Русская философия

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

(28.08(9.09).1828, Ясная Поляна Тульской губ. 7(20).11.1910, ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д., ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл.) писатель, создатель религиозно-философского учения, в центре к-рого поиски смысла жизни, разработка новой *истинной религии* всеобщей любви, добра, ненасилия. Учился на вост. отд. по разряду арабо-турецкой словесности (1844-1845), затем юридическом ф-те (1845-1847) Казанского ун-та. Не закончив курса, поставил перед собой обширную программу самообразования, реализацией к-рой занимался в течение всей жизни. В 1851-1855 гг. служба в артиллерии на Кавказе, участие в обороне Севастополя, затем выход в отставку. С кон. 50-х гг. Т. целиком посвящает себя литературному творчеству. Духовное развитие Т. отличалось сложностью, сопровождалось постоянными сомнениями, рано выработавшимся скептицизмом. К 40-60-м гг. относится становление его мировоззрения. В дневниках, заметках *О цели философии* (1847) им поставлены вопросы, к-рые станут главными в его творчестве: сущность и смысл жизни, ее обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого в любом из индивидов, идеал и средства его достижения, сущность искусства и др. В *Эпилоге* к роману *Война и мир* Т. сформулировал философско-историческую концепцию, основанную на критическом переосмыслении т. зр., признающих решающее значение в истории действий выдающихся личностей, факторов сознания, культуры, просвещения и т. д. История это жизнь народов и человечества в целом, столкновение свободы и необходимости, сложное переплетение людских интересов (*дифференциалов истории*). В стихийных *роевых* действиях народных масс, по Т., реализуется провиденциальный ход исторических событий (напр., война 1812 г.). В кон. 70-х 80-е гг. Т. создал ряд религиозно-философских соч.: *Исповедь*, *В чем моя вера?*, *Царство Божие внутри вас*, *О жизни*, *Так что же нам делать?* и др. Это время духовного переворота, к-рый произошел в результате переосмысления зап. и вост. философии, а также христианства и др. мировых религий. При этом влияние идей Ж. Ж. Руссо на Т. было едва ли не самым главным (по его собственному признанию, еще в 15 лет он носил на шее медальон с портретом Руссо вместо нательного креста). Учение И. Канта о морали как особом духовном мире руководствующегося долгом человека, стало одним из источников этики любви Т. Под влиянием идей А. Шопенгауэра он пришел к пониманию природы как наполненного духом и волением Бога целостного образования, существующего в безграничном пространстве. В конфуцианстве Т. привлекли идеи о важной роли морали в об-ве, о человеке как частице рода, общественного целого. Идея Лао-Цзы о недеянии как способе предвидения будущего и избегании зла, буддийское представление о нирване эти и др. достижения вост. мудрости также оказали воздействие на Т. Мир стал представляться Т. как гармоническая цельность, единое, или Бог. Он подверг критике всевозможные разновидности гедонизма и утилитаризма в этике, призывал осуществить переход от морали эгоизма к морали добра или блага для всех. Особый акцент Т. делает на евангельские заповеди, обращенные ко всем людям, *братьям между собой и детям перед бесконечностью, или Богом*. Последний период жизни и творчества Т. можно определить как *проповеднический* (с кон. 80-х гг.). В эти годы формируется толстовство как религиозно-общественное движение. В публицистических статьях Т. остро критикует государство и церковь как органы насилия над людьми, подавляющие личностные и творческие начала. В философско-энциклопедических работах *Круг чтения*, *Путь жизни* он приходит к представлению о едином мире, в к-ром выражаются идеи добра, истины и красоты, а природное, разумное и нравственное образуют прочную гармонию. Для Т. было характерно неортодоксальное, рациональное и внеконфессиональное понимание Бога. Бог для него есть любовь к жизни, гармоническое единство материи и духа, универсальная и вечная целостность (*Критика догматического богословия*, *Соединение и перевод четырех евангелий*). Т. отрицает троичность Бога, как противоречие здравому смыслу. Учение о Троице воспринимается им как вариант языческого многобожия в христианстве. Образ Христа для Т. есть образ не бессмертного Богочеловека, а смертного человека с божественными свойствами. Христос это герой человечества, взявший на себя вину за его грехи, показавший тот истинный путь, по к-рому оно должно пойти: от хаотичного состояния к гармоническому разумному устроению, при к-ром высшим мерилом человечности будет нравственность. Стержнем учения Т. является, по определению Зеньковского, *панморализм*, т. е. подчинение всего морали. Через космическую любовь, соединяющую единичное и общее, случайное и необходимое, религиозная связь человека с Богом становится его нравственным отношением к бесконечному миру, человеческому роду, др. человеку. Религия и нравственность, т. обр., означают одно и то же. Своеобразной квинтэссенцией мировоззрения Т. является учение о ненасилии. Его предпосылки - в мировоззренческих основах таких религий, как даосизм, буддизм, индуизм и др. Христианская мораль для Т. есть осознанное человеком средство приближения к идеалу единого, или блага. Ненасилие и служит непременным условием любви, дающей благо жизни. Отсюда моральный аспект ненасилия означает реализацию человеком идеи самосовершенствования об-ва, к-рое происходит благодаря любви. В религиозном смысле ненасилие есть освобождение людей от ложных вер и идеалов, непризнание ими святости церковной иерархии. В целом учение о ненасилии можно квалифицировать как гуманистическую религиозную утопию, обращенную в будущее. В измененном виде (ахимса) оно было использовано лидерами индийской национально-освободительной борьбы (М. Ганди, Д. Неру и др.). Учение Т. не утратило своей актуальности и в наши дни. В отношении к государству у Т. прослеживаются анархистские настроения, т. к. этот ин-т рассматривается как орган подавления личности, возникший по необходимости, но ставший в дальнейшим орудием обмана и насилия. Отказ от участия в государственном насилии - военном, судебном, идеологическом, экономическом и др. является, по Т., мощным средством улучшения об-ва. В своих эстетических трактатах (*Что такое искусство*, *Об искусстве* и др.) Т. отстаивал активную социальную роль искусства, критиковал *непонятный народу* формализм. Главным критерием художественности он считал *заразительность* искусства, т. е. его нравственно-эмоциональное содержание и степень воздействия на людей. Т. оказал значительное влияние на рус. философию кон. XIX-XX вв. Ее осн. представители так или иначе высказали свое отношение к учению Т., что породило широкий спектр оценок от горячего одобрения его идей (Страхов) до столь же горячего неприятия их (Флоровский и др.). Последний считал Т. сторонником *моралистической робинзонады* в духе Просвещения XVIII в. и *последовательным нигилистом*. Михайловский положил начало традиции, согласно к-рой Т. оценивался как *из ряда вон выходящий беллетрист и как плохой мыслитель*. Несмотря на известную идейную близость Т. к народничеству (Зеньковский писал даже о *религиозном народничестве* Т.), учение писателя не получило широкого распространения в этой среде. Критическое отношение к нему стали разделять также рус. марксисты, начиная с Плеханова (*гениальный художник и крайне слабый мыслитель*). Ленин критиковал религиозную философию Т., высоко оценивая толстовскую критику государства, частной собственности на землю, судопроизводство и т. п. и посвятил писателю цикл из пяти статей. Федоров, искавший у Т. поддержки своему учению о всеобщем воскрешении и отчасти получивший ее, был вместе с тем шокирован резкими выпадами Т. против науки. Нетрадиционная религия Т. оказалась созвучной религиозным поискам представителей *нового религиозного сознания*, в т. ч. Розанову и Мережковскому. Однако участники сб. *Вехи* выступили против толстовского *опрощения*, основанного на идеализации крестьянской культуры. Апогеем критики Т. явилась работа И. А. Ильина *О сопротивлении злу силою*, в к-рой борьба с *моралью бегства* Т. была объявлена центральной задачей рус. философии XX в. Коренным недостатком этики Т. Ильин считал перенесение борьбы со злом во внутренний мир человека и уклонение от борьбы со злом внешним, что оборачивается по его мнению, *религиозным безволием* и *духовным безразличием*. Мн. мыслители рус. зарубежья, характеризуя идейную атмосферу *серебряного века*, отдавали должное духовному вкладу Т., считали его мыслителем характерного рус. склада (Бердяев), соединяющего *религиозную страстность* с недооценкой *бесстрастного теоретического понимания мира* (Франк). В советский период глубокие исследования философии Т. принадлежали перу Асмуса.

  1. толстой лев николаевичТворения Шекспира Бальзака и Толстого три величайших памятника воздвигнутые человечеством для человечества утверждал Андре Моруа взявший на себя смелость назвать троих ...100 великих писателей
  2. толстой лев николаевичрус. писатель творчество крого оказало огромное влияние на мир. литру отразило противоречия целой эпохи рус. общества . В. И. Ленин назвал его зеркалом русской революции....Атеистический словарь
  3. толстой лев николаевичрус. писатель творчество крого оказало огромное влияние на мир. литру отразило противоречия целой эпохи рус. общества . В. И. Ленин назвал его зеркалом русской революции....Атеистический словарь II
  4. толстой лев николаевичРусский писатель общественный деятель. Творческое наследие Л. Н. Толстого необычайно обширно поэтому назовем самые известные произведения. Перу Л. Н. Толстого принадлежат...Афоризмы русских писателей
  5. толстой лев николаевичТолстой граф Лев Николаевич знаменитый писатель достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с велики...Биографический словарь
  6. толстой лев николаевичТолстойstrong Лев Николаевич [. Ясная Поляна ныне Щкинского района Тульской области . станция Астапово РязаноУральской железной дороги ныне станция Лев Толстой Липецкой ...Большая Советская энциклопедия II
  7. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф русский писатель членкорреспондент почетный академик Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии Детство Отрочество Юность ...Большой Энциклопедический словарь V
  8. толстой лев николаевичрос. писатель. На воен. службе в . Учился в Казан. унте . Служил на Кавказе участвовал в боевых действиях с в Грозном командовал арт. взводом. С в Дунайской армии. ...Военный энциклопедический словарь
  9. толстой, лев николаевичЛ.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге.ТОЛСТОЙ Лев Николаевич русский писатель граф. Начиная с автобиографической трилогии Детство Отрочество Юность исследование ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. толстой лев николаевичзнаменитый русский писатель и моралист. В своих произведениях частью написанных еще при крепостном праве Толстой яркими красками изображал крепостническую Россию. Россия ...Исторический справочник русского марксиста
  11. толстой лев николаевичграф российский деятель культуры писатель философ и публицист. В гг. участвовал в боевых действиях на Кавказе затем на Дунайском театре военных действий во время Крымско...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. толстой лев николаевич. усадьба Ясная Поляна ныне Тульской обл. .И. ст. Астапово ныне ст. Лев Толстой РязаноУральской жел. дор. Рус. писатель мыслитель. На мировоззрение Т. оказали влияние в ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  13. толстой лев николаевичВеликий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогомгуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни А дело не то что первой...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. толстой лев николаевичТОЛСТОЙstrong Лев Николаевич рус. писатель. Дневники письма записанные современниками беседы Т. содержат многочисл. суждения о Л. Первое знакомство Т. с Л. непосредств....Лермонтовская энциклопедия
  15. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф русский писатель. Романы Семейное счастье Декабристы незаконч. опубл. Война и мир печатался с е отд. изд. изд. исправл. Анна Каренина...Литературный энциклопедический словарь
  16. толстой лев николаевичЯсная Поляна Тульской губернии станция Астапово РязанскоУральской железной дороги граф писатель. Потомок старинных дворянских родов и с отцовской граф Н.И. Толстой учас...Москва (энциклопедия)
  17. толстой лев николаевичвеликий русский писатель и педагог. Пед. работы Народное образование Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят Азбука четыре Книг...Педагогический словарь
  18. толстой лев николаевичграф [. Ясная Поляна ныне Щкинского рна Тульской обл. . . ст. Астапово ныне ст. Лев Толстой в Липецкой обл. похоронен в Ясной Поляне] писатель мыслитель педагог. В жил в...Российская педагогическая энциклопедия
  19. толстой лев николаевичТолстой Лев Николаевич граф писатель. Связи Т. с литературной общественной и культурной жизнью Петербурга в котором писатель бывал около раз впервые в были особенно ин...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  20. толстой лев николаевич. . граф русский писатель. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губ. Получил первое начальное домашнее образование. С учился в Казанском университете сначала на восто...Святая Русь - энциклопедический словарь
  21. толстой, лев николаевичТолстой Лев Николаевич великий русский писатель общественный деятель. Автор всемирно известных романов Война и мир Анна Каренина Воскресение повестей Казаки Детство Хад...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  22. толстой лев николаевичТолстой Лев Николаевич авг. Ясная Поляна нояб. на ст. Астапово писательПсевдонимыi Л. Н.u Л. Н. Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. толстой лев николаевичрусский писатель автор философскорелигиозных эстетических публицистических работ в чьем творчестве отразился социальный критицизм и христианско морализаторские тенденции....Словарь-справочник по философии
  24. толстой лев николаевичвеликий русский писатель и педагог. Пед. работы Народное образование Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят Азбука четыре Книг...Творчество. Краткий педагогический словарь
  25. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич рус. писатель публицист философ. В учился в Казанском унте не окончил. Художественное творчество Т. в значительной своей части философично. Поми...Философская энциклопедия
  26. толстой лев николаевичавг. нояб. рус. писатель и философ. Большую часть жизни провел в своем поместье Ясная Поляна. В учился в Казанском унте. В служил в армии на Кавказе в участвовал ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  27. толстой лев николаевичрод. сент. Ясная Поляна ум. нояб. Астапово Рязан. губ. рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии Детство Отрочество и Юность исследуя диалектику души...Философский энциклопедический словарь II
  28. толстой лев николаевичрод. сент. Ясная Поляна ум. нояб. Астапово Рязан. губ. рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии Детство Отрочество и Юность исследуя диалектику д...Философский энциклопедический словарь
  29. толстой, лев николаевичграф Tolstoy Count Leo Критическая статья великого русского писателя Шекспир и драма Shakespeare and the Drama представляет собой безжалостную атаку на Короля Лира....Шекспировская энциклопедия
  30. толстой лев николаевичграф знаменитый писатель достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. толстой, лев николаевичТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ русский писатель. Родился августа в Ясной Поляне семейном поместье в Тульской губернии. Его родители родовитые российские дворяне умерли когда он...Энциклопедия Кольера II
  32. толстой лев николаевичрус. писатель мыслитель публицист. Эстетические воззрения Т. хотя и претерпели изменения отразив сложный путь его духовного развития сохранили определенное единство связа...Эстетика