Новая философская энциклопедия

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

сопряженные и противоположные по смыслу категории, выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном, совершенного в несовершенном, безусловного в условном, субстанции в акциденциях и т. д. Absolutus (лат.) означает *отвязанное*, *отпущенное*, *отделенное*; это есть нечто, находящееся на своем первоначальном месте. *Relativus* (лат.) *отнесенное в то или иное место*, изменчивое, условное, зависимое от обстоятельств, системы отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее. Связь А. и О. понимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственновременного существования и характера взаимопроникновения. При истолковании А. как уже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оно описывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство); тогда А. самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецело противоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А., описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего идеал полноты и совершенства, а его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. Требование совершенства может быть обращено только к несовершенному, отсюда диалектическое представление о единстве А. и О., воплощенности безусловного в условном и их внутренней взаимосвязи, раскрывающейся через категории *в себе*, *для другого*, *для себя*, *само по себе*. А. может постулироваться либо как *целое*, создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время. Д. В. Пивоваров

  1. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ лат. absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские кат...Новейший философский словарь
  2. абсолютное и относительноекатегории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материя. Относительное релятивное усло...Советский философский словарь
  3. абсолютное и относительноелат. Absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. безусловное независ...Социологическая энциклопедия
  4. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ категории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материяem....Философская энциклопедия
  5. абсолютное и относительноекатегории отражающие такие атрибуты любого сущего как его необусловленность и обусловленность в соотношении с какимлибо другим сущим. Не существует ничего абсолютно абсол...Философские категории
  6. абсолютное и относительноесоотносительные категории философии. А. безусловное несотворимое неуничтожимое характеризует самодостаточность существования его автономность от прочих форм. О релятивное...Философский энциклопедический словарь
  7. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ . Вплоть до начала в. относительным называли объект emнаходящийся в отношении emк другому объекту. Говорили напр. науки относительные к военн...Энциклопедия эпистемологии и философии науки