyСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  58. символизмTimsalcilik...Русско-крымскотатарский словарь
  59. символизмтимсальджилик...Русско-крымскотатарский словарь II
  60. символизмsimbolisms...Русско-латышский словарь
  61. символизмхудожественное течение конца в. в Германии и Францииem Symbolismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  62. символизмм литu simbolismo m направление...Русско-португальский словарь
  63. символизмм тж. лит.u simgecilik sembolizm направление...Русско-турецкий словарь
  64. символизмsimgecilik sembolizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  65. символизмматем. символзм му Синонимы направление...Русско-украинский политехнический словарь
  66. символизмsymbolismus symbolizmus...Русско-чешский словарь
  67. символизм.strong smbolism.strong smboolika...Русско-эстонский словарь
  68. символизмсимволизмСинонимы направление...Русское словесное ударение
  69. символизмСИМВОЛИЗМ изображение действительных явлений мыслей чувств и отвлеченных понятий в символах т. е. в чувственных образах условно принимаемых за то что хотят ими выразить. ...Словарь иностранных слов русского языка
  70. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реал...Словарь исторических терминов
  71. символизмСИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение при котором символ см. Символ является основным приемом художественной изобразительности для художника которы...Словарь литературных терминов
  72. символизмфр. symbollisme ampLT от греч. symbolon знак опознавательная примета явление художественной культуры последней трети XIX нач. ХХ вв. противопоставившее себя реализму в...Словарь литературоведческих терминов
  73. символизмсимволизм сущ. колво синонимов направление символика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  74. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей сму...Современная энциклопедия
  75. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Современный энциклопедический словарь
  76. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей находящихс...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  77. символизмсимволизм [фр. symbolisme lt гр. см. символ] антинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца в. символисты считали свойственную поэзии ...Толковый словарь иностранных слов
  78. символизмСИМВОЛИЗМ алlt. ogt...Толковый словарь Ожегова
  79. символизмСИМВОЛИЗМ символизма мн. нет м. . То же что символика книжн. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. . Направление в искусстве конца и нача...Толковый словарь русского языка II
  80. символизмсимволизм символизм а м. Направление в литературе и искусстве конца начала в. проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущн...Толковый словарь русского языка II
  81. символизмСИМВОЛИЗМ алlt.gt...Толковый словарь русского языка
  82. символизмУдарение в слове символизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове символизм...Ударение и правописание
  83. символизмRzeczownik символизм m symbolizm m symbolika f...Универсальный русско-польский словарь
  84. символизмСИМВОЛИЗМ филос. концепции построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия мышления личности и культуры. В узком смысле эстетическое ...Философская энциклопедия
  85. символизмфранц. symbolisme от греч. знак символ худож. и филос.эстетич. течение конца нач. вв. Зародилось как лит. направление во Франции в х гг. П. Верлен А. Рембо C. Малла...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  86. символизмЗачастую довольно неудовлетворительно определяемое направление в искусстве и литературе конца XIX начала XX века. Столь же неудовлетворительно объяснение причин того поч...Философский словарь
  87. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  88. символизмСимволизм франц. symbolisme от греч. sэmbolon знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала XX вв. Возникший как реакция на господство ...Художественная энциклопедия
  89. символизмглубинное свойство человеческого сознания позволяющее классифицировать мир окружающие человека предметы в соответствии с особенностями его социальнопрактического и познав...Человек и общество
  90. символизмОлим Мис Миоз Мио Своз Мимо Сило Мим Мило Сим Лом Лов Лис Слом Иол Изол Зосим Зов Зло Зил Вол Воз Вмс Вис Взлом Сом Зоил Излом Изм Илим Иов Сми Лизис Слив Символизм Симво...Электронный словарь анаграмм русского языка
  91. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Энциклопедический словарь естествознания
  92. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральномem...Энциклопедия культурологии
  93. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Энциклопедия социологии
  94. символизмСИМВОЛИЗМ направление сложившееся в западноевропейской культуре х начале х гг. в. впервые в литературе а затем в др. видах искусства и включающее в себя философию рели...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  95. символизмфр. symbolisme от греч. symbolonзнак символхудож. течение и философскоэстетическая концепция конца XIX в нач. XX в. Зародившись как литературное направление во Франции х ...Эстетика