Философская энциклопедия

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич
(1862-1905) — философ, публицист, общественный деятель; брат Е.Н. Трубецкого. Гимназическое увлечение позитивистским эмпиризмом способствовало религиозным сомнениям Т., но раннее изучение К. Фишера, А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского привело его в круг последователей философии B.C. Соловьева. Поступив на юридический ф-т Московского ун-та и в 1885 окончив историко-филологический, Т. углубленно занимался изучением философии (Платон, Аристотель, И. Экхарт, Я. Бёме, Ф.К. фон Баадер, И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр), подготовил магистерскую диссертацию «Метафизика в Древней Греции». Докторская диссертация Т. «Учение о Логосе в его истории» обеспечила ему статус университетского проф., а активная общественно-политическая деятельность способствовала получению выборной должности ректора. С 1900 по 1905 Т. один из ред. жур. «Вопросы философии и психологии».
Философия «конкретного идеализма» Т. изложена в работе «Основания идеализма» (1986). Традиционный платонизм рус. философствования соединился с кантовской концепцией априорной формы чувственности. Т. исходил не из отвлеченного понятия «чистого бытия», а из конкретно-сущего, реального существа как субъекта всех определений, которые открывает в нем мышление. Сущее предшествует мышлению, а вечное актуальное сознание (Бог) предшествует всякому конечно-становящемуся сознанию.Последовательно отстаивается философско-теистическая позиция — бытие нельзя свести к логической идее, общие понятия суть только отношения мысли к своему предмету. Духовная природа реальности соотнесена с разумными законами космического Логоса, которые устраивают как природную, так и человеческую жизнь. Еще в своей докторской диссертации Т. пришел к выводу о том, что понятие Логоса неразрывно связано с греч. философией и с христианским богословием. Т.о., Т. являл собой укоренившийся в рус. филос. культуре тип религиозного философа, не противопоставлявшего веру и разум, откровение и умозрение, а делавшего основной акцент на их неразрывном единстве.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ТРУБЕЦКО́Й Сергей Николаевич
(23 июля 1862 – 29 сент. 1905) – рус. религ. философ, последователь и друг В. Соловьева, публицист, обществ. деятель; князь, брат Е. Трубецкого. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1885). Д-р философии (1900), один из редакторов (1900–05) журн. "Вопросы философии и психологии". В 1905 был избран ректором Моск. ун-та. По политич. убеждениям – сторонник конституц. монархии. Ленин неоднократно критиковал его буржуазно-либеральную деятельность.
Преодолев влияние эмпиризма Конта и Спенсера, Т. в дальнейшем становится сторонником направления "философии всеединства" Соловьева и развивается в русле религ.-филос. традиции Платона, неоплатонизма, нем. мистиков, славянофилов; значительно влияние на него нем. классич. философов и в первую очередь Канта и Гегеля. Свое учение Т. называет "конкретным идеализмом", отличая его от идеализма отвлеченного (типа гегелевского), неспособного, по мнению Т., объяснить переход от абсолюта к области единичных вещей, обосновать ценность частных наук и опытного знания. "Конкретно-идеалистич." миропонимание получает у Т. новое обоснование с помощью "закона универсальной соотносительности", сходного с развитым в нем. философии (особенно Гегелем) принципом всеобщей диалектич. связи. По мысли Т., всякое онтологич. или гносеологич. определение лишено смысла без своего коррелята (субъект без объекта, явление без сущности и т.д.): "Все, что есть, существует в каком-либо отношении", то, что безотносительно, "...не имеет никакого бытия" (Собр. соч., т. 2, М., 1908, с. 264). Центральная филос. проблема, по Т., заключается в отношении познающего разума к сущему (см. тамже, с. 263, 286 и др.), но что представляет собой сущее, это уже зависит от контекста той или иной философии. Эмпиризм отождествляет сущее с явлением, рационализм – с идеей, мистицизм – с духовной, сверхчувственной реальностью. Т. вслед за Соловьевым подверг критике рационализм, мистицизм и эмпиризм, указал на их односторонность, вместе с тем признав в каждом из них момент истины. Полная истина состоит в определении сущего как "абс. всеединства", "всеединого конкретного бытия", в к-ром все стороны сущего находятся в необходимой соотносит. связи: пространственно- временное многообразие эмпирич. вещей обусловлено логич. (идеальным) единством, а то и другое находит свое основание в абс. духе, являясь, в свою очередь, его собств. потенциями. "Конкретный идеализм" не отрицает независимости материальных явлений от индивидуального сознания. Однако, признав вслед за Кантом время и пространство лишь формами чувственности, Т. признает и универсальный чувствующий субъект – некое космич. существо – Софию, понятую как психич. основу мира. Все реальные объекты действительности оказываются своего рода взаимодействующими индивидуальными центрами (монадами), объединенными в одном мировом субъекте. (С помощью понятия мирового субъекта, отличаемого от бога, Т. стремится избежать пантеизма, но он не дает ясного представления о месте этого понятия в своей метафизике.) т.о. в онтологии Т. мир явлений и идей (сфера относительного) превращается в потенцию абсолюта, сверхотносит. бытия, раскрывающегося постепенно через деятельность мирового субъекта. Вычленяя разные стороны абс. всеединства, Т. стремится предметно разграничить и примирить науку (исследующую законы явлений), философию (изучающую осн. начала бытия и познания) и религию (с ее верой в сверхчувств. реальность).
Вслед за Соловьевым Т. развивает идеал "соборности", в к-рой должны совпадать религиозное, нравственное и социальное начала. Идея соборности у Т. выступает альтернативой как индивидуализму, так и коллективизму социалистич. учений. Филос. система Т. не закончена, чему помешала его ранняя смерть.
Т. написал ряд серьезных исследований по истории философии ("Метафизика в Древней Греции", М., 1890, "Учение о логосе в его истории", М., 1900, и др.). Задолго до Бергсона Т. провел концепцию "осн. интуиции", лежащей в основе др.-греч. философии. Т. вообще считает важным уяснить, какой именно образ универс. истины заключен в той или иной философии. Задолго до К. Иоеля, А. Фишера, и др. он выдвигает идею о развитии греч. философии из мифологии и религии (см. "Чему учит история философии", в сб. "Проблемы идеализма", [М., 1902], с. 231). Т. подробно исследовал антич. мысль, значение к-рой он видел в том, что она подготовила человечество к восприятию христ. идеала.
Соч.:Собр. соч., т. 1–6, М., 1906–12.
Лит.:Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 484. 485, 489, 493; т. 9, с. 324, 345; т. 10, с. 438; Чичерин Б. П., Вопр. философии, М., 1904, с. 146–222; "Вопр. филос. и психол.", 1906, кн. 81 (1) (номер посвящен T.); Mелиоранский Б., Теоретич. философия С. Л. Т., там же, кн. 82 (2), с. 197–222; Кн. С. Н. Т. первый борец за правду и свободу рус. народа. В отзывах рус. повременной печати..., СПБ, 1905; Сб. речей, посвящ. памяти кн. С. Н. Т., М., 1909; Булгаков С. Н., Философия кн. С. Н. Т. и духовная борьба современности, в его кн.: Два града, т. 2, М., 1911, с. 243–54; Смирнов К. Α., Религ. воззрения кн. С. Н. Т., X., 1911; Лопатин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911, с. 157–235; его же, Совр. значение филос. идей кн. С. Н. Т., "Вопр. филос. и психол.", 1916, кн. 131 (1), с. 1–39; Котляревский С., Миросозерцание кн. С. Н. Т., там же, с. 40–50; Рачинский Г., Религ.-филос. воззрения кн. С. Н. Т., там же, с. 51–77; Блонский П. П., Кн. С. Н. Т. и философия, М., 1917; Бердяев Н., Рус. идея, Париж, 1946, с. 162–64; Лосский Н. О., История рус. философии, пер. с англ., М., 1954, гл. 10; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956, гл. 3 (имеется библ.); Трубецкая О. Н., Кн. С. Н. Т., воспоминания сестры, Нью-Йорк, 1953; История философии, т. 5, М., 1961, с. 343–44, 353.
А. Поляков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич [23 июля (4 августа) 1862, Ахтырка Московской губ. — 29 сентября (12 октября) 1905, Петербург] — русский философ, публицист, общественный деятель. По окончании историко-филологического факультета Московского университета в 1885 остается работать в университете. В 1890 защищает магистерскую диссертацию “Метафизика в Древней Греции”, в 1900 — докторскую диссертацию “Учение о Логосе в его истории”. В 1900—05 — один из редакторов журнала “Вопросы философии и психологии”. Принимает деятельное участие в земском движении, становится одним из его духовных лидеров. После предоставления в 1905 Московскому университету автономии избирается его ректором. Однако волна беспорядков, затопившая в это время университет, поставила в трудное положение либеральных защитников академических свобод и привела к безвременной смерти Трубецкого.
По философским воззрениям Трубецкой близок к В. С. Соловьеву. Наиболее полное изложение его идеи получили в работах “О природе человеческого сознания” (1889—91) и “Основания идеализма” (1896). Свое учение называл “конкретным идеализмом”, в отличие от отвлеченного идеализма немецкой классической философии. В качестве исходного пункта Трубецкой берет не отвлеченное понятие (типа гегелевского “чистого бытия”), а конкретное сущее, реальное существо как субъект всех определений, которые открывает в нем мышление. Согласно Трубецкому, вечное актуальное бытие (Бог) предшествует всякому конечному (становящемуся) бытию; тем самым он отвергает пантеистические учения Фихте, Шеллинга и Гегеля о человечестве как “становящемся Боге” и отстаивает позиции теизма. Доказывая, что бытие нельзя свести к логической идее и что общие понятия суть лишь отношения мысли к своему предмету, Трубецкой в то же время признает духовную природу реальности, разумные законы космического Логоса. Стремясь остаться на почве рационализма, Трубецкой, однако, не рассматривает разум как единственный источник познания. Как в человеке можно выделить три способности — чувственное восприятие, мышление и волю, так и познание осуществляется с помощью опыта, обусловленного априорными законами восприятия (универсальной чувственностью), с помощью разума, выявляющего всеобщую соотносительность сущего, и, наконец, с помощью веры, устанавливающей реальность мыслимых и воспринимаемых нами существ. Вера “убеждает нас в реальности внешнего мира, в реальности предметов чувства и разума” (Соч. М., 1994, с. 665). В отличие от Соловьева Трубецкой не отождествляет веру с интеллектуальной интуицией, а тем более — с вдохновением: верный православной традиции, он остерегается сближения веры с воображением и ставит нравственно-этическую сферу выше эстетической. Как в Боге, так и в человеке именно воля составляет основу личности, поэтому вере как способности воли открывается бытие. Однако Трубецкой не противопоставляет веру и разум, откровение и умозрение, а указывает на их единство, подчеркивая, что “понятие Логоса связано с греческой философией, в которой оно возникло, и с христианским богословием, в котором оно утвердилось” (там же, с. 44). Анализируя природу человеческого сознания, Трубецкой ставит сложный философский вопрос о соотношении индивидуального и общего, который, по его мнению, не смогли разрешить ни эмпиризм, ни идеализм, а потому оставалась непонятой и природа личности. Эмпирики отождествляли последнюю с индивидуальными внутренними состояниями сознания (психологизм), а представители немецкого идеализма растворили ее во всеобщем начале, сделав исчезающим моментом в развитии абсолютного духа. Трубецкой вслед за славянофилами считает, что личное, конечное сознание может быть понято только при допущении соборного сознания, которое гарантирует объективность познания. Предпосылкой возможности соборного сознания и соответственно объективности познания является существование вечно актуального сознания божественной Личности Творца. Оставаясь приверженцем Логоса, дополненного верой, Трубецкой убежден, что В основе мира лежит разумное и любящее начало, а потому он в сущности своей благ. Отсюда проистекает оптимизм философа, здесь источник его энергии, его неутомимой академической и гражданской деятельности. Соч.: Собр. соч., т. 1-6. М., 1906-12; Соч. М., 1994.
Лит.: Лопатим Л. М. Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906; Котляревскчй С. А. Миросозерцание кн. С.Н.Трубецкого.— “Вопросы философии и психологии”, 1916, кн. 131 (1); Рачинский Г. А. Религиозно-философские воззрения кн. С. Н. Трубецкого.— Там же; Гайденко П. П. “Конкретный идеализм” С. Н. Трубецкого. Предисловие к кн.: Трубецкой С. Н. Соч. М., 1994.
П. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...1000+ биографических данных - словарь
  2. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь
  3. трубецкой сергей николаевичрус. релит философ последователь А Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию хряст вероучения в т. ч. идея бессмертия. Особое внимание удалял разработке закона универс...Атеистический словарь II
  4. трубецкой сергей николаевичТрубецкой князь Сергей Николаевич философ родился в году в Московской губернии учился в калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университе...Биографический словарь
  5. трубецкой сергей николаевичТрубецкойstrong Сергей Николаевич . Калуга . Петербург русский религиозный философ последователь и друг В. С. Соловьева публицист общественный деятель князь брат Е. Н. Т...Большая Советская энциклопедия II
  6. трубецкой сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московског...Большой Энциклопедический словарь V
  7. трубецкой, сергей николаевичСергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московского универси...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. трубецкой сергей николаевичпрофессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Учение о Логосе. По своим философс...Исторический справочник русского марксиста
  9. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич Ахтырка Московской губернии Петербург религиозный философ публицист общественный деятель. Приватдоцент с профессор с первый избранный рек...Москва (энциклопедия)
  10. трубецкой сергей николаевич. . Ахтырка Московской губ. . . Петербург философ публицист общественный деятель. Учился в Московском унте сначала на юридическом затем на историкофилологическом фте по ...Русская философия
  11. трубецкой сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич сент. в Спб. философПсевдонимыi Кн. С. Т.u С. Н. Т.u С. Т.u Струбинu Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  12. трубецкой сергей николаевич[. Калуга . Петербург] рус. религ. философ публицист обществ. деятель князь. Последователь и друг Вл. Соловьва брат Е. Н. Трубецкого. Проф. Моск. унта в избран ректором...Советский философский словарь
  13. трубецкой сергей николаевичиюля сент. рус. религ. философ последователь и друг В. Соловьева публицист обществ. деятель князь брат Е. Трубецкого. Окончил историкофилологич. фт Моск. унта . Др ф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психолог...Философский энциклопедический словарь II
  15. трубецкой сергей николаевичрод. июля Калуга ум. сент. Петербург рус. религиозный философ публицист и общественный деятель брат E. H. Трубецкого. В редактор журнала Вопросы философии и психол...Философский энциклопедический словарь
  16. трубецкой, сергей николаевичТрубецкой Сергей Николаевич князь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с ...Энциклопедический словарь
  17. трубецкой сергей николаевичкнязь философ род. в г. в Московской губернии учился в Калужской гимназии и на историкофилологическом факультете Московского университета с г. состоял приватдоцентом М...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. трубецкой, сергей николаевичТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский философ историк философии. Родился в с.Ахтырка Московской губернии июля . Происходил из старинного дворянского рода. В юности испытал...Энциклопедия Кольера II