Энциклопедический словарь

ТРУБЕЦКОЙ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Трубецкой, Сергей Николаевич (князь) — философ; род. в 1862 г. в Московской губернии, учился в Калужской гимназии и на историко-филологическом факультете Московского университета; с 1888 г. состоял приват-доцентом Московского университета по кафедре философии, в 1889 г. защитил магистерскую диссертацию: "Метафизика в древней Греции", а в 1900 г. — докторскую диссерт.: "Учение о Логосе" (т. I). С 1900 г. профессором по кафедре философии в Московском университете. Состоит редактором "Вопросов Философии и Психологии".Учение."Критическая метафизика" кн. С. Н. Т. стремится к установлению отвлеченных и конкретных способов познания "сущего". Отвлеченные способы познания сущего составляют ее непосредственное содержание, которое должно быть восполнено при помощи истории и истории философии для уяснения конкретных способов познания сущего. "Мировой процесс есть процесс саморазвития "Сущего"; "смысл всей истории состоит в его самораскрытии в мире и его самосознании в человечестве". К метафизическим трудам Т. относится обширная статья: "Основания идеализма", замечательная по изяществу изложения и глубине философской мысли; к философско-историческим — две вышеназванные диссертации. Сущее познаваемо, хотя бы только отчасти. Без допущения его реальности невозможно никакое разумное миропонимание. Нужно выбирать между последовательнымскептицизмомиучением о сущем,т. е. метафизикой. Но эта метафизика не есть догматическое принятие известных о сущности вещей положений; она с логической необходимостью вытекает из анализа непосредственных данных сознания. Таким образом, исходным пунктом этой новой "критической", а не догматической метафизики является, как и для Канта, гносеологическое исследование "явлений". "Мы не знаем реальности вне сознания". Существует ли что-нибудь вне всякого возможного отношения к субъекту, на этот вопрос отвечать невозможно, так как для нас он не имеет никакого смысла. Пространство, время и причинная связь явлений должны быть признаны идеальными, как общие формы всех явлений. Вся действительность подчинена законам пространственно-временных отношений и закону причинности. Критическая диалектика мысли наглядно доказывает несостоятельность понятий абсолютного пространства, абсолютного времени; понятие абсолютного атома есть но более, как грубое обобщение внешнегопредставлениявнешнего явления, которое наивно принимается за что-то абсолютное. Понятия причинности, субстанциональности, качества, количества точно так же мыслимы лишь в отношении к субъекту. Никакие софизмы не дадут нам возможности "осмыслить прочь" от явлений и их форм познающий субъект. Кантовская теория познания представляет идеализм, но половинчатый, двойственный: субъективный аппарат мышления — форма созерцания — у него каким-тороковым образов налагаетсяразумом на опыт, в основе которого лежит объект (вещь в себе). Послекантовские метафизики заметили эту двойственность кантовского идеализма и, устранив caput mortuum докритического реализма — "вещь в себе", вступили на твердую почву безусловного идеализма. Это мы видим у Шеллинга, отожествляющего субъект и объект, разум и природу и рассматривающего их как продукты общей духовной силы. Гегель пытался истолковать эту основу сущего в качествеидеи— объективной мысли. В обновленной форме, в расширенном виде, он пытается возобновить рационализм XVII в., распространяя принцип: что разумно, то и действительно — что действительно, то и разумно, — не только на природу и человека, но также и на историю, и на искусство, и на право, и на развитие религиозного самосознания, и на историю философских идей. Но эта грандиозная попытка истолковать сущее, как абстрактную идею, привела, и неизбежно должна была привести к крушению. Сложное многообразие физических явлений не укладывалось в бескровные схемы отвлеченной мысли; пренебрежение апостериорным методом, уразумением сущего, как явления, при помощи опытных и индуктивных исследований, привело Шеллинга и Гегеля к произвольнойнатурфилософии. ИсториософияГегеля также оказалась несостоятельной, ибо, "история, как и природа, не может быть рационализирована; в истории, как и в природе, реальный процесс не совпадает с логическим, и потому не построяется историком a priori, но изучается и объясняется им a posteriori". Панлогизм Гегеля оказался несостоятельным и в областипсихологии.Он упустил из виду, что стремление свестипсихологиюклогикепутем игнорирования самостоятельной роливолиичувствованийтак же односторонне, так и стремление эмпириков-психологов свести логику к психологии. Итак, если сущее не есть (как это думают эмпирики и кантианцы) только являющееся, то оно также не сводится и к логической идее, как полагал Гегель. Односторонность гегельянского рационализма вызвала реакцию со стороны Шопенгауэра и Гартманна, которые, стараясь определить природу сущего — субъекта, обусловливающего явления в бесконечном пространстве и времени, искали его не в рациональном, а в иррациональном. Для Шопенгауэра субъектом познания была "воля", для Гартманна — "бессознательное". Умозрения и этих философов также являются односторонними, так как они не улавливают конкретности, реальности самобытной и чувственной природы вещи. Веяний анализ этогоживого, конкретногоиреальногоначала будет неизбежно односторонним именно в силу своей отвлеченности и бессилия мысли охватить бесконечную полноту его определений. Тем не менее мы можем изучать природу этого сущего отчасти путем метафизическим, выводя его свойства при помощи диалектической дедукции категорий и их онтологического применения, отчасти путем изучения исторического процесса, в течение которого перед человечеством постепенно раскрывалась сокровенная природа Сущего. История человеческой мысли свидетельствует, как односторонне применялись категории рассудка при попытках определить природу сущего, как часто бесконечная полнота конкретного всеединства замещалась тощими продуктами отвлечения. Пользуясь Кантовской таблицей категорий (которая в основных чертах принимается Т., как довольно верно выражающая механизм рассудочной деятельности), можно указать на целый ряд типичныходносторонностейв понимании природы сущего; можно даже дать исчерпывающую классификацию наиболее характерных заблуждений подобного рода и подыскать для каждого заблуждения характерную иллюстрацию. По воззрениям мистиков, живая конкретная сторона сущего доступна нам как объектверы.Наряду с чувственностью и разумом иволявходит, как фактор, в наше знание, и соответственно этому и сущее может быть рассматриваемо не только какявляющеесяиидея,но и как объектверы.Мыверимв реальность некоторого бытия, не зависящего от нашего сознания; допущение такого бытия не имеет достаточного основания ни в нашем чувстве, взятом самом по себе, ни в нашей отвлеченной мысли. Эта реальность, как мы видели, не может быть косной материей, она не может также быть объяснена в качестве простого факта сознания, ибо такое объяснение уже сводилось бы к отрицанию этой реальности. Чем же должна она быть? Анализ нашего "я" показывает нам, что оно не совпадает ни с эмпирическим содержанием нашей личности, заполняющей наше сознание в данную минуту, ни с отвлеченным понятием единства сознания, но живо ощущается нами, каксубстанция.За чувствами, данными во мне кроетсяконкретный дух.То же самое касается и сознания других людей. Яверюво множественность духовных субстанций. Всякое чисто психологическое объяснение идеи множественности сознаний других живых существ недостаточно. Я не просто представляю себе чужую духовную жизнь в форме моих собственных представлений, но твердоверюв их совершенно не зависимое от меня существование. Наконец, сознание того единства, которое связует вместе множественность конкретных духов, которое является их общею таинственной основой, составляет объект религиозной веры. Представители мистического идеализма всех времен верили в реальность этой первоосновы бытия, ссылаясь на субъективные данные мистического восприятия. Можно оспаривать в отдельных случаях верность тех истолкований, которые они придавали личным душевным состояниям, приводившим их к сознанию своей близости к божеству, как основе сущего, но во всяком случае эта религиозная вера лишь степенью отличается от той веры в реальность, лежащую за чертою непосредственно переживаемых нами состояний сознания, без которой невозможна ни наука, ни вообще какое бы то ни было истинное знание. Односторонность в мировоззрении мистиков заключается в том, что онивсезнание сводят к слиянию с абсолютным в мистическом восприятии, отвергая значение эмпирического и рационального познания. Источник истинного знания следует искать не в односторонних абстракциях, а "в нашем конкретном сознании. Эмпирики искали такого источника в чувственном опыте, рационалисты — в отвлеченном мышлении, мистики — в непосредственном имманентном восприятии сущего. Все эти направления ложны лишь в том, что они отрицают. Отвергающий отношение нашего познания к реально-сущему эмпиризм (а также и критицизм) приводит нас к иллюзионизму, т. е.аномизму.Рационализм, в его противоположении отвлеченной мысли Сущему, приводит калогизму.Наконец, обособляющийся от конкретной действительности и рационального познания мистицизм ведет какосмизму,ибо мистик замещает всякие объективные универсальные критерии для познания сущего субъективными показаниями своей веры и прихотью своей фантазии. Чтобы избегнуть всех этих односторонностей ложной метафизики, мы должны при исследовании природы Сущего никогда не упускать из видузакон универсальной соотносительности.Все сущее соотносительно. В догматической метафизике это упускали из виду, создавая фикцию безотносительных вещей в себе (материалисты, дуалисты, плюралисты, монадологи); но и в новейшей метафизике продолжают пренебрегать законом универсальной относительности, считая безотносительным наше сознание. Отказавшись от безотносительных вещей, мы должны отказаться, и от безотносительного сознания. Поэтому невозможна имманентная теория познания. "Сознание имманентно, оно существует в субъекте и для субъекта, и вместе оно трансцендентно, поскольку оно заключает в себе отношение к отличным от него объектам". "Как мой личный опыт, в котором я познаю какую-нибудь отличную от моего субъекта реальность, так и усвоение какого бы то ни было чужого опыта, опыта других субъектов — предполагает во мне сознание реальной соотносительности моего субъекта с другими существами или субъектами". Одним словом, если мы хотим хоть на мгновенье выйти из заколдованного круга солипсизма, в котором все — хаос, то мы должны признать, что"наше сознание обусловлено внутренним соотношением вещей, в основании которого лежит внутреннее всеединство Сущего".Стремясь выяснить отношения явлений к этому Сущему, мы прежде всего убеждаемся в том, что оно не есть ни отвлеченная безотносительная субстанция, ни безотносительный субъект. Субстанция = бытие о себе, субъект = бытие для себя, в сущности не имеют действительности: они как бы сливаются в тожественную абстракцию. Чтобы Абсолютное находилось в живом соприкосновении со своим "другим", с являющейся нам действительностью, нужно, чтобы мы смотрели на него не как на абстрактное начало ("сверх индивидуальное" "Я" Фихте, "идея" Гегеля, "воля" Шопенгауэра), соотносящееся с явлениями, а как на сверхотносительное бытие, существующее не только an und f ü r sich, но раскрывающее свою сокровенную сущность в бытии для другого — в "альтруизме". В единстве индивидуального человеческого сознания — в этом микрокосме — мы видим подобие универсального конкретного всеединства. Допущение такого конкретного всеединства: 1) обосновываетэмпирическоепознание природы, давая твердую опору универсальному детерминизму, господствующему надо всеми явлениями; 2) дает опору конкретному идеализму, освещающему с метафизической точки зрения внутренний смысл и цель явлений; 3) раскрывает перед нами возможность религиозного гнозиса, равно чуждого какдуализму,противополагающему мир Божеству и ограничивающему Божество этим отвлеченным противоположением, так ипантеизму,с его смешением абсолютного и относительного бытия. Логос божественный не есть Идея, а конкретный субъект. Из сказанного ясно, что представление о князе С. Н. T., как "гегельянце", совершенно ошибочно: гегельянство, так же как эмпиризм, критицизм и мистицизм, входят в его миросозерцание как один из моментов, дополняющих друг друга. С гораздо большим правом можно назвать Т. последователем Владимира Соловьева, нисколько этим не умаляя оригинальности философского мышления Т. и не упуская из виду существенных различий в их мировоззрениях. "Конкретный идеализм" и "свободная теософия", — несомненно два родственных миросозерцания.И. Лапшин.


  1. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...1000+ биографических данных - словарь
  2. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь
  3. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь II
  4. трубецкой сергей николаевичТрубецкой князь Сергей Николаевич философ родился в году в Московской губернии учился в калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университе...Биографический словарь
  5. трубецкой сергей николаевичТрубецкойstrong Сергей Николаевич . Калуга . Петербург русский религиозный философ последователь и друг В. С. Соловьева публицист общественный деятель князь брат Е. Н. Т...Большая Советская энциклопедия II
  6. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московског...Большой Энциклопедический словарь V
  7. трубецкой, сергей николаевичСергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московского универси...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...Исторический справочник русского марксиста
  9. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич Ахтырка Московской губернии Петербург религиозный философ публицист общественный деятель. Приватдоцент с профессор с первый избранный рек...Москва (энциклопедия)
  10. трубецкой сергей николаевич. . Ахтырка Московской губ. . . Петербург философ публицист общественный деятель. Учился в Московском унте сначала на юридическом затем на историкофилологическом фте по ...Русская философия
  11. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич сент. в Спб. философПсевдонимыi Кн. С. Т.u С. Н. Т.u С. Т.u Струбинu Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  12. трубецкой сергей николаевич[. Калуга . Петербург] рус. религ. философ публицист обществ. деятель князь. Последователь и друг Вл. Соловьва брат Е. Н. Трубецкого. Проф. Моск. унта в избран ректором...Советский философский словарь
  13. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич философ публицист общественный деятель брат Е.Н. Трубецкого. Гимназическое увлечение позитивистским эмпиризмом способствовало религиозным со...Философская энциклопедия
  14. трубецкой сергей николаевичиюля сент. рус. религ. философ последователь и друг В. Соловьева публицист обществ. деятель князь брат Е. Трубецкого. Окончил историкофилологич. фт Моск. унта . Др ф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  15. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психолог...Философский энциклопедический словарь II
  16. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психол...Философский энциклопедический словарь
  17. трубецкой сергей николаевичкнязь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с г. состоял приватдоцентом М...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. трубецкой, сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский философ историк философии. Родился в с.Ахтырка Московской губернии июля . Происходил из старинного дворянского рода. В юности испытал...Энциклопедия Кольера II