Советский философский словарь

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

[12(24) 7 1828, Саратов -17(29).10.1889, там же], рус. революц. демократ, просветительэнциклопедист, писатель, лит. критик, «...великий социалист домарксова периода..». Ч. род. в семье протоиерея, учился в Петерб. ун-те, где познакомился с «...новыми началами и идеями, проповедуемыми в Западной Европе...» (ПСС, т. 1, 1939, С. 33). С сер. 50-х гг. занимает руководящее место в журн. «Современник». В 1855 защищает магистерскую дисс. «Эстетич. отношения иск-ва к действительности», в к-рой, применяя к эстетике принципы Фейербаха, обосновывает Тезис: «Прекрасное есть жизнь» (там же, т. 2, 1949, с. 10). В годы подготовки «крест. реформы» Ч. придерживается тактики подталкивания и одновременно разоблачения «верхов», ведет линию на создание широкого антикрепостнич. фронта. Высказав ещё в работе «Лессинг» (1856-57) мысль о негодности абсолютистской системы для проведения преобразований, Ч. вместе с тем участвует в обсуждении условий освобождения, публикует в «Современнике» проект Кавелина. Под предлогом рассуждений О грядущих судьбах крест. общины начинает пропаганду социалистич. идей. По мере выявления грабительского характера реформы в публицистике Ч. всё сильнее звучат антиабсолютистскйе и антилиберальные ноты, постепенно обосновывается необходимость революции. Критика Ч. самодержавнобюрократич. реформы нашла завершение в «Письмах без адреса» (задержаны цензурой, печатались за границей): «...Изменены были формы отношений между помещиками и крестьянами с очень малым, почти незаметным изменением существа прежних отношений» писал Ч. и далее указывал на необходимость для народа «...самому прййяться за устройство своих дел» (там же, т. 10, 1951, с. 99, 92). Вопрос о непосредств. участии Ч. в деятельности «Земли и воли» не выяснен, но идейно эта организация подготовлена безусловно им. Вместе с тем Ч. предупреждал, что народ нас «...не знает даже и по именам» и его протест примет стихийный, разрушительный характер (там же, с. 90). В 1862 Ч. был арестован царским пр-вом; за так и не доказанную причастность к написанию прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» был приговорён к каторге и последующей ссылке в Сибирь. В период заточения в Петропавловской крепости Ч. публикует роман «Что делать?» (1863), где ставит проблему раскрепощения женщины, воспитания «новых» и «особенных» людей, проводит идею революции и необходимости создания организации проф. революционеров. После отбытия в Нерчинском окр. 7летнего срока каторжных работ Ч. ссылают в Вилюйск одно из самых глухих мест Сибири. С 1883 он был переведён На жительство в Астрахань, затем в Саратов. Оставался под надзором полиции, в обществ. жизни не участвовал. Из огромного количества сочинений, написанных в Сибири, наибольшую ценность представляет «Пролог», посвящённый осмыслению уроков эпохи 1861; большинство др. произведений Ч. было уничтожено. Направленность и характер» теоретич. поисков Ч. во многом определили европ. революции 1848-49, приведшие к краху бурж. революционности и надклассового социализма, а также реформа 1861. Эти события наложили на мировоззрение Ч. печать скептицизма, к-рый, как и у Герцена, был формой перехода к созданию науч. теории революц. борьбы. Формально Ч. не создал особой науч. школы. Свои идеи он редко излагал в систематизиров. форме, они разбросаны по статьям и рецензиям, написанным по различным поводам, искажены необходимостью подлаживаться к цензуре. Однако принципиальное единство теоретич. взглядов Ч. несомненно; в целом он неуклонно, хотя и не без противоречий, двигался от старого, идеалистического к новому, материалистич. пониманию истории. Науч. подход к изучению природы и общества Ч. связывал с антропологич. материализмом Фейербаха, к-рого считал отцом новой философии. Критика Фейербахом философии Гегеля представляется Ч. наиболее полным и радикальным преодолением идеализма и «метафизич. трансцендентальности». Вместе с тем Ч. вычленяет и определ. позитивное содержание философии Шеллинга и Гегеля раскрытие «...общих форм, по которым двигался процесс развития» (там же, т. 5, 1950, с. 363). Ч. отличается от Фейербаха и в др. отношении. «Природа человека» фиксируется им уже не только в биологич., но и в социальных категориях. По Ч., она находится не внутри индивида как такового, а в его единстве с природными и социальными силами, в центр антропологии Ч. ставит изучение не только «принципа эгоизма», но и феноменов «богатства» и «силы или власти» (см. там же, т. 7, 1950, с. 292). Т. о., первонач. границы антропологич. философии раздвигаются: она должна не только ответить на вопрос, что такое «человек вообще», но и определить социально-экономич. и политич. условия, к-рые обеспечили бы присвоение индивидом его собств. сил, свойственное ему стремление к «счастью». Главный вопрос антропологич. учения Ч.«...не могут ли быть отношения между людьми устроены так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры» (там же, т. 9, 1949, с. 334) вёл, т. о., к критике бурж. строя, проблеме освобождения труда. Как критик капитализма Ч. находится в русле социалистич. течений (Оуэн, социалистырикардианцы). «Теория трудящихся» Ч., созданная в противовес «теории капиталистов», призвана устранить «непоследовательность» классич. политэкономии. Опираясь на одну сторону, «научно» развиваемую А. Смитом представление об абстрактных условиях всякого материального произ-ва, Ч. подвергает критике др. сторону наследия классиков конкретно-апологетич. воззрения на капиталистич. экономику. Последовательное, логическое развитие идей А. Смита о труде как «единственном производителе всякой ценности» приводит Ч. к выводу о том, что «...произведение должно принадлежать тому, кто произвел его»; с этой т. зр. и «...самый капитал есть произведение труда» (там же, т. 7, с. 41, 44, 37). Вместе с тем у Ч. есть хотя бы в качестве тенденции приближение к пониманию объективной логики развития бурж. общества, к пониманию того, что сама «...экономическая история движется к развитию принципа товарищества...» (там же, т. 9, с. 643). В общем и целом мыслитель сознаёт: гибель «...последней формы невольничества, называющейся покупкою труда», заключается уже в самом «изменении характера производительных процессов» (там же, с. 222, 539). Опираясь на труды Гегеля, Гизо, Нибура, Шлоссера, Ч. разрабатывает «идею всеобщей истории» с упором на значение в историч. событиях «...материальных условий быта, играющих едва ли не первую роль в жизни...» (там же, т. 3, 1947, с. 357). Хотя вполне последовательно эта идея им не выдерживается, устойчивая тенденция к материалистич. истолкованию истории приводит Ч. к оригинальному пониманию историч. прогресса. Особенно тщательно прорабатывается им проблема «громадной» силы «зла» в истории (см. там же, т. 15, с. 26-27). Не ограничиваясь абстрактной постановкой вопроса о «гораздо сильнейшем» влиянии на ход историч. прогресса отрицат. качеств человека, Ч. разгадку «тайны всемирной истории» господства «плутов» вроде Меттерниха или Наполеона над людьми, ищет в деятельности эксплуататорского, отчуждённого от народа гос-ва (см. там же, т. 11, с. 61), а также в особой роли людей и классов, находящихся в «специальном положении» но отношению к др. классам и людям (см. там же, т. 16, с. 555, 556). Важность классового подхода подтверждается и анализом экономич. структуры общества. Из изучения «трёхчленного распределения продукта» Ч. делает вывод о закономерностях классовой борьбы в новое время: «...Интересы ренты противоположны интересам прибыли и рабочей платы вместе. Против сословия, которому выделяется рента, средний класс и простой народ всегда были союзниками. Мы видели, что интерес прибыли противоположен интересу рабочей платы. Как только одерживает в своем союзе верх над получающим ренту классом сословие капиталистов и сословие работников, история страны получает Главным своим содержанием борьбу среднего сословия с народом» (там же, т. 9, с. 516). Неизбежным, хотя и отдалённым результатом этой борьбы будет, по Ч., социалистич. устройство «союзное производство и потребление», соединение труда и собственности в одних руках. Социализм Ч. лишён тех фантастич. черт, к-рые были свойственны великим утопистам (фаланстер Фурье он помещает в романе «Что делать?» в мечтательный «сон» Веры Павловны). В предсказаниях будущего он, как правило, не выходит за рамки «отвлечённых» определений, даваемых экономич. наукой. Важнейшим элементом историч. концепции Ч. является идея цикличности историч. процесса с закономерной сменой восходящей и нисходящей фаз развития в революциях нового времени. «Таков общий вид истории: ускоренное движение и вследствие его застой и во время застоя возрождение неудобств, к отвращению которых была направлена деятельность... и потом опять движение, и такая очередь до бесконечности» (там же, т. 6, с. 13-14 и т. 9, с. 145, 252-54, 351, 616 и др.). Однако в бесконечных круговоротах кратких «минут творчества» и длит. «периодов реакции» Ч. выделял те поворотные пункты, когда менялся сам характер циклов. Это было связано, по Ч., с изменением «...общего (характера.Ред.) национального устройства» (там же, т. 13, с. 242-43), т. е. с утверждением в странах, переживших периоды революций и реставраций, представительной формы правления. По той же циклич. схеме мыслилось Ч. и утверждение социализма (см. там же, т. 9, с. 832-33). Ч. понимал, что революционерам в России предстоят величайшие жертвы, на первых порах верная гибель (см. там же, т. 11, с. 144-45). Этика «разумного эгоизма» (осн. её принцип состоял в том, что поступки человека должны строго согласовываться с его внутр. побуждениями) была призвана внушать каждому, что иного пути к отдалённому счастью нет. Развитого человека, «разумного эгоиста», его собств. личный интерес толкает на акты самопожертвования, ибо это необходимо для торжества избранного им идеала. Будучи уязвимой в формально-теоретич. смысле, этика Ч. помогала формированию «новых людей», делала их силой, способствующей изменению действительности.

  1. чернышевский николай гавриловичрус. философ и атеист ученый писатель публицист....Атеистический словарь
  2. чернышевский николай гавриловичрус. философ и атеист ученый писатель публицист....Атеистический словарь II
  3. чернышевский николай гавриловичРусский писатель критик. Перу Н. Чернышевского принадлежат романы Что делать Пролог незавершенный повести Алферьев История одной девушки цикл Мелкие рассказы пьесы работы...Афоризмы русских писателей
  4. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович знаменитый писатель. Родился июля г. в Саратове. Отец его протоиерей Гавриил Иванович был человек весьма замечательный. Большой ум в...Биографический словарь
  5. чернышевский, николай гавриловичсын Гавриила Ивановича Ч. публицист и критик род.го июля г. в Саратове. Одаренный от природы отличнымиспособностями единственный сын своих родителей Н. Г. был предметому...Большая биографическая энциклопедия
  6. чернышевский николай гавриловичЧернышевскийstrong Николай Гаврилович [. Саратов . там же] русский революционер и мыслитель писатель экономист философ. Родился в семье священника. Учился в Саратовской ...Большая Советская энциклопедия II
  7. чернышевский николай гаврилович1знаменитый писатель. Родился июля г. в Саратове. Отец его протоиерей Гавриил Иванович был человек весьма замечательный. Большой ум в связи с серьезной образованность...Большой российский биографический словарь
  8. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович русский писатель публицист литературный критик. В один из руководителей журнала Современник в области литературной критики развивал тра...Большой Энциклопедический словарь V
  9. чернышевский николай гавриловичвидный русский философ. Чернышевский был сыном священника учился в духовной семинарии в Саратове затем на историкофилологическом факультете Петербургского университета. Е...Великие философы
  10. чернышевский, николай гавриловичНиколай Гаврилович публицист литературный критик писатель. В один из руководителей журнала Современник в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. чернышевский, николай гавриловичфилософ экономист публицист автор концепции крестьянского общинного социализма. Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послерефор...Именной словарь-справочник политических деятелей
  12. чернышевский николай гавриловичроссийский общественный деятель философ публицист литературный деятель. В гг. преподаватель русской словесности в саратовской гимназии. С г. переехал в Петербург нач...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. чернышевский николай гавриловичгг. революционердемократ ученый писатель литературный критик. За годы учебы в Петербургском университете на отделении общей словесности философского факультета гг. слож...Краткий исторический словарь II
  14. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙstrong Николай Гаврилович рус. писатель критик эстетик социолог революционердемократ. Уже в юности Ч. испытал сильное увлечение творчеством Л. в Автобиографи...Лермонтовская энциклопедия
  15. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович русский писатель революционер мыслитель. Художеств. произведения в т. ч. написанные в Петропавловской крепости ром. Что делать и Повест...Литературный энциклопедический словарь
  16. чернышевский, николай гавриловичписатель публицист философ общественный деятель. Мысли о воспитании пронизывающие художественные и публицистические произведения Ч. важный аспект его философской позиции...Педагогический терминологический словарь
  17. чернышевский, николай гавриловичрусский писатель публицист литературный критик один из идеологов революционного движения в России. В один из руководителей журнала Современник в области литературной кри...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. чернышевский николай гаврилович[. Саратов . там же] писатель публицист философ обществ. деятель Учился в Саратовской духовной семинарии окончил ист. филол отделение Петерб унта . На мировоззрение ...Российская педагогическая энциклопедия
  19. чернышевский николай гаврилович. Саратов . Саратов философматериалист общественный деятель революционер. Род. в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии . В г. окончил историкофилол...Русская философия
  20. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович революционердемократ писатель публицист критик философ. В Петербурге с . В окончил историкофилологический факультет Петербургского униве...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  21. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович публицист литературный критик писатель. Сотрудник Современника глава отдела критики и библиографии. С приходом в журнал Добролюбова соср...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  22. чернышевский николай гавриловичрус. социалистутопист и революционный демократ экономист философ социолог писатель и литературный критик. Один из основоположников народничества предшественник марксизма ...Словарь по этике
  23. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович июля Саратов окт. там же революционный демократ писатель лит. критик публицистПсевдонимыi Андреевu Волковu Ефиопu Н. Г. Ч.u Н. Ч.u П...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  24. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович рус. философ писатель публицист литературный критик. В учился на историкофилологическом отделении Петербургского унта в преподавал лите...Философская энциклопедия
  25. чернышевский николай гаврилович[ июля окт. ] рус. социалистутопист и революц. демократ экономист философ и социолог писатель и лит. критик. Род. в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. чернышевский николай гавриловичрод. июля Саратов ум. окт. там же рус. просветитель и писатель радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом Что делать написанны...Философский энциклопедический словарь II
  27. чернышевский николай гавриловичрод. июля Саратов ум. окт. там же рус. просветитель и писатель радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом Что делать написан...Философский энциклопедический словарь
  28. чернышевский николай гавриловичпублицист. В один из руководителей журнала Современник . Идейный вдохновитель революционного движения х гг. В арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составл...Энциклопедия История отечества
  29. чернышевский николай гавриловичпублицист. В один из руководителей журнала Современник. Идейный вдохновитель революционного движения х гг. В арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составле...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  30. чернышевский, николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ русский писатель публицист общественный деятель. Родился июля в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В ...Энциклопедия Кольера II
  31. чернышевский николай гавриловичрус. революционный демократ философматериалист теоретик утопического социализма мыслительэнциклопедист писатель один из создателей наряду с Белинским Герценом Добролюбовы...Эстетика