Энциклопедия культурологии

ПРАВОСЛАВИЕ

Православие
одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Богословские, идеологические основы православия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.
одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX – XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. На Руси с конца X в. (Крещение Руси), с 1448 г. – русская православная церковь. Догматические отличия: признание исхождения святого духа только от Бога–Отца, непогрешимость церкви в целом (а не главы ее), неизменность догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая система церковного пения и т.п. В отличие от католицизма не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей.
............
☼ (калькагреч.- «правая вера»; распространенное толкование, согласно которому речь идет о правильном способе славить Бога, с намеком на литургическую культуру П., этимологически невозможно) — одно из трех основных вероисповеданий христианства, исторически сложившееся и развивавшееся в рамках Византийской империи и областей ее культурного влияния (южное славянство, Россия). В настоящее время распространено преимущественно в России, Белоруссии, на Украине, в Греции, на Кипре, в Румынии, Югославии, Болгарии, в Грузии, а также везде, где живут выходцы из православных стран.Существует 15 автокефальных церквей: 9 патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), автокефальные церкви, возглавляемые архиепископами (Кипрская, Элладская, Албанская) и митрополитами (Польская, Чешских земель и Словакии, Американская). Хотя церкви и занимают разные места в диптихе, но речь идет только о преимуществах чести, а не о различии в правах. Более нюансировано понятие «автономной» церкви (напр., Украинская и Японская — «под омофором» Московского патриархата, Финляндская — в таких же отношениях с Константинопольским патриархатом и т. п.). Наконец, в различных странах мира имеются православные епархии.
Первоначально вся христианская Церковь именовала себя и православной (т. е. ортодоксальной) и кафолическойкатолической (т. е. всеобщей, в традиционном церковнославянском переводе — «соборной») в отличие от еретических группировок. После разделения церквей (схизмы) в 1054 г. название «католическая» осталось за западной (римской), «православная» — за восточной (византийской) церковью (впрочем, в обоих случаях оба эпитета были удержаны как официальное самоназвание, употребительное в богословском дискурсе).
Типологические особенности П. Как и католицизм, П. сформировалось на исходе античности и в начале Средних веков; общими чертами их мировоззрения являются: весьма конкретное представление об «освящении» человечества; перенесение центра тяжести с индивидуальной религиозной жизни на сверхличную всеобщность («соборность») Церкви; иерархическое выделение духовенства, по молитвам которого спасаются миряне, — в католичестве в центре стоит клирик, в П. наряду со священником как совершителем таинств столь же важен монах-подвижник, «старец» (впрочем П. высоко ставит место церковного народа, т. е. «мирян» как хранителей традиции веры, что связано с неоднократно повторяющейся ситуацией, когда именно миряне и монашество защищали П. против большинства епископата, напр., во времена иконоборчества и т. д., и что проявляется в отказе П. теоретически принять католическое деление Церкви на «учащую», т. е. клир, и «учащуюся», т. е. мирян, а в области сакраментального обихода — в причащении мирян наравне с духовенством «под обоими видами» хлеба и вина); высокая оценка аскетизма и различные этические нормы для аскета и для мирянина, а в связи с этим - само наличие института монашества; сакраментальное понимание каждой реалии культа как не только символического знака, но также и носителя святости, в связи с чем - почитание священных предметов, изображений, мощей и других реликвий (в сравнении с поздним католицизмом П. менее акцентирует различие между таинством и обрядовой святыней, придавая, в частности, гораздо больше значения иконе и не допуская введенного в католичестве после XIII в. особого почитания и созерцания Св. Даров вне самого акта причащения). Это — общие черты, отличающие как П., так и католицизм от протестантских религиозных систем. Наряду с этим следует отметить также принципиальное принятие в качестве источника истин веры наряду с Писанием (т. е. Библией) также и Предания (т. е. живой традиции веры и религиозной практики, передаваемой изустно и фиксируемой в обиходе Церкви и в текстах особенно авторитетных богословов, называемых в широком смысле Отцами Церкви — в отличие от узкого смысла, имеющего в виду признанных Церковью мыслителей особенно важной для П. эпохи II-VIII вв.); см. ст. «Патристика»; Лютер противопоставил этому свой тезис: «одно только Писание» («sola Scriptura»). Такие важные компоненты критики П., как почитание Богоматери, святых и ангелов, основываются именно на Предании и постольку отвергаются протестантизмом.
Однако наряду с этим между П. и католицизмом существуют догматические и цивилизационные различия, наметившиеся еще до разделения церквей, которые можно хотя бы отчасти объяснить как разницей социальных условий Византии и Западной Европы, так и воздействием культурных традиций античной Греции для П. и Рима для католицизма.
Исторической почвой, на которой складывались особенности П., в течение тысячелетия была Восточная Римская империя, постепенно приобретавшая свой средневековый облик т. н. Византии (опорные даты: Миланский эдикт императора Константина I, легализовавший христианство в Римской империи, — 313 г.; Первый Вселенский Собор под председательством Константина — 325; антиязыческий эдикт Феодосия I, дающий христианству статус государственной религии, — 391; окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную, т. е. Византийскую, - 395). Наличие стабильной и централизованной государственности препятствовало характерному для Запада широкому перенятию клиром и монашеством государственно-административных функций и, напротив, способствовало развитию и углублению взаимодополняющего контраста между двумя полюсами византийской цивилизации: с одной стороны, столицей (Константинополем) как резиденцией высшей государственной (императорский двор) и высшей церковной власти (патриарший двор), а также культурных институций с сильными античными традициями, с другой стороны, «пустыней», безлюдной и скудной местностью, избранной в качестве локуса монашеского подвига (напр., Египет, Синай, позднее Афон). Взаимоотношения между этими полюсами были далеко не просты, но каждый из них логически требовал друг друга. То же можно сказать о взаимоотношениях между императорской и патриаршей властью; идеальным принципом была т. н. «симфония» (греч.сшцфаиЛа, — «гармония, созвучие, согласие»), реальность включала многочисленные конфликты, в которых преимущество силы более или менее неизменно принадлежало светской власти, хотя определенные границы для него ставил моральный авторитет Церкви. Наряду с переживанием высокого статуса византийской государственности («Нового Рима»), в опыт П. навсегда вошло настроение повторявшихся ситуаций, когда П. нужно было защищать именно от императоров - арианцев, иконоборцев и т. п. В этих ситуациях еретикам-императорам обычно удавалось привлечь на свою сторону специально подобранную верхушку духовенства; вдохновителями церковного народа в борьбе за П. обычно выступали почитаемые народом монахи.
Базой для богословских построений П. была непосредственно воспринятая традиция греческой идеалистической философии (прежде всего неоплатонизма) с ее культурой объективно-онтологического умозрения и, что особенно важно, с ее опытом такой организации религиозного переживания, при которой мистический опыт теснейшим образом связан с интуитивным восприятием категориальных концептов. Без этого платоновско-неоплатонического опыта была бы невозможна православная христология с ее продумыванием категориальных соотношений «Ипостасей» в структуре Триединства и «Естеств» (и соответствующих им воль) в структуре Богочеловечества. В западном богословии такая проблематика выступает сравнительно бледнее. На его стиль оказала решающее воздействие иная философская традиция — римский морализм, в рамках которого этатистско-юридический практицизм (Цицерон) и рефлектирующий психологизм (Сенека) дополняют друг друга. Поэтому мировоззренческий стиль западной теологии более историчен («О Граде Божием» Августина), стиль восточной теологии — более онтологичен. Ввиду этого для католической теологии Бог и человек суть прежде всего субъекты воли, для П. — участники онтологических отношений. Для первой важнее всего найти гармонию между двумя волями либо в рационалистическо-юридической плоскости (схоластика), либо на путях эмоционального переживания (мистика); основная теоретическая проблема западной теологии — соотношение свободной воли человека и предопределяющей воли Бога. В этом отношении как для католицизма, так и для протестантизма конститутивно важна (позитивно или негативно) теория предопределения, совершенно безразличная для П. Последнее ищет возможность объективного, сущностного приобщения человеческой природы к Божественной; поэтому церковнославянский термин «обожение» — ключевое слово всей православной мистики. Основная умозрительная проблема П. — онтологическое соотношение человеческой и Божественной природ в ипостас-ном (личном) единстве Богочеловека. Стиль теологии католицизма конституировался в августинианско-пелагианских спорах о воле и благодати (см. ст. «Августин»), практически не нашедших резонанса на Востоке; для П. такую же роль сыграли христологические споры IV-VI вв. Католическая догматика склонна (с большой формально-логической разработанностью) усматривать в благодати такое действие Божества, которое остается внеположным по отношению к Его сущности, «тварным», т. е. сотворенным (ср. соответствующие определения в булле Климента VI «Filius Dei unigenitus» 1343 г. и постановлениях Тридентского собора, 1545-63 гг., хотя у католических мистиков порой можно найти иные акценты). Напротив, П. мыслит благодать как непосредственное действие Божества, применительно к которому не может идти речь об онтологической грани. В «энергиях» Божества присутствует Его Сущность - таков вердикт П. в паламитских спорах XIV в. (см. ст. «Григорий Палама»),
Поэтому в религиозной мысли П. важная тема — обожествление вещественного, происходящее через «усвоение» (dlKe'uooiQ (iexd6oгреч. УОЩ) не должен «выходить из тела»; напротив, он должен при молитве замкнуться в теле, «сойти в сердце», фоном чего должен быть возможно более полный контроль над такими органическими процессами, как дыхание, сердцебиение и т. п. При этом эмоциональные порывы, экзальтированная игра воображения и напряженная психологическая динамика, часто характерные для католической мистики, нежелательны: стремление к строгой объективности и адекватности мистического переживания торжествует здесь над субъективизмом и психологизмом.
Мистико-аскетическая сторона П. благодаря своей разработанности оказывала в разное время заметное влияние на религиозную философию Запада, которое началось задолго до разделения церквей (напр., влияние мистики Псевдо-Дионисия Ареопагита на пантеизм Иоанна Скота Эриугены — см. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898), но продолжалось и после раскола. Мотивы мистической метафизики имени, тела, света и т. п. в западной теологии косвенно восходят к теориям восточного богословия (и через них — к неоплатонизму, но с важнейшими поправками). Большой интерес к мистике П. в кругах немецкого протестантского пиетизма в XVIII в. стимулировал, между прочим, первое издание важных текстов (напр., греческой версии Исаака Сирина). Этот интерес был отчасти унаследован мыслителями немецкого романтизма, как это можно видеть, напр., у Баадера (ср. также: Benz Е. Die Bedeutung der griechischen Kirche for das Abendland. Wiesbaden, 1959). В настоящее время на западные языки широко переводятся православные аскетические руководства по практике т. н. Иисусовой молитвы (особенно анонимное русское произведение XIX в. «Откровенные рассказы странника»). В XX в. во всем мире была осознана духовная, но также эстетическая и культурная ценность древнерусской и вообще православной иконы, так что копии и подражания знаменитым иконам повсеместно украшают католические и англиканские храмы и капеллы.
Перечисленные типологические отличия западного и восточного богословия оформляются в догматических разногласиях. П. не приемлет западное добавление к символу веры Filioque (исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына), которое порождено восходящим к Августину пониманием структуры Троичности Божества. Далее, для П. осталась в общем чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков на потомков: в понимании П. грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность к злу, но юридической ответственности за деяние Адама человек не несет.
Поэтому в П. нет провозглашенного догмата о рождении Девы Марии в результате «непорочного зачатия» (т. е. такого, при котором наследственная ответственность за первородный грех оказалась бы снятой). Организационные особенности П. определились в значительной мере спецификой политического строя Византийской империи. Клир в П. не так резко отделен от мирян (причащение под обоими видами для мирян, нет безбрачия духовенства); отсутствует централизованная организация (национальные церкви на деле вполне автономны по отношению к Вселенскому патриарху, авторитет которого и теоретически ниже авторитета соборов); допускается богослужение на национальных языках.
Религиозная философия П. в России. С XIV в. на Руси усваиваются идеи византийских исихастов (кружок Сергия Радонежского, Нил Сорский и т. п.). При этом, в отличие от византийского П., догматическое теоретизирование отступает на задний план сравнительно с наивным реализмом (напр., в спорах XIV в. о материальности рая — см. Послание архиепископа Новгородского Василия ко владыке Тверскому Феодо-ру. — В кн.: Поли. собр. русских летописей, т. 6. СПб., 1853). В XV-XVI вв. русское П. выдерживает борьбу с рядом еретических движений, а в рамках ортодоксии клерикальный этатизм иосифлян оттесняет более «духовные» и философски содержательные тенденции нестяжателей. С XVI в. особое значение приобретает религиозное осмысление возникающей державы как «Третьего Рима»; ощущается настроение мессиа-нической исключительности (П. почти отождествляется с русской державой, правоверие даже греков оказывается под подозрением). С этой же проблематикой связаны и споры XVII в., приведшие к расколу: в них речь шла об отношении к религиозной традиции русской национальности и о социальной позиции Церкви. Уже в XVII в. и особенно после реформ Петра I, приведших к резкому размежеванию общекультурной и церковной жизни, богословие принимает западно-схоластический характер и культивируется в замкнутом кругу, за пределами которого получают распространение идеи антиклерикального просветительства. В рамках церковного богословствования черты П. стираются под натиском западных влияний; так, образцом для догматического трактата Феофана Прокоповича — на латинском языке — служила протестантская догматика И. Герарда, образцом для главного сочинения Стефана Яворского «Камень веры...» - труды иезуита Беллармина (см. Koch H. Die russische Orthodoxie im petrinischen Zeitalter. Ein Beitrag zur Geschichte westlicher Einflusse auf das ostslavische Denken. Breslau-Oppeln, 1929). Борьбу за реставрацию исихастской мистики ведет Паисий Величковский (1722-94) (перевод аскетико-мистической византийской литературы — т. н. «Добротолюбие...», ч. 1-3. М., 1793; ср.: Яцимирский А. И. Возрождение византийско-болгарского религиозного мистицизма и славянской аскетической литературы в XVIII в. Харьков, 1905), в XIX в. его дело было продолжено Оптиной пустынью.
С конца 30-х гг. XIX в. за пределами духовно-академического богословствования, в отталкивании как от материалистических и атеистических учений, так и от официозных тенденций складывается славянофильство, связывавшее идею П. с «русской идеей», т. е. консервативно понятой «народностью», и с патриархальными формами общественной жизни. При этом у славянофилов осталось неясным соотношение между П. и националистическим мессианизмом: если видеть в П. некий общечеловеческий принцип (что не соответствует историческим судьбам П.), то «народность» может иметь значение только в своем отношении к этому принципу, если же переносить акцент на «народность», то П. — «веры племенной богатство» (Хомяков), т. е. один из атрибутов национального. На фоне религиозно-философской жизни Запада славянофильство предстает как аналогия католическим и протестантским попыткам переосмыслить данности религиозной традиции в контексте романтического и постромантического историзма (Оксфордское движение в англиканстве, движение в немецком католицизме, приведшее к возникновению т. н. старокатолицизма, философия Розмини в Италии и т. д.). В монашеских кругах это время отмечено оживлением интереса к практическим аспектам исихазма (физиологическая техника молитвы, см.: Брянчанинов Игнатий. Аскетические опыты, ч. 1-2. СПб., 1865). Заявки славянофилов на создание оригинальной религиозной философии были в систематической форме реализованы в творчестве В. С. Соловьева. Настаивая на ортодоксальности своего учения (цель его — «оправдать веру отцов»), Соловьев напряженно искал в то же время трудного и вызывающего большие споры преобразования П. в духе идеала свободы мысли и интеллектуального прогресса. Со сходными тенденциями связано возрождение этики П. у Ф. М. Достоевского, испытавшего влияние мистического психологизма в духе Исаака Сирина и исихазма; в «Братьях Карамазовых» Достоевский антиномически расщепляет идею П.: старец Фераионт — это эмпирическое лже-православие с его грубостью, обскурантизмом и тираничностью, старец Зосима — это сама идея П. с вековыми традициями тонкой духовности.
Если Хомяков и особенно Соловьев и Достоевский стремились предельно расширить мировоззренческую структуру П., то на правом фланге религиозной философии возникает стремление замкнуть ее и резко противопоставить гуманизму либерального толка. Эта тенденция характерна для К. Леонтьева (ср. его критику Достоевского в брошюре «Наши новые христиане», 1882), положившего начало аморалисти-ческой эстетизации П. (типичной затем для поры символизма); с еще большей остротой это проявляется у В. В. Розанова (Около церковных стен, т. 1-2. СПб., 1906; Русская церковь и другие статьи. Париж, 1906). Также и для свящ. П. Флоренского, стремившегося перенести в церковную науку изощреннейшие приемы дискурса т. и. Серебряного века, характерно подчеркивание именно тех моментов традиционного П., которые своей суровой архаичностью в наибольшей степени создают шок для современного сознания (О духовной истине. Опыт православной феодицеи. М., 1913 — здесь анализ П. как замкнутой мировоззренческой структуры достигает филигранной разработанности).
Русское П. в XX в. испытало резкое крушение всех прежних навыков жизни православного опыта, что во многом определило опыт западных христиан. В изгнании и среди гонений 20-30-х гг. в СССР крайняя внешняя скудость порой делала возможной редкую духовную свободу, сосредоточение на самой сути христианства; об этом опыте наиболее адекватно напоминает митрополит Антоний Сурожский (Блум, род. 1914), выросший в парижском изгнании и действующий в Лондоне проповедник и духовный писатель, выразивший вневременные ценности П. В то же время испытания вызвали институциональные кризисы, расколы и разделения: в СССР — возникновение в начале 20-х гг. «обновленчества», движения т. н. «иепоминающих» и Катакомбной церкви, после обнародования в 1927 г. «Декларации» митрополита Сергия о лояльности к советскому режиму, и др.; в церковной жизни русской диаспоры — расхождение с 1922 г. по вопросу о статусе монархической идеи двух направлений: «карловацкого» (ныне «Русская Православная Церковь За Рубежом») и «евлогианского» по имени митрополита Евлогия (Георгиевского, 1868-1946; почти все известные богословы и философы русской диаспоры принадлежали ко второму направлению). Атмосфера патриотического порыва, возникшая во время 2-й мировой войны, побудила власти пойти на уступки Русской Православной Церкви, в частности было открыто 8 семинарий и две Духовные академии, начал выходить малым тиражом «Журнал Московской патриархии». На рубеже 50-60-х гг. начинает миссионерскую деятельность среди современных интеллигентов о. Александр Мень (1935-90).
В русской диаспоре сложился новый тип православного священника, далекий от «семинарщины» и бытовых традиций «духовного сословия» старой России, но удалявшийся и от романтизма русских мистиков предреволюционной поры (о. Александр Ельчанинов, 1881-1934, и др.). Иной, сугубо реставраторский характер имеет духовность Русской Православной Церкви За Рубежом, имеющая своим центром монастырь Джорданвиль в США. На основе древнецерковных традиций, но с учетом нового опыта русской диаспоры разрабатывал учение о Церкви как единении всего народа Божьего вокруг Евхаристии о. Николай Афанасьев (1893-1966) (невозможность «иной власти, кроме власти любви», высокое достоинство мирян как хранителей единства Священного Предания и т. д.). Его экклезиология оказала влияние и за пределами русского П., с направлением, заданным ей, связана работа греческого богослова епископа Иоанна Пергамского (Зизиуласа).
Для углубленного понимания наследия Отцов Церкви и византийского мистико-аскетического богословия важное значение имеют работы о. Георгия Флоровского «Восточные отцы IV века» (1933), «Византийские отцы V—VIII веков» (1934) и его концепция «неопатристического синтеза», обращение к богословско-философским идеям св. Максима Исповедника, начавшееся еще в предреволюционной России (работы Епифановича), особый интерес к православной мистике св. Симеона Нового Богослова (издания текстов епископом Василием Кривошеиным в серии «Sources chretiennes» и его исследование «Dans la lumiere du Christ: St. Symeon le Nouveau Theologien», 1980) и византийских исихастов (труды о. Иоанна Мейендорфа (1926-92), и прежде всего его «Введение в изучение Григория Паламы», 1959 (MeyendotffJ. Introduction a I'etude de Gregoire Palamas, 1959, рус. пер. 1997), а в русской православной диаспоре являлись такие плоды усвоения иконной традиции, как труды по богословию иконы Л. А. Успенского. В настоящее время в России наблюдается возрождение серьезных штудий, продолжающих инициативы русской православной науки в изгнании (работы Г. М. Прохорова, А. И. Сидорова, В. М. Лурье, историко-богословские труды о. Илариона Алфеева, посвященные творчеству Исаака Сирина и Симеона Нового Богослова, и др.).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
христианство


  1. православиеодно из осн. направлений н христианстве наряду с католицизмом и протестантизмом сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск империи и оформившееся после разд...Атеистический словарь
  2. православиеодно из осн. направлений н христианстве наряду с католицизмом и протестантизмом сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск империи и оформившееся после разд...Атеистический словарь II
  3. православиекалька с греч. orthodoxia букв. правильное суждение самое древнее направление в христианстве оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. ...Большая актуальная политическая энциклопедия
  4. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Получило распространение преим. в Вост. Европе и на Бл. Востоке. Среди ве...Большая советская энциклопедия
  5. православиеодно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сре...Большая Советская энциклопедия II
  6. православиес. рел. ortodossia f Итальянорусский словарь. Синонимы христианство...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. православиеправославие с das orthodoxe Christentum k r I ]Синонимы христианство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. православиесdas orthodoxe Christentum христианство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. православиес.ortodoxia f...Большой русско-испанский словарь
  10. православиесущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. православиес. рел. orthodoxie f...Большой русско-французский словарь
  12. православиеангл. Ortodoxy нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную Византию...Большой толковый социологический словарь II
  13. православиес. рел.orthodoxie f христианство...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве.Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную.Богословские основы определились в Византии в в...Большой энциклопедический словарь II
  15. "православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Большой энциклопедический словарь III
  16. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Большой энциклопедический словарь III
  17. православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Большой Энциклопедический словарь V
  18. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились ...Большой Энциклопедический словарь V
  19. православиеOrtodoxy христианское вероучение сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь в отличие от возникшего на Западе католицизма. Исторически П. возникло в г. с ...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  20. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве возникшее в с разделением Римской империи на Западную и Восточную окончательно сложившееся как самостоятельная це...Геокультурная энциклопедия
  21. православиеодно из трех основных наряду с католицизмом и протестантизмом христианских направлений Раскол христианской церкви на западнокатолическую и восточноправославную имел своей...Евразийская мудрость от А до Я
  22. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. православиеПравославие одно из основных направлений христианства. Считается что православие возникло в г. н.э. среди греков живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос....Исторический словарь
  24. православиеодно из направлений христианства сформировавшееся окончательно в XI веке. Сложилось на территории Византийской империи территория современных Греции Болгарии Турции в рез...История и теория культуры
  25. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Краткий исторический словарь
  26. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Краткий исторический словарь II
  27. православиехристианская традиция коренящаяся в апостольском Предании и охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы Балкан и Ближнего Востока. Центральным в православном м...Краткий религиозно-философский словарь
  28. православиеодно из главных направлений в христианстве сложившееся в Византии. Первые признаки разделения между православием восточным христианством и западным христианством католиче...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  29. православиея ср.em Одно из главных и старейших направлений в христианстве сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России.[Георгий] вступил в управ...Малый академический словарь
  30. православиекорень ПРАВОСЛАВ суффикс И окончание Е Основа слова ПРАВОСЛАВИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПРАВОСЛАВ И Е Слово Православие содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  31. православиеНачальная форма Православие винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  32. православиеПРАВОСЛАВИЕ славянский эквивалент ортодоксии греч. ortodoxia правильное знание. Термин впервые употребляется во в. в противоположности с гетеродоксией греч. geterodoxi...Новейший философский словарь
  33. православиеславянский эквивалент ортодоксии греч. ortodoxia правильное знание. Термин впервые употребляется во в. в противоположности с гетеродоксией греч. geterodoxia заблуждение...Новейший философский словарь II
  34. православиеправославие ср. Вероисповедание сложившееся в Византии до г. являвшееся официальной государственной религией Российского государства а в настоящее время являющееся наибо...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. православиеправославие православие я...Орфографический словарь
  36. православиеu сu Пр.u о православии христианство...Орфографический словарь русского языка
  37. православиеправильно славить Бога одно из направлений конфессий христианства окончательно сформировавшееся в XI в. в результате разделения церквей. Сложилось в Восточной Европе с ц...Основы духовной культуры
  38. православиеОдно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. ...Основы православной культуры
  39. православиеодно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в ...Политическая наука - Словарь-справочник
  40. православиеПравославие одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Политология. Словарь.
  41. православиеправославие православия православия православий православию православиям православие православия православием православиями православии православиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  42. православиеОрфографическая запись слова православие Ударение в слове православие Деление слова на слоги перенос слова православие Фонетическая транскрипция слова православие [брваз...Полный фонетический разбор слов
  43. православиеединственное исповедание христианской веры которое хранит учение Христа и апостолов неизменно в том виде в котором оно изложено в Священном Писании Священном Предании и в...Православный энциклопедический словарь
  44. православиеодно из трех основных направлений в христианстве сложившееся после распада Римской империи и великого церковного раскола . Получило наибольшее распространение на Ближнем ...Религиоведческий словарь
  45. православиеправославнсть ности православна вра благочестя тя церк. православи. Поборник приверженец вия православник. Принять вие пристати на православну вру....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  46. православиеПРАВОСЛАВИЕ калька греч. правомыслие православие Термин означавший в раннехрист. времена истинную веру всей Церкви ортодоксия в противоположность еретическому разномыс...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  47. православиеОдно из основных и старейших направлений в христианстве наряду с католицизмом окончательно обособившееся и организационно оформившееся в XI в. в результате разделения хри...Россия. Лингвострановедческий словарь
  48. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из главных направлений христианстваem наряду с католицизмомem и протестантизмомem. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи...Русская энциклопедия
  49. православиеправославие яСинонимы христианство...Русский орфографический словарь
  50. православиеСр мн. нет pravoslavlq pravoslav mzhbi xristianln bir qolu....Русско-азербайджанский словарь
  51. православиеправославие с.iorthodoxy...Русско-английский словарь
  52. православиеправославие с. the OrthodoxGreek Church Orthodoxy православный . прил. Orthodox . в знач. сущ. м. а member of the Orthodox Church....Русско-английский словарь II
  53. православиеOrthodoxy рел....Русско-английский словарь политической терминологии
  54. православиесущ. рел христианство...Русско-английский юридический словарь
  55. православиеN...Русско-армянский словарь
  56. православиеПраваслае...Русско-белорусский словарь
  57. православиеправаслае ср. мн. нетi...Русско-белорусский словарь II
  58. православиеправославие с...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  59. православиеСинонимы христианство...Русско-ивритский словарь
  60. православиеправославие...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  61. православиеср. православие христиан дининин бир бутагы....Русско-киргизский словарь
  62. православиеdngzhngjio xljioСинонимы христианство...Русско-китайский словарь
  63. православиеpareizticba...Русско-латышский словарь
  64. православиеstaiatikyb...Русско-литовский словарь
  65. православиеправославиес рел. ....Русско-новогреческий словарь
  66. православиеautoritetstro христианство...Русско-норвежский словарь
  67. православиеprawosawie...Русско-польский словарь
  68. православиес релu ortodoxia f христианство...Русско-португальский словарь
  69. православиеПравославие[kanisa la] ortodoksi...Русско-суахили словарь
  70. православиеправославие православия...Русско-таджикский словарь
  71. православиес православие христиан динене кнчыгыш тармагы...Русско-татарский словарь
  72. православиес христианство...Русско-турецкий словарь
  73. православиеnemortodoksinen usko православный...Русско-финский словарь
  74. православиеpravoslavn vyznn pravoslav...Русско-чешский словарь
  75. православиесущ.сред православи христиан тнн тп юпписенчен при...Русско-чувашский словарь
  76. православие.strong ortodoksia.strong igeusk...Русско-эстонский словарь
  77. православиеправославиеСинонимы христианство...Русское словесное ударение
  78. православиехристианское вероучение сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде в каком они изложены в Священном Писании Священном Предании и в древних симв...Святая Русь - энциклопедический словарь
  79. православиеправославие христианство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  80. православиеправославие я Синонимы христианство...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  81. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии ...Словарь исторических терминов
  82. православиеодно из основных наряду с католицизмом и протестантизмом направлений в христианстве. Вначале П. не имело единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько само...Словарь конфликтолога
  83. православиеОдна из главных христианских церквей наряду с католичеством и протестантскими церквами. Распространена в ряде восточнославянских стран в Греции Румынии и некрых других ст...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  84. православиеправославие см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  85. православиеистовое православиеСинонимы христианство...Словарь русской идиоматики
  86. православиеправославиеСм. вера....Словарь синонимов II
  87. православиеправославие См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. православие вера христианство Словарь русских син...Словарь синонимов II
  88. православиеправославие вера христианство...Словарь синонимов
  89. православиеh православиеbig сущ.сред.неод.i ед.им. Царь хорош так и все православие гремит многие лета.Пс....Словарь языка Грибоедова
  90. православиеодно из трех основных направлений христианства оформившееся после разделения его в г. на западную католическую и восточную церкви. В г. император Римской империи Конста...Словарь-справочник по философии
  91. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в...Современный энциклопедический словарь
  92. православиеразновидность христианства распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Д...Тематический философский словарь
  93. православиеOrthodox Tradition the. Направление христианства крого традиционно придерживаются гл. обр. национальные церкви Вост. Средиземноморья и Вост. Европы. Центр православия Все...Теологический энциклопедический словарь
  94. православиеодно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной Римской церковью осталось назв...Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
  95. православиеПРАВОСЛАВИЕ я ср. Одно из основных направлений христианствавероисповедание окончательно сложившееся в Византии в II в. каквосточнохристианская церковь. Религиознофилософс...Толковый словарь Ожегова
  96. православиеПРАВОСЛАВИЕ православия мн. нет ср. Разновидность христианской религии вероисповедание перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией...Толковый словарь русского языка II
  97. православиеправославие православие я ср. Одно из основных направлений христианства вероисповедание окончательно сложившееся в Византии в в. как восточнохристианская церковь. Религи...Толковый словарь русского языка II
  98. православиеПРАВОСЛАВИЕ я ср. Одно из основных направлений христианства вероисповедание окончательно сложившееся в Византии в в. как восточнохристианская церковь. Религиознофилософс...Толковый словарь русского языка
  99. православиеУдарение в слове православиеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове православие...Ударение и правописание
  100. православиеRzeczownik православие n prawosawie n...Универсальный русско-польский словарь
  101. православиеразновидность христианства одно из главных его направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. Распространено главным образом в России других странах Восточной Европ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  102. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из трех главных христ. вероисповеданий наряду с католицизмомem и протестантизмомem распространенное гл. о. в странах Восточной Европы Ближнего Востока и ...Философская энциклопедия
  103. православиекалька греч. правоверие одно из трех осн. вероисповеданий христианства исторически сложившееся и развивавшееся в рамках Византийской империи и областей ее культурного...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  104. православиехристианская конфессия представляющая собой восточную ветвь религиозной традиции христианской Церкви. П. принятое на Руси в качестве государственной религии в г. св. кня...Философский глоссарий
  105. православиеодно из трех главных христ. вероисповеданий наряду с католицизмом и протестантизмом распространенное гл. о. в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сло...Философский энциклопедический словарь II
  106. православиегреч. orthodoxia разновидность христианства распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное ...Философский энциклопедический словарь
  107. православиеправославие православия православия православий православию православиям православие православия православием православиями православии православиях Источник Полная акцен...Формы слова
  108. православиеодна из ветвей христианства. В г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом па...Экономическая география. Словарь терминов
  109. православиеСерп Серов Серо Сериал Сервал Серв Сера Севр Сев Свора Своп Свирепо Сверло Свара Свал Саров Сари Сараево Сара Сапр Саперави Сапер Сап Салоп Саловар Сало Салеп Савели Саве...Электронный словарь анаграмм русского языка
  110. православиеПравославие название христианского вероисповедания к которому в настоящее время принадлежат церкви русская греческая сербская черногорская румынская славянския в австрий...Энциклопедический словарь
  111. "православиеПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ принципы официальной народности теории провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в ....Энциклопедический словарь естествознания
  112. православиеПРАВОСЛАВИЕ одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились ...Энциклопедический словарь естествознания
  113. православиеназвание христианского вероисповедания к которому в настоящее время принадлежат церкви русская греческая сербская черногорская румынская славянския в австрийских владения...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  114. православиеодно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи полностью самостоятельно ...Энциклопедия История отечества
  115. православиеодно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с в. как официальная религия Византийской империи полностью самостоятельно ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  116. православиеангл. Ortodoxy нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную Византию...Энциклопедия социологии