Энциклопедия Кольера II

БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ(1874-1948), русский философ и публицист. Родился 6 марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском (1901) признание марксистского историзма соседствует с критической оценкой "материализма". Участие Бердяева в сборнике Проблемы идеализма (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904-1905 он редактирует религиозно-философские журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни". Происходит его сближение с Д.С.Мережковским, впрочем, оказавшееся непродолжительным. В идеях последнего он в конечном счете увидит проявление "декадентства" и "религиозного сектантства". В автобиографии Самопознание, написанной в конце жизни, он скажет о духовной атмосфере, царившей в кругу идеологов "серебряного века", что это было "возбуждение", лишенное "настоящей радости". Вполне последовательная религиозно-метафизическая ориентация Бердяева нашла отражение в его работах Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные и Новое религиозное сознание и общественность (обе - 1907), а также в известной статье в сборнике "Вехи".В годы после первой русской революции Бердяев постоянно критикует различные варианты российского радикализма, как "левого", так и "правого" толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь и убийство и др.). Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской позиции, стали для Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл творчества (1916). Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись "крайностями" патриотизма (он спорил по этому поводу, в частности, с В.В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от настроений антигосударственных и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала книга Судьба России (1918). Отношение к Февральской революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в размышлениях Бердяева выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, "низвержению расы лучших", уничтожению культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства и др.). Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в унивеситете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.Европейскую известность принесла философу его книга Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы (Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт русских революций и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение "безрелигиозной", "гуманистической эпохи" и вступление человечества в "сакральную" эпоху "нового средневековья", характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции безрелигиозные уже не играют существенной роли. Любая значимая идея неизбежно принимает религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: "коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья". С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала "Путь" - ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. В "Пути" публиковали свои сочинения и видные представители европейской религиозной философии (Ж.Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев был активным участником европейского философского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода - О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др. В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете. Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько "знание-дискурс", сколько "знание-созерцание", говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье "царство" радикально, онтологически противостоит "царству природы"; объективация - бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура - "великая неудача") выйти из пределов "царства природы"; трансцендирование - творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, "рабских" оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время - духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном ("парадоксальная этика"), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог не властен, которая "коренится в Ничто извечно". Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - "религии свободы". Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия.В неспособности воспринять глубочайший и универсальный трагизм христианства Бердяев был склонен усматривать коренной недостаток традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. "Нужно выбирать между двумя философиями - философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием... Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности" (О рабстве и свободе человека, 1939). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному философскому "онтологизму" и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.

  1. бердяев николай александровичрусский философидеалист. В первой половине х годов примыкал к марксистам затем перешел по его собственным словам от марксистской лжесоборности от декадентскоромантическог...1000+ биографических данных - словарь
  2. бердяев николай александровичрус. религ. философидеалист один из идеологов богоискательства. С в эмиграции. Философия Б. характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма является одн...Атеистический словарь
  3. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович писатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм...Биографический словарь
  4. бердяев, николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Большая биографическая энциклопедия
  5. бердяев николай александровичБердяевstrong Николай Александрович . Киев . Кламар Франция русский религиозный философмистик близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевск...Большая Советская энциклопедия II
  6. бердяев николай александровичписатель. Родился в г. учился в Киевском университете но курса не кончил будучи арестован в г. В г. вышла его первая книжка Субъективизм и индивидуализм в общественной...Большой российский биографический словарь
  7. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович русский религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофил...Большой Энциклопедический словарь V
  8. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ первой половины XX в. Родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета но в г. был арестован как участник...Великие философы
  9. бердяев, николай александровичНиколай Александрович религиозный философ. Участвовал в сборниках Вехи Из глубины . В выслан из Советской России. С во Франции издавал религиознофилософский журнал...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. бердяев николай александровичНиколай Александрович российский философ представитель персонализма. Профессор философии др теологии . Учился в Киевском кадетском корпусе. С г. учился на естественно...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  12. бердяев николай александровичроссийский деятель культуры философ мистик. В х гг. увлекался социалдемократическими идеями легальным марксизмом. В г. за участие в студенческом движении был исключен из...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. бердяев николай александровичфилософ литератор издатель публицист. Один из создателей религиознофилософского общества им. Вл. Соловьева Вольной философской ассоциации. Участвовал в сборниках Вехи Из...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович Киев Кламар близ Парижа философ публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естеств...Москва (энциклопедия)
  15. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Педагогический словарь
  16. бердяев, николай александровичфилософ литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе но в за участие в социалистическом кружке был арестован и выслан в Вологду. Участвовал в сборниках Вехи Из глубин...Педагогический терминологический словарь
  17. бердяев николай александровичкрупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли русским Гегелем XX века одним из величайших филос...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. бердяев николай александровичрелигиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельностью но быстро разочаровавшись в социалистических идеалах стан...Политологический словарь-справочник
  19. бердяев николай александровичрусский религиозный философ представитель отечественного экзистенциализма. Придерживался теоцентрического подхода к морали. Мораль по Б. представляет собой такие нормы по...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  20. бердяев николай александрович. Киев . Кламар близ Парижа философ публицист. Учился в Киевском кадетском корпусе в г. поступил на естественный фт унта Св. Владимира через год перевелся на юридически...Русская философия
  21. бердяев николай александрович. . философ писатель. В е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С.Н. Булгаковым редактировал философский журнал Вопросы жизни. Его философия обычно именуется ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  22. бердяев николай александровичрус. религиозный философ публицист. Сначала примыкал к легальным марксистам пытался сочетать некрые положения марксизма с кантианством с идеями Ницше дать этическое обосн...Словарь по этике
  23. бердяев николай александровичмарта Киев марта Кламар близ Парижа. Из старинного дворянского рода В учился в Киевском кадетском корпусе. В поступил на естественный факультет Киевского универси...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  24. бердяев николай александрович[. Киев . Кламар Франция] рус. религ. философ представитель персонализма. На рубеже х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства примыкал к т. н. лега...Советский философский словарь
  25. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. В за участие в социалдемократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В выслан на года в Вологодскую губернию....Социологическая энциклопедия
  26. бердяев николай александровичрусский философ и публицист. Основные работы О назначении человека Самопознание Смысл творчества Оправдание человека и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму...Творчество. Краткий педагогический словарь
  27. бердяев николай александровичвыдающийся рус. религиозный философ которого на Западе называли русским Гегелем XX в. В. родился в г. в Киеве. Казалось его жизненный путь предопределен военной службой ...Толковый политический словарь
  28. бердяев николай александровичБЕРДЯЕВ Николай Александрович рус. философ. В поступил на естественный факультет Киевского унта через год перевелся на юридический В унте Б. пережил увлечение марксизм...Философская энциклопедия
  29. бердяев николай александровичрод. марта Киев ум. марта Кламар близ Парижа рус. религиозный философ с в эмиграции жил в Берлине затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса Ницше Ибсена К...Философский энциклопедический словарь II
  30. бердяев николай александровичБердяев Николай Александрович философ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественно...Энциклопедический словарь
  31. бердяев николай александровичфилософ и публицист. Род. в г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе в Киевском университете учился сначала на естественном потом на юридическом факульте...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. бердяев николай александровичрусский философ один из основоположников экзистенциализма. Работы Б. отразились в произведениях Булгакова в том числе в фельетоне Похождения Чичикова и романе Мастер и Ма...Энциклопедия Булгакова
  33. бердяев николай александровичпсевд. Б.Кский К.Тн . Киев . Кламар под Парижем философ религиозный мыслитель публицист. Происходил из старинного дворянского рода известного со й половины XV в. Нескольк...Энциклопедия русской эмиграции