Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ. - Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует культурам древнего Востока; в символистском искусстве, по Гегелю, идея остается неопределенною и стремится принять образную форму в явлении, к-рое и получает отсюда свое значение. Наряду с такого рода историческим истолкованием С. трактуется подчас и как вневременная категория. В той же эстетике Гегеля напр. архитектура характеризуется как по существу символистское искусство. Русские символисты XXв., претендуя на роль «наследников веков», провозглашали С. сущностью всякого «истинного» искусства, в том числе и реалистического, приравнивая всякую типизацию, обобщение к символизации. В литературоведении XXв. термин «С.» применяется к художественным течениям конца XIX - начала XXвв. и употребляется на правах синонима в ряду терминов - «декадентство», «импрессионизм», «модернизм», «неоромантизм», став наиболее ходким из них в русских и французских работах. В качестве символистов самоопределилась группа французских поэтов в 80-х гг. XIXв., русских - в 90-х гг. Деятели С., а за ними историки литературы включали в круг С. весьма разнородных писателей от Рембо до Клоделя, от Минского до Кузмина, наряду с Уайльдом и Пшибышевским - Ибсена и т.д. Демаркационные линии С. как определенного стиля остаются до сих пор недостаточно выясненными.

Формирование стиля С. определялось процессом загнивания капитализма и переходом его в последнюю, монополистическую стадию, когда под угрозой обостряющихся противоречий между трудом и капиталом буржуазия поворачивает по всему фронту к реакции. Империалистическая буржуазия ревизует идеологию свободной капиталистической конкуренции, демократизма, либерализма, позитивизма и т.д., мечтает об императивной организации общества, стремится создать твердую систему «идеологического принуждения», в частности - религиозного, кует новое оружие против революционной идеологии пролетариата, широко используя при этом арсенал феодальных идеологий. Не будучи классово однородным, символистское движение становится центром притяжения для искусства различных реакционных и реакционизирующихся общественных групп, в том числе реакционных слоев мелкой буржуазии. Но особенно значительную роль в формировании С. играют могикане дворянства, объединяющиеся с пионерами империалистической буржуазии на почве декаданса, реакционной критики идеологических устоев промышленно-капиталистического общества и опытов реставрации феодальных идеологий.

С. складывается преимущественно на почве импрессионизма как его упадочная линия и фаза там, где импрессионизм порывает со своими научно-объективистскими, натуралистическими тенденциями, там, где он идет по линии субъективистского позитивизма и переходит в ярко выраженный субъективно-идеалистический метод. Эта антиреалистическая линия и фаза импрессионизма - начальная форма С. Наиболее последовательно творческий метод С. раскрывается на том этапе, на к-ром он стремится преодолеть субъективно-идеалистические установки, перерастая в объективный религиозно-метафизический воинствующи йидеализм. Упадочность и загнивание капитализма в его монополистической фазе и одновременно усиление буржуазной агрессии против растущего пролетарского движения определили основное противоречие С.: его декадентски-импрессионистических, диференциальных, субъективно-идеалистических истоков, с одной стороны, и интегральных, объективно-идеалистических тенденций - с другой.

Школа французского С. (Верлен, Рембо, Лафорг, Малларме и их последователи), складывающаяся в период перехода от старого «свободного» капитализма к империализму, в период после Франко-прусской войны и Парижской коммуны и захватывающая 70-90-е гг., дает пример ярко выраженного упадочного импрессионизма. Основой художественного метода французского С. является резко субъективированный сенсуализм. Действительность воспроизводится как поток ощущений; интеллектуальная переработка воспринятого устраняется. Поэзия удаляется от всякой рефлексии; поэтическая речь резко противопоставляется коммуникативной. В языке Малларме синтаксис деформируется, выпадают знаки препинания, второстепенные члены предложения, допускаются самые причудливые инверсии. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде. Наряду с вольным, психологизированным синтаксисом, нарушающим логические нормы и передающим становление переживания, создается «свободный стих» как основная форма поэзии. Существенными признаками стиля является анархичность, диференцированность, атектоничность, категория множественности. Вместо логически упорядоченного движения мысли дается ее психологическое становление со всякими побочными ходами, случайными ассоциациями. Распад логических и материальных связей приводит к крайней раздробленности образов, объединяемых лишь хрупким единством настроения. Образность метафорического ряда выступает в пестром многообразии, в различных планах. Объект и субъект фиксируется в аспекте данного, изолированного от других момента. Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма; провозглашается примат музыки в поэзии, стих приобретает напевность, изобилует звуковыми повторами, внутренними рифмами. В живописании внешних впечатлений господство получают полутона, переливы; вместо резко очерченных чувств, патетических эмоций изображаются оттенки настроений.

Бегство от действительности французских С. выражается прежде всего в сужении круга изображаемого, в отходе от актуальной тематики, в сосредоточенности на интимно-психологич. «интерьере». Господствующим жанром становится «чистая» лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма (Роденбах, Метерлинк, Ван-Лерберг и др.). С другой стороны, бегство от действительности выражается уходом в мир грезы, фантастики. Если на этом этапе сохраняется представление об объективной действительности, противостоящей иллюзиям уединенного сознания, то на следующем мир кажимостей, субъективных ощущений и представлений оказывается единственной реальностью. Самый прием символизации имеет у французских символистов еще вполне субъективистский характер. В уклонении от прямого выражения мысли символ используется как «намек», как выражение крайне индивидуализированного переживания, не укладывающегося в рамки общезначимых, логизированных форм. У Малларме часто изображаемое явление вовсе не называется, символизация приобретает характер перифраза, символ становится загадкой. Такова и система «соответствий» (у Малларме и др.), базирующаяся на единстве эмоциональной реакции. Порывая с рациональным, поэзия французских С. обращается к изображению бессознательного, сумеречных и патологических состояний сознания. Часто она получает окраску субъективного мистицизма; но в ней еще нет религиозно-метафизического понимания мира, трансцендентного идеализма; в ней - ощущения таинственного, трепет перед непознанным, эстетика религиозных обрядов (Верлен, Роденбах, Метерлинк и др.). Мистическому плюрализму Метерлинка, Гиюсманса и др. свойственно представление о множестве духов, разнородных таинственных мировых сил. Декадентский характер французского С., осознававшийся и возводившийся в принцип самими его деятелями, ясно сказывается и в обычных для него мотивах бессмысленности и тоски бытия, мрачно-иронического скепсиса (Лафорг), пессимизма, фатализма, квиетизма (Роденбах, Метерлинк), тоски о прошлом, в образах оскудения, угасания (Верлен, Самен, Роденбах).

Субъективно-идеалистический художественный метод французских символистов отвечал философским позициям эмпириокритицизма Маха-Авенариуса и его французскому варианту - «неокритицизму» школы Ренувье. Французский С. отражал кризис буржуазной идеологии 70-80-х гг. и начало загнивания капитализма, обозначив собою первую фазу буржуазного искусства империалистической эпохи.

В России С. возник в 90-х гг. и на своем первоначальном этапе (Бальмонт, ранний Брюсов и А.Добролюбов, а в дальнейшем - Б.Зайцев, Анненский, Ремизов и др.) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма (см. Импрессионизм, раздел «Импрессионизм в русской литературе»), аналогичного французскому С.

В 900-х гг., в период назревающей революции и активизации общественных классов, в буржуазно-дворянской литературе растет стремление преодолеть декадентский импрессионизм, причем эта попытка проводится на почве того же декаданса и импрессионизма. В этих условиях и формируется стиль С. в его второй фазе, стиль собственно С., отражающий дальнейшее усиление идеалистической реакции, углубление процессов загнивания и распада капитализма и в то же время - усиление империалистической агрессии буржуазии, к-рая для борьбы с революционным пролетариатом стремилась консолидировать все контрреволюционные силы. В формировании русского С. большую роль, играло капитализирующееся дворянство, проводившее политику второго шага капитализма по «прусскому пути».

Русские символисты 900-х гг. (Вяч. Иванов, А.Белый, Блок, а также Мережковский, Эллис, С.Соловьев и др.), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, примат творчества над познанием; на смену популярному в 90-х гг. Шопенгауэру выдвинулась тонизирующая философия Ницше. Любование невозвратным прошлым оттесняется ожиданиями новой эры. Перспектива ломки старого помещичьего землевладения, либерально-дворянская фронда против царской бюрократии приняли в С. форму эсхатологических чаяний, лозунгов и «религиозной революции». «Широко разрабатывая в литературе (Белый, Блок, Иванов, Мережковский и др.), в музыке (Скрябин), в живописи (Рерих, Чурлянис и др.) апокалипсическую тему, отражающую как ожидания новой капиталистической эры, так и страх перед пролетарской революцией, С. колеблется между оптимистической (мотивы чаяния возрождения, чуда преображения мира и человека, воскресения, «второго пришествия» и т.д.) и пессимистической (мотивы гибели культуры, мира, несостоявшегося чуда, невоскресшего Христа и т.п.) трактовкой темы.

Идеалы «органической» культуры будущего, идущей на смену «критической культуре» XIXв., чаяния грядущей «теократии», с ее иерархизмом, императивностью, выражали по существу отталкивание от анархии свободной капиталистической конкуренции, надежды на «организованный капитализм», облекающиеся в одеяния средневековья (западного и византийского). Тенденции военно-феодального империализма находили выражение в идеях русского мессианизма, борьбы с «панмонголизмом» и т.п. В условиях острой революционной ситуации С. приобретает черты мимикрии и социальной демагогии, типологически родственной фашизму.

В соответствии с условиями революционной эцохи и задачами классовой самозащиты символисты борются с декадентской асоциальностью, разъединенностью; индивидуализм пытаются преодолеть в концепциях «религиозной общественности» (Мережковский), «соборности» (Иванов); влияние Ницше оттесняется влиянием В.Соловьева (см.); появляется столь чуждая импрессионистам общественная, современная тематика (Белый и др.). Желая преодолеть диференцированность, раздробленность, камерность, русский символизм стремится к монументальному искусству, ищет абсолютного, общеобязательных норм как импульсов для объединения и действования. Но в качестве реакционной идеологии упадочных классов С. ищет связующие начала не в действительности, не в мире реальном, а в потустороннем мире «realiora» (высших реальностей), в религиозно-метафизических концепциях объективного идеализма (в философии В.Соловьева). Соответственно в С. усиливается борьба с материализмом, рационализмом, реализмом. «Монизм ощущений», выдвигавшийся импрессионистами, сменяется в С. резким метафизическим дуализмом материи и духа, «феноменов» и «нуменов». Вместо мгновенного, преходящих явлений, культивировавшихся импрессионизмом, русский С. выдвигает вечные сущности, абсолютное. Сенсуалистическому культивированию формы С. противопоставляет «содержательность» воинствующего идеализма, лозунги мифотворческого и религиозного искусства. На смену произвольной фантастике приходит символ, к-рый трактуется как ознаменование реальностей высшего порядка и миф как наиболее обобщенное раскрытие религиозного миропонимания (миф о Прекрасной даме у Блока, о Христе и Антихристе у Мережковского, о Дионисе-Христе у Иванова и т.д.).

Материальный мир рисуется С. как маска, сквозь к-рую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого. Символизация, базирующаяся на резко выраженном дуализме, становится основой творческого метода. С. избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы к-рых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, С. отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток к-рых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность. В отличие от импрессионизма С. приобретает композитивность, тектоничность, но на ирреалистической, иррациональной основе. «Музыкальность» и «живописность» импрессионистической поэзии в значительной мере сохраняются в С., но получают иной характер. Если импрессионизм выдвигает музыкальность в смысле акустическом, то С. пытается использовать в литературе принципы музыкальной композиции, усматривая в музыке «идеальное выражение символа», «познание в идеях» (Белый). Из этих посылок исходят в С. опыты «музыкального» развития словесных тем, их «контрапунктирования», варьирования, усиленного пользования лейтмотивами и т.п. («симфонии» и романы Белого, проза Сологуба, драмы Блока и др.). Аналогичную трансформацию претерпевает импрессионистическая живописность, получающая смысловую насыщенность в символике цветов.

С. восстанавливает категорию субстанции, предмета, но дает ее в ознаменовательной функции, лишенной конкретной характеристики. Иррационалистическая установка С. ведет к усилению роли предметности (напр. пейзажа, натюрморта); но последняя лишена локальной окраски, материальной наполненности. Символистское искусство апсихологично: символистская драма, роман не вырисовывают характеров, психологии персонажей. Действующее лицо становится знаком идеи, маской, марионеткой, управляемой из мира «высших реальностей»; подчас действующее лицо меняет свои эмпирические «личины» («Творимая легенда» Сологуба, 3-я и 4-я симфонии Белого, «Незнакомка» Блока). Ослабляется психологизм и в символистской лирике; ее задача - не заражать субъективным настроением, а быть «откровением объективного смысла мира» (В.Соловьев). Метафоричность в С. еще более усиливается и служит воплощению дуалистического миропонимания. Сочетания образов, алогичные и разрозненные в плане прямого выражения, связываются в целостную систему в символическом плане. Метафорический ряд приобретает однородность, стягивается в единый «второй план»; получают широкое применение развернутые метафоры, распространенные сравнения. В лексике чувственные представления перевешивают отвлеченные понятия. А так как чувственный мир выступает «опредмеченным», то соответственно уменьшается роль эпитета (в сравнении с импрессионизмом) и изменяется его характер (реже встречаются качественные прилагательные, чаще - эпитеты, состоящие из существительных, пользование «постоянными» символическими и мифическими эпитетами и т.д.); преобладание получает грамматическая категория существительного. Малоглагольность, обилие неглагольных форм сказуемого отражают статику форм в С. Вместо фрагментных или слитных предложений, характерных для импрессионизма, в символистской поэзии получают место более сложные конструкции фраз, усиливающие целостность построения.

Лирика С. нередко драматизуется или приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С.Соловьев, Эллис, Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (Иванов, Белый). Лирика как бы предназначается для хорического произведения, для ритуальных действий; изложение часто ведется от лица коллектива, от «мы»; формируется жанр оды, гимна, дифирамбы (Иванов); в изобилии вводится религиозно-ритуальная, церковная лексика.

Однако фокусом всех специфических субъективных тяготений С. являлась не лирика, а драма, театр не как иллюзионистическое зрелище, а как обрядово-религиозное действие. Театр должен был воплощать миф; «проблема хора неразрывно сочетается с проблемой мифа» (Иванов). Мифотворческий театр «соборных мистерий» должен был, в задании С., стать средоточием «всенародного» синтетического искусства, связанного со всем строем общества и преодолевшего всякую субъективность, диференцированность и пассивность. При всех попытках создания драмы-мистерии («Тантал», «Прометей», «Человек» Иванова, «Предварительное действие» Скрябина, «Пришедший», «Пасть ночи» Белого) мистериальный театр оставался лишь основным заданием эстетики С. Фактически существовавший символистский театр (драмы Блока, Сологуба и др., постановки Мейерхольда) на деле был сугубо созерцательным, иллюзионистическим театром марионеток. В действительности ведущей формой в С. была не драма, а «келейная» лирика, доступная лишь узкому кругу посвященных, хотя и принимавшая вид коллективной лирики. Эти противоречия наглядно показывают всю неподлинность прокламируемой С. «объективности», «монументальности», действенности.

Черты собственно символистского стиля проявляются и в декадентском импрессионизме французских символистов. Выход за пределы «монизма ощущений», субъективного психологизма, постижение жизни в категориях сверхпричинной судьбы, усиленное пользование символикой чувственных форм, вещественного мира, выражают собственно символистские тенденции стиля у Роденбаха, Метерлинка. Тот же характер имеет возрождение религиозной поэзии католицизма у Верлена, Роденбаха, Эскампа и др. В попытках Малларме обосновать поэтику С. при помощи гегелевской эстетики, в его замыслах драмы-мистерии, синтеза искусств, в мечтах о симфониях из слов предвосхищаются стремления С.

Однако во Франции активизация буржуазии, связанная с укреплением и ростом агрессивности французского империализма в 90-900-х гг., нашла выражение не столько в С., сколько в становлении империалистической «неоклассики» - сначала в «романской школе» Ж.Мореаса, Ш.Морра и др., затем во всякого рода «Возрождениях» - кельтизма, классицизма и т.п. течениях.

Немецкий С. (см. Импрессионизм) 90-х - начала 900-х гг. (Георге и его Группа, Демель и др.) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком С. рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Отражая ближайшим образом идеологию воинствующего юнкерства в условиях победоносного наступления германского империализма, немецкий С. не прибегает к социальной демагогии, выступая с открытой апологией капиталистической эксплоатации под знаменами воли к власти, культа силы, аморализма, аристократического индивидуализма, расовой идеологии, продолжая тем самым линию Ницше (см.). Сознание декаданса, конца культуры немецкий С. пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной «героике» упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу и т.д., немецкий С. не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую «верность земле» (Ницше, Георге, Демель и др.). С этим связано «обожествление плоти», идеализация материальных форм в духе античности, «аполлонизм», тяготение к четкой архитектонике, строгим формам, апология Ренессанса, «неоклассические» тенденции внутри символистского стиля, выражающие стремление к господству над «здешним миром». Однако в пределах С. (напр. у Георге) налично движение от относительного к абсолютному, искание «общечеловеческого», «сверхличного», переход от ницшеанского «антихристианства» к католицизму. Немецкий С. оказал большое влияние на формирование фашистской идеологии. В фашизме воспроизводятся обе линии немецкого С.: «языческий» индивидуализм «белокурого зверя», открытое выступление на платформе империалистической буржуазии, с одной стороны, и демагогическая проповедь «надклассовых», «общезначимых» ценностей как попытка расширить социальную базу диктатуры монополистического капитала. Обе модификации фашистской идеологии, имеющие свои прообразы в С., применяются как две тактики буржуазной агрессии различными группами национал-«социалистического» лагеря на различных этапах фашизации Германии.

В итоге при всем различии и своеобразии творчества разных групп и отдельных художников, объединяемых в понятии С., общим для них моментом является тот, что С. отразил реакционное перерождение, попятное движение идеологии буржуазии, вступившей в монополистическую фазу развития капитализма. Если импрессионизм соответствовал переломному моменту от восхождения и утверждения буржуазии к упадку капитализма и в своей декадентской струе обозначил первый этап нисхождения, то С. отразил следующую фазу этого движения, углубляющийся упадок, загнивание перерастающего в империализм капитализма и в то же время усиливающуюся агрессию империализма, мобилизацию сил для борьбы с развертывающимся революционным наступлением пролетариата.

Мы в праве рассматривать С. как особый стиль, не совпадающий с импрессионизмом, хотя и формирующийся чаще всего на почве этого последнего, как попытка его своебразного преодоления. Основные моменты, определяющие своеобразие С., - это решительное усиление борьбы с идеологией пролетариата, с материализмом (и реализмом в искусстве), попытка преодоления собственной упадочности, раслабленности, стремление к объединению различных общественных групп для борьбы с пролетариатом. Тенденции империалистического капитализма к концентрации, к императивной организации общества, к изживанию принципов «свободного» капитализма находят своеобразное отражение в художественных особенностях С.

С. изгоняет из мировоззрения элементы позитивизма, расщепляет импрессионистический «монизм ощущений», развертывая дуалистическую концепцию и выступая под знаменем воинствующего идеализма. Не довольствуясь смакованием формы в искусстве, созерцанием самодовлеющей чувственности, С. хочет насытить форму идеалистической содержательностью, утвердить господство метафизич. сущности над явлениями, С. стремится утвердить независимое от субъекта объективное бытие, переработку восприятий, предполагающую волевую и интеллектуальную активность, восстановить разложившуюся в импрессионизме связанность, упорядоченность явлений. С. выдвигает принципы интеграции, тотальности, единства во множестве, принципы господства абсолютных надиндивидуальных начал, вместо импрессионистических принципов субъективизма, психологизма, пассивности, диференцированности (см. «Импрессионизм»), относительности, случайности. Являясь идеологией классов, оказывавшихся все в большем противоречии с направлением исторического процесса и с интересами широких народных масс, С. был обречен давать лишь иллюзорное утверждение искомых принципов, опираясь на систему объективного идеализма: идеалистически понимаемую «вещь в себе», метафизические интуитивно постигаемые связи вещей, отрешенных от логических и материальных связей, иррациональную тектонику, мнимую организованность, связанность, иллюзию единства, общности, видимость монументального «всенародного» искусства. С. явился той формой активности на почве декаданса и распада, к-рая только и оставалась возможной для буржуазии «загнивающего капитализма». Другой формой активности оказалось позже возникшее течение империалистической «неоклассики», к-рая выражала неприкрытое наступление буржуазии в моменты относительно стабилизации. Особенности символистского движения во Франции, Германии, России определялись особенностями исторического развития этих стран. Удары Парижской коммуны и военного поражения создавали во Франции благоприятную почву для расцвета упадочного импрессионизма со сравнительно не резко выраженными тенденциями С. Наступление и победа молодого германского империализма определяли то обстоятельство, что немецкая буржуазия была склонна развивать свое идеологическое наступление наименее завуалированно и что струя С. в Германии в значительной мере сливалась с течением империалистической неоклассики. Наиболее ярко и последовательно система символистского стиля оформилась в России, там, где острая революционная ситуация особо побуждала буржуазию к мобилизации своих сил, к попыткам овладеть революционным движением и к стягиванию различных реакционных сил в единый контрреволюционный блок.

Библиография:

SymonsA., Symbolist movement in literature, L., 1900 (2 nd ed., L., 1908); KahnG., Symbolistes et decadents, P., 1902; Rette A., Le Symbolisme, P., 1903; BarrcA., Le symbolisme, P., 1912 (дана литература); WalzelO., Die deutsche Dichtung seit Goethes Tod, 2 Aufl., Berlin, 1920; GundolfF., George, 2 Aufl., Berlin, 1921; HatzfeldH., Die franzosische Symbolismus, Munchen, 1923; CharpentierJ., La Symbolisme, P., 1927; MartinoP., Parnasse et Symbolisme, P., 1926; FontainasA., Mes souvenirs du symbolisme, P., 1928; КоневскойИ., Стихи Лафорга, «Стихи и проза. Посмертное собр. сочин.», М., 1904; БаулерА., Ст. Малларме, «Вопросы жизни», 1905, №3; БелыйА., Арабески, М., 1911; сборники «Литературный распад» кн. 1 и 2, СПБ, 1908-1909; ИвановВ., По звездам, СПБ, 1909; БрюсовВ., французские лирики XIXв., СПБ, 1909 и в «Полном собр. сочин. и переводов», т.XXI, СПБ, 1913; Его же, Жан Мореас, «Русская мысль») 1910, №5; БелыйА., Символизм, Москва, 1910; Эллис, Русские символисты, Москва, 1910; БрюсовВ., Далекие и близкие, Москва, 1912; ИвановВ., Борозды и межи, М., 1916; ФричеВ., Современный французский Ренессанс, «Современник», 1915, №4; ЛуначарскийА.В., Этюды, Сб. статей, М., 1922; Его же, Критические этюды, Л., 1925; ПолянскийВ., Социальные корни русской поэзии от символизма до наших дней, сб. «Русская поэзия XXв.», сост. И.С.Ежов и Е.И.Шамурин, М., 1925; КоганП.С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т.III, изд. 4, М., 1928; ЛуначарскийА.В., История западноевропейской литературы, т.II, М. - Л., 1930; ФричеВ., Очерк развития западно-европейской литературы, М. - Л., 1931; БлагойД., Три века, М., 1933; Иоффе, Синтетическая история искусств, М. - Л., 1933; История советского театра, т.I, Л., 1933; КоганП.С., Очерки по истории западноевропейского театра, М. - Л., 1934.

  1. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. symbolon знак символ европ. литературнохудожеств. направление кон. нач. вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гумани...Большая советская энциклопедия
  2. символизмфранц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца начала вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуман...Большая Советская энциклопедия II
  3. символизм. вообще действие или практика использования символов . в процессах сложной коммуникации использование некоторой произвольной вещи для представления или замещения ею ка...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. символизмм. simbolismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. символизммSymbolismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. символизмсимволизм м Symbolismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. символизмм. лит.em simbolismo m символикаem simbolia f...Большой русско-испанский словарь
  8. символизмсущ. муж. рода только ед. ч.символзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. символизмм. лит. иск. symbolisme m...Большой русско-французский словарь
  10. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Большой толковый социологический словарь II
  11. символизмм. лит. иск.em symbolisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг.сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей см...Большой энциклопедический словарь II
  13. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Большой энциклопедический словарь III
  14. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Большой Энциклопедический словарь V
  15. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей смутных часто...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. символизмСИМВОЛИЗМ а м. symbolisme m. strong. Символическое значение придаваемое чемулem. БАС. . Антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца начал в.em объяви...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. символизмфранц. знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала ХХ веков годов сосредоточенное на художественном выражении содержания посредст...История и теория культуры
  18. символизмфр. symbolisme от греч. symbolon знак символ литературнохудожественное направление в европейской и российской духовнокультурной жизни конца XIX начала XX в. Теоретичес...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. символизмсимволизм....Киргизско-русский словарь
  20. символизмв отличие от общепринятой системы символов усматривание больными обычных символов там где они не играют символической роли....Клиническая психология
  21. символизмсимволизм см. тимсальджилик...Крымскотатарско-русский словарь II
  22. символизмСимволизм symbolismus...Латинский словарь
  23. символизмфранц. symbolisme Литературнохудожественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX перв. трети XX вв. С. возник как реакция на господство материа...Лексикон нонклассики
  24. символизмтермин применявшийся на рубеже вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы живописи музыки. Символистами называли себя очень разные поэты и проза...Литература и язык. Современная энциклопедия
  25. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия
  26. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца XIX начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом б...Литературный энциклопедический словарь
  27. символизма м.em То же что символика в знач.Символизм свадебных обрядов.em Недостатком лирической драмы может быть наклонность к символизму и аллегории в чем более или менее спр...Малый академический словарь
  28. символизмгреч. simbolon символ литературнохудожественное направление в европейском искусстве конца XIX начала XX в. проникнутое мистицизмом таинственностью стремлением постичь ...Мировая художественная культура. Словарь
  29. символизмкорень СИМВОЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СИМВОЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИМВОЛ ИЗМ Слово Символизм содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  30. символизмНачальная форма Символизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. символизмфранц. symbolisme от греч. sumbolon знак символ литературнохудожеств. и философскоэстетич. направление зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме А. Рембо ...Музыкальная энциклопедия
  32. символизмсимволизм . м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. начала XX в. объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности пред...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. символизмsymbolism в психологии процесс представления какоголибо предмета или идеи с помощью символов. Например любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальн...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  34. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  35. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. символизмсимволизм символизм а...Орфографический словарь
  37. символизмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  38. символизмлит. символизм....Осетинско-русский словарь
  39. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  40. символизмОрфографическая запись слова символизм Ударение в слове символизм Деление слова на слоги перенос слова символизм Фонетическая транскрипция слова символизм [смвализм] Хар...Полный фонетический разбор слов
  41. символизмОбразное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ таким образом есть записанное иносказ...Религиозные термины
  42. символизмСИМВОЛИЗМ фр. symbolisme от греч. знак направление в европ. худож. культуре кон. нач. в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к опреде...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  43. символизмот греч. symbolon знак символ культурнофилософское течение кон. XIX нач. XX в. В России возникнув как новая школа в поэзии сб. Русские символисты С. в нач. века заявил о...Русская философия
  44. символизмсимволизм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  45. символизмМ мн. нет символизм . imperializm dvrnn dbiyyat v incsntind ifrat frdiyytiliyi v mistisizmi ifad edn mrtce cryan . khn. символика....Русско-азербайджанский словарь
  46. символизмм. символизм сновидений...Русско-английский психологический словарь
  47. символизмсимволизм м.isymbolism...Русско-английский словарь
  48. символизмm. направление...Русско-английский словарь математических терминов
  49. символизмsymbolism направление...Русско-английский технический словарь
  50. символизмN...Русско-армянский словарь
  51. символизмСмвалзм...Русско-белорусский словарь
  52. символизммуз. иск.i смвалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  53. символизмсимволи направление...Русско-ивритский словарь
  54. символизмм. лит. иск. символизм ды соы мен ды басында Европада одан кейн Ресейде дебиет пен нерде рс алан аым. см. символика...Русско-казахский словарь
  55. символизмм. лит. иск. символизм империализм доорундагы искусстводогу жана адабияттагы реакциячыл кл чгт коомго каршы багыт бул багыт пессимизмге мистицизмге жана барып турган инди...Русско-киргизский словарь
  56. символизмxingzhngzhyСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  57. символизмTimsalcilik...Русско-крымскотатарский словарь
  58. символизмтимсальджилик...Русско-крымскотатарский словарь II
  59. символизмsimbolisms...Русско-латышский словарь
  60. символизмхудожественное течение конца в. в Германии и Францииem Symbolismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  61. символизмм литu simbolismo m направление...Русско-португальский словарь
  62. символизмм тж. лит.u simgecilik sembolizm направление...Русско-турецкий словарь
  63. символизмsimgecilik sembolizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  64. символизмматем. символзм му Синонимы направление...Русско-украинский политехнический словарь
  65. символизмsymbolismus symbolizmus...Русско-чешский словарь
  66. символизм.strong smbolism.strong smboolika...Русско-эстонский словарь
  67. символизмсимволизмСинонимы направление...Русское словесное ударение
  68. символизмСИМВОЛИЗМ изображение действительных явлений мыслей чувств и отвлеченных понятий в символах т. е. в чувственных образах условно принимаемых за то что хотят ими выразить. ...Словарь иностранных слов русского языка
  69. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реал...Словарь исторических терминов
  70. символизмСИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение при котором символ см. Символ является основным приемом художественной изобразительности для художника которы...Словарь литературных терминов
  71. символизмфр. symbollisme ampLT от греч. symbolon знак опознавательная примета явление художественной культуры последней трети XIX нач. ХХ вв. противопоставившее себя реализму в...Словарь литературоведческих терминов
  72. символизмсимволизм сущ. колво синонимов направление символика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  73. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей сму...Современная энциклопедия
  74. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Современный энциклопедический словарь
  75. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей находящихс...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  76. символизмсимволизм [фр. symbolisme lt гр. см. символ] антинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца в. символисты считали свойственную поэзии ...Толковый словарь иностранных слов
  77. символизмСИМВОЛИЗМ алlt. ogt...Толковый словарь Ожегова
  78. символизмСИМВОЛИЗМ символизма мн. нет м. . То же что символика книжн. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. . Направление в искусстве конца и нача...Толковый словарь русского языка II
  79. символизмсимволизм символизм а м. Направление в литературе и искусстве конца начала в. проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущн...Толковый словарь русского языка II
  80. символизмСИМВОЛИЗМ алlt.gt...Толковый словарь русского языка
  81. символизмУдарение в слове символизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове символизм...Ударение и правописание
  82. символизмRzeczownik символизм m symbolizm m symbolika f...Универсальный русско-польский словарь
  83. символизмСИМВОЛИЗМ филос. концепции построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия мышления личности и культуры. В узком смысле эстетическое ...Философская энциклопедия
  84. символизмфранц. symbolisme от греч. знак символ худож. и филос.эстетич. течение конца нач. вв. Зародилось как лит. направление во Франции в х гг. П. Верлен А. Рембо C. Малла...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  85. символизмЗачастую довольно неудовлетворительно определяемое направление в искусстве и литературе конца XIX начала XX века. Столь же неудовлетворительно объяснение причин того поч...Философский словарь
  86. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  87. символизмСимволизм франц. symbolisme от греч. sэmbolon знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала XX вв. Возникший как реакция на господство ...Художественная энциклопедия
  88. символизмглубинное свойство человеческого сознания позволяющее классифицировать мир окружающие человека предметы в соответствии с особенностями его социальнопрактического и познав...Человек и общество
  89. символизмОлим Мис Миоз Мио Своз Мимо Сило Мим Мило Сим Лом Лов Лис Слом Иол Изол Зосим Зов Зло Зил Вол Воз Вмс Вис Взлом Сом Зоил Излом Изм Илим Иов Сми Лизис Слив Символизм Симво...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Энциклопедический словарь естествознания
  91. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральномem...Энциклопедия культурологии
  92. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральном ...Энциклопедия Культурология XX век
  93. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Энциклопедия социологии
  94. символизмСИМВОЛИЗМ направление сложившееся в западноевропейской культуре х начале х гг. в. впервые в литературе а затем в др. видах искусства и включающее в себя философию рели...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  95. символизмфр. symbolisme от греч. symbolonзнак символхудож. течение и философскоэстетическая концепция конца XIX в нач. XX в. Зародившись как литературное направление во Франции х ...Эстетика