Философская энциклопедия

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ
(греч. theos — Бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве Бог понимается как «триединство» божественных личностей). Признание трансцендентности Бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постулируется «аналогия бытия» между бытием Бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистической мистике тождества Бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, т.е. природно-необходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности Бога в мире отделяет Т. от деизма — отсюда характерные для Т. представления о божественном провидении (см.ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ ) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трех генетически связанных религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен англ. философом Р. Кедвортом.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ТЕИЗМ
(отгреч.— бог),религ.мировоззрение, исходящее из пониманияабс.бытия как бесконечной божеств.личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им(в ортодоксальном христианстве бог понимается как «триединство» трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей(хотя в теологии католицизма,напр., постулируется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистич. мистике тождества бога и мира, так и пантеистич. концепции эманации,т. е.природнонеобходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознат. активности бога в мире отделяет Т. от деизма — отсюда характерные для Т. представления о божеств. провидении(см.Провиденциализм)и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трёх генетически связанных религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблёнангл.философом Р. Кедвортом.
Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разновидностирелиг.мировоззрения основывается на общих принципах критики всякогорелиг.сознания.
см. Религия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ТЕИЗМ
(от греч. theös – Бог)
вера в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего вне и над миром, Бога, который рассматривается как творец, хранитель и властитель мира. Противоположности –деизм,генотеизм (см.Бог), пантеизм, панентеизм, атеизм.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ТЕИЗМ
(от греч. ϑεός – бог) – религ. мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, свободно творящей мир и свободно оперирующей с миром. Признание трансцендентности бога отличает Т. от пантеизма, признание постоянной активности бога (провидение), часто выливающейся в чудо, – от деизма. Термин впервые употреблен англ. философом Р. Кедвортом в соч. "The true intellectual system of the Universe" (v. 1–2, L., 1743).
Предпосылкой Т. является более или менее осознанное противопоставление "личности" и "вещи" (выражаемое на теологич. языке в виде противопоставления "нетварного" и "тварного"). Если личность понимается вещно, как предмет, выделяющийся только своей "неповторимостью", т.е. особо интенсивной конечностью и ограниченностью, и соответственно бесконечность также понимается вещно, как апейрон, то понятие бесконечной личности лишено к.-л. смыcла. Так обстоит дело для религ.-филос. систем, мыслящих абсолют как некую сверхличную полноту, к-рую можно Духовно созерцать, в к-рой можно экстатически растворяться, но с к-рой нельзя вступить в личностный диалог [Дао Лао-цзы, шарообразное "единое" Парменида, "...бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность" Платона (см. Phaedr. 247C), "невидимое" эзотерич. доктрин исмаилитов и т.п.]. Такие системы могут удерживать личностное представление о божестве на мифологич. и религ.-психологич. уровнях, но на более высоких уровнях оно должно отпасть: теистич. уклон воспринимается как угроза для чистоты интеллектуального созерцания. Логику такого очищения идеи бога от всего личностного четко выявил Спиноза. Филос. Т. исходит из иного понимания как личности, так и бесконечности, к-рые оказываются связанными между собой. Личность мыслится не как комбинация овеществляющих и ограничивающих частных определений, но как скрытая за ними динамика неовеществляемого самосознания, "отрешенного" от всего вещного. Но если в человеческой личности бесконечность самосознания сосуществует с ограниченностью психофизич. индивида, необходимо мыслить некое чистое "Я", где это противоречие снято. Этот ход мысли обнаруживается у нек-рых мистиков иудаизма и ислама, согласно к-рым только бог имеет настоящее право говорить о себе "Я" (ср. легенду о цадике Ароне из Карлина, М. Buber, Werke, Bd 3, Münch.–Hdlb., 1963, S. 319; аналогичная легенда встречается в суфийских текстах). Теистич. учение о боге предполагает персоналистскую концепцию человека – разделение в нем "вещного" и "невещного". "Вещь" в составе человеческого "Я" включается в разряд "тварного" и дает основание к умозаключениям об ином "Я", сотворившем это "Я"; по суждению Иоанна Скота Эриугены, человеческий ум не может свести себя ни на какую субстанцию, однако может уяснить себе свою сотворенность (De div. nat. II, 27; PL 122, с. 585В). "Невещное" же в человеке осмысляется как "образ и подобие" абсолюта (Быт. I, 26), как вдунутый в человека "дух" бога (Быт. II, 7), а на языке Экхарта и др. европ. мистиков – как "искорка" (scintilla).
Интимная близость между "Я" бога и "Я" человека, признаваемая не только эзотерич. мистикой, но и ортодоксальным Т. (ср. в Талмуде, Aboth I, 14, подстановку на место "Адонаи", т.е. "Господа", "ани", т.е. "Я", и утверждение Корана, L, 15, что Аллах к человеку "ближе, чем его подъяремная вена"), не может пониматься в рамках Т. как тождество религ. субъекта и религ. объекта. Диалогич. взаимопроницаемость "похожа" на тождество, но как раз тождество партнеров сделало бы диалог немыслимым. Грань между нетеистич. тезисом "Упанишад" "Я есмь Он" (напр., "Пайнгала", IV, 9) и теистич. изречением апостола Павла "уже не я живу, но Христос живет во мне" (Гал. II, 20) очень тонка, но именно эта грань есть граница Т. Противодействие монистич. мистике тождества – постоянная проблема Т., так же как и отмежевание его от пантеистич. эманационизма (см. Эманация): бог продуцирует вещи не в силу необходимого истечения его полноты, но в свободном волевом акте творения, акте выбора между самосущим одиночеством и любовным самоограничением в пользу творения (ср. G. Scholem, Schöpfung aus Nichts und Selbstbeschränkung Gottes, „Εranos-Jahrbuch“", Bd 25, Z., 1957, S. 87–119). Поскольку в Т. рядом с богом нет равного ему предвечного начала – материи или злого бога, к-рые участвовали бы в конституировании бытия ("Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло, – я, Яхве, делающий это", Ис. XIV, 7), тем насущнее возникает в Т. проблема теодицеи. Бог понимается в Т. как сущность, наделенная атрибутом т.н. простоты, т.е. неделимости, беспримесности и не сводимости к к.-л. составляющим частям (то же свойство приписывается человеческой душе). Это трудно согласовать с разделением бога на ноуменальный и феноменальный уровни (элохут и шехина в иудаизме, сущность и энергия в визант. теологии) и приводит к спорам о "несотворенном свете", дающем бога в явлении (в православии полемика о Фаворском свете, см. Исихасты, Палама об аналогичных спорах в талмудич. иудаизме см. G. Scholem, там же, S. 95–96). То принимается, то отклоняется учение о "нетварном", т.е. внутри самого бога пребывающем прообразе космоса. Трудность состоит в том, что для Т. "все в боге" и "бог во всем", но в то же время бог и "все" разделены онтологич. пропастью. Наконец, личностность бога осложняется тем, что по мере продумывания апофатичности "Я" и исчезновения всех атрибутов сам атрибут личностности теряет смысл: в последних "недрах" бога даже его определение как "Я" было бы уже овеществлением. Отсюда возникающее в иудаистской и христ. мистике понятие "элохут", "божества", "сверхсущности", которое надо понимать не безлично, но за-лично.
Строгий Т. развивался в рамках т.н. авраамитич. религий (иудаизма, христианства и ислама), для к-рых парадигмой религ. существования является библейский образ Авраама, встретившегося с богом как лицо, доказавшего ему свою личную преданность и основавшего "союз" человека и бога. Ветхозаветные части Библии не дают систематич. доктрины Т., но рисуют образ бога как диалогич. партнера человека. Человеческая жизнь осмысляется здесь как "хождение перед-богом", "предстояние" ему, как нескончаемый обмен вопросами и ответами, репликами спора и обетами верности с божеств. "Я", само бытие универсума – ответ вещей на воззвание бога к ничто, мир как слово. Невещность, не-объективность личного бога схвачена мифологич. мышлением Библии в форме атрибута незримости (ср. Второзаконие, IV, 15). Бог обитает "во мгле" (3 Цар. VIII, 12; II Паралип. VI, 1), с ним можно беседовать, но его нельзя рассматривать: это субъект воли, а не объект созерцания ( в отличие, напр., от др.-греч. богов, бытие к-рых есть "теофания", явленность). С этим связан запрет изображать бога ("не сотвори себе кумира"), ибо "живой" бог воплотим не в статуе, к-рую можно осмотреть и ощупать, но в неуловимом и подвижном слове (ср. насмешку над кумирами, Ис. XLIV, 9 слл.). Но самая важная черта Яхве – отсутствие подобных ему (Второзаконие, VI, 4). Это не сразу осознается в форме непротиворечивого монотеизма: в древнейших пластах Ветхого завета Яхве не столько един, сколько единствен в смысле неотносимости к к.-л. ряду, к "роду богов", как сказал бы грек; божеств. "Я" отрешено от всякой родовой общности (Ис. XI.IV, 6). Одиночество Яхве делает для него особенно важным его диалог с человеком. Долг последнего все более четко понимается как долг любви к богу (см. Второзаконие, VIII, 4–5). Так совершается одухотворение представлений о боге, выразившееся в повороте от обрядовости Торы к этич. пафосу пророков. Комментирование Библии в талмудич. иудаизме на рубеже и в нач. н.э. (см. Талмуд) переводит ветхозаветный опыт на язык теологич. догмы. Этот процесс исторически совпал со встречей в эпоху эллинизма библейской традиции и греч. философии; у ряда мыслителей иудаизма (автор "Книги премудрости Соломоновой", Филон Александрийский) возникло стремление овладеть понятийным аппаратом последней. Так возникло определяющее для дальнейших судеб филос. Т. наложение концепции "живого бога" на восходящую в Пармениду и обработанную Платоном и Аристотелем концепцию самотождественной и неаффицируемой чистой сущности вседвижущего и неподвижного перводвигателя. Понятие демиурга, фигурировавшее в "Тимее" Платона на правах "рабочего мифа", было однозначно отождествлено с богом первых глав книги Бытия. На ином уровне развития Т. личностное понимание бога привело в христианстве к концепции богочеловечества: бог раскрывается в исторически неповторимом человеческом лице Иисуса Христа. Иудаизм ответил на христианство подчеркиванием трансцендентности бога и критикой догмата троичности во имя строжайшего монотеизма. Для Корана бог – "живой" (II, 256; III, 1), "первый и последний, внешний и внутренний" (VII, 3), он "сбивает с пути, кого захочет, и ведет прямо, как обратился" (XIII, 27). В ср. века спекулятивная теология всех трех авраамитич. религий и особенно христианства развивалась по линии усвоения греч. моделей для описания совершенно инородных греч. философии идей. Бог, в жизненной сфере воспринимавшийся как "живой бог" Библии, описывался теологами как идея абс. блага, абс. истины, как чистое бытие. От Тертуллиана до Бернара Клервоского раздаются голоса, воспринимающие это как предательство веры. У Фомы Аквинского (Сумма теологии, I q, 2, 3; I q, 3, 1с) гармония между библейскими и платонич. истоками Т. достигает предела, чтобы начать распадаться в учении о ничем не обусловленной воле бога у оккамистов (см. Оккам) и т.п.
Очевидна роль Т. в генезисе новоевроп. техницизма: утверждая грань между богом и природой, Т. лишает последнюю магич. ореола и потому более благоприятен для естественнонауч. рационализма, чем натуралистич. мистика языч. типа; Т. "расколдовывает" Вселенную, к-рая для Фалеса была "полна богов, демонов и душ", низводя ее до "творения". Однако с момента возникновения новоевроп. мировоззрения начались его тяжелые конфликты со стоявшим у его колыбели Т. Чтобы вступать во владение миром не на путях спиритуализма, но посредством последоват. решения бесконечного ряда технич. задач, человеку нового времени надо было увидеть перед собой не лицо бога, а "протяженную субстанцию" – неисчерпаемый склад сырья и орудий, сумму вещей, с к-рыми можно работать. Отсюда развитие платоновской традиции, имевшей теистич. облик еще у Марсилио Фичино, в сторону пантеизма Бруно и Спинозы и в конечном счете в сторону математич. естествознания. Т. не умирает, но усваивает новые формы. Объяснение бытия отходит в ведение науки и секулярной философии; отсюда стремление очистить Т. от ставших ненужными платоновско- аристотелевских форм и вернуть его к чистому феномену библейской веры. Это стремление выявляется в раннем протестантизме, напр. в антиаристотелевских выпадах Лютера (протестантский интерес к Ветхому завету во многом объясняется ностальгией по изначальному, дорефлективному, "авраамовскому" переживанию бога), но также и у католика Паскаля, для к-рого существовал "бог Авраама, Исаака и Иакова, а не бог философов и ученых". В той мере, в какой Т. все же удерживает онтологич. функции, он перенимает ряд мыслит. структур у новой физики (бог как сила, приложенная к мировой массе, как полагатель абс. пространства и абс. времени, бесконечный бог в бесконечном пространстве). Подобный рационализированный Т. легко мог быть сведен к деизму, к естеств.-науч. "гипотезе".
Выступившие против рационалистич. идеала религии "в пределах одного только разума" и в защиту теизма Гаман, Якоби и Кьеркегор апеллировали к конкретной непосредственности человеческого существования.
Эволюция Т. в новейшее время может быть сведена к двум осн. тенденциям. Одна из них стремится интегрировать содержание естеств.-науч: опыта и усилить космолого-онтологич. элементы традиц. Т.; в отличие от пантеизма, подобный обращенный к космосу Т. обозначается как панентеизм (универсум не тождествен богу, но пребывает в боге). Эта линия, имеющая наиболее твердую почву в рамках католицизма, отчасти православия, выразилась в философии В. Соловьева, Булгакова, Флоренского, у представителей неотомизма и у Тейяра де Шардена. Представители др. линии, считая мертвыми представления о боге, основанные на платоновско-аристотелевской онтологии, стремятся снять их во имя спасения смысла Т. (протестантская теология диалектическая), различные варианты религ. экзистенциализма (М. Бубер, Марсель, Шестов). Комплекс представлений старого Т. расценивается как мифологич. знаковая система, не имеющая обязат. связи со своим глубинным содержанием (начатая нем. протестантским теологом Р. Бультманом в 1940-х гг. дискуссия о "демифологизации" Нового завета). Однако обе тенденции совр. Т. при всех контрастах отнюдь не исключают друг друга (напр., у Тиллиха). Для обеих характерно подчеркивание персоналистских и "диалогических" аспектов библейской веры, естественно соотносящиеся с ситуацией развития философии в позднебурж. эпоху. Оказывается актуальным ветхозаветное переживание коммуникабельности бога (ср. М. Buber, Werke, Bd 3, 1963, S. 742), где проблема Т. переходит в проблему персонализма.
Лит.см. при ст. Бог, Новый Завет, Персонализм, Религия.
С. Аверинцев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ТЕИЗМ
ТЕИЗМ (от греч. θεός — бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как “триединство” трех таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в теизме как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постулируется “аналогия бытия” между бытием бога и бытием вещей). В этом теизм противостоит как мистике тождества бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, т. е. природно-необходимого “истечения” мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности бога в мире отделяет теизм от деизма — отсюда характерные для теизма представления о божественном провидении и чуде. В наиболее чистом виде теизм развивался в рамках трех генетически связанных религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен английским философом Р. Кедвортом.
С. С. Аверинцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
догма, мировоззрение


  1. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь
  2. теизмрелиг. учение признающее существование личного бога трансцендентного миру сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин Т. ввел англ. философ Р. Кедворт . Т. у...Атеистический словарь II
  3. теизмот греч. thes бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности трансцендентной миру сотворившей его в свободн...Большая Советская энциклопедия II
  4. теизмлат. thea чай theos бог . злоупотребление крепким чаем . религиознофилософское учение представляющее бога как абсолютную и бесконечную по своим возможностям личность ст...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теизмм. рел. teismo Итальянорусский словарь. Синонимы догма мировоззрение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. теизмtheismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Большой медицинский словарь
  7. теизмм. рел.desmo m...Большой русско-испанский словарь
  8. теизмсущ. муж. рода только ед. ч.тезм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. теизмм. филос. thisme m...Большой русско-французский словарь
  10. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креациониз...Большой толковый социологический словарь II
  11. теизмм. филос.thisme m догма мировоззрение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее изпонимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободносоздавшей его и действующей в нем. Признани...Большой энциклопедический словарь II
  13. теизмТЕИЗМ от греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. теизмфилософская точка зрения согласно которой все конечные вещи зависят от некоей верховной и вечной личности находящейся вне материального мира. В религии такое существо наз...Евразийская мудрость от А до Я
  15. теизмот греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Пр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. теизмТЕИЗМ а м. thisme m. англ. theism ampLTгр. Враждебное науке религиозное учение утверждающее что мир создан и управляется богом всемогущей личностью обладающей разумом и в...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. теизмот греч. Theos Бог термин введенный в XVII в. для противопоставления атеизму деизму и пантеизму. Означает веру в трансцендентного личного Бога создавшего мир сохраняющего...Краткий религиозно-философский словарь
  18. теизма м.em Религиозное мировоззрение признающее существование бога как абсолютной личности создавшей мир и управляющей им.[От греч. бог] догма мировоззрение...Малый академический словарь
  19. теизмthei. smus лат. thea чайразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Медицинская энциклопедия
  20. теизмкорень ТЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТЕИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТЕ ИЗМ Слово Теизм содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  21. теизмНачальная форма Теизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. теизмот греч. theos Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога творда хранителя и властителя мира. Начала с...Начала современного естествознания
  23. теизмТЕИЗМ греч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентн...Новейший философский словарь
  24. теизмгреч. theos бог специфический тип религиозного сознания вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного ми...Новейший философский словарь II
  25. теизмтеизм м. Религиознофилософское учение считающее Бога абсолютной бесконечной личностью стоящей над миром и человеком и рассматривающее мир как осуществление промысла Божия...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Новый философский словарь
  27. теизмтеизм теизм а...Орфографический словарь
  28. теизмu м догма мировоззрение...Орфографический словарь русского языка
  29. теизмгр. бог система религиознофилософских взглядов объединенных единством идей о существовании единого Бога. Теизм включает в себя признание существования единого Божества...Основы духовной культуры
  30. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. теизмОрфографическая запись слова теизм Ударение в слове теизм Деление слова на слоги перенос слова теизм Фонетическая транскрипция слова теизм [тиизм] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  32. теизмрелигиозное учение признающее существование трансцендентного Бога сотворившего мир и управляющего им....Религиоведческий словарь
  33. теизмКласс религий признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа бога понимающих бога как абсолютную личность существующую вне мира как правило создавшую ...Религиозные термины
  34. теизмтеизм аСинонимы догма мировоззрение...Русский орфографический словарь
  35. теизмМ мн. нет fls. teizm dnyann ql v idraka malik bir xsiyyt kimi tsvvr ediln allah trfindn yaradlb idar edildiyini iddia edn dinimistik ehkam....Русско-азербайджанский словарь
  36. теизмм.вера в существование Богаem theism...Русско-английский психологический словарь
  37. теизмтеизм м. филос.itheism...Русско-английский словарь
  38. теизмтеизм м. theism теист м. theist теистический theistic....Русско-английский словарь II
  39. теизмТэзм...Русско-белорусский словарь
  40. теизмфилос.i тэзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. теизмтеи догма мировоззрение...Русско-ивритский словарь
  42. теизмразновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем teinismo...Русско-итальянский медицинский словарь
  43. теизмтолько ед. филос. теизм дайшылды материалистк ылыми кзараса жанаспайтын дниен дай жаратан барлыына дай ие дейтн философиялы дни лм...Русско-казахский словарь
  44. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  45. теизмтеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  46. теизмм. филос. теизм дйнн кудай жараткан жана аны кудай башкарат деп кароочу диниймистикалык кз караш....Русско-киргизский словарь
  47. теизм. Синонимы догма мировоззрение...Русско-китайский словарь
  48. теизмм флсu tesmo m догма мировоззрение...Русско-португальский словарь
  49. теизмтеизм теизм илоит...Русско-таджикский словарь
  50. теизмteismus...Русско-чешский словарь
  51. теизмTeism...Русско-эстонский словарь
  52. теизмтеизм [тэ\]Синонимы догма мировоззрение...Русское словесное ударение
  53. теизмвера в личного и живого Бога. Отличается от деизма который верит в Бога но отказывается от его определений и представлений. Теизм в сущности считает себя способным опреде...Сверхкраткий философский словарь
  54. теизмТЕИЗМ греч. от Theos Бог. Философское учение признающее существование бога. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ТЕИЗМ [lt гр. theos ...Словарь иностранных слов русского языка
  55. теизмбог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонно...Словарь исторических терминов
  56. теизмтеизм theismus лат. thea чай разновидность кофеинизма характеризующаяся злоупотреблением чаем....Словарь медицинских терминов
  57. теизмтеизм догма мировоззрение Словарь русских синонимов. теизм сущ. колво синонимов догма мировоззрение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы догма мировоззрени...Словарь синонимов II
  58. теизмтеизм догма мировоззрение...Словарь синонимов
  59. теизмот греч. theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абс. личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. Признание пот...Словарь-справочник по философии
  60. теизмрелиг. мировоззрение исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоря...Советский философский словарь
  61. теизмТЕИЗМ от греческого theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в н...Современная энциклопедия
  62. теизмТЕИЗМ от греч . theos бог религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира свободно создавшей его и действующей в нем. ...Современный энциклопедический словарь
  63. теизмбог религиознофилософское учение которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным образом воздейств...Тематический философский словарь
  64. теизмTheism. Вера в бытие Бога. Хотя представление о высшем сверхъестественном существе а также вера в него так же древни как и философия сам термин теизм возник относительно ...Теологический энциклопедический словарь
  65. теизмтеизм [...Толковый словарь иностранных слов
  66. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существесоздавшем мир и управляющем им. II прил. теистический аяое....Толковый словарь Ожегова
  67. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов II
  68. теизмлат. thea чай. Разновидность кофеинизма злоупотребление крепким чаем чифирем....Толковый словарь психиатрических терминов
  69. теизмТЕИЗМ теизма мн. нет м. от греч. theos бог филос. Религиознофилософское учение утверждающее что мир создан и управляется волею бога как разумного существа....Толковый словарь русского языка II
  70. теизмтеизм теизм тэ а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им.прил. теистический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  71. теизмТЕИЗМ [тэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе создавшем мир и управляющем им. прилагательное теистический аяое....Толковый словарь русского языка
  72. теизмУдарение в слове теизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове теизм...Ударение и правописание
  73. теизмRzeczownik теизм m teizm m...Универсальный русско-польский словарь
  74. теизмот теос Бог религиознофилософское учение которое признает существование единого личностного в христианстве в трех лицахипостасях Бога как сверхъестественного трансценде...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  75. теизмпредставление согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  76. теизмот греч. бог религ. мировоззрение исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божеств. личности трансцендентной миру свободно творящей мир и свободно оперирующей с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  77. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель и...Философский энциклопедический словарь II
  78. теизмот греч. theцs Бог вера в единого индивидуального самосознающего и самодействующего Бога существующего вне и над миром Бога который рассматривается как творец хранитель...Философский энциклопедический словарь
  79. теизмтеизм теизмы теизма теизмов теизму теизмам теизм теизмы теизмом теизмами теизме теизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы догма мир...Формы слова
  80. теизмТим Теизм Метиз Изм Зет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. теизмТеизм Т. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление ...Энциклопедический словарь
  82. теизмТ. в широком значении слова называется направление мысли противоположное атеизму или отрицанию существования Бога в узком значении слова Т. обозначает направление философ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  83. теизмТеизм греч.em theos Бог религиознофилософское учение признающее существование личного бога как сверхъестественного существа обладающего разумом и волей и таинственным о...Энциклопедия культурологии
  84. теизмот греч. theos Бог англ. theism нем. Theismus. Религиозное учение признающее существование Бога как абсолютной личности трансцендентной миру сотворившей мир креационизм...Энциклопедия социологии