Социологическая энциклопедия

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1874-1948) русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках *Проблемы идеализма* (1902), *Вехи* (1909), *Из глубины* (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918-1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После краткого пребывания в Берлине, где преподавал в Русском научном институте, с 1924 жил во Франции (Кламар, пригород Парижа), профессор Русской религиозно-философской академии в Париже. Основатель и редактор русского религиозно-философского журнала *Путь* (Париж, 1925-1940), а также редактор издательства ИМКА-ПРЕСС. Огромное литературное и философское дарование, религиозные искания плодотворно и богато отразились в творчестве Б., вобравшем в себя также и плоды его сомнений и трагических конфликтов с самим собой. В работах *Субъективизм и индивидуализм в общественной философии* (1901), *Философия свободы* (1911), *Смысл творчества. Опыт оправдания человека* (1916), *Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности* (1918), *Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы* (1923), *Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии* (1923), *О назначении человека. Опыт парадоксальной этики* (1931), *Основная антиномия личности и общества* (1931), *Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм* (1932), *Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы* (1934), *Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения* (1934), *Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности* (1937), *Человеческая личность и сверхличные ценности* (1937), *Истоки и смысл русского коммунизма* (1937), *О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии* (1939), *Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19-20 века* (1946), *Самопознание. Опыт философской автобиографии* (1949), *Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого* (1952) и др. Б. исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями русской и всемирной истории 20 в., осуществлял изыскания историософского характера. Эволюцию философских идей Б. можно разделить (как отмечал В.В. Зеньковский) на четыре периода, каждый из которых определяется по тому акценту, который его характеризует. В первый период Б. выдвигает на первый план этическую проблематику. Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в мировоззрении Б. Третий период определяется акцентом на историософских вопросах (включая и характерный для последних лет Б. интерес к эсхатологии). Четвертый период связан с его персоналистическими идеями. Философские воззрения Б. базировались на ряде автономных идейно-ценностных комплексов, отражавших его индивидуальные предпочтения и приоритеты: своеобычная трактовка личности, оригинальная концепция свободы, идея метаисторического эсхатологического *смысла* исторического процесса. Противополагая объекты, феномены, мир, необходимость и дух (Бога), свободу, ноуменальную реальность, Б. именно последнюю трактовал как подлинную *вещь в себе* именно в структурах субъекта, личности и коренится потенциал человеческой духовной свободы. Посюсторонний мир у Б. продукт *нисхождения*, *ниспадения* безосновной, безначальной свободы самоосуществление духа в субъекте результируется, по Б., в отчужденных объектах, подчиненных необходимости. Объективация духовного начала, согласно Б., искажает его, лишь творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположность объектов человеку. Достижение состояния всеобъемлющего избавления от объективированности феноменов мира через прорыв свободы в эту сферу, конституирование радикально иного *внеисторического* бытия смысл истории у Б. Различение мира призрачного (это *мир* в кавычках, мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (*мир* без кавычек, *космос*, идеальное бытие, где царствует любовь и свобода) одно из оснований миропредставления Б. Человек, его тело и дух находятся в плену у *мира*, призрачного бытия это есть следствие грехопадения человека, описанного в Библии. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, *выйти из рабства в свободу*, из вражды *мира* в *космическую любовь*. Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: *Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность*. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Б. таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Критикуя ханжеское отношение к этим вопросам современного ему общества и церкви, Б. подчеркивает, что *это мучительнейший вопрос для каждого существа, для всех людей он также безмерно важен как вопрос о поддержании жизни и смерти. Это проклятый, мировой вопрос, и каждый пытается в уединении, тщательно скрываясь, таясь и стыдясь, точно позора, победить половое разъединение мира, эту основу всякого разъединения, последний из людей пытается любить, хотя бы по-звериному*. Глубинное основание полового влечения Б. видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременное творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости, в космос, царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица. *В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир*. По мнению Б., нет общественного прогресса смысл истории в обретении людьми в собственной эволюции ипостаси обитателей *мира свободного духа*, находящегося вне реального исторического времени, в ином (*эсхатологического характера*) измерении. Соприкасание мира посюсторонней истории и *царства божия* вкупе с его подлинной духовностью потенциально осуществимо в любой момент времени: Бог, Дух являют себя миру, не корректируя его. Созданная Б. система новых мировоззренческих ориентаций в мирои человековедении была связана с выбором им жестко определенной системы гуманистических координат, осознанием и пониманием того, что по сравнению с человеческой личностью весь мир ничто, *все внешнее, предметное, материальное есть лишь символизация свершающегося в глубине Духа, в Человеке*. Наиболее полно основополагающее значение моральной, истинно человеческой сферы в творчестве Б. прозвучало в книге *Смысл творчества*. Вся эта работа есть апофеоз человека, его моральное возвеличение, при котором основной задачей человека становится творчество. *Цель человека не спасение, а творчество*, пишет Б. *Не творчество должны мы оправдывать, а наоборот творчеством должны мы оправдывать жизнь*. Для Б. *творческий акт задерживается в мире искуплением*, а в моральном сознании, по Б., открывается внутренняя двойственность: *христианство, как мораль искупления, не раскрыло морального творчества*. Нельзя жить в мире и творить новую жизнь, пишет Б., с одной моралью послушания. А это уже попытка найти новую *этику творчества*, возлагающую на человека ответственность за его судьбу и судьбу мира. Апофеоз творчества связывается с персоналистической метафизикой, которую развивал Б. в книгах *О рабстве и свободе человека* и *Я и мир объектов*, с учением об *объективации духа*. По словам Б., в нем всегда была *влюбленность в высший мир*, а к *низшему миру только жалость*, т.е. жалость к миру, который есть лишь *объективация духа*, а не подлинное бытие, не первореальность. По Б., есть два пути самореализации личности: *объективация*, или принятие *общеобязательных* форм жизни, и путь *трансцендирования*, или *жизнь в свободе*. Объективация всегда *антиперсоналистична*, ибо обезличивает человека, создает *рабью* психологию. Личность в своем подлинном и творческом движении стесненена, как считает Б., неотвратимой и роковой объективацией, поэтому *быть в мире есть уже падение*. Идея об объективации служит тому, чтобы отделить личность от мира, вобрать творчество вовнутрь человека. Но тогда творчество, которое стремится *овладеть* миром, теряет свой смысл, так как результаты творчества снова связывают нас с *падшим* миром. Понимая, что персонализм, отчуждая личность от мира, провозглашает не просто трагичность творчества, но и обессмысливает его, Б. ввел новое понятие *экспрессивности*, которая призвана стать на место *объективации*. *Экспрессивность* вводит нас в творчество и во внешний мир, но *сохраняет* и то, что было в личности. Однако преодолеть противоречивость концепции, которая формировалась всю жизнь, Б. так и не удалось: творчество у него неизбежно ведет к *объективации*, хотя оно же назначено ее разрушить. Признание примата личностного над социальным позволило Б. выступить против практики тотального подчинения индивида общественно-утилитарным целям и провозгласить свободу человека в качестве самодовлеющей ценности. Последовательно выступая против *разжигания инстинктов* масс и разгула стихии насилия, Б. стремился понять причины и механизмы несвободы человека и отчужденный характер создаваемой им культуры. По мысли Б., несмотря на героическую борьбу людей за свою свободу на протяжении почти всей своей истории, они все же остаются несвободными и в лучшем случае в результате всех своих усилий меняют одну несвободу на другую. В своей исторической судьбе, с точки зрения Б., человек проходит разные стадии, и всегда трагична эта судьба. Вначале человек был рабом природы, и он начал героическую борьбу за свое сохранение, независимость и освобождение. Он создал культуру, государства, национальные единства, классы. Но он стал рабом государства, национальности, классов. Ныне, утверждал Б., вступает он в новый период. Он хочет овладеть иррациональными общественными силами. Он создает организованное общество и развитую технику, делает человека орудием организации жизни и окончательного овладения природой. Но он становится рабом организованного общества и техники, рабом машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек. Тревога и печаль Б. по поводу неизбывности человеческого рабства побуждали его обратить внимание на комплекс освободительных и псевдоосвободительных идей, циркулировавших в то время в общественном сознании. Б. отдав дань увлечению марксовой философско-социологической парадигмой, отвергнул ее затем из-за неприятия идеи пролетарского мессианизма, а также вследствие собственной ориентации на рассмотрение человека, его культуры и деятельности в контексте не столько *частичных*, идеологизированных, сколько универсальных критериев. В этой связи блестящий русский интеллектуал П.Струве , комментируя книгу Б. *Субъективизм и индивидуализм в общественной философии*, подчеркивал, что истина и идеал у автора не заимствуют своего достоинства от классовой точки зрения, а сообщают ей это достоинство. Такова точка зрения философского идеализма. Принципиально же, это внеклассовая, общечеловеческая точка зрения, и было бы нечестно и смешно, по Струве, утаивать это. Отдавая должное марксизму как социологической доктрине, Б. отрицал его притязания на статус философии истории, ибо данному учению присуще отождествление духовного существа, *общечеловека* и человека классового, группового и эгоистичного с прагматичными и узкими целями и ценностями. Марксизм, по Б., выступая как объяснительная модель социологического уровня при анализе общественно-экономических процессов, не способен наполнить историю имманентным смыслом, сформулировав для человечества действительный идеал исторического развития. В дальнейшем Б. обратился к задаче выработки нового религиозного сознания, которое должно было содействовать прояснению существа человека, духа, свободы и современной социальной ситуации. Именно с этих позиций Б. осуществил исследование одной из наиболее запутанных и идеологизированных проблем социологического и социально-философского теоретизирования последних веков проблемы равенства. Подвергая критике идею равенства как *метафизически пустую идею*, ведущую к энтропии и гибели социального мира, Б. провозгласил особую ценность свободы, любви к свободе и, в конечном счете, значимость права на неравенство. Б. был, пожалуй, одним из первых социальных философов, обративших внимание на формирование отчужденного характера социальных ценностей и социальных движений своего времени. В частности, Б. зафиксировал и дал свое-обычную интерпретацию определенного рода трансформационным процессам в учении и политической практике социализма . По мысли Б., социалистическая идея как результат теоретической и практической деятельности людей обретает некую самостоятельную и самодовлеющую сущность, приобретающую при всей своей антирелигиозной направленности отчетливо выраженную телеологическую, мессианскую и религиозную окраску. В социализме, как религии, утверждал Б., проявляется что-то сверхчеловеческое, религиозно-тревожное и в социалистически-религиозном пафосе чувствуется уже сверхисторическое начало. Социализму как особой лже-религии, согласно Б., присущи свои святыни (*народ*, *пролетариат*), свое учение о грехопадении (появление частной собственности), культ жертвенности (счастье будущих поколений как смысл существования людей), экстремально-эсхатологическое переживание истории, которая должна завершиться установлением *рая на земле*. Но это, по Б., демоническая религия. Основатели теории научного социализма, с его точки зрения, не интересовались тем, как их идеи трансформируются в психиках миллионов индивидов. Еще в 1907 Б. предупреждал, что в границах социалистического сознания рождается культ земной материальной силы, нарастает процесс гипостазирования общественных универсалий, порождающий устремление к сверхчеловеческому к *новому земному богу*, возвышающемуся на груде человеческих трупов и развалинах вечных ценностей. Анализируя *истоки и смысл русского коммунизма*, Б. квалифицировал его как *неслыханную тиранию* и вскрыл людоедскую сущность большевизма, основанного на принципах антигуманизма, антидемократизма, отрицания свободы и прав человека, постоянно приносящего людей и их интересы в жертву ненасытному государству. Подвергая критическому анализу разнообразные концепции социального прожектерства и социального утопизма, Б. констатировал, что утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем до сих предполагалось. Это суждение Б., беспощадная глубина которого быть может не вполне осознавалась даже им самим, стало апокалипсическим знамением многострадального 20 в. Предельно негативно оценивая разнообразные социологические версии учения об общественном прогрессе , Б. настаивал на признании абсолютной и непреходящей ценности всякого поколения людей и всякой культуры. По Б., данное учение *заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила... Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни, этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем*. Нравственный смысл и пафос этого тезиса Б. противостояли революционистским риторикам, постулирующим пренебрежение человека к собственной судьбе, его самоуничижение ввиду принадлежности к *менее совершенному* поколению либо *менее прогрессивной* культуре. Одновременно Б. отвергал и цели тех реформаторов истории, которые видят смысл жизни поколений настоящего главным образом как процесс обеспечения достойной жизни грядущим поколениям. Размышляя в последние годы жизни о трагических судьбах России, Б. был твердо убежден в том, что обновление и освобождение Родины явится результатом не какого-то давления извне, а произойдет от имманентных импульсов, *от внутренних процессов в русском народе*. Возрождение прерванных культурных ценностей, принципов самоценности и суверенности личности, идеалов духовной свободы может и должно, по Б., выступить основанием для этого процесса. Будучи по существу романтиком и мало интересуясь реальностью, Б., мысль которого работала очень интенсивно, постоянно находился под властью своих исканий. Самое глубокое в нем было связано с его этическими поисками, с его публицистическими темами; все его метафизическое дарование здесь проявлялось с огромной силой. В этой сфере Б. по праву имел мировое значение; к его голосу прислушивались во всем мире. Наиболее значительный вклад Б. в диалектику русской и мировой мысли определялся его философскими построениями в сфере морали. Идеи Б. сказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции *новых левых* течений во Франции 1960-1970-х. А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко

  1. бердяев николай александровичрусский философидеалист. В первой половине х годов примыкал к марксистам затем перешел по его собственным словам от марксистской лжесоборности от декадентскоромантическог...1000+ биографических данных - словарь
  2. бердяев николай александровичрус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь
  3. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович писатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм...Биографический словарь
  4. бердяев, николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Большая биографическая энциклопедия
  5. бердяев николай александровичБердяевstrong Николай Александрович . Киев . Кламар Франция русский религиозный философмистик близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевск...Большая Советская энциклопедия II
  6. бердяев николай александровичписатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм и индивидуализм в общественной...Большой российский биографический словарь
  7. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович русский религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофил...Большой Энциклопедический словарь V
  8. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ первой половины XX в. Родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета но в г. был арестован как участник...Великие философы
  9. бердяев, николай александровичНиколай Александрович религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофилософский журнал...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. бердяев николай александровичНиколай Александрович российский философ представитель персонализма. Профессор философии др теологии . Учился в Киевском кадетском корпусе. С г. учился на естественно...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  12. бердяев николай александровичроссийский деятель культуры философ мистик. В х гг. увлекался социалдемократическими идеями легальным марксизмом. В г. за участие в студенческом движении был исключен из...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. бердяев николай александровичфилософ литератор издатель публицист. Один из создателей религиознофилософского общества им. Вл. Соловьева Вольной философской ассоциации. Участвовал в сборниках Вехи Из...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович Киев Кламар близ Парижа философ публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естеств...Москва (энциклопедия)
  15. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Педагогический словарь
  16. бердяев, николай александровичфилософ литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе но в за участие в социалистическом кружке был арестован и выслан в Вологду. Участвовал в сборниках Вехи Из глубин...Педагогический терминологический словарь
  17. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. бердяев николай александровичрелигиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельностью но быстро разочаровавшись в социалистических идеалах стан...Политологический словарь-справочник
  19. бердяев николай александровичрусский религиозный философ представитель отечественного экзистенциализма. Придерживался теоцентрического подхода к морали. Мораль по Б. представляет собой такие нормы по...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  20. бердяев николай александрович. Киев . Кламар близ Парижа философ публицист. Учился в Киевском кадетском корпусе в г. поступил на естественный фт унта Св. Владимира через год перевелся на юридически...Русская философия
  21. бердяев николай александрович. . философ писатель. В е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С.Н. Булгаковым редактировал философский журнал Вопросы жизни. Его философия обычно именуется ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  22. бердяев николай александровичрус. религиозный философ публицист. Сначала примыкал к легальным марксистам пытался сочетать некрые положения марксизма с кантианством с идеями Ницше дать этическое обосн...Словарь по этике
  23. бердяев николай александровичмарта Киев марта Кламар близ Парижа. Из старинного дворянского рода В учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет Киевского универси...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  24. бердяев николай александрович[. Киев . Кламар Франция] рус. религ. философ представитель персонализма. На рубеже х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства примыкал к т. н. лега...Советский философский словарь
  25. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Творчество. Краткий педагогический словарь
  26. бердяев николай александровичвыдающийся рус. религиозный философ которого на Западе называли русским Гегелем XX в. В. родился в г. в Киеве. Казалось его жизненный путь предопределен военной службой ...Толковый политический словарь
  27. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович рус. философ. В поступил на естественный факультет Киевского унта через год перевелся на юридический В унте Б. пережил увлечение марксизм...Философская энциклопедия
  28. бердяев николай александровичрод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсена К...Философский энциклопедический словарь II
  29. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович философ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественно...Энциклопедический словарь
  30. бердяев николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. бердяев николай александровичрусский философ один из основоположников экзистенциализма. Работы Б. отразились в произведениях Булгакова в том числе в фельетоне Похождения Чичикова и романе Мастер и Ма...Энциклопедия Булгакова
  32. бердяев, николай александровичБЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ и публицист. Родился марта в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет университет...Энциклопедия Кольера II
  33. бердяев николай александровичпсевд. Б.Кский К.Тн . Киев . Кламар под Парижем философ религиозный мыслитель публицист. Происходил из старинного дворянского рода известного со й половины XV в. Нескольк...Энциклопедия русской эмиграции