Теологический энциклопедический словарь

ТЕИЗМ

(Theism). Вера в бытие Бога. Хотя представление о высшем сверхъестественном существе, а также вера в него так же древни, как и философия, сам термин "теизм" возник относительно недавно. Некрые исследователи полагают, что он вошел в обиход в XVII в. в Англии вместо слова "деизм" и обозначал веру в Бога в самом общем смысле. Термин "теизм" часто употребляется в связи с противопоставлением атеизму, отрицающему бытие Бога, и для того, чтобы подчеркнуть отличие теистов от атеистов и агностиков, не вдаваясь при этом в обсуждение философских и теологических вопросов. К-ром е того, понятие "теизм" характеризует религиозное мироощущение вообще, вне связи с его конкретным теологическим или философским содержанием. И наконец, термин "теизм" служит для обозначения определенной теологической или философской позиции, безотносительно к религиозному отношению к Богу. Бог как высший пункт соотнесения. В самом широком смысле слова теизм это вера в высший пункт соотнесения, крый наделяет смыслом все сущее, придавая ему единство. Такое понимание Бога делает Его в высшей степени безличным и трансцендентным; Бог фактически отождествляется с абстрактным понятием. Некрые философские и теологические позиции пользуются понятиями "Бог" и "теизм" именно в этом ключе. (1) Для П. Тиллиха Бог это то, что "захватывает меня безусловно", мой "предельный интерес". Бог у Тиллиха определяет наше бытие или небытие, Он основа всякого бытия и Бытие, как таковое. Хотя это Бытие не порождено человеческим разумом, но вполне объективно; Бог, о Котором говорит Тиллих, всего лишь абстракция, ибо Он совершенно лишен каких бы то ни было личностных черт. Такой вывод подтверждается словами самого Тиллиха, крый полагает, что о Боге можно сделать лишь одно не символическое утверждение: Он есть само Бытие или основа бытия. По мысли Тиллиха, все слова и выражения, крые традиционно использовались для описания атрибутов Бога, имеют исключительно символический характер. (2) Теизм в этом широком смысле можно обнаружить и у Гегеля: среди нескольких понятий, характеризующих Бога, у Гегеля есть по крайней мере одно, к-рое подходит под эту категорию. По мысли Гегеля, понятие Бога равнозначно понятию бесконечности. Поскольку философия это восхождение в сферу божественного, или к божественному видению, то "Бог" равнозначен трансцендентной всеохватывающей мысли. Но Бог Гегеля не личностный Бог. Бог имманентный. Теизм в более узком смысле слова также рассматривает Бога как высший пункт соотнесения, не имеющий никаких личностных характеристик, однако наделяет Его способностью к конкретному проявлению. Такой Бог всецело имманентен. Примером такого видения Бога может служить пантеизм, крый утверждает, что все есть Бог. Среди философов самый яркий представитель пантеизма Спиноза. Он полагал, что во вселенной существует лишь одна субстанция Бог, тогда как все прочее лишь модусы этой субстанции. Бог Спинозы не абстрактный, но имманентный. Библия, в противоположность такому взгляду на Бога, говорит о Нем как о бесконечном, подразумевая при этом, в числе прочего, что бытие присуще Богу в бесконечной степени, но не в смысле бесконечного количества. Согласно Библии, Бог не количественно, а качественно бесконечное бытие. Далее, Св. Писание учит, что Бог присутствует одновременно повсюду. В каждой пространственно локализуемой точке Он присутствует во всей полноте своего бытия (Он вездесущ). Иными словами, Бог не каждая точка пространства, но в каждой точке. Пантеист же полагает, что Бог присутствует в бытии именно в качестве каждой точки. К-ром е того, он отрицает вездесущность Бога, считая, что полноту божественного бытия нельзя ограничить к.л. одним местом. Другой пример такого представления о Боге процесстеизм, основанный на философии процесса А. Н. Уайтхеда (см. егокнигу "Процессиреальность"). Иногда это направление в теологии называют биполярным или диполярным теизмом. Самые известные представители теологии процесса Ч.Хартсхорн, Ш. Огден, Дж. Кобб и Д. Гриффин. Эта школа исходит из того, что в Боге есть два полюса: изначальный, вечный, потенциальный и темпоральный, последующий, актуальный. Эти "вечные объекты" суть чистые потенциальности и, как таковые (в отличие от актуальных сущностей), не могут упорядочивать сами себя и соотноситься друг с другом. Поэтому для упорядочения этих вечных сущностей необходима вневременная, актуальная сущность, а это и есть Бог в своей изначальной природе. Такой Бог своего рода режиссер, крый находится гдето за кулисами и подбирает формы, подготавливая их к выходу на сцену временного мира. Однако изначальную природу Бога не следует рассматривать как нечто отличное от порядка вечных объектов. Это означает, что такой порядок и есть изначальная природа Бога. Соответственно, Бог не творец, предсуществующий по отношению к творению: Он соприсущий творению в динамическом сращении с ним как его (т.е. творения) начало. На изначальном полюсе своей природы Бог принцип сращения. Такое понимание Бога делает Его полностью безличностным и ограниченным. То же самое справедливо и по отношению к Богу на актуальном полюсе Его природы. Биполярный теизм утверждает, что каждая актуальная сущность (Бог также считается ею) нуждается в физическом полюсе, чтобы завершить "вйдение" своего потенциального полюса. Следовательно,"последующая" природа Бога отсылает ко всем актуальным сущностям в рамках темпорального порядка. Но в таком случае Бог может изменяться и развиваться, как и Его темпоральный полюс. Тем самым Бог очевидно конечен. Более того, Бог на актуальном полюсе своей природы может исчезнуть, поскольку все актуальные сущности могут исчезнуть. При таком подходе Бог не творец мира, а, скорее, режиссер мирового процесса. Бог и мир взаимозависимы. Более того, Бог не обладает всеми совершенствами вечно и одновременно, но лишь приобретает их в последовательности бесконечного процесса. Примером этой формы теизма может служить гегелевское понятие Бога как Духа. Понятие Духа у Гегеля лишает Бога личностного характера в смысле иудеохристианских представлений, но предлагает видеть Его как силу, или всеобщее сознание, объединяющее в себе все конечные сознания. Иными словами, такой Бог не просто все вместе взятые конечные сознания, но, скорее, та сила, края лежит в основе всей интерсубъективности и объединяет ее. Такой Бог очевидно имманентен и безличностен. Бог личностный. Согласно сторонникам третьей разновидности теизма, Бог не абстрактное понятие и даже не конкретное проявление некой обезличенной идеи. Здесь понятие о Боге не лишено личностных характеристик, но из этого вовсе не следует, что Бог взаимодействует с другими личностями. Хотя такой Бог индивидуальный объект (а не сочетание объектов), Он все же не тождествен иудеохристианскому представлению о Боге. Богу в рамках этой разновидности теизма присущи в какомто смысле черты конечности. Поясним эту мысль на двух примерах, политеизма и деизма. (1) Из всех форм политеизма наиболее известная грекоримский пантеон богов, каждый из крых представляет и воплощает определенный функциональный аспект жизни или вселенной в ее многочисленных проявлениях. Хотя каждое божество представляет собой только какоето одно персонифицированное качество жизни (любовь, война и проч.)" оно воспринимается как личность. Тем самым божества отделены от мира, но вместе с тем сопричастны ему и способны взаимодействовать с людьми и друг с другом. Известно, что этим божествам приписывались многочисленные человеческие слабости и пороки. Политеистические представления о Боге наделяют Его чертами личности, но делают неизбежно ограниченным и конечным. Эти представления нетождественны иудеохристианским. (2) Деизм утверждает, что Бог индивидуальное бытие (и в этом смысле личность), но Он не взаимодействует с миром. В начале Он создал мир, но после этого устранился (и в этом смысле Он безличен). Бог деизма не действует в мире и не поддерживает его существование, а остается абсолютно трансцендентным по отношению к нему. Такой взгляд на природу Бога и Его бытие непоследователен и разительно отличается от иудеохристианских представлений. Личностный Бог Творец и Промыслитель. Бог как Творец и Промыслитель созданного Им мира бесконечен по числу своих атрибутов. Он единственный истинный Бог. Монотеистическое понятие Бога присуще иудеохристианским традиционным представлениям, в рамках крых существует три подхода. (1)Теономия. Согласно этому подходу, Бог закон вселенной, особенно Его воля закон. Какие бы мы ни взяли правила этики, эпистемологии или чего бы то ни было, все они проистекают из того, что хочет Бог, и, если бы Он захотел, они были бы иными. Никакое дело во вселенной не может быть внутренне хорошим или дурным, лучшим или худшим; оно имеет ценность только в силу той ценности, крой его наделяет Бог. Узнается это посредством божественного откровения, а не с помощью разума. (2)Рационализм. Это направление мысли представлено творчеством Лейбница. По его мысли, все законы логики, этики и всех прочих наук необходимые законы вселенной в силу принципа достаточного основания, в соответствии с крым все должно происходить. В такой системе Бог должен создать мир, и этот мир должен быть наилучшим из всех возможных миров (Лейбниц полагал, что наилучший мир постижим разумом). В такой вселенной все постигается светом чистого разума без помощи откровения. Если в теономии понятие Бога предшествует логике, то в рационализме логика предшествует теологии. (3)Умеренный рационализм. Этот подход занимает промежуточную позицию между рационализмом и теономией. Он не настаивает, подобно теономии, ни на том, что все постижимо с помощью одного лишь разума, ни на том, что все постижимое служит выражением необходимого закона. Умеренный рационализм не утверждает как нечто необходимое, что Бог сотворил мир, но считает, что акт сотворения мира соответствует и подобает Богу в качестве Его деяния. Согласно этому взгляду, не существует наилучшего из возможных миров, есть только хорошие миры и плохие. В отличие от теономии умеренный рационализм полагает, что определенные вещи по своей сути либо хороши, либо дурны независимо от того, что говорит о них Бог. Во вселенной, как ее мыслит умеренный рационализм, вещи таковы, каковы они согласно разумному познанию. Во многих случаях мы, полагаясь на разум, способны выяснить, почему чтото имеет место и что оно собой представляет, тогда как некрые вещи можно познать лишь путем откровения. Такой взгляд типичен для иудеохристианских теологических представлений, известных нам из истории. Заключение. Необходимо сказать несколько слов о философском теизме, в особенности в связи с некрыми вопросами, крые традиционно принадлежат сфере философии теизма. Один из таких вопросов касается отношения человеческого языка к божественному. Действительно, как человеческий язык, указывающий на вещи, имеющие конечный характер, способен порождать высказывания, подразумевающие бесконечное бытие? Другой вопрос связан с проблемой рационального обоснования или по крайней мере рационального оправдания веры в бытие Божье. Философы теизма задаются и вопросом о том, является ли в собственном смысле слова религиозным то или иное переживание. К-ром е того, они пытаются решить вопрос о том, как соотносятся промысел и всемогущество Божье со свободой и ответственностью человека. Наконец, встает вопрос о внутренней последовательности и логичности теологических систем, крые утверждают бытие всемогущего, всемилостивого Бога и при этом признают существование зла. Хотя многие современные философы и теологи, а также мыслители прошлых столетий (последователи Барта, экзистенциалисты, приверженцы логического эмпиризма и проч.) утверждали, что невозможно дать рациональное оправдание теизму, многие готовы дать противоположный ответ. J.S. Feinberg (пер. В. Р.) Библиография: A.M. Farrar, Finite and Infinite; Ё. Gilson, God and Philosophy; J. Maritain, The Range of Reason; E. l. Mascali, Existence and Analogy; S. Ogden, The Reality of God and Other Essays; W. Reese and E. Freeman, Process and Divinity; B. Spinoza. Ethics; P. Tillich, Systematic Theology. См. также: Деизм; Бога, доказательства бытия; бога, атрибуты; Бог, учение о Нем; Панентеизм; Пантеизм; Политеизм.

  1. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь
  2. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь II
  3. теизмот греч. thes бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в свободн...Большая Советская энциклопедия II
  4. теизмлат. thea чай theos бог . злоупотребление крепким чаем . религиознофилософское учение представляющее бога как абсолютную и бесконечную по своим возможностям личность ст...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теизмм. рел. teismo Итальянорусский словарь. Синонимы догма мировоззрение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. теизмtheismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Большой медицинский словарь
  7. теизмм. рел.desmo m...Большой русско-испанский словарь
  8. теизмсущ. муж. рода только ед. ч.тезм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. теизмм. филос. thisme m...Большой русско-французский словарь
  10. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креациониз...Большой толковый социологический словарь II
  11. теизмм. филос.thisme m догма мировоззрение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее изпонимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободносоздавшей его и действующей в нем. Признани...Большой энциклопедический словарь II
  13. теизмТЕИЗМ от греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. теизмфилософская точка зрения согласно которой все конечные вещи зависят от некоей верховной и вечной личности находящейся вне материального мира. В религии такое существо наз...Евразийская мудрость от А до Я
  15. теизмот греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Пр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. теизмТЕИЗМ а м. thisme m. англ. theism ampLTгр. Враждебное науке религиозное учение утверждающее что мир создан и управляется богом всемогущей личностью обладающей разумом и в...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. теизмот греч. Theos Бог термин введенный в XVII в. для противопоставления атеизму деизму и пантеизму. Означает веру в трансцендентного личного Бога создавшего мир сохраняющего...Краткий религиозно-философский словарь
  18. теизма м.em Религиозное мировоззрение признающее существование бога как абсолютной личности создавшей мир и управляющей им.[От греч. бог] догма мировоззрение...Малый академический словарь
  19. теизмthei. smus лат. thea чайразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Медицинская энциклопедия
  20. теизмкорень ТЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТЕИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТЕ ИЗМ Слово Теизм содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  21. теизмНачальная форма Теизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теизмот греч. theos Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога творда хранителя и властителя мира. Начала с...Начала современного естествознания
  23. теизмТЕИЗМ греч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентн...Новейший философский словарь
  24. теизмгреч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного ми...Новейший философский словарь II
  25. теизмтеизм м. Религиознофилософское учение считающее Бога абсолютной бесконечной личностью стоящей над миром и человеком и рассматривающее мир как осуществление промысла Божия...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Новый философский словарь
  27. теизмтеизм теизм а...Орфографический словарь
  28. теизмu м догма мировоззрение...Орфографический словарь русского языка
  29. теизмгр. бог система религиознофилософских взглядов объединенных единством идей о существовании единого Бога. Теизм включает в себя признание существования единого Божества...Основы духовной культуры
  30. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. теизмОрфографическая запись слова теизм Ударение в слове теизм Деление слова на слоги перенос слова теизм Фонетическая транскрипция слова теизм [тиизм] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  32. теизмрелигиозное учение признающее существование трансцендентного Бога сотворившего мир и управляющего им....Религиоведческий словарь
  33. теизмКласс религий признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа бога понимающих бога как абсолютную личность существующую вне мира как правило создавшую ...Религиозные термины
  34. теизмтеизм аСинонимы догма мировоззрение...Русский орфографический словарь
  35. теизмМ мн. нет fls. teizm dnyann ql v idraka malik bir xsiyyt kimi tsvvr ediln allah trfindn yaradlb idar edildiyini iddia edn dinimistik ehkam....Русско-азербайджанский словарь
  36. теизмм.вера в существование Богаem theism...Русско-английский психологический словарь
  37. теизмтеизм м. филос.itheism...Русско-английский словарь
  38. теизмтеизм м. theism теист м. theist теистический theistic....Русско-английский словарь II
  39. теизмТэзм...Русско-белорусский словарь
  40. теизмфилос.i тэзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. теизмтеи догма мировоззрение...Русско-ивритский словарь
  42. теизмразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем teinismo...Русско-итальянский медицинский словарь
  43. теизмтолько ед. филос. теизм дайшылды материалистк ылыми кзараса жанаспайтын дниен дай жаратан барлыына дай ие дейтн философиялы дни лм...Русско-казахский словарь
  44. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  45. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  46. теизмм. филос. теизм дйнн кудай жараткан жана аны кудай башкарат деп кароочу диниймистикалык кз караш....Русско-киргизский словарь
  47. теизм. Синонимы догма мировоззрение...Русско-китайский словарь
  48. теизмм флсu tesmo m догма мировоззрение...Русско-португальский словарь
  49. теизмтеизм теизм илоит...Русско-таджикский словарь
  50. теизмteismus...Русско-чешский словарь
  51. теизмTeism...Русско-эстонский словарь
  52. теизмтеизм [тэ\]Синонимы догма мировоззрение...Русское словесное ударение
  53. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Сверхкраткий философский словарь
  54. теизмТЕИЗМ греч. от Theos Бог. Философское учение признающее существование бога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ТЕИЗМ [lt гр. theos ...Словарь иностранных слов русского языка
  55. теизмбог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонно...Словарь исторических терминов
  56. теизмтеизм theismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Словарь медицинских терминов
  57. теизмтеизм догма мировоззрение Словарь русских синонимов. теизм сущ. колво синонимов догма мировоззрение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы догма мировоззрени...Словарь синонимов II
  58. теизмтеизм догма мировоззрение...Словарь синонимов
  59. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абс. личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание пот...Словарь-справочник по философии
  60. теизмрелиг. мировоззрение исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоря...Советский философский словарь
  61. теизмТЕИЗМ от греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в н...Современная энциклопедия
  62. теизмТЕИЗМ от греч . theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Современный энциклопедический словарь
  63. теизмбог религиознофилософское учение которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным образом воздейств...Тематический философский словарь
  64. теизмтеизм [...Толковый словарь иностранных слов
  65. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существесоздавшем мир и управляющем им. II прил. теистический аяое....Толковый словарь Ожегова
  66. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов II
  67. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов
  68. теизмТЕИЗМ теизма мн. нет м. от греч. theos бог филос. Религиознофилософское учение утверждающее что мир создан и управляется волею бога как разумного существа....Толковый словарь русского языка II
  69. теизмтеизм теизм тэ а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им.прил. теистический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  70. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им. прилагательное теистический аяое....Толковый словарь русского языка
  71. теизмУдарение в слове теизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове теизм...Ударение и правописание
  72. теизмRzeczownik теизм m teizm m...Универсальный русско-польский словарь
  73. теизмот теос Бог религиознофилософское учение которое признает существование единого личностного в христианстве в трех лицахипостасях Бога как сверхъестественного трансценде...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  74. теизмпредставление согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  75. теизмТЕИЗМ греч. theos Бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в св...Философская энциклопедия
  76. теизмот греч. бог религ. мировоззрение исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру свободно творящей мир и свободно оперирующей с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  77. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель и...Философский энциклопедический словарь II
  78. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель...Философский энциклопедический словарь
  79. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы догма мир...Формы слова
  80. теизмТим Теизм Метиз Изм Зет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. теизмТеизм Т. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление ...Энциклопедический словарь
  82. теизмТ. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление философ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  83. теизмТеизм греч.em theos Бог религиознофилософское учение признающее существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным о...Энциклопедия культурологии
  84. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креационизм...Энциклопедия социологии