Новейший философский словарь

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации - Бога как трансцендентного миру разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности. Первое употребление термина Т. - 1743 (работа Р. Кедворта «Истинная интеллектуальная система универсума»). К строго последовательному Т. могут быть отнесены такие вероучения, как христианство, иудаизм и ислам, генетически связанные между собою общим семантическим восхождением к библейскому канону: «живой Бог» Танаха, Ветхого и Нового Заветов и Корана (ср. с нетеист-скими религиями, где Абсолют трактуется как абсолютная идея, мировая воля, безличный разумный порядок: см., например, «путь богов» в синтоизме или «невидимое» исмаили-тов). В контексте теистских представлений Бог не только творит мир в акте свободной воли, но и продолжает свою активность в сотворенном мире, в связи с чем для Т. характерна идея провидения (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ), т.е. признание перманентного присутствия в мире разумного Божественного вмешательства, обеспечивающего наибольшее благо творения и допускающего непресекающуюся возможность чуда как «препобеждающего» законы природы по воле Божьей (см. ТЕУРГИЯ). В этом плане Т. противостоит деизму, фокусирующему внимание только на акте творения и исключающему вмешательство Бога в мир в его посткреационном раз витии, осуществляющемся по естественным законам (см. ДЕИЗМ). В рамках Т., регулируя все аспекты мирового процесса после креации, Бог целенаправленно заботится о соответствии сущего Божественному замыслу (в контексте этих представлений в Т. формируется «принцип аналогии» бытия Бога и бытия тварного мира и вытекающая из него концепция «онтологической истины» как соответствия вещи своей сущности, содержащейся в Божественном сознании (»разуме Бога») - в отличие от «логической истины» как постижения этого соответствия в индивидуальном интеллектуальном уси лии Поскольку идея провидения предполагает и специаль ное внимание Бога к каждой индивидуальной судьбе, на правление человека по пути, наиболее соответствующему его благу, постольку для религий теистского типа характерно «препоручение себя Богу», острое переживание верующим сво его «пребывания в руках Божьих \', принятое как типовая мировоззренческая парадигма В этой связи особую акценги ровку получают такие внутренние состояния, как доверие к Богу и уверенность, инспирирующие оформление особого стa туса веры в рамках Т Если в религиях нетеистского типа максимальную позицию значимости занимает внешний ри туал, отправление культа (даосизм, дзен буддизм и т п ), то в Т на эту позицию выдвигается именно вера, степень ее глубины и искренности (»живая вера» в западном христиан стве, «сердечная вера» в православии, «сокрушение сердца» в протестантизме и т п ), только в рамках Т возможен «фено мен Джона Кастелла \' (У Хаггарт) вынужденный в силу жиз ненных обстоятельств принять христианство, он не сгано вится по настоящему выкрестом, но, соблюдая христианский культ, продолжает в душе своей быть приверженцем иудаиз ма и тайно молится Яхве В Т значимыми становятся не формализуемые интимные душевные состояния верующего, который даже при скрупулезном соблюдении кулыовых тре бований может оказаться грешником, согрешив «в душе сво ей» или лелея в ней «червеца сомнения» Поэтому наряду с верой в вероучениях Т столь экспрессивно акцентируются категория доверия (католический запрет на неканоническую молитву, как бы подсказывающую Богу, что именно нужно молящемуся для его блага) и категория верности (православ ные сюжеты \' искушения») Практически во всех европейских языках слова «вера \', «доверие» и «верность этиологически связаны и имеют общую корневую основу (например, в англ faith - faithfulness) Фундаментальной характеристикой Т является его принципиальная диалогичность В отличие от пантеистической эманации Ьога в мир и характерной для языческих религий теофании, т е явленности богов, - для Т характерно признание его абсолютной трансцендентности миру Бог - «во мгле» (3 Цар, 8, 12), и атрибутом его явля ется «незримость» (Втор, 4, 15) Вместе с тем, ни трансцен дентность Бога, ни его атрибуты как Абсолюта не лишают его личностного статуса предельная персонификация Бога задает в Т напряженно личностный характер отношения к нему и конституирует возможность персонального контакта с ним как взаимного и обоюдозначимого диалога Собствен но, в актах доверия и геистски понятой веры индивидуальное Я уже находится в сакральном диалоге с Божественным Я, для которого оказываются значимыми тончайшие нюан сы душевного состояния верующего (ср с нетеистскими ре лигиями, в рамках которых Абсолют как безличная полно та может быть созерцаема «духовными очами» в предельном напряжении интеллектуальных усилий, но даже при нали чии возможности экстатически раствориться в ней эта пол нота не может выступить субъектом взаимной коммуника ции) Идея коммуникативности Бога, идущая от Танаха, наиболее ярко представлена в сюжете Авраама, выступаю щем в рамках Т как парадигмальная матрица отношений верующего с Богом как отношений сугубо личных как ин тимной близости между индивидуальным и Абсолютным ду хом Именно и только в контексте Т возможен амбивалент ный вектор «Божья воля - любовь к Богу» (равно как и \'Божественный гнев - страх божий») - см Фромм о дихо томии Т на религию любви и религию страха и об оформлении строгого монотеизма как естественного и закономерного результата теистской традиции Усиление теистских тенден ций может быть рассмотрено и как внутренняя логика раз вития каждого религиозного направления относящегося к Я так например, оформление в иудаизме хасидизма, фун дированного тезисом о том, что «искреннее молчание просто людина» ближе к Богу, чем ритуальная практика или ра циональные дискуссии о Танахе, оформление в христианстве протестантизма с его аксиологической центрацией вокруг принципа sola fide - «единственно вера» - как главным принципом сотериологии, учения о спасении, - по сравне нию со средневековым доминированием культовых аспектов и концепции «добрых дел» Аналогично, если специфический для христианства феномен таинства (лат sacramentum) сам по себе есть выражение теистического начала (прорыв транс ценденции в земное бытие, сообщение «под видимым обра зом невидимой благодати»), то и в отрицании мистического смысла таинств проявляет себя эволюция Т в зрелом про тестантизме идея перманентной диалогичности отношений человека с Богом (см Протестангская этика) снимает ак цент значимости с организационно ритуальной сферы и за дает символическую трактовку таинств 1 задает особо на пряженную артикуляцию эмоционально психологической компонен1ы религиозного сознания, диалогический вектор Г находит свое наиболее полное и завершенное выражение в конституировании такого направления развития религиоз ною сознания как мистика Наряду с этим, Т фундируе1 и оформление такого феномена, как теология ставящая своей целью создание концептуально оформленного учения о Боге (именно Т как религиозное направление, центрированное вокруг феномена веры, породил рафинированно рациона ли стическую спекулятивно интеллектуалистскую теологическую 1радицию, несмотря на то, что последовательные сторонни ки Т , ставящие во главу угла не рациональные доводы и доказательства бытия Божьего, но именно веру, на протя жении всей истории развития Т выступали против рациона лизма теологии, что особенно наглядно проявилось во фран цисканстве, в частности, в его ностальгической программе возврата к евангельской вере, и в протестантизме с реставра ционной идеей Лютера возврата к чистой библейской вере) Поскольку в теистской системе отсчета абсолют Бога выступает воистину Абсолютом (в (трого последовательном моно теизме Бог не только един, но и единственен - как в смысле отсутствия дуальной оппозиции его света с темным богом так и в смысле демиургичносги, творения мира из ничего, что предполагает отсутствие материи как темной и несовер шенной субстанции творения), постольку Бог оказывается референтно последней инстанцией, несущей всю полноту от ветственности за свое творение, что остро артикулирует в рамках Т проблему теодицеи, т.е.оправдания Бога, оказав шегося ответственным за мировое зло Если политеизм мог возложить ответственность за последнее на игру космиче ских сил (античная религия, например), то уже монолатрия (еще не теистическое возвышение одного божества над ос тальным пантеоном) практически ставит проблему теодицеи уже у Лукиана (2 в ) в диалоге «Зевс уличаемый» громовер жец оказывается ответственным за все проявления мирового зла В рамках христианства (при достаточно раннем рефлек сивном осознании означенной проблемы) теодицея как кон цептуальный и доктринальный жанр оформляется в 1 7-18 вв термин закрепляется после трактата Лейбница \'Опыттеоди цеи о благости Ьога свободе человека и происхождении зла» (1710), где мир оценивался как «совершенное творение» Бо га, допускающего существование зла ради своего рода эсте тического разнообразия В православной традиции проблема теодицеи тесно связана с антропо и этнодицеей (В.С. Соловьев, Флоренский), что детерминировано введением в проблематику богословия задач обоснования православия как «истинной веры» посредством обоснования его особого исторического призвания и мессианского предназначения. Существует большое разнообразие версий теодицеи (интерпретация зла как посланного человеку испытания, трактовка зла как наказания человечества за грехи и др.), но - так или иначе - центральной темой теодицеи является тема обоснования и защиты идеи провидения. Идея провидения фундирует теологическую концепцию историю как провиденциализм, в свете которого исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества. Т. как концепция личного Бога предлагает и особую интерпретацию личности, понимающей человека в качестве неповторимой и уникальной субъективности, выступающей как максимальная земная ценность в персонализме. Экстремальные формы Т., предельно актуализирующие идею возможности единения человека с Богом в акте Божественного откровения и на основе перманентного взаимного диалога, генерируют тезис о формировании «бого-человечества» как цели социально-исторической эволюции (Соловьев). Т. в современной его аранжировке эволюционирует в двух направлениях: во-первых, в направлении ориентации на «живую веру» - как в плане культивации мистической практики (суфизм в исламе), так и в плане повседневного «несения Бога в сердце» (программы экзистенциализации христианства в контексте тенденции аджорнаменто и в диалектической теологии, перфекционизма в протестантской этике, «евангельского христианского атеизма» в теологии «смерти Бога» (см. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА) и др.); во-вторых, в направлении продолжающейся теолого-философской концептуализации учения о Боге (усиление онтологических тенденций в католицизме и православии, философски артикулированный «диалогический персонализм» в иудаизме). Одним из новейших течений в неотомизме (90-е 20 в.) является теистический эволюционизм, имеющий своей целью концептуальный синтез креационного догмата с теорией эволюции. Последняя рассматривается как продолжающееся творение (К. Ранер, Э. Фер), ибо векторность эволюционного процесса, направленного на достижение совершенства, задано трансцендентально, «вложена» в живое Богом (А. Морено). Теистический эволюционизм основан на переосмыслении идеи апокалипсиса как эволюционного финализма: живое создано несовершенным (В. Маркоцци), и его несовершенство (незавершенность) есть необходимый элемент Божественного замысла, подразумевающий перфекционное движение природы к предустановленной цели (П. Оверхаге). Имманентная эволюция религиозного сознания может быть рассмотрена как исторически поступательное развитие тенденции Т.: (1) - переход от политеизма к монолатрии и монотеизму; (2) - нарастание теистических тенденций в контексте собственно монотеизма (фиксация феномена внутренней веры в иудаизме и тотальное ее аксиологическое доминирование в христианстве: ср. соответствующие презумпции «чти заповеди» и «блюди веру»); (3) - усиление вектора Т. внутри христианства (от медиевальной парадигмы «двойственной истины» к реформа-ционному пафосу «sola fide»). Акцентирование внутренней веры как душевного состояния задает в контексте Т. особый вектор развития религиозного сознания как внеконфессио-нального (латентная вера, рефлексивно осознающая себя в качестве таковой, но не реализующаяся в специальной культовой практике, что невозможно в рамках религий нетеист-ского типа): от Багдадской школы суфизма с ее тезисом о том, что «истинный дервиш не удаляется в пустыню, но живет в Багдаде, растит детей, ходит на рынок, но каждую минуту имеет Бога в душе» - до современных субъективно артикулированных форм внекультовой внутренней веры, не признанной официально никакой ортодоксией, но существующей в качестве одной из объективных тенденций развития современного религиозного сознания.

Синонимы:
догма, мировоззрение


  1. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь
  2. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь II
  3. теизмот греч. thes бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в свободн...Большая Советская энциклопедия II
  4. теизмлат. thea чай theos бог . злоупотребление крепким чаем . религиознофилософское учение представляющее бога как абсолютную и бесконечную по своим возможностям личность ст...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теизмм. рел. teismo Итальянорусский словарь. Синонимы догма мировоззрение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. теизмtheismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Большой медицинский словарь
  7. теизмм. рел.desmo m...Большой русско-испанский словарь
  8. теизмсущ. муж. рода только ед. ч.тезм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. теизмм. филос. thisme m...Большой русско-французский словарь
  10. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креациониз...Большой толковый социологический словарь II
  11. теизмм. филос.thisme m догма мировоззрение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее изпонимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободносоздавшей его и действующей в нем. Признани...Большой энциклопедический словарь II
  13. теизмТЕИЗМ от греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. теизмфилософская точка зрения согласно которой все конечные вещи зависят от некоей верховной и вечной личности находящейся вне материального мира. В религии такое существо наз...Евразийская мудрость от А до Я
  15. теизмот греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Пр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. теизмТЕИЗМ а м. thisme m. англ. theism ampLTгр. Враждебное науке религиозное учение утверждающее что мир создан и управляется богом всемогущей личностью обладающей разумом и в...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. теизмот греч. Theos Бог термин введенный в XVII в. для противопоставления атеизму деизму и пантеизму. Означает веру в трансцендентного личного Бога создавшего мир сохраняющего...Краткий религиозно-философский словарь
  18. теизма м.em Религиозное мировоззрение признающее существование бога как абсолютной личности создавшей мир и управляющей им.[От греч. бог] догма мировоззрение...Малый академический словарь
  19. теизмthei. smus лат. thea чайразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Медицинская энциклопедия
  20. теизмкорень ТЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТЕИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТЕ ИЗМ Слово Теизм содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  21. теизмНачальная форма Теизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теизмот греч. theos Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога творда хранителя и властителя мира. Начала с...Начала современного естествознания
  23. теизмгреч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного ми...Новейший философский словарь II
  24. теизмтеизм м. Религиознофилософское учение считающее Бога абсолютной бесконечной личностью стоящей над миром и человеком и рассматривающее мир как осуществление промысла Божия...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Новый философский словарь
  26. теизмтеизм теизм а...Орфографический словарь
  27. теизмu м догма мировоззрение...Орфографический словарь русского языка
  28. теизмгр. бог система религиознофилософских взглядов объединенных единством идей о существовании единого Бога. Теизм включает в себя признание существования единого Божества...Основы духовной культуры
  29. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  30. теизмОрфографическая запись слова теизм Ударение в слове теизм Деление слова на слоги перенос слова теизм Фонетическая транскрипция слова теизм [тиизм] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  31. теизмрелигиозное учение признающее существование трансцендентного Бога сотворившего мир и управляющего им....Религиоведческий словарь
  32. теизмКласс религий признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа бога понимающих бога как абсолютную личность существующую вне мира как правило создавшую ...Религиозные термины
  33. теизмтеизм аСинонимы догма мировоззрение...Русский орфографический словарь
  34. теизмМ мн. нет fls. teizm dnyann ql v idraka malik bir xsiyyt kimi tsvvr ediln allah trfindn yaradlb idar edildiyini iddia edn dinimistik ehkam....Русско-азербайджанский словарь
  35. теизмм.вера в существование Богаem theism...Русско-английский психологический словарь
  36. теизмтеизм м. филос.itheism...Русско-английский словарь
  37. теизмтеизм м. theism теист м. theist теистический theistic....Русско-английский словарь II
  38. теизмТэзм...Русско-белорусский словарь
  39. теизмфилос.i тэзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  40. теизмтеи догма мировоззрение...Русско-ивритский словарь
  41. теизмразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем teinismo...Русско-итальянский медицинский словарь
  42. теизмтолько ед. филос. теизм дайшылды материалистк ылыми кзараса жанаспайтын дниен дай жаратан барлыына дай ие дейтн философиялы дни лм...Русско-казахский словарь
  43. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  44. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  45. теизмм. филос. теизм дйнн кудай жараткан жана аны кудай башкарат деп кароочу диниймистикалык кз караш....Русско-киргизский словарь
  46. теизм. Синонимы догма мировоззрение...Русско-китайский словарь
  47. теизмм флсu tesmo m догма мировоззрение...Русско-португальский словарь
  48. теизмтеизм теизм илоит...Русско-таджикский словарь
  49. теизмteismus...Русско-чешский словарь
  50. теизмTeism...Русско-эстонский словарь
  51. теизмтеизм [тэ\]Синонимы догма мировоззрение...Русское словесное ударение
  52. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Сверхкраткий философский словарь
  53. теизмТЕИЗМ греч. от Theos Бог. Философское учение признающее существование бога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ТЕИЗМ [lt гр. theos ...Словарь иностранных слов русского языка
  54. теизмбог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонно...Словарь исторических терминов
  55. теизмтеизм theismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Словарь медицинских терминов
  56. теизмтеизм догма мировоззрение Словарь русских синонимов. теизм сущ. колво синонимов догма мировоззрение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы догма мировоззрени...Словарь синонимов II
  57. теизмтеизм догма мировоззрение...Словарь синонимов
  58. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абс. личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание пот...Словарь-справочник по философии
  59. теизмрелиг. мировоззрение исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоря...Советский философский словарь
  60. теизмТЕИЗМ от греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в н...Современная энциклопедия
  61. теизмТЕИЗМ от греч . theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Современный энциклопедический словарь
  62. теизмбог религиознофилософское учение которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным образом воздейств...Тематический философский словарь
  63. теизмTheism. Вера в бытие Бога. Хотя представление о высшем сверхъестественном существе а также вера в него так же древни как и философия сам термин теизм возник относительно ...Теологический энциклопедический словарь
  64. теизмтеизм [...Толковый словарь иностранных слов
  65. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существесоздавшем мир и управляющем им. II прил. теистический аяое....Толковый словарь Ожегова
  66. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов II
  67. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов
  68. теизмТЕИЗМ теизма мн. нет м. от греч. theos бог филос. Религиознофилософское учение утверждающее что мир создан и управляется волею бога как разумного существа....Толковый словарь русского языка II
  69. теизмтеизм теизм тэ а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им.прил. теистический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  70. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им. прилагательное теистический аяое....Толковый словарь русского языка
  71. теизмУдарение в слове теизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове теизм...Ударение и правописание
  72. теизмRzeczownik теизм m teizm m...Универсальный русско-польский словарь
  73. теизмот теос Бог религиознофилософское учение которое признает существование единого личностного в христианстве в трех лицахипостасях Бога как сверхъестественного трансценде...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  74. теизмпредставление согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  75. теизмТЕИЗМ греч. theos Бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в св...Философская энциклопедия
  76. теизмот греч. бог религ. мировоззрение исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру свободно творящей мир и свободно оперирующей с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  77. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель и...Философский энциклопедический словарь II
  78. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель...Философский энциклопедический словарь
  79. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы догма мир...Формы слова
  80. теизмТим Теизм Метиз Изм Зет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. теизмТеизм Т. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление ...Энциклопедический словарь
  82. теизмТ. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление философ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  83. теизмТеизм греч.em theos Бог религиознофилософское учение признающее существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным о...Энциклопедия культурологии
  84. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креационизм...Энциклопедия социологии