Философская энциклопедия

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
(1874—1948) — рус. философ. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского ун-та, через год перевелся на юридический В ун-те Б. пережил увлечение марксизмом, повлекшее за собой арест (в 1898) по делу Киевского социал-демократического центра и ссылку в Вологду (с мая 1901). После ссылки Б. короткое время изучал философию в Гейдельбергском ун-те в Германии; в 1904 вошел в состав редакции жур. «Новый путь», в 1905 становится редактором жур. «Вопросы жизни» (совместно с С.Н. Булгаковым). В этот период времени его политическая ориентация существенно меняется: совершив характерную трансформацию «от марксизма к идеализму», Б. становится одним из наиболее ярких представителей т.н. нового религиозного сознания (показательны участие Б. в программном сб. «От марксизма к идеализму» (1902), а также его кн. «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные» (1907). В 1908 Б. переезжает в Москву, где принимает активнейшее участие в работе «Религиозно-философского общества им. Владимира Соловьева» и знаменитого книгоиздательства «Путь». В нач. 1910-х гг. Б. постепенно переходит к созданию собственной оригинальной филос. системы, испытывая, однако, значительное влияние петербургских неоромантиков (Д.С. Мережковского и его группы). Работы «Философия свободы» (1911) и в особенности «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916) — центральные для раннего периода творчества Б. — свидетельствуют о его незаурядном и оригинальном филос.даровании. Вместе с тем Б. всегда был достаточно близок (и лично, и идеологически) к мыслителям идеалистически-либерального направления, таким, как П.И. Новгородцев и П.Б. Струве. Это сходство позиций нашло свое выражение в участии Б. веб. «Вехи» (1909), позднее — в сб. «Из глубины» (1918) и в эмигрантский период творчества — в деятельности братства св. Софии, Рус. студенческого христианского движения и жур. «Путь» (Б. — редактор жур. с 1925 по 1940). Первая мировая война и Февральская революция в России были восприняты Б. как конец старой и начало новой эры; отношение же к Октябрю 1917 было резко негативным, что и нашло свое выражение в замечательных работах «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» и «Миросозерцание Достоевского», вышедших в свет в 1923 уже за пределами России. Активная антибольшевистская позиция, деятельное участие мыслителя в филос. и религиозной жизни (в частности, именно Б. создал Вольную академию духовной культуры) привели к тому, что вместе со многими др. деятелями рус. культуры в 1922 Б. был выслан из России. С 1922 по 1924 Б. жил в Берлине. К берлинскому (достаточно краткому) периоду его жизни относятся эссе «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924), а также участие в совместном с представителями раннего евразийства сб. «София» (1923). В 1924 Б. переезжает на постоянное жительство во Францию, а с 1933 окончательно обосновывается в пригороде Парижа Кламаре. Наиболее важными сочинениями позднего периода можно считать работы «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947), а также вышедшие уже после смерти Б. в 1948 кн. «Самопознание. Опыт философской автобиографии», «Царство Духа и царство Кесаря» (1949), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (опубл. в 1952). В период Второй мировой войны отношение Б. к советской России существенно меняется в лучшую сторону, сопровождаясь последовательной критикой зап. культуры как культуры вне-личностной, антиперсоналистической. Однако на Западе Б. воспринимался прежде всего как «выразитель духа Православия» (В. Зеньковский) (при всей фактической нсцерковности и неортодоксальности его сочинений) и, кроме того, как блестящий «историк «русской идеи» и критик «русского коммунизма» (А. Ермичев), что и сказалось на присуждении Б. в 1947 (одновременно с А. Ахматовой) почетной степени доктора Кембриджского ун-та. Легкий, афористичный стиль работ Б. (что отнюдь не свидетельствует о легковесности его метафизических построений), романтический пафос всего филос. строя его произведений немало способствовали популярности его сочинений. Основными направлениями философствования Б. (в целом совпадающими с хронологической периодизацией его творчества) принято считать этико-эстетическое (т.е. период творческой консолидации с деятелями «нового религиозного сознания» — самое нач. 20 столетия), религиозно-мистическое (1911 — 1917, т.е. от выхода работы «Философия свободы» до начала рус. революции), историософское (примерно 1918—1924) и персоналистическое (1925—1948) (периодизация, предложенная Зеньковским). Несмотря на утверждения Б. о том, что «я согласен назвать себя метафизиком, но избегаю называть себя онтологом» и «моя философия не принадлежит к онтологическому типу, к типу философии... Вл. Соловьева», влияние метафизических и особенно историософских построений Соловьева на Б. достаточно сильно, пожалуй, даже сильнее, чем неоднократно декларированное самим философом влияние Гераклита, Оригена, Григория Нисского, М. Шелера и Л. Блуа.
Согласно Б., Св. Троица порождается Божественным Ничто, которое в отличие от одноименного термина Я. Бёме не столько является абсолютным, бескачественным и безличным Божеством, объединяющим Три Лица в Троицу, сколько существует до и независимо от ипостасного различения, являясь тем не-бытием — и вместе с тем свободой, — которое является началом и основанием всякого бытия, как Троичного, так и человеческого, и фундирует и добро, и зло в мире.
Постулируя нетварную свободу как свободу первоначальную, безосновную, ничем не выразимую бездну, абсолютную и иррациональную, не сводимую ни к каким человеческим категориям, Б. пытается решить проблему, достаточно сложную для любой религиозной метафизической системы, — проблему зла: в этом случае свобода (т.н. первая свобода), первичная по отношению к добру и злу, обусловливает возможность как добра, так и зла; т.о., Творец как основа Царства Духа не несет ответственности за существование мира объектов, а стало быть, за существование зла в этом мире. Как и для Соловьева, для Б. мир есть результат божественного желания «другого» и ответной любви, однако мир как объект любви существует лишь в плане духовном. Наш же, тварный мир, или мир «объектов», чуждых человеческому творческому духовному началу, есть результат грехопадения, в котором свобода заменена рабством — подчинением т.н. объективным законам природы и общества и моральному закону (в частности, Закону Моисееву) (вторая свобода). Человек, выступая носителем абсолютной свободы, является и элементом падшего мира, экзистенциальная личность человека неизбежно вступает в противоречие с «объектной» индивидуальностью человека как биологического и социального существа. Выход из этого трагического парадокса также трагичен и парадоксален и символизируется Голгофской мистерией. Человеческая личность, трактуемая прежде всего как творческий акт, но не факт мира объектов, символизирует собой продолжение творения в мире: поскольку «творческий акт всегда есть переход от бытия к небытию», постольку «в своем истоке творчество есть взлет, победа над тяжестью мира». В акте творчества осуществляются возрождение человека, освобождение его от процесса объективации и, следовательно, победа его над рабством и смертью. Одной из форм объективации является для Б. и современная форма социального устройства, когда общество является репрессивной конструкцией, где «существует коммуникация между людьми, но нет общения». Оценивая историю как феномен по существу метаисторический (собственно говоря, та история, которую мы проживаем, есть лишь часть доистории, собственно истории, т.е. бытия в прошедшем, настоящем и будущем, и постистории, т.е. эсхатологии), Б. утверждает необходимость «третьей свободы», т.е. свободы общественного действия на лично воспринятых его участниками религиозных началах («соборность», или «коммунитарность»), «персоналистичес-кого социализма», который — через неизбежный эсхатологический момент перехода истории в метаисторию — приведет к торжеству царства Духа вопреки царству Кесаря.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.


  1. бердяев николай александровичрусский философидеалист. В первой половине х годов примыкал к марксистам затем перешел по его собственным словам от марксистской лжесоборности от декадентскоромантическог...1000+ биографических данных - словарь
  2. бердяев николай александровичрус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь
  3. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович писатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм...Биографический словарь
  4. бердяев, николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Большая биографическая энциклопедия
  5. бердяев николай александровичБердяевstrong Николай Александрович . Киев . Кламар Франция русский религиозный философмистик близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевск...Большая Советская энциклопедия II
  6. бердяев николай александровичписатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм и индивидуализм в общественной...Большой российский биографический словарь
  7. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович русский религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофил...Большой Энциклопедический словарь V
  8. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ первой половины XX в. Родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета но в г. был арестован как участник...Великие философы
  9. бердяев, николай александровичНиколай Александрович религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофилософский журнал...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. бердяев николай александровичНиколай Александрович российский философ представитель персонализма. Профессор философии др теологии . Учился в Киевском кадетском корпусе. С г. учился на естественно...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  12. бердяев николай александровичроссийский деятель культуры философ мистик. В х гг. увлекался социалдемократическими идеями легальным марксизмом. В г. за участие в студенческом движении был исключен из...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. бердяев николай александровичфилософ литератор издатель публицист. Один из создателей религиознофилософского общества им. Вл. Соловьева Вольной философской ассоциации. Участвовал в сборниках Вехи Из...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович Киев Кламар близ Парижа философ публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естеств...Москва (энциклопедия)
  15. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Педагогический словарь
  16. бердяев, николай александровичфилософ литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе но в за участие в социалистическом кружке был арестован и выслан в Вологду. Участвовал в сборниках Вехи Из глубин...Педагогический терминологический словарь
  17. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. бердяев николай александровичрелигиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельностью но быстро разочаровавшись в социалистических идеалах стан...Политологический словарь-справочник
  19. бердяев николай александровичрусский религиозный философ представитель отечественного экзистенциализма. Придерживался теоцентрического подхода к морали. Мораль по Б. представляет собой такие нормы по...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  20. бердяев николай александрович. Киев . Кламар близ Парижа философ публицист. Учился в Киевском кадетском корпусе в г. поступил на естественный фт унта Св. Владимира через год перевелся на юридически...Русская философия
  21. бердяев николай александрович. . философ писатель. В е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С.Н. Булгаковым редактировал философский журнал Вопросы жизни. Его философия обычно именуется ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  22. бердяев николай александровичрус. религиозный философ публицист. Сначала примыкал к легальным марксистам пытался сочетать некрые положения марксизма с кантианством с идеями Ницше дать этическое обосн...Словарь по этике
  23. бердяев николай александровичмарта Киев марта Кламар близ Парижа. Из старинного дворянского рода В учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет Киевского универси...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  24. бердяев николай александрович[. Киев . Кламар Франция] рус. религ. философ представитель персонализма. На рубеже х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства примыкал к т. н. лега...Советский философский словарь
  25. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. В за участие в социалдемократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В выслан на года в Вологодскую губернию....Социологическая энциклопедия
  26. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Творчество. Краткий педагогический словарь
  27. бердяев николай александровичвыдающийся рус. религиозный философ которого на Западе называли русским Гегелем XX в. В. родился в г. в Киеве. Казалось его жизненный путь предопределен военной службой ...Толковый политический словарь
  28. бердяев николай александровичрод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсена К...Философский энциклопедический словарь II
  29. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович философ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественно...Энциклопедический словарь
  30. бердяев николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. бердяев николай александровичрусский философ один из основоположников экзистенциализма. Работы Б. отразились в произведениях Булгакова в том числе в фельетоне Похождения Чичикова и романе Мастер и Ма...Энциклопедия Булгакова
  32. бердяев, николай александровичБЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ и публицист. Родился марта в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет университет...Энциклопедия Кольера II
  33. бердяев николай александровичпсевд. Б.Кский К.Тн . Киев . Кламар под Парижем философ религиозный мыслитель публицист. Происходил из старинного дворянского рода известного со й половины XV в. Нескольк...Энциклопедия русской эмиграции