Великие философы

ФОМА АКВИНСКИЙ

(1225-1274) -самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Он родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19 лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем самым свою семью, которая ожидала, что он станет бенедиктинским монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева родственников, доминиканцы отправили его в Париж, но по дороге он бьи похищен своими братьями и больше года содержался дома. Тем не менее он опсазался изменить доминиканцам, и в конце концов ему было разрешено вернуться к ним и возобновить занятия. В 1252 г. он поехал в Парижский университет, чтобы читать лекции и получить звание профессора, которого добился в возрасте 30 лет. В 1259 г. вернулся в Италию и преподавал в различных школах, а в 1269 г. возвратился в Париж, но спустя четыре года отказался от преподавания вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в Цистерцианском монастыре близ Фоссануовы, не оправившись от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он направлялся в Лион. Его звали «ангельским доктором». Фома Аквинский оставил после себя большое литературное наследие. В него входят прежде всего комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского, трудам Боэция, «Книге о причинах» Прокла, произведениям Аристотеля, труды под названием «Спорные вопросы», в которых рассматриваются различные философско-теологические проблемы. Самыми важными произведениями Фомы Аквинского являются два объемистых тома, подводящих итог его творческой деятельности: «Сумма против язычников» (известная также под другим названием «Сумма философии») и «Сумма теологии», оставшаяся неоконченной. В основном все произведения Фомы Аквинского касаются философско-теологических вопросов и обходят естественно-научную проблематику. Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку, поскольку она образует структуру, в которой происходит изложение схоластических проблем. Изложение Фомой философско-теологического материала отличалось исключительной логичностью и служило образцом для дальнейшего освоения. Каждая проблема или область изложения начинается с рассмотрения ряда аргументов в защиту того или иного положения, против которого он выступает, после чего следуют контраргументы. Затем идет основная часть, в которой излагается все то, что следует сказать по данному вопросу. Завершается изложение опровержением противоположных аргументов. Фома Аквинский известен как основатель томизма одного из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он был крупнейшим систематизатором всей философско-теологической схоластики и ее обоснователем. В этом и состоит его огромнейшая заслуга в истории философии. В вопросе об отношении веры и знания, религии и философии главной проблемы схоластической философии Аквинату приходилось вырабатывать свою позицию в условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь кроме чисто религиозной позиции, ставившей веру выше всякого знания и отдававшей приоритет теологии перед философией, существовала концепция двойственной истины (теория двух истин), причем в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с другой, имеют разные предметы и методы исследования и в силу этого между ними нет противоречия. Другая же разновидность, продолжавшая традиции аверроизма, утверждала, что между истинами философии и теологии есть противоречия. Оба варианта указывали на иррационалистический характер теологических размышлений. Рассматривая этот вопрос, Аквинат, как и некоторые его предшественники-философы, говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же время по предметам исследования наука и религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в теологии существуют истины, которые могут быть обоснованы с философских позиций. Конечно, они могут обойтись и без этого философского обоснования, но все-таки последнее больше укрепляет веру человека в эти истины. Еще Ансельм Кентерберийский утверждал, что в философском, рациональном обосновании нуждаются все догматы церкви, но эта позиция встретила противодействие со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому Аквинат предлагает половинчатое решение данной проблемы: принципы вероучения нуждаются в рациональном обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры. К этим основным положениям вероучения относятся, в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие человеческой души. В то же время другие положения теологии не могут быть обоснованы рациональным способом. К ним относятся: существование Божества одновременно в трехлицах Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени из ничего, учение о первородном грехе, вечном блаженстве и наказании в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни рациональными, они, по его мнению, сверхразумны. Таким образом, философия и теология это две самостоятельные, не зависящие друг от друга дисциплины. При этом теология использует принципы философии для того, чтобы обосновывать истины откровения и делать их более близкими душе человека. Поэтому «философия служанка теологии». Более того, Аквинат в своих рассуждениях заходит так далеко, что поднимает теологию выше всего остального, над всей философией и обычной наукой только потому, что большинство догматов теологии, непознаваемых для человеческого ума, открыты для ума божественного. Теология это священное учение, это такая наука, которая основывается на свете откровения. Утверждение о превосходстве веры над знанием доказывается Аквинатом не только логическими рассуждениями, но и множеством примеров, свидетельствующих о чудесном проявлении божественной воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном лечении больных, о воскресении мертвых, об исцелении идиотов и т.п. Позиция превосходства веры над знанием продиктована также стремлением Аквината устранить противоречия между ними, которые возникают, по его мнению, в силу того, что ученые, стремясь к знанию, забывают о Боге, о божественном откровении, и поэтому над ними господствуют ошибки чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией как с высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к обоснованию всего того, что содержится в Библии, а философия, занимаясь также доказательством христианских догматов, выступает как преддверие веры. При этом Аквинат сделал теологию философичной. Это проявляется прежде всего в доказательствах бытия Бога, которых он приводит пять. Первое доказательство исходит из понятия движения. Так как самодвижение предметов невозможно, то, следовательно, каждый предмет должен двигаться другим, а это значит, что должен существовать перводвигатель, Бог как конечный двигатель. Второе доказательство сводится к понятию производящей причины. Здесь также рассуждение строится на признании цепи причин и восхождения к конечной причине, которая выступает как Бог, являющийся первой творческой причиной мира. Третий путь доказательства бытия Бога исходит из понятий случайности и необходимости. В мире существует множество случайностей, но если это не хаотическое существование, то должна существовать и необходимость, которая скрепляет все случайности, это и есть Бог. Четвертое доказательство состоит в том, что наличествуют разные степени совершенства в мире. Но разная степень совершенства должна определяться каким-то единым мерилом, т.е. должна соотноситься с неким образцом совершенства, которым выступает опять же Бог. Пятый путь доказательства бытия Бога носит название божественного руководства миром и основывается на признании целесообразности, существующей во Вселенной. Согласно Фоме, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Все эти доказательства почерпнуты Фомой у Аристотеля и направлены против возможных еретических учений, которые обосновывали существование Бога его данностью человеческому сознанию, исходя из мистического пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в человеческой душе. Фома Аквинский основывает на учении Аристотеля и свою метафизику, заимствуя у него категории, но приспосабливая их не к философскому обоснованию естественно-научного материала, а к проблемам теологии. Так, вслед за Аристотелем он утверждал, что общее не может непосредственно присутствовать в человеческом уме. Источником общего является сверхъестественный ум Бога, общее это сущность, которой наделено все существующее в мире, а также Бог. В разделении сущности и существования проявляется, по Аквинату, различие между Богом и остальным миром. В Боге сущность и существование соединены вместе, представляют единство, они неразличимы. В конкретном мире сущность и существование разорваны, только Бог определяет конкретное существование отдельных вещей. Фома Аквинский исходит из теории Аристотеля и в проблеме соотношения формы и материи, приспосабливая, однако, его учение к догматам вероучения. Так, он истолковывает учение Аристотеля о пассивной первоматерии в духе сотворения ее Богом из ничего, внося, таким образом, идею креационизма в аристотелизм. Также он подвергает изменению и учение о формах. Для Аристотеля форма всегда тесно связана с материей, бестелесной формы не существует, кроме Бога. По мнению же Аквината, существуют и бестелесные, нематериальные формы, например, ангелы. Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей активностью, или актуальностью, первая же материя это пассивная потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь взаимодействием материи и формы. Бог выступал у Стагирита лишь перводвигателем. Фома, отправляясь от Стагирита, пытается его перетолковать в духе креационизма. Аквинат полагает, что Бог создал мир в соответствии с гармонией, но и в дальнейшем Бог вмешивается в дела мира и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи, которое может иметь естественные причины, изучаемые наукой. В решении проблемы универсалий позиция Аквината приближается к позиции Авиценны, который утверждал существование трех видов универсалий. Согласно Аквинату, общее содержится в отдельных вещах как их сущность, а также в человеческом уме, который извлекает его из отдельных вещей. Это те виды общего, которые существуют после вещей. Но Фома признает и третий вид универсалий, которые существуют до вещей это идеи, содержащиеся в божественном уме. Концепция Аквината по проблеме универсалий это позиция умеренного реализма. Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает двумя способностями в познании чувством и интеллектом. Процесс познания начинается с чувственного опыта: чувственные образы, возникающие у человека под воздействием объектов, посредством активного разума превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит процесс абстракции. Истину Аквинат определял как соответствие между разумом и вещью, сами же вещи являются истинными постольку, поскольку они соответствуют понятиям об этих вещах, которые уже существуют в уме Бога. В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отходя от фатализма, характерного для августианства, придерживался позиции признания свободной воли, так как в противном случае с человека снималась бы ответственность за свои поступки. Свобода воли, согласно Фоме Аквинскому, дает возможность человеку сделать выбор между добрьми и злыми поступками: добрые поступки направляют его к Богу, злые уводят его от Бога. Зло это лишь недостаток блага, менее совершенное благо. Аквинат, подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность за зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным поступкам его ум. Высшим же благом признается познание Бога. Конечной целью деятельности человека Аквинат признавал достижение блаженства. Блаженство же состоит в деятельности теоретического разума, в познании абсолютной истины Бога. Душа для Аквината выступает формирующим принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи, поэтому она неуничтожима. Вслед за Аристотелем Фома различает вегетативную душу, которая присуща растениям, сенситивную, которую имеют животные, и разумную, присущую человеку. В произведении «О правлении владык» Аквинат, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает человека прежде всего как общественное существо, понимая общество органистическим образом. Общественное целое выступает для Фомы в ввде иерархии, в которой каждое сословие занимается своим делом. К физическому труду привлечено большинство людей, к умственному меньшинство. Духовные пастыри общества это служители церкви. Государство Аквинат рассматривал как божественное установление, главная цель его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены общества вели себя добродетельно и т.п. Фома различал пять форм государственного устройства, лучшей из которых считал монархию. Однако если монарх становится тираном, то народ, по мнению Фомы, имеет право выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный источник. При этом Фома признает право народа на выступление против главы государства лишь в том случае, когда деятельность этого главы государства противоречит интересам церкви. Философия Фомы Аквинского явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом.

  1. фома аквинскийили Философ и теолог систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую грани...100 великих мыслителей
  2. фома аквинскийили католич. теолог ученик Альберта Великого. В был причислен католич. церковью к лику святых. Предпринял попытку философски обосновать христ. вероучение для чего сист...Атеистический словарь II
  3. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Фома Аквинат Thomas Aquinas или замок Роккасекка близ Акуино Юж. Италия . монастырь Фоссануова Юж. Италия средневековый философ и теолог систематизатор о...Большая советская энциклопедия
  4. фома аквинскийФома Аквинат Thomas Aquinas или замок Роккасекка близ Акуино Южная Италия . монастырь Фоссануова Юж. Италия средневековый философ и теолог систематизатор ортодоксально...Большая Советская энциклопедия II
  5. фома аквинскийThoma Aquinas или философ и теологсистематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма учение обакте и потенции форме и материи субстанции и акциденции и т. д...Большой энциклопедический словарь II
  6. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Thoma Aquinas или философ и теолог систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма Учение об акте и потенции форме и материи субстанции и ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. фома аквинскийсредневековый философ и богослов доминиканский монах итальянец по происхождению....Даты рождения и смерти известных людей
  8. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Thomas Aquinas или теолог философ один из крупнейших идеологов класса феодалов. Монахдоминиканец с . В основу своей филос. системы Ф. А. положил христиан...Демографический энциклопедический словарь
  9. фома аквинскийThomas Aquinas или философ и теолог систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Доминиканец. Сформулировал доказательств бытия Бога описываемого к...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. фома аквинскийФома Аквинский или гг. философ и теолог. Доминиканец. Сформулировал основной принцип схоластики тип религиозной философии Философия служанка богословия. В основу свое...Исторический словарь
  11. фома аквинскийсамый видный и влиятельный философсхоласт зап.европ. Средневековья монахдоминиканец. После смерти ему был присвоен титул ангельский доктор а в г. решением папской курии ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙstrongThomas Aquinas средневековый теолог и философ один из крупнейших представителей схоластики в. Родился в Италии близ Аквино в семье графа Ландольфо ...История философии II
  13. фома аквинскийумер. крупнейший католический философдоминиканец чьи труды представляют собой систематическое завершение западноевропейской схоластики. Фома как и другие схоласты настаив...История христианства
  14. фома аквинскийумер. крупнейший католический философдоминиканец чьи труды представляют собой систематическое завершение западноевропейской схоластики. Фома как и другие схоласты настаи...История христианства. Справочник
  15. фома аквинскийиначе Фома Аквинат или Томас Аквинат лат. Thomas Aquinas родился в замок Роккасекка близ Аквино умер недалеко от Неаполя марта монастырь Фоссануова около Рима первый...Католическая энциклопедия
  16. фома аквинскийтеолог философ представитель схоластики один из идеологов католической церкви. Понимал разум как сущностную потенцию человека независимую от веры. Почти все атрибуты Бога...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  17. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Thomas Aquinas или итальянский латинский писатель философ глава схоластич. богословия. Монахдоминиканец с доктор Парижского унта с . Преподавал в Париже...Литературный энциклопедический словарь
  18. фома аквинскийНачальная форма Фома аквинский винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор прилагательных
  19. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Thomas Aquinas средневековый философ и богослов титул Ангельского доктора монахдоминиканец систематизатор ортодоксальной схоластики основатель томизма. Р...Новейший философский словарь
  20. фома аквинскийФома Аквинский Фома Аквинский...Орфографический словарь
  21. фома аквинскийсредневековый теолог и философ доминиканский монах. В работе О правлении властителей предпринял попытку объединить идеи Аристотеля и христианские догматы в новой доктрине...Политологический словарь-справочник
  22. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Aquinas St. Thomas ок. Теологкатолик и политический философ один из крупнейших представителей научной мысли средневековья основатель томизма. В основе его...Политология. Словарь.
  23. фома аквинскийОрфографическая запись слова фома аквинский Ударение в слове Фома Аквинский Деление слова на слоги перенос слова фома аквинский Фонетическая транскрипция слова фома аквин...Полный фонетический разбор слов
  24. фома аквинскийкатолический теолог и философ сумевший ассимилировать на почве христианства многие элементы грекоарабской культуры и прежде всего идеи содержащиеся в философии Аристотеля...Религиоведческий словарь
  25. фома аквинскийФома Аквинат Thomas Aquinas. или замок Роккасекка близ Акуино Юж Италия монастырь Фоссануова Юж Италия ср. век философ и теолог С монахдоминиканец Учился в Неаполита...Российская педагогическая энциклопедия
  26. фома аквинскийФома Аквинский...Русский орфографический словарь
  27. фома аквинскийитальянский теолог Роккасекка Неаполитанское королевство Фоссануова . Крупнейший теолог Католической церкви. Выходец из знатной семьи он несмотря на сопротивление родит...Сверхкраткий философский словарь
  28. фома аквинскийтеолог и философ доминиканец. Ф. А. стремился канонизировать философию Аристотеля среди источников которой были и араб переводы. Опуская материалистич. положения в филосо...Словарь античности
  29. фома аквинскийFhomas Aquinas средневековый философсхоласт приспособивший философию Аристотеля к нуждам христианской религии. Его учение признается официальной философией католической ...Словарь по этике
  30. фома аквинскийитальянский католический теолог и философ учений Альберта Великого систематизатор ортодоксальной схоластики основатель томизма в г. был причислен к лику святых. Основной...Словарь-справочник по философии
  31. фома аквинскийThomas Aquinas или .III. теолог философ ср.век. схоласт. Сын итал. графа. В или вступил в орден доминиканцев. Образование завершил в Париже и Кльне у нем. теолога...Советская историческая энциклопедия
  32. фома аквинскийФома Аквинат Thomas Aquinas или В замок Роккасекка близ Акуино Юж. Италия . . монастырь Фоссануова Юж. Италия ср.век. философ и теолог систематизатор ортодоксальной схо...Советский философский словарь
  33. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Thoma Aquinas или философ и теолог систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма учение об акте и потенции форме и материи субстанции и а...Современный энциклопедический словарь
  34. фома аквинскийфилософ теолог схоласт из рода ит. графов Аквино. В г. вступил в орден доминиканцев. Учился в Сорбонне у нем.u теолога Альберта Великого завершил образование в Кльне к...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  35. фома аквинскийThomas Aquinas . Итальянский теолог и учитель Церкви родился близ Аквино Италия. В пять лет был отдан в Бенедиктинский монастырь однако позже семья принудила его покинуть...Теологический энциклопедический словарь
  36. фома аквинскийУдарение в слове Фома АквинскийУдарение падает на буквы аиБезударные гласные в слове Фома Аквинский...Ударение и правописание
  37. фома аквинскийпринадлежал к знатному роду но вступил в орден доминиканцев. В своих двух фундаментальных трудах Сумма теологии и Сумма философии пытался систематизировать современные ем...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  38. фома аквинскийвидный представитель схоластики магистр теологии глава кафедры Парижского университета латинизированное имя которого Фома звучит как Thomas поэтому учение Фомы Аквинского...Философия науки и техники
  39. фома аквинскийили крупнейший католический философ и теолог систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма учение об акте и потенции форме и материи субстанции и акциде...Философия политики - словарь персоналий
  40. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Фома Аквинат Thomas Aquinas или философ и теолог систематизатор ортодоксальной схоластики основатель томизма монахдоминиканец с . В признан пятым учи...Философская энциклопедия
  41. фома аквинскийлат. Thomas Aquinas итал. Tommaso dAquino марта ср.век. философ и богослов систематизатор ортодоксальной схоластики основатель одного из двух господствующих ее напра...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  42. фома аквинскийсредневековый католический теолог монахдоминиканец ученик Альберта Великого в был причислен к лику святых назван Аквинатом по месту рождения в Аквио близ Неаполя. Объект...Философский энциклопедический словарь
  43. фома аквинскийФОМА АКВИНСКИЙ Thomas Aquinas средневековый теолог и философ один из крупнейших представителей схоластики в. Родился в Италии близ Аквино в семье графа Ландольфо Аквин...Энциклопедия История философии
  44. фома аквинскийФома Аквинский Фома Аквпиат лат.em Thomas Aquinas или замок Роккасекка близ Акуино Южная Италия .Ш. монастырь Фоссапуова Южная Италия виднейший представитель схоласти...Энциклопедия культурологии
  45. фома аквинскийThomas Aqu inas средневековый философ и богослов систематизатор схоластики основатель одного из гл. ее направленийтомизма. Хотя специальных трактатов по эстетике Ф. А. не...Эстетика
  46. фома аквинскийАквинат средневековый философ и теолог политический мыслитель. С его именем связано влиятельное идейное течение католицизма томизм в обновленном виде неотомизм. Полит...Юридическая энциклопедия