Философская энциклопедия

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ
— филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно-вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле — эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880-х по 1920-е гг.)
Уже у истоков филос. мышления (досократики, Упанишады) мы находим искусство филос. оперирования символом в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Но как филос. метод С. осознается (если говорить о зап. традиции) Платоном, который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. (Ср. «Федон», 99d— 100b, где Сократ решается рассматривать «истину бытия» в отвлеченных понятиях, чтобы не «ослепнуть» от сияния истины.) Эйдосы, которые не суть ни абстракции, ни образы, в этом контексте можно понимать именно как символы. В то же время платоновский (и позднее — неоплатоновский) метод параллельного изложения истины как теории и как мифа, строго говоря, аллегоричен, а не символичен. Европейское Средневековье делает С. одним из общекультурных принципов, однако предметом рефлексии и культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 — нач.14 в. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 в.: Возрождение, маньеризм, барокко, Просвещение богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства иносказания и «геральдической» репрезентации.
Новый поворот темы возникает в связи с кантовским учением о воображении. Описав два несовместимых измерения реальности — природу и свободу, И. Кант в «Критике способности суждения» обосновывает возможность их символического «как бы» соединения в искусстве и в целесообразности живого организма. Здесь С. впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности. В это же время И.В. Гёте в связи со своими занятиями морфологией растений приходит к интуиции «прафеномена», т.е. своего рода объективного символа, рожденного органической природой. В нем. романтизме (Нова-лис, Ф. Шлегель, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф. Крейцер и др.) разворачивается целая философия С. раскрывающая его специфику в связи с основными темами романтической эстетики (творчество, гений, ирония, взаимосоответствия и переклички миров в универсуме). Близкую романтизму версию дает А. Шопенгауэр, изображающий мир как символизацию бессодержательной воли в идеях и представлениях. Как вариант романтического С. можно рассматривать концепцию «косвенных сообщений» С. Кьеркегора.
Во втор. пол. 19 в. разработку С. берет на себя философствующее искусство: в музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Р. Вагнер — практик и теоретик). С 80-х гг. С. как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие, и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта. Рус. ответвление С. кон. 19 — нач. 20 в. дает обильные филос. плоды: в построениях B.C. Соловьева, Андрея Белого, Вяч. Иванова, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева С. получает систематическое многовариантное филос. обоснование.
В зап. мысли 20 в. выделяют несколько моделей С. Выросшая из неокантианства «философия символических форм» Э. Кассирера делает С. универсальным способом объяснения духовной реальности. «Глубинная психология» К. Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки З. Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательному включению символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает символический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы. Если аналитическая традиция склонна при этом «обезвреживать» мифологию языка и его символов в пользу рациональности и смысловой прозрачности, то «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера и герменевтика Х.Г. Гадамера пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символу быть самодостаточным средством понимания мира... Структурализм К. Леви-Строса исследует механизмы функционирования С. в первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику С. в превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.
Среди подходов, задающих алгоритмы понимания С. в культуре, выделяются как наиболее влиятельные морфология О. Шпенглера, с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм и семиотика (особенно московско-тартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (А. Варбург, Э. Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (М.М. Бахтин, М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (К.О. Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

СИМВОЛИЗМ
(франц. symbolisme, от греч. σύμβολον – знак, символ) – худож. и филос.-эстетич. течение конца 19 – нач. 20 вв. Зародилось как лит. направление во Франции в 1880-х гг. (П. Верлен, А. Рембо, C. Малларме и группировавшиеся вокруг него поэты), позднее распространилось и в др. странах – Бельгии (М. Метерлинк, Э. Верхарн), Германии и Австрии (С. Георге, Г. Гофмансталь, Р. Рильке, Г. Гауптман), Норвегии (поздний Г. Ибсен, отчасти А. Стриндберг и К. Гамсун), Польше (С. Пшибышевский), Англии (Оскар Уайльд) и т.д. В России С. возник в 1890-х гг. К "старшим" символистам обычно относят Н. Минского ("При свете совести", СПБ, 1890), Мережковского ("О причинах упадка и о новых течениях совр. рус. лит-ры", СПБ, 1893), В. Брюсова, выпустившего в 1894–95 три сб. "Рус. символисты", К. Бальмонта, Ф. Сологуба, З. Гиппиус; к "младшим", выступившим в 1900-х гг., – А. Блока, А. Белого, Эллиса, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др. С. проявился также в театре, в живописи (Пюви де Шаванн, М. Дени и др. во Франции, А. Бёклин в Швейцарии, П. Кузнецов, Н. Сапунов, Н. Чурлянис в России) и в музыке (Скрябин).
В творчестве художников-символистов своеобразно преломились неискоренимые противоречия бурж. общества, к-рое с их т. зр. способствует развитию цивилизации и в то же время подавляет человеч. индивидуальность, ведет к "гибели современной культуры" (см. А. Белый, На перевале, П., 1918, с. 12). Спасения личности и культуры символисты искали на пути духовного самоуглубления индивида, преображения жизни через иск-во, на пути религ.-эсхатологич. чаяний. Выступив против натурализма и отождествляемого с ним реализма, С. важнейшей проблемой своей эстетики объявил проблему символа. В опубл. Ж. Мореасом в 1886 манифесте С. ("Фигаро", 18. IX) говорилось, что символич. поэзия – враг "объективного описания", что для нее конкретные явления – лишь видимости, предназначенные обнаружить "эзотерическое сродство... с изначальными идеями..." (цит. по кн.: "Лит. наследство", т. 27–28, 1937, с. 54). Худож. символ через реальный предмет или состояние души наводит человека на мысль о существовании идеального начала, недоступного для обычного познания мира – "области тайного" (Малларме), "невидимых и роковых сил" (Метерлинк). Поэтич. образ символисты уподобляют музыкальному, т.к. музыка (здесь они идут вслед за Шопенгауэром) непосредственно говорит о сокровенной, словесно невыразимой сущности мира ("Поэтич. иск-во" Верлена провозглашало "музыку" и "оттенки" существеннейшими элементами поэтич. формы). Большое влияние на развитие эстетич. концепции С. оказали идеи нем. и франц. романтизма (уже Новалис говорил о том, что "всякий поэтич. образ должен быть символическим"), а также англ. прерафаэлитов (Рескин подчеркивал важность символики для подлинного иск-ва). Философия С. характеризуется отрицат. отношением к позитивизму и материализму и сложилась под воздействием идей Платона, Канта, мистиков и в особенност и Шопенгауэра, Ницше, Вл. Соловьёва. В центре гносеологии С. – понятие интуиции, к-рая отождествляется с мистич. прозрением и противопоставляется рацион. познанию как ее "бледнейшему прообразу" (см. А. Белый, О смысле познания, П., 1922, с. 70); с помощью интуиции поэт познает правду "...более таинственную и более глубокую, чем правда материальная" (Метерлинк, Полн. собр. соч., т. 1–2, П., 1915, с. 43).
Враждебность бурж. действительности иск-ву привела мн. символистов к идее самоценности иск-ва (см. "Искусство для искусства"), к противопоставлению эстетич. ценностей ценностям моральным и социальным. По словам О. Уайльда, "искусство ничего не выражает кроме самого себя", более того, "...жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни" ("Замыслы", в кн.: Полн. собр. соч., т. 3, СПБ, 1912, с. 186, 187). С идеей об автономности иск-ва большинство символистов связывало понимание С. как чисто худож. явления – по словам Брюсова, С. "...х о т е л быть и всегда был только и с к у с с т в о м" ("О "речи рабской" в защиту поэзии", см. "Аполлон", 1910, No 9, с. 33). Однако нек-рые представители течения видели в С. нечто большее: средство морального воздействия на людей (Ибсен; по словам Ф. Сологуба, "если бы не было искусства, не было бы и никакой причины для того, чтобы жизнь изменялась" – "Поэты-ваятели жизни", см. сб. "Искусство и народ", П., 1922, с. 96), некую магическую силу преображения жизни (Рембо), или, наконец, цельное миросозерцание, жизнедеятельность, призванную обновить общество (Белый, Иванов, Г. Чулков, в известной степени Блок). В обосновании С. как миропонимания рус. символисты опирались на религ.-эстетич. идеи Достоевского и Соловьёва. Усматривая задачу иск-ва в объединении с религией и превращении в теургию ("...Символика становится воплощением, символизм – теургией" – Белый Α., Арабески, М., 1911, с. 210; см. также, "О символизме", в журн.: "Труды и дни", 1912, No 1, с. 21, 22, 24), конечный идеал С. они видят в преодолении характерного для современности распада коллективных форм общения, преобразовании индивидуальной символики в символику коллективную и создании "обновленного соборного духа" (см. В. Иванов, Борозды и межи, М., 1916, с. 275; см. также, А. Белый, Символизм, М., 1910, с. 212). Мн. сторонники С. были богоискателями (см. Богоискательство).
В целом С. носил чрезвычайно сложный и разнородный характер. Эстетика С. оказала влияние на ряд направлений модернизма в бурж. иск-ве 20 в., прежде всего на экспрессионизм и сюрреализм. В то же время творчество ряда крупнейших представителей С. (Верлен, Рембо, Верхарн, Блок) выходит за пределы собственно символистской эстетики, содержит в себе реалистич. и демократич. тенденции и представляет собой выдающееся достижение художеств. культуры конца 19 – нач. 20 вв.
Лит.:Плеханов Г. В., Евангелие от декаданса, в его кн.: Лит-ра и эстетика, т. 2, М., 1958; Асмус В., Философия и эстетика рус. С., в кн.: Лит. наследство, т. 27–28, М., 1937 (весь том посвящен символистам, имеется обширная библ.); Шиллер Φр., История зап.-европ. лит-ры нового времени, т. 3, ч. 1, М., 1937, с. 7–149; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра 20 в., М., 1939, с. 220–314; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959, с. 358–405; Barre Α., Le symbolisme, P., 1911; Ρoizat Α., Le symbolisme, P., 1919; Martino P., Parnasse et symbolisme, P., 1925; Johansen S., Le symbolisme, Copenhague, 1945; Symons Α., The symbolist movement in literature, N. Y., 1958.
A. Поляков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

СИМВОЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ (франц. symbolisme) — литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четверти 19 — первой трети 20 в. Возник как реакция на господство материализма, позитивизма и натурализма в европейской культуре 19 в. Он продолжил и развил идеи и творческие принципы немецких романтиков, опирался на эстетику Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра, мистику Сведенборга, опыты Р. Вагнера; в основе русского символизма нач. XX в. — идеи и принципы мышления Ф. Ницше, лингвистическая теория А. А. Потебни, философия Вл. Соловьева. В числе источников творческого вдохновения — некоторые формы духовных культур Востока (в частности, буддизм), а на позднем этапе — теософия и антропософия. Как направление символизм сложился во Франции, наивысшего расцвета достиг в 80—90-е гг. 19 в. Главные представители — С. Малларме, Ж. Мореас, Р. Гиль, А. де Ренье, А. Жвд, П. Клодель, Сен-Поль-Ру и др.; в Бельгии — М. Метерлинк, Э. Верхарн, А. Мокель; в Германии и Австрии — С. Георге, Г. Гауптман, Р. Рильке, Г. Гофмансталь; в Норвегии — Г. Ибсен, К. Гамсун, А. Стриндберг; в России — Н. МинскийД. Мережковский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Эллис, Ю. Балтрушайтис; в изобразительном искусстве; П. Гоген, Г. Моро, П. Пюви де Шаван, Э. Карьер, О.Редон. М.Дени и художники группы “Наби”, О. Роден (Франция), А. Бёклин (Швейцария), Дж. Сегантини (Италия), Д. Г. Россетги, Э. Берн-Джоне, О. Бёрдсли (Великобритания), Я. Тороп (Голландия), Ф. Ходлер (Австрия), М. Врубель, М.-К. Чторленис, В. Борисов-Мусатов, художники группы “Голубая роза”, К. С. Петров-Водкин; в музыке: отчасти К. Дебюсси, А. Скрябин; в театре: П. фора (Франция), Г. Крэг (Англия), Ф. Комиссаржевский, отчасти В. Мейерхольд.
Символисты с энтузиазмом восприняли идеи романтиков о том, что символ в искусстве способствует восхождению от дольнего мира к горнему, их мистико-религиозное понимание поэзии. Прямыми предшественниками собственно символизма как “школы”, или направления, стали Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, а одним из инициаторов движения и его теоретиком — Малларме. Можно выделить две главные тенденции в символизме (хотя в конкретном творчестве и даже в теоретических манифестациях они часто соседствуют): неоплатоникохристианская линия (объективный символизм) и солипсистская линия (субъективный символизм). Наиболее последовательными теоретиками первой тенденции были Ж. Мореас, Э. Рейно, Ш. Морис, Ж. Ванор; среди главных представителей второй — молодой А. Жид, Реми де Гурмон, Г. Кан.
Мореас фактически возрождал платоновско-неоплатоническую концепцию искусства как “осязаемого отражения первоидей” в символах. Картины природы, любые предметы и феномены жизни, человеческие поступки и другие темы, по его утверждению, интересуют символистского поэта не сами по себе, а лишь как чувственно постигаемые символы, выражающие идеи. Для художественного воплощения этих символов необходим новый поэтический стиль (“первозданно-всеохватный”) и особый язык, который выработали символисты на основе древнефранцузского и народного языков. Отсюда своеобразная поэтика символизма. Наиболее полное изложение сути объективного символизма дал Ш. Морис в статье “Литература нынешнего дня” (1889). Он убежден, что единственными истоками Искусства являются Философия, Традиция, Религия, Легенды. Искусство синтезирует их опыт и идет дальше в постижении духовного Абсолюта. Подлинное искусство не забава, но “откровение”, оно “подобно вратам в зияющую Тайну”, является “ключом, открывающим Вечность”, путем к Истине и “праведной Радости”. Поэзия символистов — это поэзия “первозданности”, открывающая душу и язык природы и внутренний мир человека. Символическое искусство призвано восстановить изначальное единство поэзии (которой отводится первенствующая роль), живописи и музыки. Суть “вселенского эстетического синтеза” заключается в “слиянии Духа Религии и Духа Науки на празднестве Красоты, проникнутом самым человеческим из желаний: обрести цельность, вернувшись к первозданной простоте” (цит. по кн.: Поэзия французского символизма. М., 1993, с. 436). В этом состоит идеал и цель символизма. Ряд символистов исповедовали культ Красоты и Гармонии, как главных форм откровения Бога в мире. Поэт фактически занимается вторичным сотворением мира, и “материалом ему служат частицы Божества”, а “компасом Поэта” является интуиция, которую Символисты считали главным двигателем художественного творчества. Малларме верил в то, что в каждой, даже самой незначительной вещи заложено некое сокровенное значение и цель поэзии состоит в выражении с помощью человеческого языка, “обретшего свой исконный ритм”, “потаенного смысла разноликого бытия”. Эту функцию выполняет в поэзии художественный символ, ибо он не называет сам предмет выражения, но только намекает на него, доставляя наслаждение читателю процессом угадывания скрытого в символе смысла.
Солипсистское направление в символизме исходило из того, что человек имеет дело лишь с комплексом ощущений, представлений, идей, которые он сам в себе создает и которые не имеют ничего общего с внеположенным бытием. Согласно Реми де Гурмону, “мы познаем лишь феномены и рассуждаем только о видимостях; истина в себе ускользает от нас; сущность недоступна... Я не вижу того, что есть; есть только то, что я вижу. Сколько мыслящих людей, столько же и различных миров” (Le livre des masques, v. l. R, 1896, p. 11—12). Подобные идеи в философско-символическом “Трактате о Нарциссе (Теория символа)” (1891) высказывал и А. Жид. Понимание символа как художественной формы фиксации субъективных представлений и переживаний поэта нашло выражение в целом ряде символистских произведений (В. де Лиль-Адана, Р. де Гурмона, А. Жарри и др.).
По убеждению Метерлинка не художник является творцом символа, но сам символ, как “одна из сил природы”, раскрывается в искусстве через посредство художника. Символ является неким мистическим носителем сокровенной энергии вещей, вечной гармонии бытия, посланником иной жизни, голосом мироздания. Художникдояжен смиренно отдать всего себя символу, который с его помощью явит образы, подчиняющиеся вселенскому закону, но часто непонятные даже разуму самого художника. Наиболее насыщенными символическим смыслом в произведении искусства часто оказываются внешне самые заурядные события, явления, предметы. Вариации подобного понимания символа встречаются у многих символистов первого направления. По определению одного из теоретиков символистской эстетики А. Мокеля, символ — “великий образ, расцветающий на Идее”; “иносказательная реализация Идеи, напряженная связь между нематериальным миром законов и чувственным миром вещей” (Esthétique du symbolisme, Brux., 1962, p. 226). Поэт-символист и художественный критик А. Орье полагал, что искусство символистов, выражая Идею в зримых формах, субъективно по своей сути, поскольку объект воспринимается в нем через духовный мир субъекта; синтетичность и декоративность сближают искусство символизма со специфическим эстетским художественным направлением рубежа 19—20 вв., которое во Франции называлось Ар нуво, в Австрии — Сецессион, в Германии — Югендштиль, в России — Модерн).
Символизм в России унаследовал основные принципы западноевропейского символизма, но переставил отдельные акценты и внес в него ряд существенных корректив. Новаторский этап русского символизма приходится на нач. 20 в. и связан с именами “младосимволистов” Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Эллиса (Л. Л. Кобылинского). Среди особенностей русского символизма — осознание софийного начала искусства (см. София} и антиномии “соборноеиндивидуальное”, разделение символизма на реалистический и идеалистический, выведение символизма из сферы искусства в жизнь и разработка в связи с этим понятий мистериальности и теургии как важнейших категорий эстетики, апокалиптизм и эсхатологизм в качестве существенных творческих мотивов.
Символисты с воодушевлением восприняли концепцию Вл. Соловьева о Софии Премудрости Божией как творческом посреднике между Богом и людьми, главном вдохновителе искусства и соучастнике творческого процесса. Особой популярностью пользовалась соловьевская идея о явлении Софии в облике прекрасной Девы, которая была объединена ими с гетевской идей Вечно-Женственного и воплощена в поэзии — особенно Блоком (“Стихи о Прекрасной Даме”), Белым (4-я симфония “Кубок метелей”, поэма “Первое свидание”), Бальмонтом. София часто рассматривалась гарантом истинности поэтических символов и образов, вдохновителем поэтических озарений и ясновидения.
Наиболее самобытный вариант теории символизма разработал Андрей Белый Он различал символизм как миросозерцание и как “школу” в искусстве. В качестве миросозерцания символизм находится еще в становлении, ибо это — принадлежность будущей культуры, строительство которой только начинается. Пока наиболее полно символизм реализовался только в искусстве в качестве “школы”, суть которой сводится не столько к выработке специфических творческих принципов и стилистических приемов художественного выражения, сколько к новому ракурсу художественно-эстетического мышления — к интуитивному осознанию того, что всякое настоящее искусство символично. Оно создает художественные символы, соединяющие два уровня бытия — “материи” искусства и некой иной реальности, искусством символизируемой. Символизм как творческий принцип присущ всем основным “школам”: классицизму, натурализму, реализму, романтизму и собственно символизму как высшей в смысле саморефлексии формы творчества. Credo художественного символизма — единство формы и содержания при их полном равноправии. В романтизме форма зависела от содержания, в классицизме и формализме — содержание от формы. Символизм устраняет эту зависимость.
Белый различал три главных символистских понятия: Символ, символизм и символизацию. Под Символом (с прописной буквы) он понимал некое запредельное смысловое начало, абсолютное Единство, которое в конечном счете отождествлял с воплотившимся Логосом, т. е. с Христом (статья “Эмблематика смысла” и др.). В универсуме этот абсолютный Символ раскрывается (и сокрывается одновременно) в бесчисленных символах тварного мира и произведений искусства и культуры. Символ (со строчной буквы) — это “окно в Вечность”, путь к Символу и одновременно его броня, надежная оболочка. Большое внимание Белый уделял слову как символу во всех его аспектах. Существенную базу символической “школы” видел в лингвистике (в частности, в идеях Потебни).
Под символизмом Белый понимал теорию символического творчества и одновременно само это творчество, а словом “символизация” обозначал реализацию символизма в искусстве. “Искусство есть символизация ценностей в образах действительности”. Художественный символизм — “метод выражения переживаний в образах” (Белый А. Критика. Эстетика, Теория символизма, т. 2. M., 1994, с. 245,67). Искусство имеет религиозное происхождение, и традиционное искусство обладает религиозным смыслом, суть которого эзотерична, ибо искусство зовет к “преображенной жизни”. В Новое время, в век господства науки и философии, “сущность религиозного восприятия жизни перешла в область художественного творчества”, поэтому современное искусство (т. е. символическое прежде всего) — “кратчайший путь к религии” будущего (там же, т. 1, с. 267, 380). Сама эта религия ориентирована на совершенствование и преображение человека и всей жизни, отсюда конечной целью символизма является выход за пределы собственно искусства для свободной теургии — созидания жизни с помощью божественной энергии Символа. В иерархии творческих “зон” теургия занимает высшую ступень, к которой ведут ступени художественного и религиозного творчества. Идея теургии, повышенная религиозная акцентация искусства и в целом пророчески-проповеднический характер творчества, особенно ярко выраженные у Белого, существенно отличают русский символизм от западного.
Лейтмотив всего теоретического и художественного творчества Белого — ощущение глобального кризиса культуры (усилившееся в период 1-й мировой войны, когда им были написаны статьи “Кризис жизни”, “Кризис культуры”, “Кризис мысли” и “Кризис сознания”), апокалиптические видения, осознание культурно-исторического конца. Белый считал, что апокалипсис русской поэзии вызван приближением “Конца Всемирной Истории”, в котором, в частности, он видел разгадку “пушкинской и лермонтовской тайн”. Белого обуревали эсхатологические чаяния приближения нового, более совершенного этапа культуры, способствовать которому и призваны символисты на путях свободной теургии, мистико-художественного творчества жизни.
Для понимания сути символизма Белого важен анализ специфики художественного мышления писателя, постоянно ощущавшего свою, глубинную связь с иными мирами и видевшего смысл искусства в выявлении этих миров, установлении с ними контактов, в активизации путей созерцания, совершенствовании сознания и в конечном счете — совершенствовании самой жизни (теургический аспект). К особенностям поэтики Белого относятся сложная полифония трех содержательных планов бытия (личности, внеположенного ей материального мира и запредельной “иной” реальности), апокалиптическое мироощущение и эсхатологические чаяния, реальное ощущение борьбы Христа и Антихриста, Софии и Сатаны в мире и в человеке; в прозе сильно выражены некоторые, выявленные Фрейдом, “комплексы”, для позднего периода — контакты с астральными уровнями, изображение мира глазами “астрального двойника” и т. п.; отсюда постоянные мотивы одиночества, глобальной непонятости, душевного страдания вплоть до ощущения распятости себя в самом себе, почти параноидальная атмосфера в некоторых частях “симфоний”, “Петербурга”, “Масок”. Ясновидение и ощу-т шение в себе пророческих интенций вызывают у Белого повышенный интерес к сочетанию чисто “мозговых” приемов с интуитивными откровениями, иррациональными ходами, усиливают алогизм (доходящий иногда до абсурда), ассоциативность, синестезию в его произведениях. “Танец самоосуществляющейся мысли” (Белый) задает сумасшедший ритм многим его произведениям, стимулирует постоянную смену повествовательных и лирических масок, создает “пляску” смыслов особыми приемами использования звуков, слов, фраз, речи, текста в целом. Поэтика Белого, отличающаяся обостренным духом эксперимента, оказала влияние на ряд авангардных, модернистских и постмодернистских явлений в литературе и искусстве 20 в.; его считают “отцом” футуризма и модернизма в целом, предтечей формальной школы в литературоведении (им впервые введены в анализ литературного материала такие понятия, как “прием”, “материал”, “форма”) и экспериментальной эстетики, крупнейшим писателем антропософской ориентации.
Одной из существенных особенностей эстетики русского символизма было стремление его теоретиков прогнозировать развитие искусства в направлении превращения в сакральную мистерию. Мистерия осознавалась в качестве идеала и конечной цели “реалистического символизма”, который Вяч. Иванов, а вслед за ним Белый, отличал от “идеалистического символизма”. Суть последнего заключается в том, что символы здесь выступают только средством контакта между людьми и носят субъективно-психологический характер, ориентированы на выражение и передачу тончайших нюансов переживаний. Они не имеют никакого отношения к истинам и Истине. В реалистическом же символизме символы онтологичны — они сами реальны и приводят людей к еще более высоким истинным реальностям (a realibus ad realiora — девиз Иванова-символиста). Здесь символы тоже связывают сознания субъектов, но в ином плане — они приводят их (как в христианском богослужении) “чрез Августиново transcende te ipsum” в Соборное единение “общим мистическим лицезрением единой для всех, объективной сущности” (Собр. соч., т. 2. Брюссель, 1974, с. 552). Реалистический символизм является, по убеждению Иванова, формой сохранения и в какой-то мере развития на современном уровне мифа, как глубинного содержания символа, понятого в качестве реальности. Истинный миф лишен каких-либо личностных характеристик; это объективная форма хранения знания о реальности, обретенная в результате мистического опыта и принимаемая на веру до тех пор, пока в акте нового прорыва к той же реальности не будет открыто о ней новое знание более высокого уровня. Тогда старый миф снимается новым, который занимает его место в религиозном сознании и в духовном опыте людей. Сверхзадачу симвоАизма Иванов видел в мифотворчестве — не в художественной обработке старых мифов или в писании новых фантастических сказок, чем, по его мнению, занимается идеалистический символизм, а в истинном мифотворчестве, которое он понимал, как “душевный Подвиг самого художника”. Художник “должен перестать творить вне связи с божественным всеединством, должен воспитать себя до возможностей творческой реализации этой связи. И миф, прежде чем он будет переживаться всеми, должен стать событием внутреннего опыта, личного по своей арене, сверхличного по своему содержанию” (там же, с. 558). В этом и заключается “теургическая цель” символизма.
Многие русские символисты осознавали, что им тесно в рамках искусства, и осмысливали символизм как некую творческую систему будущего, которая должна выйти за пределы искусства. Символизм, по их мнению, по-своему ведет человека к той же цели, что и религия, не покушаясь на подмену ее или вытеснение. Эллис писал, что художественный символизм, отрывая душу от привязанности к чисто материальному миру и увлекая ее в бесконечные сферы духа, тем не менее не может вести ее в этом направлении до логического конца и как бы удерживает на полпути. В этом он видел принципиальный антИномизм символизма, его духовно-гносеологическую ограниченность.
Определенный итогрусскому символизму подвел Н. Бердяев в работе “Смысл творчества. Опыт оправдания человека” (1916). Он полностью солидарен с символистами в понимании символа как основы любого искусства и символизма — как его высшей ступени. Несколько варьируя их формулировки, он утверждал, что “символ есть мост, переброшенный от творческого акта к сокровенной последней реальности”. Однако, убежден Бердяев, на путях искусства нет возможности достичь этой “реальности”. В символизме творчество перерастает рамки искусства и культуры, оно рвется не к ценностям культуры, а к новому бытию. “Символизм есть жажда освободиться от символизма через осознание символической природы искусства. Символизм есть кризис культурного искусства, кризис всякой серединной культуры. В этом его мировое значение”. Трагедия христианского творчества “с его трансцендентной тоской завершается в символизме”. Символисты стали предтечами и провозвестниками “грядущей мировой эпохи творчества”, творчества самой жизни на новых духовных основаниях. За символизмом следует “мистический реализм”, за искусством— теургия (Собр. соч., т. 2. Paris., 1985, с. 276-277).
Символизм оказал существенное влияние на целый ряд художественных направлений 20 в. (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, театр абсурда, постмодернизм — см. Авангард}, на творчество целого ряда крупных писателей и художников. Многие теоретические находки символистов нашли отражение в крупных эстетических течениях. В то же время обостренно духовная, а часто и религиозно-мистическая ориентация большинства символистов оказалась чуждой главной тенденции искусства 20 в.
Лит.: [Эстетические манифесты, теоретические труды символистов] — Белый Андрей. Символизм. М., 1910; Он же. Луг зеленый. М., 1910; Он же. Арабески. М., 1911; Он же. Символизм как миропонимание. М., 1994; Литературное наследство, т. 27—28. М., 1937; Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986; Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993; Эллис. Русские символисты. Томск, 1996; Baudelaire Ch. Curiosités esthétiques. L'art romantique et autres oeuvres critiques. P., 1962; Denis M. Théories. 1890—1910. P., 1920; MichaudG. Message poétique du symbolisme. La doctrine symboliste, v. 1—3. P., 1947; MockelA. Esthétique du symbolisme. Bruxelles, 1962; MitcheUB. Les manifestes littéraires de la belle époque. 1886-1914. Antologie critique. P., 1966; Обломиевский Д. французский символизм. М., 1973; МазаевА. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992; Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870-1900. М., 1994; Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1998; Бычков В. В. Эстетические пророчества русского символизма.— “Полигнозис”, 1999, № 1, с. 83—120; Он же. Символизм в поисках духовного.— В кн.: Он лег. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica, т. 2. M., 1999, с. 394—456; BowraC. M. The Heritage of Symbolism, v. 1—3. L., 1943; Christoffel U. Malerei und Poesie. Die symbolische Kunst des 19 Jahrhunderts. Wien, 1948; LehmannA. The Symbolist Aesthetic in France 1885-1895. xf., 1950; Holthusenf. Studien zur Ästhetik und Poetik des russischen Symbolismus. Göttingen, 1957; Hofttätter H. H. Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende. Köln, 1965; Weinberg B. The Limits of Symbolism. Chi., 1966; Hofslätter H. H. Idealismus und Symbilismus. Wien—Münch., 1972; CioranS. The Apocalyptic Symbolism ofAndrej Belyj. P, 1973; Jullian Ph. The Symbolists. L., 1973; Gotdwater R. Symbolism. L., 1979; Pierre J. Symbolism. L., Woodbury, 1979; Houston J. P. French Symbolism and the Modernist Movement, Baton Rouge, La., 1980; WoronoffAl. Andrej Belyj's “Peterburg”, James Joyce's “Ulysses” and the Symbolist Movement. Bern, 1982; BalakianA. The Fiction of the Poet: From Mallarmé to the Post-Symbolist Mode. Princeton. N. J., 1992.
В. В. Бычков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
направление


  1. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. symbolon знак символ европ. литературнохудожеств. направление кон. нач. вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гумани...Большая советская энциклопедия
  2. символизмфранц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца начала вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуман...Большая Советская энциклопедия II
  3. символизм. вообще действие или практика использования символов . в процессах сложной коммуникации использование некоторой произвольной вещи для представления или замещения ею ка...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. символизмм. simbolismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. символизммSymbolismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. символизмсимволизм м Symbolismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. символизмм. лит.em simbolismo m символикаem simbolia f...Большой русско-испанский словарь
  8. символизмсущ. муж. рода только ед. ч.символзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. символизмм. лит. иск. symbolisme m...Большой русско-французский словарь
  10. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Большой толковый социологический словарь II
  11. символизмм. лит. иск.em symbolisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг.сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей см...Большой энциклопедический словарь II
  13. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Большой энциклопедический словарь III
  14. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Большой Энциклопедический словарь V
  15. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей смутных часто...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. символизмСИМВОЛИЗМ а м. symbolisme m. strong. Символическое значение придаваемое чемулem. БАС. . Антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца начал в.em объяви...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. символизмфранц. знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала ХХ веков годов сосредоточенное на художественном выражении содержания посредст...История и теория культуры
  18. символизмфр. symbolisme от греч. symbolon знак символ литературнохудожественное направление в европейской и российской духовнокультурной жизни конца XIX начала XX в. Теоретичес...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. символизмсимволизм....Киргизско-русский словарь
  20. символизмв отличие от общепринятой системы символов усматривание больными обычных символов там где они не играют символической роли....Клиническая психология
  21. символизмсимволизм см. тимсальджилик...Крымскотатарско-русский словарь II
  22. символизмСимволизм symbolismus...Латинский словарь
  23. символизмфранц. symbolisme Литературнохудожественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX перв. трети XX вв. С. возник как реакция на господство материа...Лексикон нонклассики
  24. символизмтермин применявшийся на рубеже вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы живописи музыки. Символистами называли себя очень разные поэты и проза...Литература и язык. Современная энциклопедия
  25. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия
  26. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца XIX начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом б...Литературный энциклопедический словарь
  28. символизма м.em То же что символика в знач.Символизм свадебных обрядов.em Недостатком лирической драмы может быть наклонность к символизму и аллегории в чем более или менее спр...Малый академический словарь
  29. символизмгреч. simbolon символ литературнохудожественное направление в европейском искусстве конца XIX начала XX в. проникнутое мистицизмом таинственностью стремлением постичь ...Мировая художественная культура. Словарь
  30. символизмкорень СИМВОЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СИМВОЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИМВОЛ ИЗМ Слово Символизм содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  31. символизмНачальная форма Символизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. символизмфранц. symbolisme от греч. sumbolon знак символ литературнохудожеств. и философскоэстетич. направление зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме А. Рембо ...Музыкальная энциклопедия
  33. символизмсимволизм . м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. начала XX в. объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности пред...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. символизмsymbolism в психологии процесс представления какоголибо предмета или идеи с помощью символов. Например любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальн...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  35. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. символизмсимволизм символизм а...Орфографический словарь
  38. символизмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  39. символизмлит. символизм....Осетинско-русский словарь
  40. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. символизмОрфографическая запись слова символизм Ударение в слове символизм Деление слова на слоги перенос слова символизм Фонетическая транскрипция слова символизм [смвализм] Хар...Полный фонетический разбор слов
  42. символизмОбразное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ таким образом есть записанное иносказ...Религиозные термины
  43. символизмСИМВОЛИЗМ фр. symbolisme от греч. знак направление в европ. худож. культуре кон. нач. в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к опреде...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  44. символизмот греч. symbolon знак символ культурнофилософское течение кон. XIX нач. XX в. В России возникнув как новая школа в поэзии сб. Русские символисты С. в нач. века заявил о...Русская философия
  45. символизмсимволизм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  46. символизмМ мн. нет символизм . imperializm dvrnn dbiyyat v incsntind ifrat frdiyytiliyi v mistisizmi ifad edn mrtce cryan . khn. символика....Русско-азербайджанский словарь
  47. символизмм. символизм сновидений...Русско-английский психологический словарь
  48. символизмсимволизм м.isymbolism...Русско-английский словарь
  49. символизмm. направление...Русско-английский словарь математических терминов
  50. символизмsymbolism направление...Русско-английский технический словарь
  51. символизмN...Русско-армянский словарь
  52. символизмСмвалзм...Русско-белорусский словарь
  53. символизммуз. иск.i смвалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  54. символизмсимволи направление...Русско-ивритский словарь
  55. символизмм. лит. иск. символизм ды соы мен ды басында Европада одан кейн Ресейде дебиет пен нерде рс алан аым. см. символика...Русско-казахский словарь
  56. символизмм. лит. иск. символизм империализм доорундагы искусстводогу жана адабияттагы реакциячыл кл чгт коомго каршы багыт бул багыт пессимизмге мистицизмге жана барып турган инди...Русско-киргизский словарь
  57. символизмxingzhngzhyСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  58. символизмTimsalcilik...Русско-крымскотатарский словарь
  59. символизмтимсальджилик...Русско-крымскотатарский словарь II
  60. символизмsimbolisms...Русско-латышский словарь
  61. символизмхудожественное течение конца в. в Германии и Францииem Symbolismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  62. символизмм литu simbolismo m направление...Русско-португальский словарь
  63. символизмм тж. лит.u simgecilik sembolizm направление...Русско-турецкий словарь
  64. символизмsimgecilik sembolizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  65. символизмматем. символзм му Синонимы направление...Русско-украинский политехнический словарь
  66. символизмsymbolismus symbolizmus...Русско-чешский словарь
  67. символизм.strong smbolism.strong smboolika...Русско-эстонский словарь
  68. символизмсимволизмСинонимы направление...Русское словесное ударение
  69. символизмСИМВОЛИЗМ изображение действительных явлений мыслей чувств и отвлеченных понятий в символах т. е. в чувственных образах условно принимаемых за то что хотят ими выразить. ...Словарь иностранных слов русского языка
  70. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реал...Словарь исторических терминов
  71. символизмСИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение при котором символ см. Символ является основным приемом художественной изобразительности для художника которы...Словарь литературных терминов
  72. символизмфр. symbollisme ampLT от греч. symbolon знак опознавательная примета явление художественной культуры последней трети XIX нач. ХХ вв. противопоставившее себя реализму в...Словарь литературоведческих терминов
  73. символизмсимволизм сущ. колво синонимов направление символика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  74. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей сму...Современная энциклопедия
  75. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Современный энциклопедический словарь
  76. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей находящихс...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  77. символизмсимволизм [фр. symbolisme lt гр. см. символ] антинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца в. символисты считали свойственную поэзии ...Толковый словарь иностранных слов
  78. символизмСИМВОЛИЗМ алlt. ogt...Толковый словарь Ожегова
  79. символизмСИМВОЛИЗМ символизма мн. нет м. . То же что символика книжн. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. . Направление в искусстве конца и нача...Толковый словарь русского языка II
  80. символизмсимволизм символизм а м. Направление в литературе и искусстве конца начала в. проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущн...Толковый словарь русского языка II
  81. символизмСИМВОЛИЗМ алlt.gt...Толковый словарь русского языка
  82. символизмУдарение в слове символизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове символизм...Ударение и правописание
  83. символизмRzeczownik символизм m symbolizm m symbolika f...Универсальный русско-польский словарь
  84. символизмфранц. symbolisme от греч. знак символ худож. и филос.эстетич. течение конца нач. вв. Зародилось как лит. направление во Франции в х гг. П. Верлен А. Рембо C. Малла...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  85. символизмЗачастую довольно неудовлетворительно определяемое направление в искусстве и литературе конца XIX начала XX века. Столь же неудовлетворительно объяснение причин того поч...Философский словарь
  86. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  87. символизмСимволизм франц. symbolisme от греч. sэmbolon знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала XX вв. Возникший как реакция на господство ...Художественная энциклопедия
  88. символизмглубинное свойство человеческого сознания позволяющее классифицировать мир окружающие человека предметы в соответствии с особенностями его социальнопрактического и познав...Человек и общество
  89. символизмОлим Мис Миоз Мио Своз Мимо Сило Мим Мило Сим Лом Лов Лис Слом Иол Изол Зосим Зов Зло Зил Вол Воз Вмс Вис Взлом Сом Зоил Излом Изм Илим Иов Сми Лизис Слив Символизм Симво...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Энциклопедический словарь естествознания
  91. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральномem...Энциклопедия культурологии
  92. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральном ...Энциклопедия Культурология XX век
  93. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Энциклопедия социологии
  94. символизмСИМВОЛИЗМ направление сложившееся в западноевропейской культуре х начале х гг. в. впервые в литературе а затем в др. видах искусства и включающее в себя философию рели...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  95. символизмфр. symbolisme от греч. symbolonзнак символхудож. течение и философскоэстетическая концепция конца XIX в нач. XX в. Зародившись как литературное направление во Франции х ...Эстетика