Великие философы

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1874-1948) крупнейший русский философ первой половины XX в. Родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в 1898 г. был арестован как участник социалистического движения. В молодости марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем пришел к самобытному миросозерцанию. В 1922 г. по идеологическим причинам был выслан из Советской России за границу вместе с другими представителями русской интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 г. основал журнал «Путь» и был его главным редактором до 1939 г. Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Философия неравенства» (1923), «Смысл истории» (1923), «Новое средневековье» (1924), «Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека» (1931), «Русская идея: основные проблемы русской мысли в 19 и начале 20 в.» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947). Его произведения переведены на многие языки мира. Основная тема трудов Бердяева духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии. В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверхрационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева тесно связано с его решением проблемы свободы. Для Бердяева существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в «ничто», из которого Бог создал мир. Сначала Бог-творец сам возникает из божественного ничто, а уже потом создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она коренится уже в божественном ничто; Бог-творец не ответствен за ту свободу, которая порождает зло. «Бог-создатель, пишет Бердяев, является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой». Во власти свободы создавать и добро, и зло. Поэтому, по мнению Бердяева, действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле, и тогда теодицея не была бы возможна. Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество часть личности. Личность это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному. В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве человеческое. Творческая деятельность человека это дополнение к божественной жизни. Человек представляет собой двойственное существо, живущее как в мире феноменов, так и в мире ноуменов. Поэтому и возможен прорыв ноуменов в феномены, «мира невидимого в мир видимый, мира свободы в мир необходимости, и с этим связано все самое значительное в истории» [Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 198]. Это означает победу духа над природой; освобождение человека от природы это победа его над рабством и смертью. Человек прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом. Человек имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право оградить свою свободу от этих посягательств. Бердяев рассматривает существующую в обществе этику как узаконенные нравственные правила, которым подчиняется повседневная жизнь человека. Но эта узаконенная этика, «этика закона», этика узаконенного христианства наполнена условностями и лицемерием. В этике он видит садистские наклонности и нечистые подсознательные мотивы ее требований. Поэтому не отменяя и не отбрасывая эту повседневную этику, Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с появлением Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам. В мире существует иррациональная свобода. Бог вступает в мир, в его трагедию и хочет помочь людям своей любовью, стремится добиться единства любви и свободы, что должно преобразовать и обожествить мир. По Бердяеву, исторический процесс развития общества это борьба добра и иррациональной свободы, это драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Его другим Я, которое он любит и для которого Он жаждет взаимной любви. «В истории действуют три силы Бог, рок и свобода человека. И потому так сложна история... Рок превращает личность человека в игралище иррациональных сил истории... Роковыми оказываются и силы иррациональные, и силы рационализирующие» [Там же. С. 265]. Победа иррациональной свободы приводит к распаду действительности и возвращению к первоначальному хаосу. Выражение победы иррациональной свободы революции, которые представляют собой крайнюю степень проявления хаоса. Революции не создают ничего нового, они лишь разрушают уже созданное. Только после совершения революции, в период реакции происходит процесс творческого преобразования жизни, но любые проекты, основанные на принуждении, терпят провал. В современную эпоху, стремящуюся к освобождению творческих сил человека, природа рассматривается как мертвый механизм, который следует подчинить себе. Для этого используются все достижения науки и техники. Машинное производство поставлено на службу человеку с целью борьбы с природой, но эта машинная техника разрушает также и самого человека, потому что он утрачивает свой индивидуальный образ. Человек, руководствуясь нерелигиозным гуманизмом, начинает терять свою человечность. Если человек отвергает более высокий нравственный идеал и не стремится к осуществлению в себе образа Бога, то становится рабом всего низменного, превращается в раба новых форм жизни, основанных на принудительном служении личности обществу для удовлетворения своих материальных нужд, что достигается при социализме. В принципе Бердяев не против социализма, но он за такой социализм, при котором будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни. Но это всего лишь социалистический идеал, отличающийся от реальных проектов построения социализма, которые при их осуществлении порождают новые противоречия в общественной жизни. Тот реальный социализм, который стремятся претворить в жизнь, по мнению Бердяева, никогда не приведет к установлению провозглашаемого им равенства, наоборот, породит новую вражду между людьми и новые формы угнетения. При социализме, даже если он устранит голод и нищету, никогда не будет решена духовная проблема. Человек все равно будет лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества. Действительно, можно сказать, что при более рационально устроенной общественной жизни трагический элемент жизни трагический конфликт между личностью и смертью, временем и вечностью будет возрастать по своей напряженности. Много внимания в своих произведениях Бердяев уделял России. Он писал, что самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада. Для Бердяева беды России коренятся в неправильном соотношении в ней мужского и женского начал. Если у западных народов мужское начало возобладало в основных силах народа, чему способствовал католицизм, который воспитал дисциплину духа, то «русская душа оставалась неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое царство культуры». В книге «Русская идея» Бердяев описывает эти черты национальной русской мысли, которые направлены на эсхатологическую проблему конца, на апокалипсическое чувство надвигающейся катастрофы. Философия Бердяева представляет собой наиболее яркое выражение русской мысли, в которой сделана очередная попытка выразить христианское мировоззрение в его оригинальной форме.

  1. бердяев николай александровичрусский философидеалист. В первой половине х годов примыкал к марксистам затем перешел по его собственным словам от марксистской лжесоборности от декадентскоромантическог...1000+ биографических данных - словарь
  2. бердяев николай александровичрус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь
  3. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович писатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм...Биографический словарь
  4. бердяев, николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Большая биографическая энциклопедия
  5. бердяев николай александровичБердяевstrong Николай Александрович . Киев . Кламар Франция русский религиозный философмистик близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевск...Большая Советская энциклопедия II
  6. бердяев николай александровичписатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм и индивидуализм в общественной...Большой российский биографический словарь
  7. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович русский религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофил...Большой Энциклопедический словарь V
  8. бердяев, николай александровичНиколай Александрович религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофилософский журнал...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Именной словарь-справочник политических деятелей
  10. бердяев николай александровичНиколай Александрович российский философ представитель персонализма. Профессор философии др теологии . Учился в Киевском кадетском корпусе. С г. учился на естественно...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  11. бердяев николай александровичроссийский деятель культуры философ мистик. В х гг. увлекался социалдемократическими идеями легальным марксизмом. В г. за участие в студенческом движении был исключен из...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. бердяев николай александровичфилософ литератор издатель публицист. Один из создателей религиознофилософского общества им. Вл. Соловьева Вольной философской ассоциации. Участвовал в сборниках Вехи Из...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  13. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович Киев Кламар близ Парижа философ публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естеств...Москва (энциклопедия)
  14. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Педагогический словарь
  15. бердяев, николай александровичфилософ литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе но в за участие в социалистическом кружке был арестован и выслан в Вологду. Участвовал в сборниках Вехи Из глубин...Педагогический терминологический словарь
  16. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. бердяев николай александровичрелигиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельностью но быстро разочаровавшись в социалистических идеалах стан...Политологический словарь-справочник
  18. бердяев николай александровичрусский религиозный философ представитель отечественного экзистенциализма. Придерживался теоцентрического подхода к морали. Мораль по Б. представляет собой такие нормы по...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  19. бердяев николай александрович. Киев . Кламар близ Парижа философ публицист. Учился в Киевском кадетском корпусе в г. поступил на естественный фт унта Св. Владимира через год перевелся на юридически...Русская философия
  20. бердяев николай александрович. . философ писатель. В е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С.Н. Булгаковым редактировал философский журнал Вопросы жизни. Его философия обычно именуется ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  21. бердяев николай александровичрус. религиозный философ публицист. Сначала примыкал к легальным марксистам пытался сочетать некрые положения марксизма с кантианством с идеями Ницше дать этическое обосн...Словарь по этике
  22. бердяев николай александровичмарта Киев марта Кламар близ Парижа. Из старинного дворянского рода В учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет Киевского универси...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  23. бердяев николай александрович[. Киев . Кламар Франция] рус. религ. философ представитель персонализма. На рубеже х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства примыкал к т. н. лега...Советский философский словарь
  24. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. В за участие в социалдемократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В выслан на года в Вологодскую губернию....Социологическая энциклопедия
  25. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Творчество. Краткий педагогический словарь
  26. бердяев николай александровичвыдающийся рус. религиозный философ которого на Западе называли русским Гегелем XX в. В. родился в г. в Киеве. Казалось его жизненный путь предопределен военной службой ...Толковый политический словарь
  27. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович рус. философ. В поступил на естественный факультет Киевского унта через год перевелся на юридический В унте Б. пережил увлечение марксизм...Философская энциклопедия
  28. бердяев николай александровичрод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсена К...Философский энциклопедический словарь II
  29. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович философ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественно...Энциклопедический словарь
  30. бердяев николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. бердяев николай александровичрусский философ один из основоположников экзистенциализма. Работы Б. отразились в произведениях Булгакова в том числе в фельетоне Похождения Чичикова и романе Мастер и Ма...Энциклопедия Булгакова
  32. бердяев, николай александровичБЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ и публицист. Родился марта в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет университет...Энциклопедия Кольера II
  33. бердяев николай александровичпсевд. Б.Кский К.Тн . Киев . Кламар под Парижем философ религиозный мыслитель публицист. Происходил из старинного дворянского рода известного со й половины XV в. Нескольк...Энциклопедия русской эмиграции