Советский философский словарь

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

категории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле абсолютна материя). Относительное (релятивное) условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. Абсолютное в др.-греч. философии определялось как сторона совершенства, завершённости, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе». У Аристотеля относительное выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому. В ср.-век. философии господствовало религ. толкование абсолютного как «божественного», противостоящего относительному «земному», «мирскому». В философии нового времени (в особенности в нем. классич. идеализме) выделяются различные аспекты А. и о., к-рые раскрываются в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя» , «само по себе» и т. п. В целом для метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из понимания относительного только как релятивного, исключающего момент абсолютности. Различным формам абсолютного идеализма присуща трактовка абсолютного в отрыве от его противоположного момента релятивности; абсолютное понимается в качестве самодовлеющей сущности абсолюта. С т. зр. материалистич. диалектики противоположность А. и о. не исключает, а предполагает их единство. С одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в относительном и через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как выражение неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит, моменты в его структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит, моментов и тем самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так, абсолютность материи реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит, форм существования. С др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент самостоятельности и как сторона перехода, движения к безусловному, непреложному. Об абсолютной и относительной истине см. в ст. Истина.

  1. абсолютное и относительноесопряженные и противоположные по смыслу категории выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном совершенного в несовершенном безусловного в условном...Новая философская энциклопедия
  2. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ лат. absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские кат...Новейший философский словарь
  3. абсолютное и относительноелат. Absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. безусловное независ...Социологическая энциклопедия
  4. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ категории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материяem....Философская энциклопедия
  5. абсолютное и относительноекатегории отражающие такие атрибуты любого сущего как его необусловленность и обусловленность в соотношении с какимлибо другим сущим. Не существует ничего абсолютно абсол...Философские категории
  6. абсолютное и относительноесоотносительные категории философии. А. безусловное несотворимое неуничтожимое характеризует самодостаточность существования его автономность от прочих форм. О релятивное...Философский энциклопедический словарь
  7. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ . Вплоть до начала в. относительным называли объект emнаходящийся в отношении emк другому объекту. Говорили напр. науки относительные к военн...Энциклопедия эпистемологии и философии науки