Русская философия

СРОДНОСТЬ И НЕСРОДНОСТЬ

понятия, характеризующие содержание нравственно-религиозного учения Сковороды. С. в самом общем ее выражении это структурная упорядоченность человеческого бытия, определяемая прежде всего сопричастностью и подобием человека Богу: *Божие имя и естество его есть то же* (Сковорода Г. Соч.: В 2 т. М., 1973. Т. 1. С. 419). Н. как противоположность С. есть персоналистическое воплощение греха, людской злой воли, расходящейся с Божьим промыслом. Уклонение от *несродной стати* происходит в результате самопознания, постижения человеком своего духа, природы, предназначения, призвания. Познавшие свою С. составляют, по Сковороде, *плодоносный сад*, гармоническое сообщество счастливых людей, соединенных между собою как *части часовой машины* причастностью к *сродному труду* (С. к медицине, живописи, архитектуре, хлебопашеству, воинству, богословию и т. п.). В учении о С. и н. Сковорода переосмысливает в христианском духе традиции греко-римской философии человек как мера всех вещей (Протагор); восхождение человека к прекрасному (эрос у Платона); жизнь согласно природе (стоики). С. это близость человеку, его естеству, то, что соответствует его нравственному достоинству, жизненным принципам. Приближение к С. Сковорода трактует как особую разновидность познания не доктринального, а практического, годного к применению в жизни, связанного с самостоятельным поиском правды, с *деланием*. С. это также своего рода гармония, слияние нравственного и эстетического начал, идеал гармонической жизни, образ поведения совершенного человека, к к-рому следует стремиться: *Сродность обитает в Царствии Божием*. И наконец, С. это развитие по органическому типу, обусловленный замыслом Бога процесс, где каждая последующая фаза подготовлена предыдущей и вытекает из нее: *Природа и сродность значит врожденное Божие благоволение и тайный его закон* (Там же. С. 437). Узнать тайные пружины скрытого от глаз механизма развития человека, мироздания и означает, по Сковороде, познать С.