Русская философия

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(23.07 (4.08). 1862, Ахтырка Московской губ. 29.09 (12.10).1905, Петербург) философ, публицист, общественный деятель. Учился в Московском ун-те, сначала на юридическом, затем на историко-филологическом ф-те, по окончании к-рого остается при кафедре философии для подготовки к званию проф., в 1886 г. сдает магистерский экзамен, а с 1888 г. приступает к чтению лекций по философии в качестве приват-доцента. Интерес к философии возник у Т. еще в юношеском возрасте. Как и его младший брат Е. Н. Трубецкой, он испытал влияние позитивизма и нигилизма. Но вскоре благодаря чтению соч. нем. идеалистов, славянофилов и своего старшего друга В. С. Соловьева, освободился от своего юношеского увлечения. В университетские годы круг философских интересов Т. расширился за счет углубленного изучения истории философии, прежде всего античной; результатом этих исследований явилась его магистерская диссертация *Метафизика в Древней Греции* (1890). В 1900 г. Т. защищает докторскую диссертацию *Учение о Логосе в его истории* и назначается экстраординарным проф. Много времени уделяет он в эти годы общественной деятельности. В 1900-1905 гг. он один из редакторов журн. *Вопросы философии и психологии*. Принимает деятельное участие в земском движении, становится одним из его духовных лидеров. С 1901 г., когда начались студенческие волнения, Т. активно выступает за введение университетской автономии, т. е. за наделение совета проф. правом руководить всей жизнью ун-та. После предоставления в 1905 г. Московскому ун-ту автономии Т. избирается его ректором. Однако волна беспорядков, затопавшая в это время ун-т, поставила в трудное положение прежде всего либеральных защитников академических свобод и привела к безвременной смерти Т. спустя месяц после своего избрания он умер от кровоизлияния в мозг. По философским воззрениям Т. близок к В. С. Соловьеву: он тоже соединял в своем учении христианство и платонизм, считая идею Логоса главной идеей христианства. Однако при этом Т. не разделял мистицизм Соловьева; если у Соловьева центральной темой было учение о Софии, то главная работа Т. посвящена теме Логоса. И не случайно, видимо, соч., посвященное софиологии, осталось у Т. неоконченным и неопубликованным: эта тема представлена у него учением о мировой душе, в к-рой платонизм соединяется с кантовской концепцией априорной формы чувственности. Наиболее полное изложение воззрения Т. получили в его работе *Основания идеализма* (1896). В ней раскрыты принципы его учения, названного им *конкретным идеализмом* в отличие от отвлеченного идеализма нем. классической философии. В качестве исходного пункта Т. берет не отвлеченное понятие (типа гегелевского *чистого бытия*), а конкретное сущее, реальное существо как субъекта всех определений, к-рые открывает в нем мышление. Сущее необходимо предшествует мышлению; допуская противное, мы придем к панлогизму, т. е. к порождению из отвлеченной мысли всего богатства ее определений. Согласно Т., вечное актуальное сознание (Бог) предшествует всякому конечному (становящемуся) сознанию; тем самым он отвергает пантеистическое учение Фихте, Шеллинга и Гегеля о человечестве как *становящемся Боге* и отстаивает позиции теизма. Доказывая, что бытие нельзя свести к логической идее и что общие понятия суть только отношения мысли к своему предмету, Т. в то же время признает духовную природу реальности, разумные законы космического Логоса, по к-рым устраивается как природная, так и человеческая жизнь. Стремясь остаться на почве рационализма, Т., однако, не рассматривает разум как единственный источник познания. Как в человеке можно выделить три осн. способности чувственное восприятие, мышление и волю, так и познание осуществляется с помощью опыта, обусловленного априорными законами восприятия (универсальной чувственностью), с помощью разума, к-рый выявляет закономерную связь явлений, всеобщую соотносительность сущего, и, наконец, с помощью веры, устанавливающей реальность мыслимых и воспринимаемых нами существ. Предметом веры является самобытная живая сила, определяемая как дух; вера, по Т., есть признание *реальных независимых от нас... существ или субъектов* (Соч. М., 1994. С. 671). Наряду с этим вера *убеждает нас в реальности внешнего мира, в реальности предметов чувства и разума* (Там же. С. 665). При этом Т., в отличие от Соловьева, не принимает отождествления веры с интеллектуальной интуицией, а тем более с вдохновением: верный православной традиции, Т. остерегается сближения веры с воображением и ставит нравственно-этическую сферу выше эстетической. Как в Боге, так и в человеке именно воля составляет основу личности, поэтому вере как способности воли открывается бытие. Однако Т. не противопоставляет веру и разум, откровение и умозрение, а указывает на их единство, подчеркивая, что *понятие Логоса связано с греческой философией, в которой оно возникло, и с христианским богословием, в котором оно утвердилось* (Там же. С. 44). В соответствии с этим убеждением Т. главное свое историко-философское исследование посвящает греч. философии, где сформировалось понятие Логоса, а историко-богословский труд *Учение о Логосе в его истории* христианскому пониманию Логоса, установившемуся в борьбе с иудаизмом и гностицизмом. Греч, философия, по Т., является одним из духовных истоков христианства, а не его антагонистом, причиной искажения первоначальной евангельской веры, как утверждали мн. протестантские теологи. Однако при этом Т. признавал известные заслуги протестантской библеистики, в частности исторического критицизма Гарнака, открытиям к-рого он попытался дать новое истолкование, опираясь на православную святоотеческую традицию. Мысля в духе этой традиции, Т. критически относился к теократической утопии В. С. Соловьева и к его толкованию Библии сквозь призму мистической символики и католической ортодоксии. Для характеристики взглядов Т. на проблему сознания в самом широком ее аспекте программное значение имеет его ст. *О природе человеческого сознания* 1890), в к-рой он анализирует один из центральных вопросов, обсуждавшихся на протяжении всей истории философии, вопрос о соотношении индивидуального и общего. Согласно Т., он остается неразрешимым в европейской философии: ни эмпиризм, ни идеализм не смогли объяснить природу сознания, а тем самым понять, что такое личность. Эмпирики отождествляли последнюю с индивидуальными внутренними состояниями сознания, с комплексом психических ассоциаций, не имеющих объективно-логического значения. С др. стороны, представители нем. идеализма растворили личность во всеобщем начале, сделав ее исчезающим моментом в развитии абсолютного духа, мирового разума. Показав невозможность объяснения сознания ни как принадлежности отдельного эмпирического индивида, ни как продукта универсального родового начала, Т. вслед за славянофилами пришел к выводу, что личное, конечное сознание может быть понято только при допущении соборного сознания. Лишь в этом случае, считал он, мы можем объяснить способность человека к всеобщему и необходимому познанию действительности, к пониманию др. людей и окружающего мира. Соборность как сущность сознания мыслится Т. в качестве инстанции, гарантирующей объективность познания. Предпосылкой же такой объективности и, следовательно, самой возможности соборного сознания, по Т., является существование вечно актуального сознания, т. е. сознания божественной личности Творца. В конечном счете соборность это некое совершенное об-во, *метафизический социализм*, т. е. идеал, к к-рому стремится человечество, в нем должен править закон любви, а любовь это *единство всех в одном, сознание всех в себе и себя во всех* (Там же. С. 593). Подобно тому как разум есть принадлежность вселенского субъекта, чувственность, согласно Т., тоже нельзя считать присущей только индивидуальному сознанию. Существует нек-рая всеобщая чувственность, носителем к-рой является мировая душа как ее субъект, отличный от Бога. Т. она представляется в виде своеобразного космического существа, или мира в его психической основе, благодаря чему последний выступает как живой одушевленный организм. Оставаясь приверженцем Логоса, дополненного верой, Т. убежден, что в основе мира лежит разумное и любящее начало, а потому он в сущности своей благ. Отсюда проистекает оптимизм Т., здесь источник его деятельной энергии, его неутомимой академической и гражданской деятельности.

  1. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...1000+ биографических данных - словарь
  2. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь
  3. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь II
  4. трубецкой сергей николаевичТрубецкой князь Сергей Николаевич философ родился в году в Московской губернии учился в калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университе...Биографический словарь
  5. трубецкой сергей николаевичТрубецкойstrong Сергей Николаевич . Калуга . Петербург русский религиозный философ последователь и друг В. С. Соловьева публицист общественный деятель князь брат Е. Н. Т...Большая Советская энциклопедия II
  6. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московског...Большой Энциклопедический словарь V
  7. трубецкой, сергей николаевичСергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московского универси...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...Исторический справочник русского марксиста
  9. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич Ахтырка Московской губернии Петербург религиозный философ публицист общественный деятель. Приватдоцент с профессор с первый избранный рек...Москва (энциклопедия)
  10. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич сент. в Спб. философПсевдонимыi Кн. С. Т.u С. Н. Т.u С. Т.u Струбинu Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  11. трубецкой сергей николаевич[. Калуга . Петербург] рус. религ. философ публицист обществ. деятель князь. Последователь и друг Вл. Соловьва брат Е. Н. Трубецкого. Проф. Моск. унта в избран ректором...Советский философский словарь
  12. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич философ публицист общественный деятель брат Е.Н. Трубецкого. Гимназическое увлечение позитивистским эмпиризмом способствовало религиозным со...Философская энциклопедия
  13. трубецкой сергей николаевичиюля сент. рус. религ. философ последователь и друг В. Соловьева публицист обществ. деятель князь брат Е. Трубецкого. Окончил историкофилологич. фт Моск. унта . Др ф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психолог...Философский энциклопедический словарь II
  15. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психол...Философский энциклопедический словарь
  16. трубецкой, сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич князь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с ...Энциклопедический словарь
  17. трубецкой сергей николаевичкнязь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с г. состоял приватдоцентом М...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. трубецкой, сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский философ историк философии. Родился в с.Ахтырка Московской губернии июля . Происходил из старинного дворянского рода. В юности испытал...Энциклопедия Кольера II