Художественная энциклопедия

СИМВОЛИЗМ

Символизм

(франц. symbolisme, от греч. sэmbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

В целом символизм был весьма неоднородным и противоречивым явлением. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, он являлся скорее "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. В 1860-80-х гг. некоторые черты символизма (желание уйти от гнетущей повседневности в постижение вневременных идеалов бытия, вернуться к искренности, "чистоте" искусства прошлого и воссоздать эти качества в настоящем) в разной мере присущи позднеромантическому движению прерафаэлитов в Великобритании, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастеров неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации искусства минувших эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, средневековым легендам. И в идеализации прошлого, и в толковании основных "символических" мотивов (прежде всего самых общих, таких, как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и т.п.), состоявшем, как правило, в подмене символа претенциозной, хотя часто и невнятной аллегорией, символизм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. оставался в полной зависимости от литературы, причём не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX в. - классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приёмов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощрённой фантазией - то манерно-утончённой, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающе достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то интригующе неопределённой и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии).

В конце 1880-х гг. во Франции П. Гоген и группа его последователей (так называемая понт-авенская школа: Э. Бернар, Л. Анкетен и др.), призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизились с символизму. Основываясь на живописной системе так называемого синтетизма, обобщая и упрощая формы и линии, ритмически располагая крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, они пытались воплотить искомые символы в самом характере пластические формы.

В 1890-е гг. и во Франции (группа "Наби" во главе с П. Серюзье и М. Дени), и в других странах символизм обрёл достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, а зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "неизменную" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утончённой эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии).

Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно- фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX - начала XX вв. придавали символическим образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии).

Многообразие существовавших внутри символизма идейных и социально-культурных тенденций, приводившее к быстрому распаду его группировок и поляризации идеологической ориентации, особенно наглядно проявилось в русской культуре. Сочетавший общие для символизма установки с собственно культурными традициями, глубоко озабоченный судьбами своей нации и национальной культуры, русский символизм в сфере литературы являл пример самого резкого размежевания своих приверженцев - от адептов религиозного мистицизма (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус) и "жрецов чистого искусства" (К. Д. Бальмонт) до поэтов, чётко осознавших реальности общества и истории (В. Я. Брюсов, А. А. Блок). Сложным, вплоть до глубоких идейных расхождений, было взаимодействие литературы русского символизма и изобразительного искусства, отмеченного его чертами. Напряжённости духовных исканий, свойственной в целом литературе русского символизма, противоположны общая духовная тональность живописи В. Э. Борисова-Мусатова и творчество большинства мастеров "Мира искусства" с его мечтательно-ироничной или чуть гротескной эстетической интерпретацией прошлого. Ещё дальше от устремлений поэтов-символистов отстоял связанный с ними организационно, (через журнал "Золотое руно") смутно-мистический символизм группировки "Голубая роза". Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное, мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски. В живописи К. С. Петрова-Водкина в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся исторический перелом а судьбе страны. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры (произведения Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона и др.).




О. Редон. "Глаз как шар". Рисунок углём. Около 1890.




Э. Мунк. "Крик". 1893. Национальная галерея. Осло.

Литература:Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, (перевод с английского, т. 1, Л.-М., 1962); Д. В. Сарабьянов, К вопросу о символизме в русской живописи конца XIX - начала XX в., "Вестник Московского университета, серия 8, 1982, Й 3; Christoffel U., Malerei und Poesie. Die symbolistische Kunst des 19.Jahrtiunderts, W., (1948); Hofstдtter Н. Н., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Kцln, 1965; его же, Idealismus und Symbolismus, (W.-Mьnch., 1972); Le symbolisme en Europe, P., 1976; Cassou J., Encyclopйdie du symbolisme..., P., 1979.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
символи́зм
(франц. symbolisme, от греч. sýmbolon – знак, символ), направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х гг. Символисты стремились проникнуть в тайны бытия и сознания, увидеть в образах реального мира «окно в бесконечность» (В. Я. Брюсов), выразить средствами изобразительного искусства высшую, идеальную сущность мира, его нетленную, вечную красоту. Основные представители символизма в изобразительном искусстве: Э.Мунк, Г.Моро, О.Редон, М. К. Чюрлёнис, М. А.Врубель, В. Э.Борисов-Мусатов, художники из объединений «Голубая роза» (Н. Н.Сапунов, С. Ю.Судейкин, П. В.Кузнецов, ранний М. С.Сарьян) и«Наби»(М. Дени и др.); близко к символизму раннее творчество К. С.Петрова-Водкинаи П.Гогена, графика О.Бёрдсли, произведения многих мастеров стиля модерн. С символизмом соприкасается творчество художников объединения «Мир искусства» (А. Н.Бенуа, К. А.Сомов, Л. С.Бакст) и раннего В. В.Кандинского.
Развивая традицииромантизмасо свойственной ему тоской по несбыточному, взяв за основу философские и эстетические принципы, провозглашённые А. Шопенгауэром и Ф. Ницше, символисты сделали предметом своих творческих исследований мечты, фантазии и видения (Пюви де Шаванн, Дени, Чюрлёнис, Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, голуборозовцы), магию и колдовство (Моро, Сомов), потусторонний или воображаемый мир (Врубель, Моро, Редон), сон и смерть (Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Сомов, А. Бёклин). Многие художники-символисты творили в стилистикемодерна.


О. Редон. «Мистическая лодка». Ок. 1880—85 гг. Частное собрание. Фрагмент




В. Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва




М. К. Чюрлёнис. «Зима». 1907 г. Музей М. К. Чюрлёниса. Каунас




М. А. Врубель. «Жемчужина». 1904 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва




К. С. Петров-Водкин. «Берег». 1907 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


В противоположность реализму Г.Курбеи его последователей во Франции,передвижниковв России, а также искусству импрессионистов с их установкой на точное воспроизведение оптических эффектов света, символисты стремились посредством видимых форм выразить невидимое, движения глубинной жизни души, показать власть духовного над материальным. Свои сюжеты они черпали не из событий и явлений окружающего мира, а из мифов, сказок и легенд, из литературных произведений, и прежде всего – из современной им символистской поэзии (Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, А. А. Блока, А. Белого, В. Я. Брюсова и др.). Это было время тесного содружества художников и поэтов, часто собиравшихся вместе на дружеских вечеринках, а нередко и объединявшихся в культурные сообщества. Произведения символистов погружают зрителя в атмосферу сказочного, подчас демонического мира (М. А.Врубель), где образы мужчин воплощают странствия человеческого духа в поисках истины, а женщины предстают олицетворениями недостижимой мечты (П. Пюви де Шаванн, М. Дени, В. Э. Борисов-Мусатов и др.) или, напротив, воплощают гибельные искушения (Г. Моро, Э. Мунк, Ф. фон Штук, Г.Климт). Нередко импульсом для творчества символистов становились произведения их предшественников, каковыми считались прежде всего испанец Ф.Гойя, англичанин У. Блейк, швейцарец И. Г.Фюсли, француз Э.Делакруа, немец К. Д.Фридрих, а такженазарейцыипрерафаэлиты. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» – священное действо, выходящее за пределы искусства.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
направление


  1. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. symbolon знак символ европ. литературнохудожеств. направление кон. нач. вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гумани...Большая советская энциклопедия
  2. символизмфранц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца начала вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуман...Большая Советская энциклопедия II
  3. символизм. вообще действие или практика использования символов . в процессах сложной коммуникации использование некоторой произвольной вещи для представления или замещения ею ка...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. символизмм. simbolismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. символизммSymbolismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. символизмсимволизм м Symbolismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. символизмм. лит.em simbolismo m символикаem simbolia f...Большой русско-испанский словарь
  8. символизмсущ. муж. рода только ед. ч.символзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. символизмм. лит. иск. symbolisme m...Большой русско-французский словарь
  10. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Большой толковый социологический словарь II
  11. символизмм. лит. иск.em symbolisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг.сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей см...Большой энциклопедический словарь II
  13. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Большой энциклопедический словарь III
  14. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Большой Энциклопедический словарь V
  15. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей смутных часто...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. символизмСИМВОЛИЗМ а м. symbolisme m. strong. Символическое значение придаваемое чемулem. БАС. . Антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца начал в.em объяви...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. символизмфранц. знак символ направление в европейской художественной культуре конца XIX начала ХХ веков годов сосредоточенное на художественном выражении содержания посредст...История и теория культуры
  18. символизмфр. symbolisme от греч. symbolon знак символ литературнохудожественное направление в европейской и российской духовнокультурной жизни конца XIX начала XX в. Теоретичес...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  19. символизмсимволизм....Киргизско-русский словарь
  20. символизмв отличие от общепринятой системы символов усматривание больными обычных символов там где они не играют символической роли....Клиническая психология
  21. символизмсимволизм см. тимсальджилик...Крымскотатарско-русский словарь II
  22. символизмСимволизм symbolismus...Латинский словарь
  23. символизмфранц. symbolisme Литературнохудожественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX перв. трети XX вв. С. возник как реакция на господство материа...Лексикон нонклассики
  24. символизмтермин применявшийся на рубеже вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы живописи музыки. Символистами называли себя очень разные поэты и проза...Литература и язык. Современная энциклопедия
  25. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия
  26. символизмСИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие С. применяется к искусству целых эпох. Так в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. символизмСИМВОЛИЗМ франц. symbolisme от греч. smbolon знак символ европейское литературнохудожественное направление конца XIX начала XX вв. Оформилось в связи с общим кризисом б...Литературный энциклопедический словарь
  28. символизма м.em То же что символика в знач.Символизм свадебных обрядов.em Недостатком лирической драмы может быть наклонность к символизму и аллегории в чем более или менее спр...Малый академический словарь
  29. символизмгреч. simbolon символ литературнохудожественное направление в европейском искусстве конца XIX начала XX в. проникнутое мистицизмом таинственностью стремлением постичь ...Мировая художественная культура. Словарь
  30. символизмкорень СИМВОЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СИМВОЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИМВОЛ ИЗМ Слово Символизм содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  31. символизмНачальная форма Символизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. символизмфранц. symbolisme от греч. sumbolon знак символ литературнохудожеств. и философскоэстетич. направление зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме А. Рембо ...Музыкальная энциклопедия
  33. символизмсимволизм . м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. начала XX в. объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности пред...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. символизмsymbolism в психологии процесс представления какоголибо предмета или идеи с помощью символов. Например любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальн...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  35. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. символизм. Вообще действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ способы употребления значительно варьируются хотя основное значение всег...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. символизмсимволизм символизм а...Орфографический словарь
  38. символизмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  39. символизмлит. символизм....Осетинско-русский словарь
  40. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. символизмОрфографическая запись слова символизм Ударение в слове символизм Деление слова на слоги перенос слова символизм Фонетическая транскрипция слова символизм [смвализм] Хар...Полный фонетический разбор слов
  42. символизмОбразное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ таким образом есть записанное иносказ...Религиозные термины
  43. символизмСИМВОЛИЗМ фр. symbolisme от греч. знак направление в европ. худож. культуре кон. нач. в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к опреде...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  44. символизмот греч. symbolon знак символ культурнофилософское течение кон. XIX нач. XX в. В России возникнув как новая школа в поэзии сб. Русские символисты С. в нач. века заявил о...Русская философия
  45. символизмсимволизм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  46. символизмМ мн. нет символизм . imperializm dvrnn dbiyyat v incsntind ifrat frdiyytiliyi v mistisizmi ifad edn mrtce cryan . khn. символика....Русско-азербайджанский словарь
  47. символизмм. символизм сновидений...Русско-английский психологический словарь
  48. символизмсимволизм м.isymbolism...Русско-английский словарь
  49. символизмm. направление...Русско-английский словарь математических терминов
  50. символизмsymbolism направление...Русско-английский технический словарь
  51. символизмN...Русско-армянский словарь
  52. символизмСмвалзм...Русско-белорусский словарь
  53. символизммуз. иск.i смвалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  54. символизмсимволи направление...Русско-ивритский словарь
  55. символизмм. лит. иск. символизм ды соы мен ды басында Европада одан кейн Ресейде дебиет пен нерде рс алан аым. см. символика...Русско-казахский словарь
  56. символизмм. лит. иск. символизм империализм доорундагы искусстводогу жана адабияттагы реакциячыл кл чгт коомго каршы багыт бул багыт пессимизмге мистицизмге жана барып турган инди...Русско-киргизский словарь
  57. символизмxingzhngzhyСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  58. символизмTimsalcilik...Русско-крымскотатарский словарь
  59. символизмтимсальджилик...Русско-крымскотатарский словарь II
  60. символизмsimbolisms...Русско-латышский словарь
  61. символизмхудожественное течение конца в. в Германии и Францииem Symbolismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  62. символизмм литu simbolismo m направление...Русско-португальский словарь
  63. символизмм тж. лит.u simgecilik sembolizm направление...Русско-турецкий словарь
  64. символизмsimgecilik sembolizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  65. символизмматем. символзм му Синонимы направление...Русско-украинский политехнический словарь
  66. символизмsymbolismus symbolizmus...Русско-чешский словарь
  67. символизм.strong smbolism.strong smboolika...Русско-эстонский словарь
  68. символизмсимволизмСинонимы направление...Русское словесное ударение
  69. символизмСИМВОЛИЗМ изображение действительных явлений мыслей чувств и отвлеченных понятий в символах т. е. в чувственных образах условно принимаемых за то что хотят ими выразить. ...Словарь иностранных слов русского языка
  70. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реал...Словарь исторических терминов
  71. символизмСИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение при котором символ см. Символ является основным приемом художественной изобразительности для художника которы...Словарь литературных терминов
  72. символизмфр. symbollisme ampLT от греч. symbolon знак опознавательная примета явление художественной культуры последней трети XIX нач. ХХ вв. противопоставившее себя реализму в...Словарь литературоведческих терминов
  73. символизмсимволизм сущ. колво синонимов направление символика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  74. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей сму...Современная энциклопедия
  75. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущност...Современный энциклопедический словарь
  76. символизмнаправление в европейском и русском искусстве х гг. основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей находящихс...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  77. символизмсимволизм [фр. symbolisme lt гр. см. символ] антинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца в. символисты считали свойственную поэзии ...Толковый словарь иностранных слов
  78. символизмСИМВОЛИЗМ алlt. ogt...Толковый словарь Ожегова
  79. символизмСИМВОЛИЗМ символизма мн. нет м. . То же что символика книжн. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. . Направление в искусстве конца и нача...Толковый словарь русского языка II
  80. символизмсимволизм символизм а м. Направление в литературе и искусстве конца начала в. проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущн...Толковый словарь русского языка II
  81. символизмСИМВОЛИЗМ алlt.gt...Толковый словарь русского языка
  82. символизмУдарение в слове символизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове символизм...Ударение и правописание
  83. символизмRzeczownik символизм m symbolizm m symbolika f...Универсальный русско-польский словарь
  84. символизмСИМВОЛИЗМ филос. концепции построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия мышления личности и культуры. В узком смысле эстетическое ...Философская энциклопедия
  85. символизмфранц. symbolisme от греч. знак символ худож. и филос.эстетич. течение конца нач. вв. Зародилось как лит. направление во Франции в х гг. П. Верлен А. Рембо C. Малла...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  86. символизмЗачастую довольно неудовлетворительно определяемое направление в искусстве и литературе конца XIX начала XX века. Столь же неудовлетворительно объяснение причин того поч...Философский словарь
  87. символизмсимволизм символизмы символизма символизмов символизму символизмам символизм символизмы символизмом символизмами символизме символизмах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  88. символизмглубинное свойство человеческого сознания позволяющее классифицировать мир окружающие человека предметы в соответствии с особенностями его социальнопрактического и познав...Человек и общество
  89. символизмОлим Мис Миоз Мио Своз Мимо Сило Мим Мило Сим Лом Лов Лис Слом Иол Изол Зосим Зов Зло Зил Вол Воз Вмс Вис Взлом Сом Зоил Излом Изм Илим Иов Сми Лизис Слив Символизм Симво...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. символизмСИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве х гг. сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущнос...Энциклопедический словарь естествознания
  91. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральномem...Энциклопедия культурологии
  92. символизмСИМВОЛИЗМ худож. направление сложившееся в зап.европ. культуре в к. нач. х гг. в. первоначально в литре затем и в других видах искусства изобразит. муз. театральном ...Энциклопедия Культурология XX век
  93. символизмангл. symbolism нем. Symbolismus. Художественное направление философскоэстетическая концепция конца XIXнач. XX вв. С. характеризуется дуализмом идеального и материального...Энциклопедия социологии
  94. символизмСИМВОЛИЗМ направление сложившееся в западноевропейской культуре х начале х гг. в. впервые в литературе а затем в др. видах искусства и включающее в себя философию рели...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  95. символизмфр. symbolisme от греч. symbolonзнак символхудож. течение и философскоэстетическая концепция конца XIX в нач. XX в. Зародившись как литературное направление во Франции х ...Эстетика