Российская педагогическая энциклопедия

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ

(19 5 1762, Рам-менау, 29 1 1814, Берлин), нем философ, педагог, публицист.н. обществ. деятель Учился в ун-тах Йены и Лейпцига Проф. Йенского ун-та (1794—99). С 1800 в Берлине, первый выборный ректор (1810). Берлинского ун-та. В своем гл. соч «Наукоучение» (1794, неоднократно перерабатывалось). выступил как непосредственный продолжатель филос. революции, начатой И Кантом, к-рый противопоставил априорную (внеопытную). структуру человеческого сознания ощущениям, возникающим под действием внеш. вещей В этой системе мир сознания со всеми явлениями, существующими в нем («вещи для нас»), и подлинная реальность за пределами сознания («вещи в себе»). предстают как две составляющие части мироздания. Ф. стремился преодолеть дуализм сознания и деятельности и последовательно провести осн. кантовскую мысль о том, что всякое предметное бытие результат конструирующей деятельности сознания, но не эмпирического, присущего конкретному индивидууму, а общего, необходимо принадлежащего каждому, «трансцендентального». В качестве основоположения своей филос. системы он принял абсолютное «Я» как чистую деятельность, к-рая порождает всё многообразие объектов, составляющих не только реальный, но и воображаемый или мыслимый мир. Это первоначало, по Ф., представляет собой двуединый процесс сознания и самосознания (рефлексии). Акт сознания центробежен, он устремлён к объекту, а самосознание центростремительно, обращено «вовнутрь», делая предметом рефлексии сам акт сознания. В процессе отношения сознания к самому себе лежит источник диалектики, к-рую Ф. сделал методом развёртывания всего филос. содержания. Этим определяется место Ф. в истории диалектики как предшественника Ф. В. Шеллинга и Г. В. Гегеля. Исходная диалектич. триада системы Ф.: тезис «Я», антитезис «не-Я» и синтез «Я» и «не-Я» как взаимообусловленные стороны одного и того же абсолютного «Я». Ощущения и восприятия постулируют независимый от сознания мир; рассудок в этом мире находит рациональный, законосообразный порядок, а разум, завершая дело рассудка и поднимаясь над ним, постигает абсолютное «Я» как животворный источник всего сущего. Ф. считал, что сущность «Я» есть деятельность, бесконечное стремление к самовоплощению. В процессе деятельности происходит разделение её на теоре-тич. и практич. формы и, тем самым, на реальное и идеальное, воображаемое и действительное. Признак действительности сопротивление, к-рое встречает на своём пути человеческое стремление. В воображении всё осуществимо, дей-ствит. мир отрезвляет.н. дисциплинирует, требует от субъекта усилия для воплощения мечты. Т. о., противоположность «Я» и «не-Я» получает эмпирич. выражение в повседневном сознании: чувство сопротивления знаменует собой вторжение реальности в сферу человеческих влечений. Поскольку человек действует в чувственно воспринимаемом мире, он никогда не бывает полностью свободен, но степень свободы его возрастает пропорционально тому, как центр приложения его усилий смещается от «не-Я» к «Я», т.е. возвращается к субъекту от затерянности в мирских делах. Больше всего этому условию удовлетворяет нравств. самоопределение личности, в этой сфере эмпирич. реальность ближе всего подходит к прообразу абсолютного «Я». Моральное сознание предполагает дисгармонию влечения и долга, повелевая во всех случаях несогласия отдавать предпочтение долгу. Поэтому истинно гармонич. ная жизнь делается возможной лишь при посредстве религии, к-рая своим внутр. светом разрешает все противоречия и побуждает «любить вечность». Первоначальные версии «Наукоуче-ния» в течении десяти лет выдвигали на передний план идею абсолютного «Я» как последнего основания бытия и познания, что послужило причиной обвинения Ф. в субъективизме и атеизме. Во второй версии, к-рая в наиб. законченной форме выражена в лекциях 1810-И и 1813 годов (опубл. под назв. «Факты сознания» в 1817, рус. пер. 1914), Ф. сделал поворот в сторону традиц. христ. теизма. Абсолютное «Я» теперь выступает как «образ Бога», а индивид, самосознание как «образ образа», т.е. явление «третичное» по сравнению с абс. бытием, к-рое признаётся как первооснова. Деятельность абсолютного «Я» есть бесконечное стремление осуществить цель, заложенную в нём изначально, т.е. стать в действительности образом абс. бытия. «Я» в своём высшем проявлении трактуется как воля приобщения к высшему благу, даруемому наставлениями религии. Абс. бытие и деятельность «Я» чётко разграничиваются: последняя лишь явление первого наряду с природой, к-рая ещё дальше отстоит от абсолюта, потому что дана лишь в субъективном созерцании и мышлении. Восприятие, воображение, знание и воля ступени постепенного возвышения жизни до уровня свободы, в к-рой знание и бытие сливаются воедино. В мировой истории сменяется, по Ф., пять эпох: «инстинкта разума», когда объединение людей управляется как бы законом природы, действующим бессознательно; «авторитета разума», когда закон отделяется от общества и царит над людьми как внеш. сила; «освобождения от авторитета»; «науки разума» сознающий себя разум существует в виде внутр. убеждения ученых, и, наконец, «искусства разума», когда идеи разума сознательно воплощаются в жизнь. Современную ему эпоху Ф. рассматривал как переходную: авторитет свергнут, но до «искусства разума» ещё далеко; получила распространение «пустая свобода» индивидуальных мнений, руководствующихся личной выгодой. Подлинное же просвещение «наука разума» указывает на иллюзорность изолиров. индивидуального существования и на роль сверхличных «идей», связывающих индивидуума с «родовой жизнью» народа и человечества. На этом основана идея Ф. об исключит. роли воспитания и образования как подготовления завершающей эпохи «искусства разума», окончательно преодолевающей «греховный эгоизм» современности. Вся история человечества, т. о., есть история воспитания, преобразования грубой первобытности в жизнь свободного разума. Особое значение задача воспитания народа приобретает в Германии, стране Реформации и критич. философии («Речи к нем. народу», 1808). Воспитание народа неотделимо от формирования отд. личности. И в том и в другом случае руководящая идея развитие субъекта через самопознание к «чистой воле», осуществляющей любовь к всеобщему. Поэтому философия («Наукоучение»). есть и теория воспитания. Воспитание, по Ф., должно основываться не на механич. заучивании абстракций путём «дрессировки» воспитанника, а брать за основу органич. развёртывание и тактичное руководство дремлющих сил самого ребёнка, постепенное формирование его собственного «Я». При характеристике собственно пед. мер, способствующих развитию ребёнка, Ф. во многом использовал идеи И. Г. Песталоцци, к-рые видоизменял в соответствии со своими принципами. Прежде всего воспитаннику необходимо усвоить «азбуку ощущения» (или самоощущения, т. к. ощущение Ф. трактовал не в духе англ.-франц. сенсуализма как пассивную регистрацию внеш. впечатлений, а как первую стадию пробуждения активности «Я»). Затем следует приобщить ребёнка к «азбуке созерцания» внеш. предметов, поощряя развитие его воображения и конструктивных навыков изображения предметов. Усвоение образов должно предшествовать словесному обозначению и образованию понятий, чтобы преодолеть отвлечённо-схола-стич. способ преподнесения знаний. Курс элементарного обучения завершается приобретением навыков «телесной силы». Затем наступает черёд собственно нравств. воспитания, к-рое начинается с развития «инстинкта уважения», что требует общения между детьми и взрослыми. Самоуважение ребёнка возрастает пропорционально знакам уважения со стороны взрослых и сверстников, поэтому очень важно уберечь детей от подражания негодным поступкам взрослых. Самоуважение предполагает самостоятельность, а последняя требует добывания средств к жизни собств. трудом, освобождающего от рабской зависимости. Поэтому образоват. учреждение, по Ф., должно одновременно быть и хоз. «общиной», где трудовое воспитание реализуется в форме с.-х. труда и ремёсел. Т. о., подростки могут подготовиться к необходимой для гос-ва деятельности. Кроме работников физич. труда нации нужно также сформировать «учёное сословие». Будущие учёные, как и рабочие, должны пройти стадию общего физич. труда, и лишь впоследствии, в зависимости от индивидуальных особенностей юноийей, гос-во определит подходящую для них отрасль. Система образования, по плану Ф., складывается на широкой основе нар. школы, затем следуют ср. образоват. ступень и ун-т Разработка уч. программы и вся деятельность ун-та должны быть подчинены развитию личности в ее.целостности и, что неразрывно с этим связано, сохранению нац. самобытности Принципы организации ун-та, предложенные Ф., до нек-рой степени сохраняют значение и в 20 в., напр., соединение обучения и науч. работы в ун-те, так что весь контингент складывается из учащихся, «учащих» (профессоров). и прекративших преподавание деятелей, занимающихся либо научной, либо практич. работой В преподавании, по Ф., следует избегать повторения известного, к-рое можно почерпнуть из лит-ры, и учить студентов гл. обр. «искусству науки», т.е. навыкам творческой умственной деятельности. В осуществлении плана нац. воспитания Ф. осн. роль отводил гос-ву; его деятельность способствовала осуществлению реформы образования в Пруссии. Ф. подчеркивал, что образование народа самое выгодное вложение капитала, ибо делает нацию неизмеримо богаче и сильнее, создавая для общества полезных граждан. При всей плодотворности рекомендованной Ф. воспитат. системы в ней есть принципиальная ограниченность, к-рая выявилась в ист. опыте, излишняя регламентация, недооценка роли семейного воспитания, обществ. пед. инициативы, порождающие нивелирование индивидуальности и консерватизм. Однако в период борьбы с Наполеоном после поражений Пруссии в 1806—07 идея Ф о высоком назначении нем. нации явилась выражением обществ, протеста, а воплощение этой идеи с помощью продуманной гос. системы образования было для 19 в. важным ист. предвидением.

  1. фихте, иоганн готлибПредставитель немецкой классической философии. В Речах к немецкой нации призывал немецкий народ к возрождению и объединению. Центральное понятие учения о науке Фихте цик...100 великих мыслителей
  2. фихте, иоганн готлибизвестный немецкий философ создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта из которой он устраняет идею вещей сущес...1000+ биографических данных - словарь
  3. фихте, иоганн готлибнем. философидеалист. Ф. выступал против суеверий и традиц. религ. представлений сводил откровение к познанию духовного принципа морального закона считал что божество про...Атеистический словарь II
  4. фихте иоганн готлибФихтеstrong Fichte Иоганн Готлиб . Рамменау . Берлин немецкий философ и общественный деятель представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Уч...Большая Советская энциклопедия II
  5. фихте иоганн готлибнемецкий философ. Родился в семье ремесленникаткача в саксонской деревне. Детские и юношеские годы его прошли в материальной нужде. Учился в Иенском и Лейденском универси...Великие философы
  6. фихте, иоганн готлибнемецкий философ....Даты рождения и смерти известных людей
  7. фихте, иоганн готлибFichte Иоганн Готлиб представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета который был вынужден оставить изза обвинения в атеизме. В Речах ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. фихте иоганн готлибизвестный немецкий философ создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта из которой он устраняет идею вещей сущес...Исторический справочник русского марксиста
  9. фихте, иоганн готлибФихте старший нем. философ публицист обществ. деятель представитель классической немецкой философии. Изучал философию теологию см. Богословие и право в Иенском Лейпцигс...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. фихте иоганн готлибфилософ представитель немецкого классического идеализма педагог профессор Иенского университета профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях приз...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  11. фихте, иоганн готлибнемецкий философ педагог публицист и общественный деятель. Профессор Йенского университета . С в Берлине первый выборный ректор Берлинского университета. В свом гл. тру...Педагогический терминологический словарь
  12. фихте, иоганн готлибнемецкий философ Рамменау Саксония Берлин . Воспитывавшийся сначала деревенским пастором затем в колледже Шулпфорта он своим знаменитым побегом доказал пламенную любовь...Сверхкраткий философский словарь
  13. фихте иоганн готлибФихте Иоганн Готлиб немецкий философидеалист. Создатель учения о науке центральное понятие которого деятельность безличного всеобщего самосознания Я полагающего себя и...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. фихте иоганн готлиб. . Рамменау . . Берлин нем. философ и обществ. деятель представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье. Учился в унтах Йены и Лейпцига. Написанный под влиян...Советский философский словарь
  15. фихте, иоганн готлибнемецкий философ субъективный идеалист и диалектик. Главный труд Основа общего наукоучения. Свою философию называет наукоучением наукой о науке фундаментом всех наук. Н...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. фихте иоганн готлибнемецкий философ представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета был вынужден оставить его изза обвинения в атеизме. В Речах к немецкой на...Философия политики - словарь персоналий
  17. фихте, иоганн готлибмая янв. нем. философ и обществ. деятель представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье изучал богословие филологию и философию в Иене и Лейпциге. Под вл...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. фихте, иоганн готлиброд. мая Раменау Оберлаузитц ум. янв. Берлин великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным сам...Философский энциклопедический словарь
  19. фихте, иоганн готлибФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБFichte Johann Gottlieb немецкий философ основатель абсолютного идеализма. Родился в селе Рамменау Оберлаузиц Саксония мая в крестьянской семье. Благ...Энциклопедия Кольера II
  20. фихте иоганн готлибFichte Johann Gottliebem немецкий философ основатель абсолютного идеализма. Родился в селе Рамменау Оберлаузиц Саксония мая в крестьянской семье. Благодаря случаю обре...Энциклопедия Кольера