Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

[12(24). 7 1828, Саратов, 17(29). 10 1889, там же], писатель, публицист, философ, обществ. деятель Учился в Саратовской духовной семинарии (1842—45), окончил ист. филол отделение Петерб ун-та (1850). На мировоззрение Ч оказали влияние филос. концепции Г В Ф Гегеля и Л Фейербаха, социально-реформат идеи К А Сен-Симона, III Фурье, демократич идеалы В Г Белинского и А И Герцена Рев события в Европе 1848—49 наложили на взгляды Ч отпечаток скептицизма по отношению к либерализму его времени С 1853 Ч начал сотрудничать в журн «Отеч записки», затем в «Современнике», где занял лидирующее положение В 1855 защитил магистерскую дисс «Эстетич. отношения иск-ва к действительности», к-рая явилась первым опытом применения социологич. метода в исследовании иск-ва В кон. 1857 сосредоточил свое внимание на экон и полит. вопросах, активно участвовал в журнальной кампании по обсуждению условий крест. реформы Утверждавшийся в России капиталистич экон порядок Ч. оценивал с социалистич утопич позиций 7 июля 1862 был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где написал роман «Что делать» (1862—63). В 1864 признан виновным в «принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири После обряда гражд казни (19 мая 1864). отправлен в Нерчинскую каторгу, в 1871 поселен в Вилюйском остроге На каторге написал роман «Пролог», по жанру близкий к автобиографическому В 1883 переведен в Астрахань под надзор полиции, в 1889 получил разрешение жить на родине Мысли о воспитании, пронизывающие худож. и публицистич произведения Ч, важный аспект его филос. позиции Худож. воплощением воспитат. идеала Ч стал образ Рахметова («Что делать?») человека высоких гражд идей, непреклонной воли, глубоких убеждений, ратовавшего за переустройство общества на справедливых началах Пример Рахметова был созвучен свободолюбивым настроениям эпохи 60-х гг, по словам II А Кропоткина, «для рус молодежи повесть была своего рода откровением и превратилась в программу» Проблему формирования личности Ч рассматривал, опираясь на собств. трактовку антропологич. материализма Фейербаха Согласно Ч, человек формируется совокупностью биол. и социальных факторов Отд качества личности развиваются под влиянием экон условий, обществ. институтов, лит-ры, семьи и школы, наследственность большой роли не играет («Антропологич. принцип в философии», 1860). Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу пед. идеала Ч Задача воспитания «новых людей» предполагала гармонич. ное соединение духовного и физич. развития личности Важнейшими составляющими духовного развития Ч считал нравственное, умственное и эстетич. воспитание Цель нравств. воспитания Ч видел в формировании человека нового этич типа Нравств. воспитание, по Ч, призвано ввести человека в социальные отношения, сделать его активным участником жизни В процессе обществ. деятельности человек изменяет действительность и создает собств. личность Программа нравств. воспитания основывалась на этич теории Ч, в к-рой гл. место отводилось нравств. сознанию народа Ч. утверждал, что выводы материалистич философии неизменно совпадают с понятиями «простолюдинов» о труде, справедливости, чести, долге и т.д. Для развития знаний о поведении и чувствах людей необходимо науч. обобщение нар. представлений о нравственности Подчеркивал естеств. детерминированность человеческих чувств и желаний и решающую роль социальной среды как материальной основы моральных представлений Эти идеи нашли отражение в «теории разумного эгоизма», предполагавшей совпадение при определенных условиях личных интересов с общественными В разумно организованном социуме эгоизм станет побудит мотивом для общественно полезной деятельности, что подводило к мысли о необходимости социального переустройства Нравств. воспитание Ч связывал с политическим, а «нравств. » науки отождествлял с общественными Настоящий гражданин, по Ч, должен иметь самостоят.систему воззрений, твердые убеждения, способность к критич осмыслению явлений действительности Воспитание следует начинать с выработки у человека стремления совершить положит. поступок «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них» («Рус человек на rendez-vous», 1858). Одним из осн.нравств. качеств Ч считал гуманность, к-рую он понимал как глубокую и искреннюю любовь к человеку, способность творить добро Гуманность активна, она предполагает готовность к борьбе за человеческое достоинство, вызывает чувство ненависти и презрения к проявлениям пошлого и низкого в человеке Новая мораль непременно включает в себя потребность в труде, к-рый должен стать наслаждением для человека, работающего не по принуждению, а по внутр. убеждению Нравств. воспитание, по Ч, следует начинать с самого раннего возраста, важно с детства приучать ребенка к честности, никогда его не обманывать, чтобы сохранить первоначальную дущев-ную чистоту Антропологич. подход позволил Ч всесторонне рассмотреть проблемы умственной деятельности, на его основе он выдвинул положение о единстве чувственного и рационального, о сущности мышления Образование Ч считал естеств. потребностью человека, определяемой двумя факторами стремлением к знаниям как всеобщим качеством людей и объективными требованиями действительности («Очерк науч. понятий по нек-рым вопросам всеобщей истории», 1888). Обучение, по мысли Ч, выполняет важные воспитат. функции В процессе обучения у ребенка развиваются интерес к знаниям, умение рассматривать предмет с разных сторон, способность к самостоят.умственной работе По мере накопления знаний меняются привычки и характер человека, обучение приносит глубокое духовное наслаждение («Следует ли отдавать предпочтение шк. воспитанию перед домашним», 1845). Для развития у детей познават активности Ч предлагал ввести в школах широкий круг уч дисциплин, содержание к-рых должно соответствовать возрастным возможностям учащихся Детям можно многое легко объяснить, важно только, чтобы обучающий владел предметом и умел говорить на доступном им языке Выступая против однообразия, Ч вместе с тем подчеркивал, что учение это труд, не допускающий «потешающей педагогики» Следствием развития активности и самостоятельности личности должна стать потребность в самообразовании и самовоспитании С нравств. становлением личности Ч связывал прежде всего эстетич. воспитание, т к, в его представлении, эстетика неотделима от добра Обосновав тезис «прекрасное есть жизнь», Ч утверждал, что необходимо формировать у человека эстетич. отношение к действительности Чувство прекрасного проявляется не только в иск-ве, но и во всех сферах человеческой деятельности («Эстетич. отношения иск-ва к действительности»). Одно из ведущих мест в деле воспитания, по Ч, принадлежит лит-ре как выразительнице идей века «„Ученая* лит-ра спасает людей от невежества, „изящная* лит-ра развивает воображение и чувство, противостоит грубости и черствости Оба вида лит-ры необходимы для просвещения» («Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения», 1856). Важнейшую роль в распространении знаний и культуры Ч отводил шк. учителю, высокое предназначение к-рого видел в помощи растущему человеку в поисках истинного пути Придавая огромное значение личному таланту учителя, Ч, однако, критиковал пед. позицию Л H Толстого, ставившего под сомнение необходимость науч. методики преподавания, строго организованной системы шк. занятий Основами пед. творчества Ч считал хорошее образование, совершенное знание предмета и общую эрудицию преподавателя Много внимания Ч уделял состоянию современной ему шк. системы Он отмечал чрезвычайно низкий уровень грамотности по России, отсутствие стремления к образованию в непривилегиров сословиях Неудовлетворит состояние шк. дела Ч рассматривал как следствие несовершенства социально-полит. строя Не теряет своей актуальности мысль Ч о взаимосвязи полит. власти, материального благосостояния и образования «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом, кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты и от невежества» (т. 7, с 97—98).

  1. чернышевский николай гавриловичрус. философ и атеист ученый писатель публицист....Атеистический словарь
  2. чернышевский николай гавриловичрус. философ и атеист ученый писатель публицист....Атеистический словарь II
  3. чернышевский николай гавриловичРусский писатель критик. Перу Н. Чернышевского принадлежат романы Что делать Пролог незавершенный повести Алферьев История одной девушки цикл Мелкие рассказы пьесы работы...Афоризмы русских писателей
  4. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович знаменитый писатель. Родился июля г. в Саратове. Отец его протоиерей Гавриил Иванович был человек весьма замечательный. Большой ум в...Биографический словарь
  5. чернышевский, николай гавриловичсын Гавриила Ивановича Ч. публицист и критик род.го июля г. в Саратове. Одаренный от природы отличнымиспособностями единственный сын своих родителей Н. Г. был предметому...Большая биографическая энциклопедия
  6. чернышевский николай гавриловичЧернышевскийstrong Николай Гаврилович [. Саратов . там же] русский революционер и мыслитель писатель экономист философ. Родился в семье священника. Учился в Саратовской ...Большая Советская энциклопедия II
  7. чернышевский николай гаврилович1знаменитый писатель. Родился июля г. в Саратове. Отец его протоиерей Гавриил Иванович был человек весьма замечательный. Большой ум в связи с серьезной образованность...Большой российский биографический словарь
  8. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович русский писатель публицист литературный критик. В один из руководителей журнала Современник в области литературной критики развивал тра...Большой Энциклопедический словарь V
  9. чернышевский николай гавриловичвидный русский философ. Чернышевский был сыном священника учился в духовной семинарии в Саратове затем на историкофилологическом факультете Петербургского университета. Е...Великие философы
  10. чернышевский, николай гавриловичНиколай Гаврилович публицист литературный критик писатель. В один из руководителей журнала Современник в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. чернышевский, николай гавриловичфилософ экономист публицист автор концепции крестьянского общинного социализма. Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послерефор...Именной словарь-справочник политических деятелей
  12. чернышевский николай гавриловичроссийский общественный деятель философ публицист литературный деятель. В гг. преподаватель русской словесности в саратовской гимназии. С г. переехал в Петербург нач...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. чернышевский николай гавриловичгг. революционердемократ ученый писатель литературный критик. За годы учебы в Петербургском университете на отделении общей словесности философского факультета гг. слож...Краткий исторический словарь II
  14. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙstrong Николай Гаврилович рус. писатель критик эстетик социолог революционердемократ. Уже в юности Ч. испытал сильное увлечение творчеством Л. в Автобиографи...Лермонтовская энциклопедия
  15. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович русский писатель революционер мыслитель. Художеств. произведения в т. ч. написанные в Петропавловской крепости ром. Что делать и Повест...Литературный энциклопедический словарь
  16. чернышевский, николай гавриловичписатель публицист философ общественный деятель. Мысли о воспитании пронизывающие художественные и публицистические произведения Ч. важный аспект его философской позиции...Педагогический терминологический словарь
  17. чернышевский, николай гавриловичрусский писатель публицист литературный критик один из идеологов революционного движения в России. В один из руководителей журнала Современник в области литературной кри...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. чернышевский николай гаврилович. Саратов . Саратов философматериалист общественный деятель революционер. Род. в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии . В г. окончил историкофилол...Русская философия
  19. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович революционердемократ писатель публицист критик философ. В Петербурге с . В окончил историкофилологический факультет Петербургского униве...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  20. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович публицист литературный критик писатель. Сотрудник Современника глава отдела критики и библиографии. С приходом в журнал Добролюбова соср...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  21. чернышевский николай гавриловичрус. социалистутопист и революционный демократ экономист философ социолог писатель и литературный критик. Один из основоположников народничества предшественник марксизма ...Словарь по этике
  22. чернышевский николай гавриловичЧернышевский Николай Гаврилович июля Саратов окт. там же революционный демократ писатель лит. критик публицистПсевдонимыi Андреевu Волковu Ефиопu Н. Г. Ч.u Н. Ч.u П...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. чернышевский николай гаврилович[ Саратов . там же] рус. революц. демократ просветительэнциклопедист писатель лит. критик .великий социалист домарксова периода. Ч. род. в семье протоиерея учился в Пет...Советский философский словарь
  24. чернышевский николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович рус. философ писатель публицист литературный критик. В учился на историкофилологическом отделении Петербургского унта в преподавал лите...Философская энциклопедия
  25. чернышевский николай гаврилович[ июля окт. ] рус. социалистутопист и революц. демократ экономист философ и социолог писатель и лит. критик. Род. в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. чернышевский николай гавриловичрод. июля Саратов ум. окт. там же рус. просветитель и писатель радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом Что делать написанны...Философский энциклопедический словарь II
  27. чернышевский николай гавриловичрод. июля Саратов ум. окт. там же рус. просветитель и писатель радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом Что делать написан...Философский энциклопедический словарь
  28. чернышевский николай гавриловичпублицист. В один из руководителей журнала Современник . Идейный вдохновитель революционного движения х гг. В арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составл...Энциклопедия История отечества
  29. чернышевский николай гавриловичпублицист. В один из руководителей журнала Современник. Идейный вдохновитель революционного движения х гг. В арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составле...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  30. чернышевский, николай гавриловичЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ русский писатель публицист общественный деятель. Родился июля в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В ...Энциклопедия Кольера II
  31. чернышевский николай гавриловичрус. революционный демократ философматериалист теоретик утопического социализма мыслительэнциклопедист писатель один из создателей наряду с Белинским Герценом Добролюбовы...Эстетика