Новейший философский словарь

БАКРАДЗЕ

БАКРАДЗЕ Константин (1898-1970) - грузинский философ и логик. В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе. В 1922-1925 - в Германии, где работал у Гуссерля, И. Кона, Р. Кронера. По возвращении работал в Тбилисском университете и академическом Институте философии, член АН Грузинской ССР. Основные работы (первые публикации, за редким исключением, - на грузинском языке): «Проблема диалектики в немецкой философии» (1929); «Система и метод в философии Гегеля» (1936); «Логика» (1946); «Логика» (1951, на русском языке); «Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии» (1960, на русском языке); «Экзистенциализм» (1962); «Прагматизм» (1965); «История новой философии» (1969) и др. Основная сфера интересов Б.- история философии. Развитие европейской философии понимается как единый, внутренне связанный процесс последовательного развертывания мысли. Сама философия понимается как дисциплина, делающая предметом познания само познание и разрабатывающая категориальную сетку культуры. Центральная ее проблема, при решении которой и разворачивается все многообразие вариантов решений, - субъект-объектное отношение. Оно, в свою очередь продуцирует три группы проблем: 1) проблему объективной действительности, без решения которой нельзя построить теорию познания; 2) проблему познания как объективного знания; 3) проблему метода. Универсальный метод познания - диалектика, разработанная в немецкой классической философии. В связи с этим утверждением Б. и саму философию трактует как диалектику. Историко-философские анализы Б. охватывают временной период от эпохи Возрождения до второй половины 20 в., однако ключевой период европейского философского развития для Б. - классический немецкий идеализм, а основная фигура - Гегель. Б. понимает немецкую классическую философию как внутренне цельное «монистическое» явление (от Канта через Фихте и Шеллинга к Гегелю), как философию сободного и бесконечного субъекта (трансцендентального субъекта, «сознания вообще»). В основе анализа - триадич-ная схема (субъект-раздвоение субъекта - возвращение субъекта к самому себе или: бесконечный разум - ограничение разума - познание разумом себя и восстановление бесконечности). Эту схему, вернее ее имплицитное воплощение, он обнаруживает уже у Канта, наиболее эксплицитное ее выражение - у Гегеля. Проблема познающего субъекта - обнаружение своей бесконености в конечном. Как наиболее яркое воплощение философии субъекта Б. анализируется система Фихте. Основная проблема философии Шеллинга - возможность перехода от абсолютного к его противоположности (как абсолютное может выйти за свои пределы). В качестве второй объединяющей идеи Б. рассматривает становление и развитие диалектики, связанное с устранением «вещи в себе», ограничением рассудка и прорывом к разуму, проведением последовательного монизма. В то же время Б. показывает как одно из основных противоречий идеалистической диалектики - неустранимый из нее дуализм, что им было продемонстрировано на примере гегелевской системы, допускающей свое «прочтение» и как теории воплощения, и как пантеистической концепции. В то же время Б. отстаивает единство системы и метода у Гегеля, рассматривая метод как познанную форму внутреннего, собственного движения содержания, или абсолюта, идеи духа. Кроме историко-философской проблематики Б. известен своими разработками предмета логики, синтезирующим подходом к проблеме соотношения формальной и диалектических логик.

  1. бакрадзеБАКРАДЗЕ Дмитрий Захарьевич [. . . . . ] грузинский историк этнограф археолог чл.корр. Петерб. АН. Представитель бурж.демократич. направления в груз. историографии. Возг...Большая советская энциклопедия
  2. бакрадзеДмитрий Захарович грузинский историк археографархеолог членкорреспондент Петербургской АН . Член Меоредаси.Труды по истории Кавказа Грузии источниковедению палеографии....Большой энциклопедический словарь II
  3. бакрадзеКонстантин грузинский философ и логик. В поступил в Тбилисский университет учился у Нуцубидзе. В в Германии где работал у Гуссерля И. Кона Р. Кронера. По возвращении...Новейший философский словарь II
  4. бакрадзеДмитрий Захарович .X. .II. груз. историк этнограф археолог чл.корр. Петерб. АН. Представитель бурж.либерального направления в груз. историографии. Возглавлял работу по ...Советская историческая энциклопедия
  5. бакрадзеБАКРАДЗЕ Дмитрий Захарович грузинский историк археограф археолог членкорреспондент Петербургской АН . Член Меоредаси. Труды по истории Кавказа Грузии источниковедению па...Современный энциклопедический словарь
  6. бакрадзеБАКРАДЗЕ Константин Спиридонович р. ноября сов. философ профессор с др философских наук с . Окончил филос. фт Тбилисского унта . Зав. кафедрой логики Тбилисского унта...Философская энциклопедия
  7. бакрадзеКонстантин Спиридонович р. ноября сов. философ профессор с др философских наук с . Окончил филос. фт Тбилисского унта . Зав. кафедрой логики Тбилисского унта с . Рабо...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. бакрадзеБакрадзе Димитрий Захарович известный грузинский историк и археолог род. в г ум. в г. По окончании курса в Московской духовной академии посвятил себя изучению своей ро...Энциклопедический словарь
  9. бакрадзеДимитрий Захарович известный грузинский историк и археолог род. в г ум. в г. По окончании курса в Московской духовной академии посвятил себя изучению своей родины. Из ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона