Великие философы

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

(1828-1889) видный русский философ. Чернышевский был сыном священника, учился в духовной семинарии в Саратове, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Его взгляды формировались под воздействием идей французских материалистов XVIII в., воззрений Гегеля, Сен-Симона, Фурье, Фейербаха. С ранних пор он стал проявлять свое критическое отношение к существующим порядкам, выступая за свержение монархии. Эта революционная деятельность привела Чернышевского к аресту и ссылке на каторгу в 1862 г. Основные произведения Чернышевского по философии следующие: «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855-1856), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Антропологический принцип в философии» (1860), «Характер человеческого знания» (1855). Всю существующую действительность Чернышевский называет природой, которая независима от сознания. Он полагал, что на природу следует смотреть так, как «велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей, в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются начинается жизнь природы» (Поли. собр. соч. В 15 т. Т. II. С. 154). «Понятия о движении, о материи сами собою исчезают из нашего мышления, когда из него исчезли понятия о пространстве и времени» [Там же. Т. X. С. 729]. Основной источник знания для Чернышевского опыт, ощущения. «Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, туг есть внешний предмет, производящий ощущения; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние, а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет» [Там же. Т. VII. С. 280]. На определенной стадии формирования жизни ощущение перерастает в сознание. Чувственное и рациональное познания, вместе взятые, дают, согласно Чернышевскому, верное представление о мире. Чернышевский считал, что практика должна решить вопрос об истинности теоретических положений. «*Практика*, писал он, этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницею нашею и здесь» [Там же. Т. II. С. 102]. Чернышевский высоко ценил диалектический метод Гегеля и в своих произведениях по-своему формулировал диалектические положения. Жизнь для него характеризовалась «поляризацией, раздвоением сил, и это раздвоение выступает источником движения и развития». Телам присуще внутреннее движение, которое порождает их саморазвитие. Диалектика Гегеля представляет для Чернышевского свод правил, посредством которых осуществляется полное и всестороннее исследование и составляет живое понятие обо всех действительных качествах предмета. Социологическое учение Чернышевского основывается на антропологическом принципе. Он писал, что «основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни, действительно должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях к деятельности и ее потребностях» [Там же. Т. К. С. 829]. Чернышевский исходит из того, что индивид первичная реальность, которая обладает всеми свойствами человеческого, а общество выступает совокупностью множества людей, которые взаимодействуют между собой. Чернышевский сознательно проводит принцип антропологизма в своих теориях, считая, что этот принцип дает возможность соединить требования теории с требованиями человеческой природы, с интересами человека вообще без всяких различий. То, что человек принадлежит к области природы, определяет и сущность человека, сущность его побуждений к действиям. Особенностью человеческой природы является стремление к удовольствию. Поэтому, согласно Чернышевскому, человек руководствуется своей собственной выгодой и эта установка порождает волю к действию: «человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия» [Там же. Т. VII. С. 285]. С антропологических позиций Чернышевский подходит и к истолкованию исторического процесса, полагая, что принцип интереса и расчета лежит в основе движущих сил всех действий людей. Широко известны слова Чернышевского, что «исторический путь не тротуар Невского проспекта, он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри» [Т. VII. С. 923]. Большое значение придавал Чернышевский материальным условиям существования быта человека, которые, по его словам, играют «едва ли не первую роль в жизни», составляя «коренную причину почти всехявлений и в других, высших сферахжизни» [Т. III. С. 357]. Хотя Чернышевский связывает прогресс общества с развитием науки, он все же считает, что эгоизм, тщеславие, корыстные интересы, догмы в значительно большей степени влияют на ход исторического процесса, чем разум и добрая воля. В истории, по его мнению, до сих пор действовали слепые стихийные силы. Проницательность Чернышевского позволяла ему трезво оценивать итоги исторического процесса и его сложность, когда результаты действий людей оказываются совершенно противоположными ожидаемым, а «грошовый результат достигается не иначе, как растратой миллионов», в чем Чернышевский видел парадокс исторического развития общества. Чернышевский стремился создать концепцию морали, основанную на принципах разумного эгоизма. Он полагал, что разнообразные мотивы человеческих действий заставляют человека поступать согласно узкому эгоизму, но чтобы остаться цивилизованным существом, человек должен понимать, что его естественное стремление к счастью может осуществиться лишь в том случае, если он будет выступать против всего, что мешает общечеловеческому счастью. Поэтому разумный человек, руководствуясь принципами разумного эгоизма, способен на самопожертвование. Этические воззрения Чернышевского выражены в романе «Что делать?» Герой романа Лопухов, совершая жертвы ради других, говорит: «Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит, это фальшивое понятие: жертва сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь». Большое место в трудах Чернышевского занимает разработка эстетических воззрений. По его мнению, «прекрасное есть сама жизнь», «реальная красота» выше «формальной красоты искусства». В эстетике Чернышевский также стоял на позициях антропологизма: для человека прекрасным становится именно то, «что служит намеком на прекрасное в человеке и его жизни» [Т. II. С. 13]. Искусство не может превзойти реальную действительность, искусство это лишь копия подлинника реальности. Работы Чернышевского имели резко критическую окраску, а потому И.С.Тургенев называл движение, связанное с Чернышевским, нигилизмом. В беседе с ним он выразился так: «Вы, Николай Гаврилович, просто змея, а Добролюбов очковая». _Ш

  1. чернышевский николай гавриловичрус. философ и атеист ученый писатель публицист....Атеистический словарь
  2. чернышевский николай гавриловичрус. философ и атеист ученый писатель публицист....Атеистический словарь II
  3. чернышевский николай гавриловичРусский писатель критик. Перу Н. Чернышевского принадлежат романы Что делать Пролог незавершенный повести Алферьев История одной девушки цикл Мелкие рассказы пьесы работы...Афоризмы русских писателей
  4. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович знаменитый писатель. Родился июля г. в Саратове. Отец его протоиерей Гавриил Иванович был человек весьма замечательный. Большой ум в...Биографический словарь
  5. чернышевский, николай гавриловичсын Гавриила Ивановича Ч. публицист и критик род.го июля г. в Саратове. Одаренный от природы отличнымиспособностями единственный сын своих родителей Н. Г. был предметому...Большая биографическая энциклопедия
  6. чернышевский николай гавриловичЧернышевскийstrong Николай Гаврилович [. Саратов . там же] русский революционер и мыслитель писатель экономист философ. Родился в семье священника. Учился в Саратовской ...Большая Советская энциклопедия II
  7. чернышевский николай гаврилович1знаменитый писатель. Родился июля г. в Саратове. Отец его протоиерей Гавриил Иванович был человек весьма замечательный. Большой ум в связи с серьезной образованность...Большой российский биографический словарь
  8. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович русский писатель публицист литературный критик. В один из руководителей журнала Современник в области литературной критики развивал тра...Большой Энциклопедический словарь V
  9. чернышевский, николай гавриловичНиколай Гаврилович публицист литературный критик писатель. В один из руководителей журнала Современник в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. чернышевский, николай гавриловичфилософ экономист публицист автор концепции крестьянского общинного социализма. Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послерефор...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. чернышевский николай гавриловичроссийский общественный деятель философ публицист литературный деятель. В гг. преподаватель русской словесности в саратовской гимназии. С г. переехал в Петербург нач...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. чернышевский николай гавриловичгг. революционердемократ ученый писатель литературный критик. За годы учебы в Петербургском университете на отделении общей словесности философского факультета гг. слож...Краткий исторический словарь II
  13. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙstrong Николай Гаврилович рус. писатель критик эстетик социолог революционердемократ. Уже в юности Ч. испытал сильное увлечение творчеством Л. в Автобиографи...Лермонтовская энциклопедия
  14. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович русский писатель революционер мыслитель. Художеств. произведения в т. ч. написанные в Петропавловской крепости ром. Что делать и Повест...Литературный энциклопедический словарь
  15. чернышевский, николай гавриловичписатель публицист философ общественный деятель. Мысли о воспитании пронизывающие художественные и публицистические произведения Ч. важный аспект его философской позиции...Педагогический терминологический словарь
  16. чернышевский, николай гавриловичрусский писатель публицист литературный критик один из идеологов революционного движения в России. В один из руководителей журнала Современник в области литературной кри...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. чернышевский николай гаврилович[. Саратов . там же] писатель публицист философ обществ. деятель Учился в Саратовской духовной семинарии окончил ист. филол отделение Петерб унта . На мировоззрение ...Российская педагогическая энциклопедия
  18. чернышевский николай гаврилович. Саратов . Саратов философматериалист общественный деятель революционер. Род. в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии . В г. окончил историкофилол...Русская философия
  19. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович революционердемократ писатель публицист критик философ. В Петербурге с . В окончил историкофилологический факультет Петербургского униве...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  20. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович публицист литературный критик писатель. Сотрудник Современника глава отдела критики и библиографии. С приходом в журнал Добролюбова соср...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  21. чернышевский николай гавриловичрус. социалистутопист и революционный демократ экономист философ социолог писатель и литературный критик. Один из основоположников народничества предшественник марксизма ...Словарь по этике
  22. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович июля Саратов окт. там же революционный демократ писатель лит. критик публицистПсевдонимыi Андреевu Волковu Ефиопu Н. Г. Ч.u Н. Ч.u П...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. чернышевский николай гаврилович[ Саратов . там же] рус. революц. демократ просветительэнциклопедист писатель лит. критик .великий социалист домарксова периода. Ч. род. в семье протоиерея учился в Пет...Советский философский словарь
  24. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович рус. философ писатель публицист литературный критик. В учился на историкофилологическом отделении Петербургского унта в преподавал лите...Философская энциклопедия
  25. чернышевский николай гаврилович[ июля окт. ] рус. социалистутопист и революц. демократ экономист философ и социолог писатель и лит. критик. Род. в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. чернышевский николай гавриловичрод. июля Саратов ум. окт. там же рус. просветитель и писатель радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом Что делать написанны...Философский энциклопедический словарь II
  27. чернышевский николай гавриловичрод. июля Саратов ум. окт. там же рус. просветитель и писатель радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом Что делать написан...Философский энциклопедический словарь
  28. чернышевский николай гавриловичпублицист. В один из руководителей журнала Современник . Идейный вдохновитель революционного движения х гг. В арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составл...Энциклопедия История отечества
  29. чернышевский николай гавриловичпублицист. В один из руководителей журнала Современник. Идейный вдохновитель революционного движения х гг. В арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составле...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  30. чернышевский, николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ русский писатель публицист общественный деятель. Родился июля в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В ...Энциклопедия Кольера II
  31. чернышевский николай гавриловичрус. революционный демократ философматериалист теоретик утопического социализма мыслительэнциклопедист писатель один из создателей наряду с Белинским Герценом Добролюбовы...Эстетика