Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПРАВОСЛАВИЕ

калька, греч. ? ???? ???? -правоверие) - одно из трех осн. вероисповеданий христианства, исторически сложившееся и развивавшееся в рамках Византийской империи и областей ее культурного влияния (южное славянство, Россия). В наст. время распространено преим. в СССР, Румынии, Югославии, Болгарии, Греции, на Кипре. Первоначально вся господствующая христ. церковь именовала себя православной (ортодоксальной) и кафолической (всеобщей, "соборной") в отличие от еретич. группировок. После раскола (схизмы) в 1054 название "католическая" осталось за западной (римской), "православная" - за восточной (византийской) церковью (впрочем, термин "греко-кафолическая церковь" был удержан ею как офиц. самоназвание и лишь вышел из живого употребления). Типологич. особенности П. Как и католицизм, П. сформировалось в начале ср. веков; общими чертами их мировоззрения являются: чрезвычайно конкретное, магически окрашенное представление об "освящении", "оправдании" человечества; перенесение центра тяжести с индивид. религ. жизни на сверхличную всеобщность ("соборность") церкви; строгое разделение всего человечества на проф. представителей религии (в католичестве в центре стоит клирик, в П. его отчасти вытесняет монах-подвижник, "старец") и "мирян": вторые могут спастись лишь благодаря первым, обществ. функция к-рых – молиться "за всех"; в связи с этим – высокая оценка аскетизма и двойная этика – для аскета и для мирянина; магич. понимание каждой реалии культа как не только символа, но также и веществ. носителя святости. Отсюда следуют формальные особенности, отличающие как П., так и католицизм от протестантских религ. систем: утверждение авторитета церк. "предания" как обязат. дополнения к авторитету "писания"; институт монашества; культ богоматери, святых, ангелов и реликвий, вносящий интенсивную магич. струю в религ. жизнь обоих вероисповеданий. Однако наряду с этим между П. и католицизмом существуют глубокие мировоззренч. различия, наметившиеся еще до разделения церквей (см. Патристика) и обусловленные как разницей социальных условий Византии и Зап. Европы, так и воздействием культурных традиций антич. Греции (для П.) и Рима (для католицизма). Базой для теологич. конструкций П. была непосредственно воспринятая традиция греч. идеалистич. философии (прежде всего неоплатонизма) с ее культурой объективно- онтологич. спекуляции и, что особенно важно, с ее опытом такой организации религ. переживания, при к-ром мистика и экстаз теснейшим образом связаны с мифологически-интуитивным восприятием логич. категориальных конструкций. Без этого платоновско-неоплатонич. опыта была бы невозможна православная христология с ее интуитивно-чувственным, почти наглядным продумыванием категориальных соотношений "ипостасей" в структуре триединства и "естеств" (и соответствующих им воль) в структуре богочеловечества. В зап. богословии онтологич. проблематика выступает гораздо бледнее. На его стиль оказала решающее воздействие иная филос. традиция – рим. эклектизм с его субъективистским подходом, в рамках к-рого этатистско-юридич. практицизм (Цицерон) и рефлектирующий психологизм (Сенека) дополняют друг друга. Поэтому мировоззренч. стиль зап. теологии более историчен ("О граде божием" Августина), стиль вост. теологии – более космологичен (Ареопагитики). Ввиду этого для католич. теологии бог и человек суть прежде всего субъекты воли, для П. – объекты онтологич. процессов. Для первой важнее всего найти гармонию между двумя волями либо в рационалистическо-юридич. плоскости (схоластика), либо на путях сентимент. переживания, с установкой на индивидуалистич. субъективизм (мистика); осн. теоретич. проблема католицизма – соотношение свободной воли человека и предопределяющей воли бога. В этом отношении как для католицизма, так и для протестантизма конститутивно важна (позитивно или негативно) теория предопределения, совершенно безразличная для П. Последнее ищет возможность совершенно объективного, сущностного приобщения человеческой природы к божественной (учение Афанасия Александрийского об "об?жении" – ??????????, определяющее собой весь стиль православной мистики). Осн. теоретич. проблема П. – онтологич. соотношение человеч. и божеств. природ в богочеловеке. Стиль католицизма конституировался в пелагианских спорах о воле и благодати (см. Пелагий), не нашедших понимания на Востоке; для П. такую же роль сыграли христологич. споры 4 в. В П. гораздо непосредственнее и интенсивнее выразилось характерное для христ. мышления вообще утверждение адекватного раскрытия абсолюта через его веществ. проявления. В католицизме этот момент выступает ослабленно. Во-первых, зап. теология вносит в понимание триединства эманационистские и субординационистские черты, благодаря к-рым второе и особенно третье лицо троицы могут восприниматься как божество низшей категории; между тем именно с этими лицами связывается идея об общении божества с человеком. П. настаивает на том, что в воплотившемся боге-сыне и ниспосланном церкви св. духе верующий реально обладает всей полнотой божества без какого-либо изъятия. Во-вторых, католич. догматика ставит между богом и человеком еще и категорию благодати, интерпретируя ее (с огромной формально-логич. разработанностью) как чисто феноменальное проявление божества, внешнее по отношению к его нуменальной сущности (ср. соотв. определения в булле Климента VI "Filius Dei unigenitus", 1343 и постановлениях Тридентского собора, 1545–63): этим идея абсолюта подвергается еще большему опосредованию и отдалению. Напротив, П. мыслит благодать как непосредств. раскрытие божеского в человеческом, применительно к к-рому не может идти речь о грани между нуменальным и феноменальным. В "энергии" (???????? – аристотелианский термин) божества присутствует его сущность (?????) – таков приговор вост. церкви в паламитских спорах 14 в. (см. Палама). Поэтому в религ. философии П. важную роль играет представление об обожествленной материи. Обожествление материи происходит через "усвоение" (?????????, ?????????) божеств. эйдоса; причем, в отличие от неоплатонизма, П. учит о сущностном "взаимопроникновении" этих двух начал (??? ?????? ??? ????? ???????????, термин Иоанна Дамаскина). Вост. теология склонна рассматривать освящение, очищение, к-рые происходят только в духовной, идеальной сфере и не получают так или иначе веществ. подтверждения, как недостоверные. Обожествляющее преображение материи, в понимании П., не только однажды имело место применительно к плоти богочеловека (и регулярно воспроизводится в евхаристии), но тем самым оказалось возможным и в др. сферах, – напр., в иконе. В последней П. видит не условное изображение, призванное вызывать сентимент. религ. эмоции, но предметное раскрытие сверхчувственного (такое понимание выкристаллизовалось в процессе иконоборч. споров – см. Иконоборчество). То же относится в той или иной степени ко всем культовым реалиям, в к-рых традиц. П. усматривает веществ. залоги, гарантирующие подлинность связи с божеством (влияние исконной традиции греч. язычества с его культом кумиров-"палладиумов"). Отсюда интенсивный магико-теургич. тон литургич. текстов православной церкви, в к-рых многократно говорится о непосредств. присутствии и соучастии "небесных сил" в земном богослужении. С такой оценкой материи связано специфич. отношение П. к человеч. плоти. Вост. теология неоднократно приходила к мысли (ср., напр., "Прение души с телом", приписываемое Григорию Паламе), что телесность, отличающая человека от ангелов, изначально придает ему важнейшие религ. преимущества перед ними и лишь в силу грехопадения приобрела также негативные аспекты, по сути своей вторичные. Последние с т. зр. П. могут и должны быть реально преодолены уже в земной жизни. Святость понимается здесь не только как психологич. факт: она должна распространиться и на тело аскета, сообщая ему новое органич. состояние (в легендах животные узнают святого по запаху). Отсюда – специфич. стиль аскетизма в П. (т.н. "умное делание" – самый термин закрепляет императив конкретной активности, исключающий установку на сентимент. отвлеченность). Согласно традиции исихазма, навсегда оставшегося для П. классич. нормой, дух ("ум", греч. ????) не должен "выйти из тела" в экстатич. устремлении в потустороннее; напротив, он должен при молитве замкнуться в теле, "сойти в сердце", обеспечивая возможно более полный контроль над такими органич. процессами, как дыхание, сердцебиение и т.п. При этом сентимент. порывы, экзальтированная игра воображения и напряженная психологич. динамика, столь характерные для католич. мистики (галлюцинаторное визионерство с остро чувственной, нередко эротич. окраской, стигматы и т.п.), отвергались: стремление к строгой объективности и адекватности мистич. переживания торжествует здесь над субъективизмом и психологизмом. Внимание к физиологич. реальности сочетает в себе отголоски интуиции тела в греч. классике с влиянием вост. технологии экстаза. Мистико-аскетич. сторона П. благодаря своей разработанности оказывала в разное время огромное влияние на религ. философию Запада, к-рое началось задолго до разделения церквей (напр., влияние мистики Ареопагитик на пантеизм Иоанна Скота Эриугены – см. А. Бриллиантов, Влияние вост. богословия на западное в произв. Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898), но интенсивно продолжалось и после раскола (вост. мотивы в индивидуалистич. мистике Бернара Клервоского и др. мистич. течениях вплоть до 16–17 вв.). Мотивы мистич. метафизики имени, тела, света и т.п. в зап. теологии косвенно восходят к теориям вост. богословия (и через них – к неоплатонизму, но с важнейшей поправкой в оценке материи). Поздний зап.-европ. идеализм также иногда проявлял интерес к П. и его мистике, как это можно видеть, напр., у Баадера (ср. также Е. Benz, Die Bedeutung der griechischen Kirche f?r das Abendland, Wiesbaden, 1959). Перечисленные типологич. отличия зап. и вост. теологии оформляются в догматич. разногласиях. П. отвергает зап. добавление к символу веры filioque (похождение св. духа не только от отца, но и от сына), к-рое порождено восходящим к Августину субординационистским пониманием структуры триединства, неприемлемым для П. П. осталась чуждой юридич. концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков на потомков: в понимании П. грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеч. природы, наследств. предрасположенность к злу, но юридической ответственности за деяние Адама человек не несет. Поэтому в П. нет догмата о рождении девы Марии в результате "непорочного зачатия" (то есть такого, при к-ром наследств. ответственность за первородный грех оказалась бы снятой); неюридич. понимание греха в П. исключает и концепцию чистилища как временного удовлетворения. Организац. особенности П. определились в значит. мере спецификой политич. строя визант. империи. Клир в П. не так резко отделен от мирян (причащение под обоими видами для мирян, нет безбрачия духовенства); отсутствует централизованная организация (нац. церкви на деле вполне автономны по отношению к вселенскому патриарху, авторитет к-рого и теоретически ниже авторитета соборов); допускается богослужение на нац. языках. Все это не дало принять П. такого космополитич. характера, к-рый свойствен католицизму, и создало на рус. почве предпосылки для соединения принципа П. с "русской идеей" (теория "третьего Рима" в 16 в., славянофильство и т.п.). Религ. философия П. в России. С 14 в. на Руси усваиваются идеи визант. исихастов (кружок Сергия Радонежского, Нил Сорский и т.п.). При этом, в отличие от визант. П., абстрактно-онтологич. тема отступает на задний план, но характерный для П. наивный реализм проявляется с особенной колоритностью (напр., в спорах 14 в. о материальности рая, – см. "Послание архиепископа Новгородского Василия ко владыке Тверскому Феодору", в кн.: Полн. собр. рус. летописей, т. 6, СПБ, 1853). В 15–16 вв. рус. П. выдерживает борьбу с рядом еретич. движений (см. А. И. Клибанов, Реформац. движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960), а в рамках ортодоксии клерик. этатизм иосифлян оттесняет более "духовные" и философски содержательные тенденции нестяжателей. С 16 в. особое значение приобретает религ. осмысление возникающей централизованной монархии как "третьего Рима"; отныне рус. П. приобретает характер мессианич. исключительности, к-рый оно сохраняет и впоследствии (христианство почти отождествляется с рус. державой, правоверие даже греков, не говоря уже о католич. и протестант. народах, оказывается под подозрением). С этой же проблематикой связаны и споры 17 в., приведшие к расколу (см. Старообрядчество): в них речь шла об отношении к религ. традиции рус. национальности и о социальной позиции церкви. После реформ Петра I, приведших к резкому размежеванию общекультурной и церк. жизни, богословие принимает вульгарно-схоластич. характер и культивируется в замкнутом кругу, за пределами к-рого получают распространение идеи антиклерик. просветительства. В рамках церк. богословствования черты П. стираются под натиском зап. влияний; так, образцом для догматич. трактата Феофана Прокоповича – на лат. языке – служила протестантская догматика И. Герарда, образцом для гл. соч. Стефана Яворского "Камень веры..." – труды иезуита Беллярмина (см. Н. Koch, Die russische Orthodoxie im petrinischen Zeitalter. Ein Beitrag zur Geschichte westlicher Einfl?sse auf das ostslavische Denken, Breslau – Oppeln, 1929). Борьбу за реставрацию исихастской мистики ведет Паисий Величковский (1722–94) (перевод аскетико-мистич. визант. лит-ры – т.н. "Добротолюбие...", ч. 1–3, М., 1793; ср. А. И. Яцимирский, Возрождение визант.-болг. религ. мистицизма и слав. аскетич. лит-ры в XVIII в., X., 1905). Когда в нач. 19 в. правительств. политика под влиянием архимандрита Фотия пытается реставрировать "веру отеческую, православную", это казенное П. не получает никакого морального авторитета в кругах интеллигенции. Митрополит Филарет (Дроздов) стремился придать П. такую структуру, к-рая не оставляла бы места для религ.-филос. исканий (он настаивал, в частности, на теории неизменности догматов). К концу 30-х гг. 19 в. за пределами клерикально-цехового богословствования, в отталкивании как от материалистич. и атеистич. учений, так и от официозных тенденций складывается славянофильство, связывавшее идею П. с т.н. русской идеей, т.е. консервативно понятой "народностью" и с патриархальными, ср.-век. формами обществ. жизни. При этом у славянофилов осталось неясным соотношение между П. и националистич. мессианизмом: если видеть в П. некий общечеловеч. принцип (что не соответствует историч. судьбам П.), то "народность" может иметь значение только в своем отношении к этому принципу, если же переносить акцент на "народность", то П. – лишь "веры племенной богатство" (Хомяков), т.е. случайный атрибут народности. Внутр. противоречие между понятиями абс. бога и этнич. бога, присущее всякому религ. мессианизму, выявилось в дальнейшем развитии славянофильства. В монашеских кругах это время отмечено оживлением интереса к архаич. аспектам исихизма (физиологич. техника молитвы, см. Игнатий Брянчанинов, Аскетич. опыты, ч. 1–2, СПБ, 1865), постепенно сосредоточивающегося в Оптиной пустыни. Заявки славянофильства на создание оригинальной религ. философии были в систематич. форме реализованы в творчестве В. Соловьева. Настаивая на ортодоксальности своего учения (единств. цель его – "оправдать веру отцов"), Соловьев напряженно искал в то же время невозможного по сути своей преобразования ортодокс. П. в духе либерального идеала терпимости, свободы мысли, интеллектуального прогресса, что привело его к столкновению как с эпигонами славянофильства, так и с офиц. церковью. С этими же тенденциями связано возрождение этики П. у Достоевского, испытавшего влияние мистич. психологизма в духе Исаака Сириянина и исихазма; в "Братьях Карамазовых" Достоевский антиномически расщепляет идею П.: старец Ферапонт – это эмпирич. П. с его грубостью, обскурантизмом и тираничностью, старец Зосима – это идеализируемое "чистое" П. с вековыми традициями утонченной "духовности". Если Хомяков и особенно Соловьев и Достоевский стремились предельно расширить мировоззренч. структуру П., то на правом фланге религ. философии возникает стремление резко замкнуть ее и агрессивно противопоставить просветит. гуманизму. Эта тенденция характерна для Леонтьева (ср. его критику Достоевского в брошюре "Наши новые христиане", 1882), положившего начало аморалистич. эстетизации П. (типичной для позднебурж. мироощущения); с еще большей остротой это проявляется у Розанова ("Около церк. стен", т. 1–2, СПБ, 1906; "Рус. церковь и др. статьи", Париж, 1906), сопровождаясь разгромной критикой этич. основ христианства ("Люди лунного света", СПБ, 1911). Также и для Флоренского, перенесшего в клерик. науку изощреннейшие приемы интеллектуального декаданса, характерно нарочитое подчеркивание именно тех моментов П., к-рые своей суровой архаичностью в наибольшей степени эпатируют совр. сознание ("О духовной истине. Опыт православной феодиции", М., 1913 – здесь анализ П. как замкнутой мировоззренч. структуры достигает филигранной разработанности). В русле П. развивалась этич. философия В. И. Несмелова (1863–1920) и И. М. Тареева (1866–1934), в нек-рых отношениях предвосхитившая зап. религ. экзистенциализм. С. Аверинцев. Москва. Несмотря на массовый отход верующих от религии, вызванный коренными преобразованиями в России после Окт. революции, рус. П. продолжает еще оказывать влияние на нек-рые слои сов. граждан, особенно в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии и Молдавии [по данным социологич. исследований, приверженцы П. в центр. областях РСФСР составляют 15–17% взрослого населения; средний процент верующих (православных и католиков) в БССР равен 16 в городах и 39,6 – в сельской местности]. Совр. православная церковь, находясь в новых социальных условиях, применяет разнообразные формы религ. воздействия на массы, модернизирует свое вероучение и культ (отказ от отд. обрядов и обычаев или видоизменение их, напр. замена индивидуальной исповеди общей и т.п.), пытается обосновать мнимое "единство" социальных позиций христианства и коммунизма. Приспособление рус. православной церкви к современности – яркое проявление ее глубокого кризиса, связанного с общими процессами секуляризации обществ. жизни в условиях социалистич. строительства. Борьба с влиянием религ. идеологии, в частности идеологии П., является составной частью коммунистического воспитания , ставящего своей целью усвоение нар. массами науч., материалистич. мировоззрения. Многостороннее социологич. изучение форм религиозности, бытующих в социалистич. обществе, имеет важное значение для повышения действенности научно-атеистич. работы. См. Атеизм, Религия. П. Курочкин. Москва. Лит.: Зарин С., Аскетизм по православно-христ. учению, т. 1, кн. 1–2, СПБ, 1907; ?опов И. В., Идея обожения в др.-вост. церкви, М., 1909; Успенский Ф. П., Осн. характер греко-вост. П., Каз., 1911; Минин П., Гл. направления др.-церк. мистики, Сергиев Посад, 1915; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.–Л., 1931; Уткин Г. Т., П., М., 1961; Курочкин П. К., П. и гуманизм, М., 1962; Гордиенко Н. С., Носович В. И., Xарахоркин Л. Р., Совр. П. и его идеология, М., 1963; Heiler Р., Urkirche und Ostkirche, M?nch., 1937; Arseniew ?., Ostkirche und Mystik, 2 Aufl., M?nch., 1943; Onasch K., Geist und Geschichte der russischen Ostkirche, В., 1947; Sсhaeder H., M?ller L., Schneider R., Die Ostkirche und die russische Christenheit. Hrsg. von E. Benz, T?bingen, 1949; Janin R., Les ?glises orientales et ritcs orientaux, 4 ?d., P., [1955]; Benz E., Geist und Leben der Ostkirche, Hamb., [1957]; Воulgасоff S., L´orthodoxie, P., 1958; Gоrdillо M., Theologia orientalium cum latinorum comparata, t. 1, Romae, 1960; Lossky V., Th?ologie mystique de l´?glise d´Orient, [P., 1960]; Onasch K., Einf?hrung in die Konfessionskunde der orthodoxen Kirchen, В., 1962; Koch H., Kleine Schriften zur Kirchen-und Geistesgeschichte Osteuropas, Wiesbaden, 1962. Библ.: Attwater D., A list of books about the Eastern churches, Newport, 1960.

  1. православиеодно из осн. направлений н христианстве наряду с католицизмом и протестантизмом сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск империи и оформившееся после разд...Атеистический словарь
  2. православиеодно из осн. направлений н христианстве наряду с католицизмом и протестантизмом сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск империи и оформившееся после разд...Атеистический словарь II
  3. православиекалька с греч. orthodoxia букв. правильное суждение самое древнее направление в христианстве оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. ...Большая актуальная политическая энциклопедия
  4. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Получило распространение преим. в Вост. Европе и на Бл. Востоке. Среди ве...Большая советская энциклопедия
  5. православиеодно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сре...Большая Советская энциклопедия II
  6. православиес. рел. ortodossia f Итальянорусский словарь. Синонимы христианство...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. православиеправославие с das orthodoxe Christentum k r I ]Синонимы христианство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. православиесdas orthodoxe Christentum христианство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. православиес.ortodoxia f...Большой русско-испанский словарь
  10. православиесущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. православиес. рел. orthodoxie f...Большой русско-французский словарь
  12. православиеангл. Ortodoxy нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную Византию...Большой толковый социологический словарь II
  13. православиес. рел.orthodoxie f христианство...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве.Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную.Богословские основы определились в Византии в в...Большой энциклопедический словарь II
  15. "православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Большой энциклопедический словарь III
  16. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Большой энциклопедический словарь III
  17. православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Большой Энциклопедический словарь V
  18. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились ...Большой Энциклопедический словарь V
  19. православиеOrtodoxy христианское вероучение сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь в отличие от возникшего на Западе католицизма. Исторически П. возникло в г. с ...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  20. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве возникшее в с разделением Римской империи на Западную и Восточную окончательно сложившееся как самостоятельная це...Геокультурная энциклопедия
  21. православиеодно из трех основных наряду с католицизмом и протестантизмом христианских направлений Раскол христианской церкви на западнокатолическую и восточноправославную имел своей...Евразийская мудрость от А до Я
  22. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. православиеПравославие одно из основных направлений христианства. Считается что православие возникло в г. н.э. среди греков живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос....Исторический словарь
  24. православиеодно из направлений христианства сформировавшееся окончательно в XI веке. Сложилось на территории Византийской империи территория современных Греции Болгарии Турции в рез...История и теория культуры
  25. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Краткий исторический словарь
  26. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Краткий исторический словарь II
  27. православиехристианская традиция коренящаяся в апостольском Предании и охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы Балкан и Ближнего Востока. Центральным в православном м...Краткий религиозно-философский словарь
  28. православиеодно из главных направлений в христианстве сложившееся в Византии. Первые признаки разделения между православием восточным христианством и западным христианством католиче...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  29. православиея ср.em Одно из главных и старейших направлений в христианстве сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России.[Георгий] вступил в управ...Малый академический словарь
  30. православиекорень ПРАВОСЛАВ суффикс И окончание Е Основа слова ПРАВОСЛАВИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПРАВОСЛАВ И Е Слово Православие содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  31. православиеНачальная форма Православие винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  32. православиеПРАВОСЛАВИЕ славянский эквивалент ортодоксии греч. ortodoxia правильное знание. Термин впервые употребляется во в. в противоположности с гетеродоксией греч. geterodoxi...Новейший философский словарь
  33. православиеславянский эквивалент ортодоксии греч. ortodoxia правильное знание. Термин впервые употребляется во в. в противоположности с гетеродоксией греч. geterodoxia заблуждение...Новейший философский словарь II
  34. православиеправославие ср. Вероисповедание сложившееся в Византии до г. являвшееся официальной государственной религией Российского государства а в настоящее время являющееся наибо...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. православиеправославие православие я...Орфографический словарь
  36. православиеu сu Пр.u о православии христианство...Орфографический словарь русского языка
  37. православиеправильно славить Бога одно из направлений конфессий христианства окончательно сформировавшееся в XI в. в результате разделения церквей. Сложилось в Восточной Европе с ц...Основы духовной культуры
  38. православиеОдно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. ...Основы православной культуры
  39. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в ...Политическая наука - Словарь-справочник
  40. православиеПравославие одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Политология. Словарь.
  41. православиеправославие православия православия православий православию православиям православие православия православием православиями православии православиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  42. православиеОрфографическая запись слова православие Ударение в слове православие Деление слова на слоги перенос слова православие Фонетическая транскрипция слова православие [брваз...Полный фонетический разбор слов
  43. православиеединственное исповедание христианской веры которое хранит учение Христа и апостолов неизменно в том виде в котором оно изложено в Священном Писании Священном Предании и в...Православный энциклопедический словарь
  44. православиеодно из трех основных направлений в христианстве сложившееся после распада Римской империи и великого церковного раскола . Получило наибольшее распространение на Ближнем ...Религиоведческий словарь
  45. православиеправославнсть ности православна вра благочестя тя церк. православи. Поборник приверженец вия православник. Принять вие пристати на православну вру....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  46. православиеПРАВОСЛАВИЕ калька греч. правомыслие православие Термин означавший в раннехрист. времена истинную веру всей Церкви ортодоксия в противоположность еретическому разномыс...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  47. православиеОдно из основных и старейших направлений в христианстве наряду с католицизмом окончательно обособившееся и организационно оформившееся в XI в. в результате разделения хри...Россия. Лингвострановедческий словарь
  48. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из главных направлений христианстваem наряду с католицизмомem и протестантизмомem. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи...Русская энциклопедия
  49. православиеправославие яСинонимы христианство...Русский орфографический словарь
  50. православиеСр мн. нет pravoslavlq pravoslav mzhbi xristianln bir qolu....Русско-азербайджанский словарь
  51. православиеправославие с.iorthodoxy...Русско-английский словарь
  52. православиеправославие с. the OrthodoxGreek Church Orthodoxy православный . прил. Orthodox . в знач. сущ. м. а member of the Orthodox Church....Русско-английский словарь II
  53. православиеOrthodoxy рел....Русско-английский словарь политической терминологии
  54. православиесущ. рел христианство...Русско-английский юридический словарь
  55. православиеN...Русско-армянский словарь
  56. православиеПраваслае...Русско-белорусский словарь
  57. православиеправаслае ср. мн. нетi...Русско-белорусский словарь II
  58. православиеправославие с...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  59. православиеСинонимы христианство...Русско-ивритский словарь
  60. православиеправославие...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  61. православиеср. православие христиан дининин бир бутагы....Русско-киргизский словарь
  62. православиеdngzhngjio xljioСинонимы христианство...Русско-китайский словарь
  63. православиеpareizticba...Русско-латышский словарь
  64. православиеstaiatikyb...Русско-литовский словарь
  65. православиеправославиес рел. ....Русско-новогреческий словарь
  66. православиеautoritetstro христианство...Русско-норвежский словарь
  67. православиеprawosawie...Русско-польский словарь
  68. православиес релu ortodoxia f христианство...Русско-португальский словарь
  69. православиеПравославие[kanisa la] ortodoksi...Русско-суахили словарь
  70. православиеправославие православия...Русско-таджикский словарь
  71. православиес православие христиан динене кнчыгыш тармагы...Русско-татарский словарь
  72. православиес христианство...Русско-турецкий словарь
  73. православиеnemortodoksinen usko православный...Русско-финский словарь
  74. православиеpravoslavn vyznn pravoslav...Русско-чешский словарь
  75. православиесущ.сред православи христиан тнн тп юпписенчен при...Русско-чувашский словарь
  76. православие.strong ortodoksia.strong igeusk...Русско-эстонский словарь
  77. православиеправославиеСинонимы христианство...Русское словесное ударение
  78. православиехристианское вероучение сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде в каком они изложены в Священном Писании Священном Предании и в древних симв...Святая Русь - энциклопедический словарь
  79. православиеправославие христианство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  80. православиеправославие я Синонимы христианство...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  81. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии ...Словарь исторических терминов
  82. православиеодно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Вначале П. не имело единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько само...Словарь конфликтолога
  83. православиеОдна из главных христианских церквей наряду с католичеством и протестантскими церквами. Распространена в ряде восточнославянских стран в Греции Румынии и некрых других ст...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  84. православиеправославие см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  85. православиеистовое православиеСинонимы христианство...Словарь русской идиоматики
  86. православиеправославиеСм. вера....Словарь синонимов II
  87. православиеправославие См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. православие вера христианство Словарь русских син...Словарь синонимов II
  88. православиеправославие вера христианство...Словарь синонимов
  89. православиеh православиеbig сущ.сред.неод.i ед.им. Царь хорош так и все православие гремит многие лета.Пс....Словарь языка Грибоедова
  90. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Словарь-справочник по философии
  91. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Современный энциклопедический словарь
  92. православиеразновидность христианства распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Д...Тематический философский словарь
  93. православиеOrthodox Tradition the. Направление христианства крого традиционно придерживаются гл. обр. национальные церкви Вост. Средиземноморья и Вост. Европы. Центр православия Все...Теологический энциклопедический словарь
  94. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной Римской церковью осталось назв...Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
  95. православиеПРАВОСЛАВИЕ я ср. Одно из основных направлений христианствавероисповедание окончательно сложившееся в Византии в II в. каквосточнохристианская церковь. Религиознофилософс...Толковый словарь Ожегова
  96. православиеПРАВОСЛАВИЕ православия мн. нет ср. Разновидность христианской религии вероисповедание перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией...Толковый словарь русского языка II
  97. православиеправославие православие я ср. Одно из основных направлений христианства вероисповедание окончательно сложившееся в Византии в в. как восточнохристианская церковь. Религи...Толковый словарь русского языка II
  98. православиеПРАВОСЛАВИЕ я ср. Одно из основных направлений христианства вероисповедание окончательно сложившееся в Византии в в. как восточнохристианская церковь. Религиознофилософс...Толковый словарь русского языка
  99. православиеУдарение в слове православиеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове православие...Ударение и правописание
  100. православиеRzeczownik православие n prawosawie n...Универсальный русско-польский словарь
  101. православиеразновидность христианства одно из главных его направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. Распространено главным образом в России других странах Восточной Европ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  102. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из трех главных христ. вероисповеданий наряду с католицизмомem и протестантизмомem распространенное гл. о. в странах Восточной Европы Ближнего Востока и ...Философская энциклопедия
  103. православиехристианская конфессия представляющая собой восточную ветвь религиозной традиции христианской Церкви. П. принятое на Руси в качестве государственной религии в г. св. кня...Философский глоссарий
  104. православиеодно из трех главных христ. вероисповеданий наряду с католицизмом и протестантизмом распространенное гл. о. в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сло...Философский энциклопедический словарь II
  105. православиегреч. orthodoxia разновидность христианства распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное ...Философский энциклопедический словарь
  106. православиеправославие православия православия православий православию православиям православие православия православием православиями православии православиях Источник Полная акцен...Формы слова
  107. православиеодна из ветвей христианства. В г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом па...Экономическая география. Словарь терминов
  108. православиеСерп Серов Серо Сериал Сервал Серв Сера Севр Сев Свора Своп Свирепо Сверло Свара Свал Саров Сари Сараево Сара Сапр Саперави Сапер Сап Салоп Саловар Сало Салеп Савели Саве...Электронный словарь анаграмм русского языка
  109. православиеПравославие название христианского вероисповедания к которому в настоящее время принадлежат церкви русская греческая сербская черногорская румынская славянския в австрий...Энциклопедический словарь
  110. "православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Энциклопедический словарь естествознания
  111. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились ...Энциклопедический словарь естествознания
  112. православиеназвание христианского вероисповедания к которому в настоящее время принадлежат церкви русская греческая сербская черногорская румынская славянския в австрийских владения...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  113. православиеодно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи полностью самостоятельно ...Энциклопедия История отечества
  114. православиеодно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи полностью самостоятельно ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  115. православиеПравославие одно из трех основных наряду с католицизмом и протестантизмом христианских направлений. Богословские идеологические основы православия складывались в VIIIXI в...Энциклопедия культурологии
  116. православиеангл. Ortodoxy нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную Византию...Энциклопедия социологии