Новейший философский словарь

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (лат. absolutus - отделенное, отпущенное и лат. relativus - отнесенное в то или иное место) - противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. О. (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. А. и О. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и т.д.Понятия А. и О. первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. А. в древнегреческой философии определялось как сторона совершенства, завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе». У Аристотеля О. выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому. В средневековой философии господствовало религиозное толкование А. как «божественного», противостоящего О. - «земному», «мирскому». В философии Нового времени (в особенности в немецкой классической традиции) выделялись различные аспекты А. и О., которые раскрывались в системе понятий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т.п. В системе категорий материалистической диалектики постулировалось, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент А.; то, что в одной связи относительно, в другой абсолютно и т.д. В современной философии при истолковании А. как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А. пространство). Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А. и описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего - идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. А. может постулироваться либо как «целое», создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.

  1. абсолютное и относительноесопряженные и противоположные по смыслу категории выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном совершенного в несовершенном безусловного в условном...Новая философская энциклопедия
  2. абсолютное и относительноекатегории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материя. Относительное релятивное усло...Советский философский словарь
  3. абсолютное и относительноелат. Absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. безусловное независ...Социологическая энциклопедия
  4. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ категории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материяem....Философская энциклопедия
  5. абсолютное и относительноекатегории отражающие такие атрибуты любого сущего как его необусловленность и обусловленность в соотношении с какимлибо другим сущим. Не существует ничего абсолютно абсол...Философские категории
  6. абсолютное и относительноесоотносительные категории философии. А. безусловное несотворимое неуничтожимое характеризует самодостаточность существования его автономность от прочих форм. О релятивное...Философский энциклопедический словарь
  7. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ . Вплоть до начала в. относительным называли объект emнаходящийся в отношении emк другому объекту. Говорили напр. науки относительные к военн...Энциклопедия эпистемологии и философии науки