Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ —1. Вплоть до начала 20 в. относительным называлиобъект,находящийся вотношениик другому объекту. Говорили, напр.: науки, относительные к военному делу. Нередко
так определяют о. и сейчас, что ведет к путанице, ибо абсолютным объект может делать именно его отношение к другому объекту; напр.,истину— ее полное соответствие своему предмету. Иначе говоря, под А. (безотносительным) нельзя понимать объект, лишенный отношений к другим объектам.
2. Относительным, релятивным (от лат. relativus — относительный) называют неполный, несовершенный, смешанный объект, проявляющий свою сущность лишь в некоторых отношениях с другими объектами. Абсолютным (от лат. absolutus — законченный, полный, доведенный до совершенства) называют объект, воплощающий свое содержание в полном и чистом виде и потому одинаково проявляющий его во всех отношениях с другими объектами. Поэтому, подводя, напр., смесь меди с другими химическими элементами под понятие «медь», необходимо указывать отношение, в котором эта смесь проявляет себя как медь, в то время как для образца, состоящего только из атомов меди, в этом нет необходимости: он проявляет себя как медь во всех отношениях с другими объектами.
Все эмпирические объекты относительны. Но их часто абсолютизируют, т.е. трактуют как абсолютные. Различают неправомерную и правомерную абсолютизацию. В последнем случае объект трактуется как абсолютный только в интервале абсолютизации, т.е. в границах, где он действительно ведет себя как абсолютный. Напр., смесь меди с другими химическими элементами правомерно рассматривать как абсолютно чистую в границах химической реакции, в которой участвуют только атомы меди. Абсолютизировать смешанный эмпирический объект — значит привести его в полное соответствие с его идеей, т.е.чистым теоретическим понятием. Отсюда второе название абсолютизации —идеализация.Правомерную идеализацию называют галилеевской. Она является одним из дефинитивных признаков современной науки.
3. На абсолютные и относительные делят не только объективно существующиепредметы,но и отражающие ихпонятия.Абсолютным называют понятие, характеризующее предмет через его внутреннеесодержание:«квадрат», «металл», «мужчина» и т.д.; относительным — понятие, характеризующее предмет через егоотношениек другому предмету: «причина», «лидер», «отец» и т.д. Абсолютное понятие можно сформировать, рассматривая предмет сам по себе; относительное — только фиксируя его отношения к друтим предметам.
Относительные понятия при прочих равных условиях возникают раньше абсолютных, поскольку сначала обычно познается отношение предмета к друтим предметам и лишь затем — внутреннее содержание, обусловливающее это отношение. Напр., химические связи атомов были открыты раньше, чем порождающие их электронные оболочки. Это правило нарушается при исследовании элементарных частиц. Их, в принципе, нельзя описать в абсолютных понятиях, без учета взаимодействий с прибором. Это явление называют относительностью микрообъекта к средствам наблюдения.
Противоположные абсолютные понятия, примененные к одному и тому же объекту, образуют противоречие: металл нельзя назвать одновременно и неметаллом. Но два противоположных относительных понятия применимы к одному и тому же объекту без противоречия. Это поражало воображение древних: «Морская вода чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же для питья непригодна и вредна»Гераклит.Фрагменты // Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 46). — «Платон постоянно испытывает затруднения из-за непонимания относительных понятий. Он считает, что еслиАбольше, чемВ,и меньше, чем С, тоАявляется одновременно и большим, и малым, что представляется ему противоречием. Такие затруднения представляют собой детскую болезнь философии»(Рассел Б.История Западной философии. Новосибирск, 1997. С. 135).
Абсолютные и относительные понятия редко выступают в чистом виде. Поэтому естественнее говорить не об абсолютных и относительных понятиях, а об абсолютности и относительности понятий.
Г.Д. Левин

  1. абсолютное и относительноесопряженные и противоположные по смыслу категории выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном совершенного в несовершенном безусловного в условном...Новая философская энциклопедия
  2. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ лат. absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские кат...Новейший философский словарь
  3. абсолютное и относительноекатегории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материя. Относительное релятивное усло...Советский философский словарь
  4. абсолютное и относительноелат. Absolutus отделенное отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. безусловное независ...Социологическая энциклопедия
  5. абсолютное и относительноеАБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ категории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное само по себе сущее несотворимое вечное всеобщее в этом смысле абсолютна материяem....Философская энциклопедия
  6. абсолютное и относительноекатегории отражающие такие атрибуты любого сущего как его необусловленность и обусловленность в соотношении с какимлибо другим сущим. Не существует ничего абсолютно абсол...Философские категории
  7. абсолютное и относительноесоотносительные категории философии. А. безусловное несотворимое неуничтожимое характеризует самодостаточность существования его автономность от прочих форм. О релятивное...Философский энциклопедический словарь