Советский философский словарь

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ

(19. 5. 1762, Рамменау 29. 1. 1814, Берлин), нем. философ и обществ. деятель, представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье. Учился в ун-тах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения» («Versuch einer Kritik aller Ofienbarung», изд. анонимно в 1792) был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой франц. революции Ф. написал работу, посвящённую защите свободы мысли. Проф. Йенского ун-та (1794-99), Ф. был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. С 1800в Берлине; первый выборный ректор (1810) Берлинского ун-та. В филос. развитии Ф. можно выделить два периода. В первый период (до 1800) Ф. исходит из понятия абс. «Я», во второй (начиная с «Назначения человека», 1800, рус. пер. 1905) из понятия абс. бытия, тождественного богу, переходя, т. о., от идеализма субъективного к объективному. Вслед за Кантом Ф. считал, что философия должна быть фундаментом всех наук «учением о науке» (гл. соч. «Наукоучение»). Наука систематична, она должна исходить из единого самодостоверного основоположения. В этом Ф. близок классич. рационализму 17 в. Следуя Канту, Ф. противопоставляет свою философию как критическую предшествующим системам как догматическим: если догматизм, по Ф., исходит из вещи, субстанции, то критицизм исходит из сознания и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный субъективно-идеалистич. принцип учения Ф. В основе философии Ф. лежит убеждение в том, что практическидеятельное отношение к предмету предшествует теоретическисозерцат. отношению к нему, и это отличает его в трактовке самосознания как самодостоверного начала знания от Декарта: сознание, у Ф., не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувств. склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внеш. определений он освобождается в акте самосознания. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. Самоопределение предстаёт как требование, задача, к решению к-рой субъекту суждено вечно стремиться. Налицо противоречие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвигающейся целью «Я». Ф. принимает это противоречие за отправное начало своей системы, и последоват. развёртывание его и есть построение системы с помощью диалектич. метода. Система Ф. имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку. Кантовский принцип автономии воли, согласно к-рому практич. разум сам даёт себе закон, превращается у Ф. в универс. начало всей системы. Тем самым Ф. преодолевает дуализм кантовекого учения и ставит своей задачей вывести из принципа практич. разума свободы также и теоретич. разум природу. Познание составляет у Ф. лишь подчинённый момент единого практическинравств. действия. Всякая реальность, согласно Ф., есть продукт деятельности «Я», и задача наукоучения показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает форму предмета. Не допуская существования независимой от сознания «вещи в себе», Ф. вынужден ввести по существу два различных «Я»: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое не тождественно ему (Ф. наз. его абс. «Я»). Индивидуальное и абс. «Я» у Ф. то совпадают, то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений и распадений ядро диалектики Ф. как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его противоположность «не-я». Сосуществование этих противоположностей в одном «Я» возможно только путём ограничения ими друг друга, т. е. частичного взаимоуничтожения. Если «Я» определяется через «не-я», то субъект выступает как теоретический, если наоборот, как практический. Всё, что для теоретич. сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть, по Ф., продукт бессознат. деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, к-рые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т. д. вплоть до времени, пространства и всей системы категорий теоретич. «Я». Полагание этих ограничений, как и теоретич. «Я» вообще, необходимо для того, чтобы существовало лрактич. «Я», ставящее цели и реализующее их. Деятельность «Я» у Ф. абсолютна; она сама обеспечивает себя задачами, делая это, впрочем, бессознательно. То «Я», к-рое ставит «препятствия», и то, к-рое их преодолевает, ничего не знают друг о друге. Мир, порождаемый бессознат. деятельностью абс. «Я», не есть нечто самостоятельное: природа только объект, материал, препятствие для преодоления; у неё нет независимого существования и самостоят. ценности. Преодолевая одно за другим препятствия, практич. субъект, сам того вначале не сознавая, всё более приближается к тождеству с собой. Идеал всего движения и развития общества у Ф., совпадение индивидуального и абс. «Я», а тем самым осознание того, что вся предметная сфера человека есть лишь продукт собств. деятельности «Я», отчуждённый от него и выступающий в качестве внеш. ему действительности. Однако полное достижение этого идеала невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, к-рая, по Ф., абсолютна; вся человеческая история лишь бесконечное приближение к идеалу. Перед Ф. стояла и др. задача, не менее сложная, чем выведение «не-я» из абс. «Я», выведение «другого Я», тем более, что философа неоднократно упрекали в тенденции к солипсизму. В «Основах естеств. права» Ф. осуществляет дедукцию «другого (других) Я», показывая, что наличие множества свободных индивидов служит условием возможности самого «Я» как разумного свободного существа. При этом правовая категория признания выступает у Ф. как конститутивный момент человеч. сознания, родового по своей природе. После 1800 Ф. внёс существ. изменения в свою теорию деятельности, лишив её прежнего универс. значения. Если до этого он отождествлял нравственность и деятельность, а активизм в соответствии с протестантской этикой был для него важнейшим определением добра, то теперь он склонен разделить нравств. начало и деятельность. Оказались переосмысленными содержание абс. «Я» и его связь с конечным индивидом. Раньше абс. «Я» выступало как недостижимая цель деятельности индивидуального субъекта, как потенциальная бесконечность самой этой деятельности, к-рая была по существу единств. реальным бытием. Теперь абсолют был понят как актуальное бытие, как бог, а всё, что вне его, в т. ч. и деятельность конечного «Я», предстало как только образ бытия (его «схема»), к-рый сам по себе, вне абсолюта, лишён реальности. Социально-политич. взгляды Ф. также претерпели существ. эволюцию: от увлечения идеалами Великой франц. революции в ранний период до разработки идеи национальности как коллективной личности, имеющей своё особое призвание, в период борьбы с Наполеоном («Речи к нем. нации» «Reden an die deutsche Nation», 1808). Идея назначения отд. наций завершается в философии истории Ф. История человечества, по Ф., есть процесс развития от состояния первонач. невинности (бессознат. господства разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность, характерные для совр. ему эпохи, к сознат. царству разума. Философия Ф. оказала большое влияние на развитие нем. классич. идеализма раннего Шеллинга и отчасти Гегеля, а также на формирование филос.-эстетич. идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Ф., подвергли его философию разносторонней критике. Критич. оценка философии Ф. была дана классиками марксизма, к-рые показали, что учение Ф. о субъекте есть «...метафизически переряженный дух в его оторванности от природы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 154).

  1. фихте, иоганн готлибПредставитель немецкой классической философии. В Речах к немецкой нации призывал немецкий народ к возрождению и объединению. Центральное понятие учения о науке Фихте цик...100 великих мыслителей
  2. фихте, иоганн готлибизвестный немецкий философ создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта из которой он устраняет идею вещей сущес...1000+ биографических данных - словарь
  3. фихте, иоганн готлибнем. философидеалист. Ф. выступал против суеверий и традиц. религ. представлений сводил откровение к познанию духовного принципа морального закона считал что божество про...Атеистический словарь II
  4. фихте иоганн готлибФихтеstrong Fichte Иоганн Готлиб . Рамменау . Берлин немецкий философ и общественный деятель представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Уч...Большая Советская энциклопедия II
  5. фихте иоганн готлибнемецкий философ. Родился в семье ремесленникаткача в саксонской деревне. Детские и юношеские годы его прошли в материальной нужде. Учился в Иенском и Лейденском универси...Великие философы
  6. фихте, иоганн готлибнемецкий философ....Даты рождения и смерти известных людей
  7. фихте, иоганн готлибFichte Иоганн Готлиб представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета который был вынужден оставить изза обвинения в атеизме. В Речах ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. фихте иоганн готлибизвестный немецкий философ создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта из которой он устраняет идею вещей сущес...Исторический справочник русского марксиста
  9. фихте, иоганн готлибФихте старший нем. философ публицист обществ. деятель представитель классической немецкой философии. Изучал философию теологию см. Богословие и право в Иенском Лейпцигс...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. фихте иоганн готлибфилософ представитель немецкого классического идеализма педагог профессор Иенского университета профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях приз...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  11. фихте, иоганн готлибнемецкий философ педагог публицист и общественный деятель. Профессор Йенского университета . С в Берлине первый выборный ректор Берлинского университета. В свом гл. тру...Педагогический терминологический словарь
  12. фихте иоганн готлибРамменау Берлин нем философ педагог публицист.н. обществ. деятель Учился в унтах Йены и Лейпцига Проф. Йенского унта . С в Берлине первый выборный ректор . Берлинског...Российская педагогическая энциклопедия
  13. фихте, иоганн готлибнемецкий философ Рамменау Саксония Берлин . Воспитывавшийся сначала деревенским пастором затем в колледже Шулпфорта он своим знаменитым побегом доказал пламенную любовь...Сверхкраткий философский словарь
  14. фихте иоганн готлибФихте Иоганн Готлиб немецкий философидеалист. Создатель учения о науке центральное понятие которого деятельность безличного всеобщего самосознания Я полагающего себя и...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  15. фихте, иоганн готлибнемецкий философ субъективный идеалист и диалектик. Главный труд Основа общего наукоучения. Свою философию называет наукоучением наукой о науке фундаментом всех наук. Н...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. фихте иоганн готлибнемецкий философ представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета был вынужден оставить его изза обвинения в атеизме. В Речах к немецкой на...Философия политики - словарь персоналий
  17. фихте, иоганн готлибмая янв. нем. философ и обществ. деятель представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье изучал богословие филологию и философию в Иене и Лейпциге. Под вл...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. фихте, иоганн готлиброд. мая Раменау Оберлаузитц ум. янв. Берлин великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным сам...Философский энциклопедический словарь
  19. фихте, иоганн готлибФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБFichte Johann Gottlieb немецкий философ основатель абсолютного идеализма. Родился в селе Рамменау Оберлаузиц Саксония мая в крестьянской семье. Благ...Энциклопедия Кольера II
  20. фихте иоганн готлибFichte Johann Gottliebem немецкий философ основатель абсолютного идеализма. Родился в селе Рамменау Оберлаузиц Саксония мая в крестьянской семье. Благодаря случаю обре...Энциклопедия Кольера