Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

23 июля 1862 – 29 сент. 1905) – рус. религ. философ, последователь и друг В. Соловьева, публицист, обществ. деятель; князь, брат Е. Трубецкого. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1885). Д-р философии (1900), один из редакторов (1900–05) журн. "Вопросы философии и психологии". В 1905 был избран ректором Моск. ун-та. По политич. убеждениям – сторонник конституц. монархии. Ленин неоднократно критиковал его буржуазно-либеральную деятельность. Преодолев влияние эмпиризма Конта и Спенсера, Т. в дальнейшем становится сторонником направления "философии всеединства" Соловьева и развивается в русле религ.-филос. традиции Платона, неоплатонизма, нем. мистиков, славянофилов; значительно влияние на него нем. классич. философов и в первую очередь Канта и Гегеля. Свое учение Т. называет "конкретным идеализмом", отличая его от идеализма отвлеченного (типа гегелевского), неспособного, по мнению Т., объяснить переход от абсолюта к области единичных вещей, обосновать ценность частных наук и опытного знания. "Конкретно-идеалистич." миропонимание получает у Т. новое обоснование с помощью "закона универсальной соотносительности", сходного с развитым в нем. философии (особенно Гегелем) принципом всеобщей диалектич. связи. По мысли Т., всякое онтологич. или гносеологич. определение лишено смысла без своего коррелята (субъект без объекта, явление без сущности и т.д.): "Все, что есть, существует в каком-либо отношении", то, что безотносительно, "...не имеет никакого бытия" (Собр. соч., т. 2, М., 1908, с. 264). Центральная филос. проблема, по Т., заключается в отношении познающего разума к сущему (см. тамже, с. 263, 286 и др.), но что представляет собой сущее, это уже зависит от контекста той или иной философии. Эмпиризм отождествляет сущее с явлением, рационализм – с идеей, мистицизм – с духовной, сверхчувственной реальностью. Т. вслед за Соловьевым подверг критике рационализм, мистицизм и эмпиризм, указал на их односторонность, вместе с тем признав в каждом из них момент истины. Полная истина состоит в определении сущего как "абс. всеединства", "всеединого конкретного бытия", в к-ром все стороны сущего находятся в необходимой соотносит. связи: пространственно- временное многообразие эмпирич. вещей обусловлено логич. (идеальным) единством, а то и другое находит свое основание в абс. духе, являясь, в свою очередь, его собств. потенциями. "Конкретный идеализм" не отрицает независимости материальных явлений от индивидуального сознания. Однако, признав вслед за Кантом время и пространство лишь формами чувственности, Т. признает и универсальный чувствующий субъект – некое космич. существо – Софию, понятую как психич. основу мира. Все реальные объекты действительности оказываются своего рода взаимодействующими индивидуальными центрами (монадами), объединенными в одном мировом субъекте. (С помощью понятия мирового субъекта, отличаемого от бога, Т. стремится избежать пантеизма, но он не дает ясного представления о месте этого понятия в своей метафизике.) т.о. в онтологии Т. мир явлений и идей (сфера относительного) превращается в потенцию абсолюта, сверхотносит. бытия, раскрывающегося постепенно через деятельность мирового субъекта. Вычленяя разные стороны абс. всеединства, Т. стремится предметно разграничить и примирить науку (исследующую законы явлений), философию (изучающую осн. начала бытия и познания) и религию (с ее верой в сверхчувств. реальность). Вслед за Соловьевым Т. развивает идеал "соборности", в к-рой должны совпадать религиозное, нравственное и социальное начала. Идея соборности у Т. выступает альтернативой как индивидуализму, так и коллективизму социалистич. учений. Филос. система Т. не закончена, чему помешала его ранняя смерть. Т. написал ряд серьезных исследований по истории философии ("Метафизика в Древней Греции", М., 1890, "Учение о логосе в его истории", М., 1900, и др.). Задолго до Бергсона Т. провел концепцию "осн. интуиции", лежащей в основе др.-греч. философии. Т. вообще считает важным уяснить, какой именно образ универс. истины заключен в той или иной философии. Задолго до К. Иоеля, А. Фишера, и др. он выдвигает идею о развитии греч. философии из мифологии и религии (см. "Чему учит история философии", в сб. "Проблемы идеализма", [М., 1902], с. 231). Т. подробно исследовал антич. мысль, значение к-рой он видел в том, что она подготовила человечество к восприятию христ. идеала. Соч.: Собр. соч., т. 1–6, М., 1906–12. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 484. 485, 489, 493; т. 9, с. 324, 345; т. 10, с. 438; Чичерин Б. П., Вопр. философии, М., 1904, с. 146–222; "Вопр. филос. и психол.", 1906, кн. 81 (1) (номер посвящен T.); Mелиоранский Б., Теоретич. философия С. Л. Т., там же, кн. 82 (2), с. 197–222; Кн. С. Н. Т. первый борец за правду и свободу рус. народа. В отзывах рус. повременной печати..., СПБ, 1905; Сб. речей, посвящ. памяти кн. С. Н. Т., М., 1909; Булгаков С. Н., Философия кн. С. Н. Т. и духовная борьба современности, в его кн.: Два града, т. 2, М., 1911, с. 243–54; Смирнов К. ?., Религ. воззрения кн. С. Н. Т., X., 1911; Лопатин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911, с. 157–235; его же, Совр. значение филос. идей кн. С. Н. Т., "Вопр. филос. и психол.", 1916, кн. 131 (1), с. 1–39; Котляревский С., Миросозерцание кн. С. Н. Т., там же, с. 40–50; Рачинский Г., Религ.-филос. воззрения кн. С. Н. Т., там же, с. 51–77; Блонский П. П., Кн. С. Н. Т. и философия, М., 1917; Бердяев Н., Рус. идея, Париж, 1946, с. 162–64; Лосский Н. О., История рус. философии, пер. с англ., М., 1954, гл. 10; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956, гл. 3 (имеется библ.); Трубецкая О. Н., Кн. С. Н. Т., воспоминания сестры, Нью-Йорк, 1953; История философии, т. 5, М., 1961, с. 343–44, 353. А. Поляков. Москва.

  1. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...1000+ биографических данных - словарь
  2. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь
  3. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь II
  4. трубецкой сергей николаевичТрубецкой князь Сергей Николаевич философ родился в году в Московской губернии учился в калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университе...Биографический словарь
  5. трубецкой сергей николаевичТрубецкойstrong Сергей Николаевич . Калуга . Петербург русский религиозный философ последователь и друг В. С. Соловьева публицист общественный деятель князь брат Е. Н. Т...Большая Советская энциклопедия II
  6. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московског...Большой Энциклопедический словарь V
  7. трубецкой, сергей николаевичСергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московского универси...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...Исторический справочник русского марксиста
  9. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич Ахтырка Московской губернии Петербург религиозный философ публицист общественный деятель. Приватдоцент с профессор с первый избранный рек...Москва (энциклопедия)
  10. трубецкой сергей николаевич. . Ахтырка Московской губ. . . Петербург философ публицист общественный деятель. Учился в Московском унте сначала на юридическом затем на историкофилологическом фте по ...Русская философия
  11. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич сент. в Спб. философПсевдонимыi Кн. С. Т.u С. Н. Т.u С. Т.u Струбинu Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  12. трубецкой сергей николаевич[. Калуга . Петербург] рус. религ. философ публицист обществ. деятель князь. Последователь и друг Вл. Соловьва брат Е. Н. Трубецкого. Проф. Моск. унта в избран ректором...Советский философский словарь
  13. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич философ публицист общественный деятель брат Е.Н. Трубецкого. Гимназическое увлечение позитивистским эмпиризмом способствовало религиозным со...Философская энциклопедия
  14. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психолог...Философский энциклопедический словарь II
  15. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психол...Философский энциклопедический словарь
  16. трубецкой, сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич князь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с ...Энциклопедический словарь
  17. трубецкой сергей николаевичкнязь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с г. состоял приватдоцентом М...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. трубецкой, сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский философ историк философии. Родился в с.Ахтырка Московской губернии июля . Происходил из старинного дворянского рода. В юности испытал...Энциклопедия Кольера II