Теологический энциклопедический словарь

ПРАВОСЛАВИЕ

(Orthodox Tradition, the). Направление христианства, крого традиционно придерживаются гл. обр. национальные церкви Вост. Средиземноморья и Вост. Европы. Центр православия Вселенский патриархат в Константинополе. Отличительная черта православия неуклонное следование решениям семи вселенских соборов IVVIII вв. В эпоху Средневековья православные церкви были преимущественно грекоязычными, в настоящее время они преимущественно славяноязычные. Характер православного богословия. На первых двух соборах, Первом Никейском (325) и Первом Константинопольском (381), был утвержден Символ веры, известный под названием Никейского символа, крый и лег в основу православного богословия. Третий Вселенский собор в Эфесе (431) отверг несторианство и провозгласил, что божественная и человеческая природа Христа воплощены в единой личности Слове, ставшем плотью. Так было положено начало развитию православной христологии и учения о Деве Марии как мать воплощенного Бога, она уже не могла считаться матерью обычного человека и стала рассматриваться как "МатерьБожья" (Theotokos "Богородица"). В итоге православие всегда высоко почитало Марию, провозглашая ее вечную девственность и безгрешность, но в то же время скептически относясь к позднейшим католическим догматам о непорочном зачатии и телесном вознесении Марии. Последующие три собора Халкидонский (451), Второй Константинопольский (553) и Третий Константинопольский (680) отвергли ересь монофизитства, сделав еще один шаг в формировании православной христологии: Христос рассматривался как одна личность, в крой во всей их полноте сочетались две природы, божественная и человеческая, и, соответственно, две воли. На Седьмом (Втором Никейском) соборе в центре полемики оказалось иконопочитание. Собор сформулировал учение об изображениях (иконах) Христа и святых, требуя, чтобы верующие почитали иконы, но не поклонялись им. По завершении собора, решения крого вызвали неудовольствие папства (хотя они и не противоречили католическому учению), все сильнее стали проявляться расхождения между православием и западной христианской теологией. Некрым образом иконы превратились в символ православия, поскольку в соответствии с двояким значением слова "православие" отражали и правильное учение, и правильное богопочитание. Иконы были возвращены в византийские церкви в первое воскресенье Великого поста 843 г., и это событие получило название "торжества православия ". Для православных художественный образ воплощает в себе ту истину, что невидимый Бог стал видимым в воплощенном Сыне Божьем совершенном образе Бога. Созерцающий икону ощущает присутствие изображенного на ней подобно тому, как через воплощенное Слово Бог пришел к человеку. После Второго Никейского собора уже никакие соборы не считались подлинно вселенскими, поскольку, с точки зрения православных, римский престол отошел от христианства. Соответственно, стало невозможным провозглашать новые православные догматы. Это определило самосознание православия как Церкви семи соборов и его задачу сохранить неповрежденной веру древних отцов Церкви. Однако в последующие века православное богословие не впало в застой; меняющиеся обстоятельства и развитие других (конфессиональных) теологий заставляли православных мыслителей уточнять и подтверждать концепции веры, сформулированные в святоотеческий период. Новые формулировки приобретали достаточный авторитет после одобрения их поместными соборами или потому, что они были общепризнаны православием в течение длительного времени, даже если они не имели канонического статуса решений вселенских соборов, крые православие считает богодухновенными и потому непогрешимыми. То или иное богословское положение может получить повсеместное признание православных церквей. В богословском плане раскол православных с западными католиками вызван, гл. обр., римскими притязаниями на особое положение римского епископа как наследника Петра и, соответственно, притязаниями на право римского епископа провозглашать догматические определения. Православные это решительно отвергают; признавая у папства "первенство чести", они считают всех правоверных епископов наследииками Петра. Отсюда вытекает, что только подлинно вселенские епископские соборы обладают властью над умами верующих. Т.о., православие отвергало любую доктрину, рассматривавшуюся как римское нововведение. Главным предметом споров православной и западной теологий стало включение в нач. IX в. в Никейский символ положения о filioque. Православные усмотрели в filioque попытку вторгнуться в учение отцов Церкви; мало того, они сочли, что положение "Святой Дух исходит от Отца и Сына" утверждает две первоосновы в Божестве и посягает на целостность Троицы. Большинство православных богословов вслед за средневековым православным учителем Церкви Иоанном Дамаскином могло бы согласиться с формулой об исхождении Св. Духа "от Отца через Сына, илисСыном". Но до вселенского собора такая точка зрения остается лишь "богословским учением" (theologoumena). По другим вероучительным вопросам, крые можно было бы назвать католическими нововведениями, православные занимают менее жесткую позицию. Православие отвергает чистилище как некое место, отличное от рая и ада. Вместе с тем православные верят, что существуют промежуточные, временные страдания, когда те, кому уготован рай, подвергаются наказаниям за совершенные ими грехи; более того, полное блаженство даже святые не обретают до Последнего суда Христова. Молитвы за мертвых, следовательно, действенны. Следуя западной формулировке догмата о реальном присутствии в евхаристии, православные писатели приняли буквальный перевод слова "пресуществление" (транссубстанциация) на греческий язык (metousidsis ). Однако в православии это понятие имеет отличие и в богословском, и в литургическом планах. Православные настаивают, что чудо пресуществления происходит не при произнесении слов "сие есть тело Мое", а в момент призывания Св. Духа (epiklesis): "Ниспошли Духа Твоего Святого... сотвори хлеб сей честным Телом Христа Твоего". Это показывает, что православие больше подчеркивает роль Св. Духа, чем западные теологи. Православные, как и католики, признают семь таинств, хотя и не настаивают именно на этой цифре. Основными таинствами, крые носят отчетливо евангельский характер, считаются крещение и евхаристия, наряду с конфирмацией (края в православии называется " миропомазанием " и совершается сразу поеле крещения). Православные писатели подвергают критике Западную церковь за то, что она не крестит через погружение, хотя большинство из них признает действенность окропления во имя Троицы. В православии крещение и взрослых, и младенцев осуществляется через тройное погружение. Использование православными в евхаристии квасного хлеба, в отличие от облаток на Западе, вопрос прежде всего литургический, хотя ему придан богословский смысл: квасное означает евангельскую радость в противоположность сухому "Моисееву" духу католической практики. Сильнее всего отличает православие от других вероисповеданий учение о Церкви. Согласно православному учению, видимая Церковь есть Тело Христово, собрание верующих, возглавлявмое епископом и объединенное евхаристией, в крой присутствует Бог. Как таковая, Церковь, хотя и состоит из отдельных потенциальных грешников, считается непогрешимой. Истинная Церковь, по определению, это Православная церковь, "единая, святая, соборная, апостольская", от крой отделились другие церкви. Церковь состоит из верующих, состоящих в общении и подчиняющихся пяти исторически сформированным патриархатам Иерусалимскому, Антиохийскому, Александрийскому, Константинопольскому и Римскому (после отпадения Рима в число пяти патриархатов вошел Московский патриархат, но за Римской кафедрой зарезервировано место на тот случай, если она перестанет упрямиться). Непогрешимость Церкви обусловливает авторитет предания, равный авторитету Св. Писания. Более того, именно преданием фиксируются канон и интерпретация Св. Писания. Т.о., предание имеет приоритет перед Св. Писанием. Но точно определить, чему учит предание, еще никто не смог, поскольку, в отличие от папства, ни один церковный орган не обладает непререкаемым авторитетом для всей Православной церкви. В принципе, авторитетное слово Церкви запечатлено вселенскими соборами; однако тогда приходится сделать шаг назад и разобраться, почему одни собрания епископов считаются истинными, а другие "разбойничьими" (именнотак, "разбойничьим ", обычно называют Константинопольский собор 754 г.). Как бы то ни было, православные верят, что Св. Дух пребывает в Церкви, таинственным образом направляет ее и сообщает церковному народу полноту истины. Такая вера дает определенную меру свободы в том, что иначе стало бы просто мертвящим традиционализмом. История православного богословия. Историю православия можно разделить на два периода византийский и современный. До 1453 г., за тысячелетний период существования Византии, православное богословие приобретало зрелость, будучи тесно связанным с имперской властью. Императоры созывали соборы по примеру Константина I, созвавшего Никейский собор, и высказывались по богословским вопросам, что дает некрые, хотя и не слишком веские, основания говорить о "цезарепапизме" в византийскую эпоху. В этот период сформировались три отличительные черты православия апофатический характер богословия, познание посредством просветления и спасение как обожение. Опираясь гл. обр. на богослова VI в. ПсевдоДионисия Ареопагита, православные писатели утверждали, что Бог по своей природе выше всякого понимания. Люди ничего не могут знать о бытии Божьем, и поэтому все богословские положения должны быть представлены в отрицающей (апофатической) форме Бог неизменен, бесстрастен, бесконечен и т. п. Даже, казалось бы, утвердительное положение имеет здесь отрицающее значение, напр., тезисом "Бог есть Дух" фактически утверждают бестелесность Бога. Т.о., богословие есть наука не о Боге, что невозможно, а об откровении Божьем. То, что мы знаем, это не истина о Боге, а истина о том, что Бог пожелал раскрыть нам, хотя в этом смысле, разумеется, наше знание истинно. Апофатическое богословие привело к тому, что за духовным опытом стали признавать столь же высокое познавательное значение, что и за разумом. Максим Исповедник, ведущий учитель православия XII в., говорит: "Совершенный ум есть тот, который по истинной вере и в абсолютном невежестве познает в высшей степени непознаваемое". Знание Бога приходит через просветление, внутреннее видение истинного света, ибо " Бог есть свет ". Отсюда особое отношение православных к преображению Христа, когда свет Его божественности был открыт апостолам. Так же возник исихазм учение, согласно к-ром у мистическое видение божественного превращается в богословски значимую конструкцию, а православное богословие стали называть "православной духовностью". Систематизированно изложил эту сторону православия прежде всего Григорий Палама в XIV в. Методология созерцания, заложенная в идее просветления, опирается на концепцию спасенияобожения. Только "чистые сердцем" видят Бога, а чистота дается силой божественной благодати в домостроительстве искупления. Те, кто искуплен посредством боговоплощения, кто в НЗ называется "сынами Божьими" и "причастниками Божеского естества", обожены, иначе говоря, они стали сотворенными богами, в отличие от несотворенного Бога. По словам Афанасия Великого, "Бог стал человеком, чтобы мы могли стать богами "; по словам Максима Исповедника, "обоженный по благодати, человек становится всем, что есть Бог, не обладая лишь божественной природой ". Подобный персоналистский взгляд на спасение отличал православие от легалистического акцента, присущего Западу и внесенного Августином. Православию было трудно считать Августина учителем Церкви: по православному богословию, человек призван узнать Бога и разделить Его бытие, т.е. спастись не в результате какихто внешних действий Бога или через понимание человеком неких истин, а благодаря обожению. Иными словами, в византийский период в православии сформировались более выраженные мистицизм, интуиция и соборность, в противоположность западной философской, схоластической и легалистической ориентации. В период после 1453 г. на эволюцию православия повлияли гл. обр. два события падение Византийской империи и разделение западного христианства. Конец имперской опеки способствовал независимости епископата и вкладу России в православное наследие. Теология Реформации дала православию возможность выбирать те или иные элементы из нескольких версий христианского вероучения. На самом же деле эти события заставили православие занять оборонительную позицию и придали ему скорее роль того, кто реагирует, а не того, кто действует. В этой роли православные нередко олицетворяли собой реакционное крыло христианского мира. Тем не менее о нерастраченном потенциале православия свидетельствуют труды некрых богословов; экуменическое движение в XX в. открыло новые возможности для православного вклада в теологию. Меланхтон первым из протестантов стал искать пути примирения с православными, послав греческий перевод Аугсбургского исповедания Константинопольскому патриарху Иоаеафу в надежде, что тот сочтет исповедание точным изложением христианской истины. Ответ пришел только через 20 лет преемник Иоасафа, Иеремия, осудил многочисленные протестантские "ошибки", включая оправдание верой, sola Scriptura, отрицание икон и отказ от почитания святых, августиновское предопределение иfilioque. Совсем иной ответ реформаторам дал избранный патриархом в 1620 г. Кирилл Лукарис; он составил исповедание, в основе своей выражавшее кальвинистские взгляды. Исповедание оценивается в истории православия как заблуждение; после смерти Лукариса в 1638г. его осудил Константинопольский синод, а через 34 года и Патриарший синод в Иерусалиме. Однако исповедание Лукариса способствовало появлению двух важных документов, излагающих православное вероучение. В первом нашла отражение ведущая роль, занимаемая Россией в православном мире, киевский митрополит Петр Могила составил исповедание, в к-ром тщательно разобрал и опроверг Кириллово исповедание. В 1643 г. труд Могилы, с дополнениями, получил одобрение восточных патриархов. Вторым документом стало исповедание патриарха Досифея Иерусалимского, принятое синодом 1672 г. В настоящее время эти два документа считаются нормативными изложениями православного вероучения. Православие занимает сходную позицию с католицизмом по основным доктринальным вопросам, породившим дискуссию с протестантской теологией, вопросам отношения Св. Писания и предания, почитания святых и икон, числа и значения таинств, значения веры и дел для спасения. Только в двух вопросах православные солидарны с протестантами о папской власти и о каноне Св. Писания. К-ром е того, православие отрицает единое мнение протестантов и католиков о filioque, а также общее для них понимание первородного греха в духе Августина. Православные полагают, что человек рожден смертным и потому грешит, а не наоборот, как обычно учат на Западе. Но всякое согласие православных с католиками или протестантами скорее видимость, чем реальность, поскольку православное учение о религиозном авторитете носит фундаментально иной характер. Для православных догматическим авторитетом обладает Церковь в целом, в ее епископской преемственности от апостолов, а не главенствующий папа или евангелический экзегезис Св. Писания. И то и другое для православного сознания говорит о том, что рационализм, легализм, индивидуализм преобладают над истинно верующим и почитающим Бога братством верных. Для обозначения этого принципа современные русские богословы ввели очень точное, но непереводимое на другие языки слово "соборность". По словам богословамирянина XIX в. А. Хомякова, "соборность это душа православия". Начиная со второй пол. XIX в. наибольший творческий вклад в православие внесли такие русские богословы, как В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, Г. Флоровский, а также профессора русских семинарий в Париже и НьюЙорке прежде всего, А. Шмеман и И. Мейендорф. Их труды появились еще слишком недавно, чтобы быть причисленными к основам православного богословия, однако они свидетельствуют о жизненности православной традиции. Все упомянутые авторы трудились, каждый посвоему, для воссоединения христианского мира. Суть их экуменического свидетельства в том, что подлинного единства можно достигнуть не в поисках минимального общего знаменателя среди христианских церквей, а в согласии с полнотой единого предания экуменических соборов, сохраненного в неповрежденном виде только православием. P.D. STEEVES(nep. Ю.Т.) Библиография: John of Damascus, Writings; G. Maloney. A History of Orthodox Theology Since 1453; V, Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church; J. Meyendorff, Byzantine Theology; J. Pelican, The Christian Tradition III, The Spirit of Eastern Christendom; The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church, NPNF, XIV; P. Schaff, ed., The Creeds of Christendom, II, 445542; A. Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy; N. Zernov, Eastern Christendom; K. Ware, The Orthodox Way.

  1. православиеодно из осн. направлений н христианстве наряду с католицизмом и протестантизмом сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск империи и оформившееся после разд...Атеистический словарь
  2. православиеодно из осн. направлений н христианстве наряду с католицизмом и протестантизмом сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск империи и оформившееся после разд...Атеистический словарь II
  3. православиекалька с греч. orthodoxia букв. правильное суждение самое древнее направление в христианстве оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. ...Большая актуальная политическая энциклопедия
  4. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Получило распространение преим. в Вост. Европе и на Бл. Востоке. Среди ве...Большая советская энциклопедия
  5. православиеодно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сре...Большая Советская энциклопедия II
  6. православиес. рел. ortodossia f Итальянорусский словарь. Синонимы христианство...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. православиеправославие с das orthodoxe Christentum k r I ]Синонимы христианство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. православиесdas orthodoxe Christentum христианство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. православиес.ortodoxia f...Большой русско-испанский словарь
  10. православиесущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. православиес. рел. orthodoxie f...Большой русско-французский словарь
  12. православиеангл. Ortodoxy нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную Византию...Большой толковый социологический словарь II
  13. православиес. рел.orthodoxie f христианство...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве.Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную.Богословские основы определились в Византии в в...Большой энциклопедический словарь II
  15. "православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Большой энциклопедический словарь III
  16. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Большой энциклопедический словарь III
  17. православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Большой Энциклопедический словарь V
  18. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились ...Большой Энциклопедический словарь V
  19. православиеOrtodoxy христианское вероучение сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь в отличие от возникшего на Западе католицизма. Исторически П. возникло в г. с ...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  20. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве возникшее в с разделением Римской империи на Западную и Восточную окончательно сложившееся как самостоятельная це...Геокультурная энциклопедия
  21. православиеодно из трех основных наряду с католицизмом и протестантизмом христианских направлений Раскол христианской церкви на западнокатолическую и восточноправославную имел своей...Евразийская мудрость от А до Я
  22. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. православиеПравославие одно из основных направлений христианства. Считается что православие возникло в г. н.э. среди греков живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос....Исторический словарь
  24. православиеодно из направлений христианства сформировавшееся окончательно в XI веке. Сложилось на территории Византийской империи территория современных Греции Болгарии Турции в рез...История и теория культуры
  25. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Краткий исторический словарь
  26. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Краткий исторический словарь II
  27. православиехристианская традиция коренящаяся в апостольском Предании и охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы Балкан и Ближнего Востока. Центральным в православном м...Краткий религиозно-философский словарь
  28. православиеодно из главных направлений в христианстве сложившееся в Византии. Первые признаки разделения между православием восточным христианством и западным христианством католиче...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  29. православиея ср.em Одно из главных и старейших направлений в христианстве сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России.[Георгий] вступил в управ...Малый академический словарь
  30. православиекорень ПРАВОСЛАВ суффикс И окончание Е Основа слова ПРАВОСЛАВИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПРАВОСЛАВ И Е Слово Православие содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  31. православиеНачальная форма Православие винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  32. православиеПРАВОСЛАВИЕ славянский эквивалент ортодоксии греч. ortodoxia правильное знание. Термин впервые употребляется во в. в противоположности с гетеродоксией греч. geterodoxi...Новейший философский словарь
  33. православиеславянский эквивалент ортодоксии греч. ortodoxia правильное знание. Термин впервые употребляется во в. в противоположности с гетеродоксией греч. geterodoxia заблуждение...Новейший философский словарь II
  34. православиеправославие ср. Вероисповедание сложившееся в Византии до г. являвшееся официальной государственной религией Российского государства а в настоящее время являющееся наибо...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. православиеправославие православие я...Орфографический словарь
  36. православиеu сu Пр.u о православии христианство...Орфографический словарь русского языка
  37. православиеправильно славить Бога одно из направлений конфессий христианства окончательно сформировавшееся в XI в. в результате разделения церквей. Сложилось в Восточной Европе с ц...Основы духовной культуры
  38. православиеОдно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. ...Основы православной культуры
  39. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в ...Политическая наука - Словарь-справочник
  40. православиеПравославие одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Политология. Словарь.
  41. православиеправославие православия православия православий православию православиям православие православия православием православиями православии православиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  42. православиеОрфографическая запись слова православие Ударение в слове православие Деление слова на слоги перенос слова православие Фонетическая транскрипция слова православие [брваз...Полный фонетический разбор слов
  43. православиеединственное исповедание христианской веры которое хранит учение Христа и апостолов неизменно в том виде в котором оно изложено в Священном Писании Священном Предании и в...Православный энциклопедический словарь
  44. православиеодно из трех основных направлений в христианстве сложившееся после распада Римской империи и великого церковного раскола . Получило наибольшее распространение на Ближнем ...Религиоведческий словарь
  45. православиеправославнсть ности православна вра благочестя тя церк. православи. Поборник приверженец вия православник. Принять вие пристати на православну вру....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  46. православиеПРАВОСЛАВИЕ калька греч. правомыслие православие Термин означавший в раннехрист. времена истинную веру всей Церкви ортодоксия в противоположность еретическому разномыс...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  47. православиеОдно из основных и старейших направлений в христианстве наряду с католицизмом окончательно обособившееся и организационно оформившееся в XI в. в результате разделения хри...Россия. Лингвострановедческий словарь
  48. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из главных направлений христианстваem наряду с католицизмомem и протестантизмомem. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи...Русская энциклопедия
  49. православиеправославие яСинонимы христианство...Русский орфографический словарь
  50. православиеСр мн. нет pravoslavlq pravoslav mzhbi xristianln bir qolu....Русско-азербайджанский словарь
  51. православиеправославие с.iorthodoxy...Русско-английский словарь
  52. православиеправославие с. the OrthodoxGreek Church Orthodoxy православный . прил. Orthodox . в знач. сущ. м. а member of the Orthodox Church....Русско-английский словарь II
  53. православиеOrthodoxy рел....Русско-английский словарь политической терминологии
  54. православиесущ. рел христианство...Русско-английский юридический словарь
  55. православиеN...Русско-армянский словарь
  56. православиеПраваслае...Русско-белорусский словарь
  57. православиеправаслае ср. мн. нетi...Русско-белорусский словарь II
  58. православиеправославие с...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  59. православиеСинонимы христианство...Русско-ивритский словарь
  60. православиеправославие...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  61. православиеср. православие христиан дининин бир бутагы....Русско-киргизский словарь
  62. православиеdngzhngjio xljioСинонимы христианство...Русско-китайский словарь
  63. православиеpareizticba...Русско-латышский словарь
  64. православиеstaiatikyb...Русско-литовский словарь
  65. православиеправославиес рел. ....Русско-новогреческий словарь
  66. православиеautoritetstro христианство...Русско-норвежский словарь
  67. православиеprawosawie...Русско-польский словарь
  68. православиес релu ortodoxia f христианство...Русско-португальский словарь
  69. православиеПравославие[kanisa la] ortodoksi...Русско-суахили словарь
  70. православиеправославие православия...Русско-таджикский словарь
  71. православиес православие христиан динене кнчыгыш тармагы...Русско-татарский словарь
  72. православиес христианство...Русско-турецкий словарь
  73. православиеnemortodoksinen usko православный...Русско-финский словарь
  74. православиеpravoslavn vyznn pravoslav...Русско-чешский словарь
  75. православиесущ.сред православи христиан тнн тп юпписенчен при...Русско-чувашский словарь
  76. православие.strong ortodoksia.strong igeusk...Русско-эстонский словарь
  77. православиеправославиеСинонимы христианство...Русское словесное ударение
  78. православиехристианское вероучение сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде в каком они изложены в Священном Писании Священном Предании и в древних симв...Святая Русь - энциклопедический словарь
  79. православиеправославие христианство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  80. православиеправославие я Синонимы христианство...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  81. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии ...Словарь исторических терминов
  82. православиеодно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Вначале П. не имело единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько само...Словарь конфликтолога
  83. православиеОдна из главных христианских церквей наряду с католичеством и протестантскими церквами. Распространена в ряде восточнославянских стран в Греции Румынии и некрых других ст...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  84. православиеправославие см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  85. православиеистовое православиеСинонимы христианство...Словарь русской идиоматики
  86. православиеправославиеСм. вера....Словарь синонимов II
  87. православиеправославие См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. православие вера христианство Словарь русских син...Словарь синонимов II
  88. православиеправославие вера христианство...Словарь синонимов
  89. православиеh православиеbig сущ.сред.неод.i ед.им. Царь хорош так и все православие гремит многие лета.Пс....Словарь языка Грибоедова
  90. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Словарь-справочник по философии
  91. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Современный энциклопедический словарь
  92. православиеразновидность христианства распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Д...Тематический философский словарь
  93. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной Римской церковью осталось назв...Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
  94. православиеПРАВОСЛАВИЕ я ср. Одно из основных направлений христианствавероисповедание окончательно сложившееся в Византии в II в. каквосточнохристианская церковь. Религиознофилософс...Толковый словарь Ожегова
  95. православиеПРАВОСЛАВИЕ православия мн. нет ср. Разновидность христианской религии вероисповедание перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией...Толковый словарь русского языка II
  96. православиеправославие православие я ср. Одно из основных направлений христианства вероисповедание окончательно сложившееся в Византии в в. как восточнохристианская церковь. Религи...Толковый словарь русского языка II
  97. православиеПРАВОСЛАВИЕ я ср. Одно из основных направлений христианства вероисповедание окончательно сложившееся в Византии в в. как восточнохристианская церковь. Религиознофилософс...Толковый словарь русского языка
  98. православиеУдарение в слове православиеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове православие...Ударение и правописание
  99. православиеRzeczownik православие n prawosawie n...Универсальный русско-польский словарь
  100. православиеразновидность христианства одно из главных его направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. Распространено главным образом в России других странах Восточной Европ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  101. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из трех главных христ. вероисповеданий наряду с католицизмомem и протестантизмомem распространенное гл. о. в странах Восточной Европы Ближнего Востока и ...Философская энциклопедия
  102. православиекалька греч. правоверие одно из трех осн. вероисповеданий христианства исторически сложившееся и развивавшееся в рамках Византийской империи и областей ее культурного...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  103. православиехристианская конфессия представляющая собой восточную ветвь религиозной традиции христианской Церкви. П. принятое на Руси в качестве государственной религии в г. св. кня...Философский глоссарий
  104. православиеодно из трех главных христ. вероисповеданий наряду с католицизмом и протестантизмом распространенное гл. о. в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сло...Философский энциклопедический словарь II
  105. православиегреч. orthodoxia разновидность христианства распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное ...Философский энциклопедический словарь
  106. православиеправославие православия православия православий православию православиям православие православия православием православиями православии православиях Источник Полная акцен...Формы слова
  107. православиеодна из ветвей христианства. В г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом па...Экономическая география. Словарь терминов
  108. православиеСерп Серов Серо Сериал Сервал Серв Сера Севр Сев Свора Своп Свирепо Сверло Свара Свал Саров Сари Сараево Сара Сапр Саперави Сапер Сап Салоп Саловар Сало Салеп Савели Саве...Электронный словарь анаграмм русского языка
  109. православиеПравославие название христианского вероисповедания к которому в настоящее время принадлежат церкви русская греческая сербская черногорская румынская славянския в австрий...Энциклопедический словарь
  110. "православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Энциклопедический словарь естествознания
  111. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились ...Энциклопедический словарь естествознания
  112. православиеназвание христианского вероисповедания к которому в настоящее время принадлежат церкви русская греческая сербская черногорская румынская славянския в австрийских владения...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  113. православиеодно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи полностью самостоятельно ...Энциклопедия История отечества
  114. православиеодно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи полностью самостоятельно ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  115. православиеПравославие одно из трех основных наряду с католицизмом и протестантизмом христианских направлений. Богословские идеологические основы православия складывались в VIIIXI в...Энциклопедия культурологии
  116. православиеангл. Ortodoxy нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную Византию...Энциклопедия социологии