Энциклопедия культурологии

ТЕИЗМ

Теизм
(греч.theos– Бог) – религиозно-философское учение, признающее существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм рассматривает как осуществление божественного промысла.
☼ религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Абсолюта как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, свободно творящей мир и свободно оперирующей с миром. Признание трансцендентности Бога отличает Т. от пантеизма, признание постоянной активности Бога (Провидение), часто выливающейся в чудо, — от деизма. Термин впервые употреблен английским философом Р. Кедвортом в соч. «The true intellectual system of the Universe» (v. 1-2, L, 1743).
Предпосылкой Т. является более или менее осознанное противопоставление «личности» и «вещи» (выражаемое на теологическим языке в виде противопоставления «нетварного» и «тварного»). Если личность понимается вещно, как предмет, выделяющийся только своей «неповторимостью», т. е. особо интенсивной конечностью и ограниченностью, и соответственно бесконечность также понимается вещно, как апейрон, то понятие бесконечной личности лишено какого-либо смысла. Так обстоит дело для религиозно-философских систем, мыслящих Абсолют как некую сверхличную полноту, которую можно духовно созерцать, в которой можно экстатически растворяться, но с которой нельзя вступить в личностный диалог [«Дао» Лао-цзы, шарообразное «единое» Парменида, «...бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность» Платона (см. Phaedr, 247G), «невидимое» эзотерической доктрины исмаилитов и т. п.]. Такие системы могут удерживать личностное представление о Божестве на мифологическом и религиозно-психологическом уровнях, но на уровнях более высоких оно должно отпасть: теистический уклон воспринимается как угроза для чистоты интеллектуального созерцания.Логику такого очищения идеи Бога от всего личностного четко выявил Спиноза. Философский Т. исходит из иного понимания как личности, так и бесконечности, которые оказываются связанными между собой. Личность мыслится не как комбинация овеществляющих и ограничивающих частных определений, но как скрытая за ними динамика неовеществляемого самосознания, «отрешенного» от всего вещного. Но если в человеческой личности бесконечность самосознания сосуществует с ограниченностью психофизического индивида, необходимо мыслить некое чистое «Я», где это противоречие снято. Этот ход мысли обнаруживается у некоторых мистиков иудаизма и ислама, согласно которым только Бог имеет настоящее право говорить о Себе «Я». Теистическое учение о Боге предполагает персоналистскую концепцию человека — разделение в нем «вещного» и «иевещного». «Вещь» в составе человеческого «Я» включается в разряд «тарного» и дает основание к умозаключениям об ином «Я», сотворившем это «Я»; по суждению Иоанна Скота Эриугены, человеческий ум не может свести себя ни на какую субстанцию, однако может уяснить себе свою сотвореи-ность (De div. nat. II, 27; PL 122, с. 585В). «He-вещное» же в человеке осмысляется как «образ и подобие» Абсолюта (Быт. 1:26), как вдунутый в человека «дух» Бога (Быт. 2:7), а на языке Экхарта и других европейских мистиков — как «искорка» (scintilla).
Интимная близость между «Я» Бога и «Я» человека, признаваемая не только эзотерической мистикой, но и ортодоксальным Т. (срв. в Талмуде, Aboth 1, 14, подстановку на место «Адонаи», т. е. «Господа», «ани», т. е. «Я», и утверждение Корана, L, 15, что Аллах к человеку «ближе, чем его подъяремная вена»), не может пониматься в рамках Т. как тождество религиозного субъекта и религиозного объекта. Диалогическая взаимопроницаемость «похожа» на тождество, но как раз тождество партнеров сделало бы диалог немыслимым. Грань между нетеистическим тезисом «Упанишад» «Я есмь Он» (напр., «Пайнгала», IV, 9) и теистическим изречением апостола Павла «уже не я живу, но Христос живет во мне» (Гал. 11, 20) очень тонка, но именно эта грань есть граница Т. Противодействие монистической мистике тождества — постоянная проблема Т., так же как и отмежевание его от пантеистического эманационизма: Бог продуцирует вещи не в силу необходимого истечения Его полноты, но в свободном волевом акте творения, акте выбора между самосущим одиночеством и любовным самоограничением в пользу творения. Поскольку в Т. рядом с Богом нет равного Ему предвечного начала — материи или злого Бога, которые участвовали бы в конституировании бытия («Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло, — Я, Господь, делающий это», Ис. 14:7), тем насущнее возникает в Т. проблема теодицеи. Бог понимается в Т. как сущность, наделенная атрибутом т. н. простоты, т. е. неделимости, беспримесности и несводимости к каким-либо составляющим частям (то же свойство приписывается человеческой душе). Это трудно согласовать с разделением Бога на ноуменальный и феноменальный уровни («Элохут» и «Шекина» в иудаизме, сущность и энергия в византийской теологии) и приводит к спорам о «несотворенном свете», дающем Бога в явлении (в православии полемика о Фаворском свете, см. ст. «Григорий Палама»). То принимается, то отклоняется учение о «нетварном», т. е. внутри Самого Бога пребывающем прообразе космоса. Трудность состоит в том, что для Т. «все в Боге» и «Бог во всем», но в то же время Бог и «все» разделены онтологической пропастью. Наконец, личностность Бога осложняется тем, что по мере продумывания апофатичности «Я» и исчезновения всех атрибутов сам атрибут личност-ности теряет смысл: в последних «недрах» Бога даже Его определение как «Я» было бы уже овеществлением. Отсюда возникающее в иудаист-ской и христианской мистике понятие «Элохут», «Божества», «Сверхсущности», которое надо понимать не без-лично, но за-лично.
Строгий Т. развивался в рамках т. н. авраамитических религий (иудаизма, христианства и ислама), для которых парадигмой религиозного существования является библейский образ Авраама, встретившегося с Богом как лицо, доказавшего Ему свою личную преданность и основавшего «союз» человека и Бога. Ветхозаветные части Библии не дают систематической доктрины Т., но рисуют образ Бога как диалогического партнера человека. Человеческая жизнь осмысляется здесь как «хождение перед Богом», «предстояние» Ему, как нескончаемый обмен вопросами и ответами, репликами спора и обетами верности с божественным «Я», само бытие универсума — ответ вещей на воззвание Бога к ничто, мир как слово. Невещность, необъективность личного Бога схвачена мифологическим мышлением Библии в форме атрибута незримости (срв. Втор. 4:15). Бог обитает «во мгле» (3 Цар. 8:12; 2 Парал. 6:1), с Ним можно беседовать, но Его нельзя рассматривать: это субъект воли, а не объект созерцания (в отличие, напр., от древнегреческих богов, бытие которых есть «теофания», явленность). С этим связан запрет изображать Бога («не сотвори себе кумира»), ибо «живой» Бог воплотим не в статуе, которую можно осмотреть и ощупать, но в неуловимом и подвижном слове (срв. насмешку над кумирами, Ис. 44:9 слл.). Но самая важная черта Господа — отсутствие подобных Ему (Втор. 4:4). Это не сразу осознается в форме непротиворечивого монотеизма: в древнейших пластах Ветхого Завета Господь не столько един, сколько единствен в смысле неотносимости к какому-либо ряду, к «роду богов», как сказал бы грек; божественное «Я» отрешено от всякой родовой общности (Ис. 44, 6). Одиночество Господа делает для Него особенно важным Его диалог с человеком. Долг последнего все более четко понимается как долг любви к Богу (см. Втор. 8:4-5). Так совершается одухотворение представлений о Боге, выразившееся в повороте от обрядовости Торы к этическому пафосу пророков. Комментирование Библии в талмудическом иудаизме на рубеже и в начале н. э. переводит ветхозаветный опыт на язык теологической догмы. Этот процесс исторически совпал со встречей в эпоху эллинизма библейской традиции и греческой философии; у ряда мыслителей иудаизма (автор «Книги премудрости Соломоновой»; Филон Александрийский) возникло стремление овладеть понятийным аппаратом последней. Так возникло определяющее для дальнейших судеб философского Т. наложение концепции «живого Бога» на восходящую к Пармениду и обработанную Платоном и Аристотелем концепцию самотождественной и неаффицируемой чистой сущности вседвижущего и неподвижного перводвигателя.
Понятие демиурга, фигурировавшее в «Тимее» Платона на правах «рабочего мифа», было однозначно отождествлено с Богом первых глав книги Бытия.
На ином уровне развития Т. личностное понимание Бога привело в христианстве к концепции Богочеловечества: Бог раскрывается в исторически неповторимом человеческом лице Иисуса Христа. Иудаизм ответил на христианство подчеркиванием трансцендентности Бога и критикой догмата Троичности во имя строжайшего монотеизма. Для Корана Бог — «живой» (II, 256; III, 1), «первый и последний, внешний и внутренний» (VII, 3), Он «сбивает с пути, кого захочет, и ведет прямо, как обратился» (XIII, 27). В средние века спекулятивная теология всех трех авраамитических религий и особенно христианства развивалась по линии усвоения греческих моделей для описания совершенно инородных греческой философии идей. Бог, в жизненной сфере воспринимавшийся как «живой Бог» Библии, описывался теологами как идея абсолютного блага, абсолютной истины, как чистое бытие. От Тертул-лиана до Бернарда Клервоского раздаются голоса, воспринимающие это как предательство веры. У Фомы Аквинского (Сумма теологии, I q, 2, 3; I q, 3, 1с) гармония между библейскими.и платоническими истоками Т. достигает предела, чтобы начать распадаться в учении о ничем не обусловленной воле Бога у последователей Оккама.
Очевидна роль Т. в генезисе новоевропейского техницизма: утверждая грань между Богом и природой, Т. лишает последнюю магического ореола и потому более благоприятен для естественнонаучного рационализма, чем натуралистическая мистика языческого типа; Т. «расколдовывает» Вселенную, которая для Фалеса была «полна богов, демонов и душ», низводя ее до «творения». Однако с момента возникновения новоевропейского мировоззрения начались его тяжелые конфликты со стоявшим у его колыбели Т. Чтобы вступать во владение миром не па путях спиритуализма, но посредством последовательного решения бесконечного ряда технических задач, человеку Нового времени надо было увидеть перед собой не Лицо Бога, а «протяженную субстанцию» — неисчерпаемый склад сырья и орудий, сумму вещей, с которыми можно работать. Отсюда развитие платоновской традиции, имевшей теистический облик еще у Марсилио Фичино, в сторону пантеизма Бруно и Спинозы и в конечном счете в сторону математического естествознания. Т. не умирает, но усваивает новые формы. Объяснение бытия отходит в ведение науки и секулярной философии; отсюда стремление очистить Т. от ставших ненужными платоновско-арнстотелевских форм и вернуть его к чистому феномену библейской веры. Это стремление выявляется в раннем протестантизме, напр, в антпаристотелевских выпадах Лютера (протестантский интерес к Ветхому Завету во многом объясняется ностальгией но изначальному, дорефлективному, «авраамовскому» переживанию Бога), но также и у католика Паскаля, для которого существовал «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых». В той мере, в какой Т. все же удерживает онтологические функции, он перенимает ряд мыслительных структур у новой физики (Бог как сила, приложенная к мировой массе, как полагатель абсолютного пространства и абсолютного времени, бесконечный Бог в бесконечном пространстве). Подобный рационализированный Т. легко мог быть сведен к деизму, к естественнонаучной «гипотезе». Выступившие против рационалистического идеала религии «в пределах одного только разума» и в защиту теизма Гаман, Якоби и Кьеркегор апеллировали к конкретной непосредственности человеческого существования.
Эволюция Т. в новейшее время может быть сведена к двум основным тенденциям. Одна из них стремится интегрировать содержание естественнонаучного опыта и усилить космолого-онтологические элементы традиционного Т.; в отличие от пантеизма, подобный обращенный к космосу Т. обозначается как панентеизм (универсум не тождествен Богу, но пребывает в Боге). Эта линия, имеющая наиболее твердую почву в рамках католицизма, отчасти православия, выразилась в философии Вл. Соловьева, Булгакова, Флоренского, у представителей неотомнзма и у Тейяра де Шардена. Представители другой линии, считая мертвыми представления о Боге, основанные на платоновско-аристотелевской онтологии, стремятся снять их во имя спасения смысла Т. (протестантская «диалектическая теология»), различные варианты религиозного экзистенциализма (М. Бубер, Марсель, Шестов). Комплект представлений старого Т. расценивается как мифологическая знаковая система, не имеющая обязательной связи со своим глубинным содержанием (начатая немецким протестантским теологом Р. Бульт-маиом в 1940-х гг. дискуссия о «демифологизации» Нового Завета). Однако обе тенденции современного Т. при всех контрастах отнюдь не исключают друг друга. Для обеих характерно подчеркивание персо-налистских и «диалогических» аспектов библейской веры, естественно соотносящихся с ситуацией развития философии в поздпебуржуазную эпоху. Оказывается актуальным ветхозаветное переживание коммуникабельности Бога (срв. М. Buber, Werke, Bd 3, 1963, S. 742), где проблема Т. переходит в проблему персонализма.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
догма, мировоззрение


  1. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь
  2. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь II
  3. теизмот греч. thes бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в свободн...Большая Советская энциклопедия II
  4. теизмлат. thea чай theos бог . злоупотребление крепким чаем . религиознофилософское учение представляющее бога как абсолютную и бесконечную по своим возможностям личность ст...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теизмм. рел. teismo Итальянорусский словарь. Синонимы догма мировоззрение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. теизмtheismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Большой медицинский словарь
  7. теизмм. рел.desmo m...Большой русско-испанский словарь
  8. теизмсущ. муж. рода только ед. ч.тезм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. теизмм. филос. thisme m...Большой русско-французский словарь
  10. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креациониз...Большой толковый социологический словарь II
  11. теизмм. филос.thisme m догма мировоззрение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее изпонимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободносоздавшей его и действующей в нем. Признани...Большой энциклопедический словарь II
  13. теизмТЕИЗМ от греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. теизмфилософская точка зрения согласно которой все конечные вещи зависят от некоей верховной и вечной личности находящейся вне материального мира. В религии такое существо наз...Евразийская мудрость от А до Я
  15. теизмот греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Пр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. теизмТЕИЗМ а м. thisme m. англ. theism ampLTгр. Враждебное науке религиозное учение утверждающее что мир создан и управляется богом всемогущей личностью обладающей разумом и в...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. теизмот греч. Theos Бог термин введенный в XVII в. для противопоставления атеизму деизму и пантеизму. Означает веру в трансцендентного личного Бога создавшего мир сохраняющего...Краткий религиозно-философский словарь
  18. теизма м.em Религиозное мировоззрение признающее существование бога как абсолютной личности создавшей мир и управляющей им.[От греч. бог] догма мировоззрение...Малый академический словарь
  19. теизмthei. smus лат. thea чайразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Медицинская энциклопедия
  20. теизмкорень ТЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТЕИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТЕ ИЗМ Слово Теизм содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  21. теизмНачальная форма Теизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теизмот греч. theos Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога творда хранителя и властителя мира. Начала с...Начала современного естествознания
  23. теизмТЕИЗМ греч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентн...Новейший философский словарь
  24. теизмгреч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного ми...Новейший философский словарь II
  25. теизмтеизм м. Религиознофилософское учение считающее Бога абсолютной бесконечной личностью стоящей над миром и человеком и рассматривающее мир как осуществление промысла Божия...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Новый философский словарь
  27. теизмтеизм теизм а...Орфографический словарь
  28. теизмu м догма мировоззрение...Орфографический словарь русского языка
  29. теизмгр. бог система религиознофилософских взглядов объединенных единством идей о существовании единого Бога. Теизм включает в себя признание существования единого Божества...Основы духовной культуры
  30. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. теизмОрфографическая запись слова теизм Ударение в слове теизм Деление слова на слоги перенос слова теизм Фонетическая транскрипция слова теизм [тиизм] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  32. теизмрелигиозное учение признающее существование трансцендентного Бога сотворившего мир и управляющего им....Религиоведческий словарь
  33. теизмКласс религий признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа бога понимающих бога как абсолютную личность существующую вне мира как правило создавшую ...Религиозные термины
  34. теизмтеизм аСинонимы догма мировоззрение...Русский орфографический словарь
  35. теизмМ мн. нет fls. teizm dnyann ql v idraka malik bir xsiyyt kimi tsvvr ediln allah trfindn yaradlb idar edildiyini iddia edn dinimistik ehkam....Русско-азербайджанский словарь
  36. теизмм.вера в существование Богаem theism...Русско-английский психологический словарь
  37. теизмтеизм м. филос.itheism...Русско-английский словарь
  38. теизмтеизм м. theism теист м. theist теистический theistic....Русско-английский словарь II
  39. теизмТэзм...Русско-белорусский словарь
  40. теизмфилос.i тэзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. теизмтеи догма мировоззрение...Русско-ивритский словарь
  42. теизмразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем teinismo...Русско-итальянский медицинский словарь
  43. теизмтолько ед. филос. теизм дайшылды материалистк ылыми кзараса жанаспайтын дниен дай жаратан барлыына дай ие дейтн философиялы дни лм...Русско-казахский словарь
  44. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  45. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  46. теизмм. филос. теизм дйнн кудай жараткан жана аны кудай башкарат деп кароочу диниймистикалык кз караш....Русско-киргизский словарь
  47. теизм. Синонимы догма мировоззрение...Русско-китайский словарь
  48. теизмм флсu tesmo m догма мировоззрение...Русско-португальский словарь
  49. теизмтеизм теизм илоит...Русско-таджикский словарь
  50. теизмteismus...Русско-чешский словарь
  51. теизмTeism...Русско-эстонский словарь
  52. теизмтеизм [тэ\]Синонимы догма мировоззрение...Русское словесное ударение
  53. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Сверхкраткий философский словарь
  54. теизмТЕИЗМ греч. от Theos Бог. Философское учение признающее существование бога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ТЕИЗМ [lt гр. theos ...Словарь иностранных слов русского языка
  55. теизмбог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонно...Словарь исторических терминов
  56. теизмтеизм theismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Словарь медицинских терминов
  57. теизмтеизм догма мировоззрение Словарь русских синонимов. теизм сущ. колво синонимов догма мировоззрение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы догма мировоззрени...Словарь синонимов II
  58. теизмтеизм догма мировоззрение...Словарь синонимов
  59. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абс. личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание пот...Словарь-справочник по философии
  60. теизмрелиг. мировоззрение исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоря...Советский философский словарь
  61. теизмТЕИЗМ от греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в н...Современная энциклопедия
  62. теизмТЕИЗМ от греч . theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Современный энциклопедический словарь
  63. теизмбог религиознофилософское учение которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным образом воздейств...Тематический философский словарь
  64. теизмTheism. Вера в бытие Бога. Хотя представление о высшем сверхъестественном существе а также вера в него так же древни как и философия сам термин теизм возник относительно ...Теологический энциклопедический словарь
  65. теизмтеизм [...Толковый словарь иностранных слов
  66. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существесоздавшем мир и управляющем им. II прил. теистический аяое....Толковый словарь Ожегова
  67. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов II
  68. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов
  69. теизмТЕИЗМ теизма мн. нет м. от греч. theos бог филос. Религиознофилософское учение утверждающее что мир создан и управляется волею бога как разумного существа....Толковый словарь русского языка II
  70. теизмтеизм теизм тэ а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им.прил. теистический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  71. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им. прилагательное теистический аяое....Толковый словарь русского языка
  72. теизмУдарение в слове теизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове теизм...Ударение и правописание
  73. теизмRzeczownik теизм m teizm m...Универсальный русско-польский словарь
  74. теизмот теос Бог религиознофилософское учение которое признает существование единого личностного в христианстве в трех лицахипостасях Бога как сверхъестественного трансценде...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  75. теизмпредставление согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  76. теизмТЕИЗМ греч. theos Бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в св...Философская энциклопедия
  77. теизмот греч. бог религ. мировоззрение исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру свободно творящей мир и свободно оперирующей с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  78. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель и...Философский энциклопедический словарь II
  79. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель...Философский энциклопедический словарь
  80. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы догма мир...Формы слова
  81. теизмТим Теизм Метиз Изм Зет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  82. теизмТеизм Т. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление ...Энциклопедический словарь
  83. теизмТ. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление философ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  84. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креационизм...Энциклопедия социологии