Великие философы

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ

(17621814) немецкий философ. Родился в семье ремесленника-ткача в саксонской деревне. Детские и юношеские годы его прошли в материальной нужде. Учился в Иенском и Лейденском университетах. От карьеры пастора отказался, зарабатывая частными уроками. В 1791 г. отправился в Кенигсберг к Канту, чтобы побеседовать с ним. При содействии Канта опубликовал анонимно свою первую работу под названием «Опыт критики всяческого откровения». Был приглашен профессором Иенского университета, но вскоре вынужден был уйти из-за обвинения в атеизме. После оккупации Наполеоном Пруссии вернулся в Берлин, где опубликовал свои «Речи к немецкой нации», в которых призывал соотечественников к духовному возрождению, объединению и национальной независимости. В них высказывал и националистические идеи, возвеличивавшие немцев как избранный народ, который должен стать во главе всех европейских народов и спасти их от внутреннего разложения и упадка. После поражения Наполеона Фихте записался в ополчение, а его жена ухаживала за ранеными в госпитале. Вскоре она заразилась тифом, но выздоровела. Заразившийся от нее Фихте умер. В 1794 г. Фихте опубликовал свой главный труд «Основы общего наукоучения». Кроме того, он выпустил следующие произведения: «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности» (1795), «Первое введение в наукоучение» (1797), «Второе введение в наукоучение» (1797), «Опыт нового наукоучения» (1797), «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» (1800), «Замкнутое торговое государство» (1800). В течение всей своей философской деятельности Фихте проповедовал практическую философию. Выступая против созерцательности, он писал о назначении человека, который мыслит философски: «Не знание само по себе, но деяние, сообразное твоему знанию, есть твое назначение... Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собою и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет, для деятельности существуешь ты; твое действование, и только оно одно определяет твою ценность... Все мое мышление должно иметь отношение к моей деятельности; оно должно признать себя средством, хотя и отдаленным, для этой цели» [Назначение человека. СПб., 1905. С. 72,79]. Фихте стремился создать свою систему философии в духе Канта. Свой вариант критической философии он назвал наукоучением. Главной задачей той практической философии, которую он проповедовал в «наукоучении», Фихте считал выяснение условий, при которых возможна человеческая свобода. Но моральная воля, согласно Фихте, возможна лишь тогда, когда человеческая деятельность опирается на строгую научную систему. Поэтому следует выяснить вопрос о том, что делает науку наукой. Отсюда и возникает наукоучение, т.е. учение о науке. Каждая наука имеет в своей основе положения, которые не являются безусловными и обосновываются другими источниками, а не наукой. Философия же это «наука о науке», она рассматривает такие основоположения, которые едины для всех наук. Началом «критической философии», по Фихте, выступает мыслящее Я, из которого можно вывести все содержание мышления и чувственности. «В том и состоит, пишет он, сущность критической философии, что в ней устанавливается некоторое абсолютное Я как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определимое» [Избр. соч. М., 1916. Т. 1. С. 96]. «Я, писал Фихте, должен в своем мышлении исходить из чистого Я и мыслить его как абсолютно самодеятельное, не как определенное через вещи, а как определяющее вещи» [Там же. С. 456]. Этот свой принцип Фихте формулирует и другим способом, а именно: Я есть Я, Я полагает Я. Для Я специфична двусторонняя деятельность: практическая и теоретическая. Тем самым Фихте вводит понятие практики в свою теоретическую систему и формулирует проблему единства теории и практики, что ведет к проблеме взаимодействия субъекта и объекта, т.е. объективной реальности. Объективная реальность рассматривается у Фихте как не-Я, которое выступает у него как производное от мыслящего Я. Если утверждение «Я полагает Я» является первым основоположением фихтевского наукоучения, то «Я полагает не-Я» вторым основоположением. Не-Я это чувственно воспринимаемое. В процессе своей созидательной деятельности «всеобщее Я» разделяется на «эмпирическое Я» и «эмпирическое не-Я», которые называются делимыми. «Я не может полагать в себе никакого страдательного состояния, не полагая в не-Я деятельности, но оно не может положить в не-Я никакой деятельности, не положив себе некоторого страдания». Поэтому третьим основоположением является: Я (всеобщее, или абсолютное) полагает Я и не-Я (т.е. эмпирическое Я и эмпирическая природа), делимое Я и делимое не-Я. Если первое основоположение тезис, второе антитезис, то третье синтез. Всеобщее

  1. фихте, иоганн готлибПредставитель немецкой классической философии. В Речах к немецкой нации призывал немецкий народ к возрождению и объединению. Центральное понятие учения о науке Фихте цик...100 великих мыслителей
  2. фихте, иоганн готлибизвестный немецкий философ создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта из которой он устраняет идею вещей сущес...1000+ биографических данных - словарь
  3. фихте, иоганн готлибнем. философидеалист. Ф. выступал против суеверий и традиц. религ. представлений сводил откровение к познанию духовного принципа морального закона считал что божество про...Атеистический словарь II
  4. фихте иоганн готлибФихтеstrong Fichte Иоганн Готлиб . Рамменау . Берлин немецкий философ и общественный деятель представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Уч...Большая Советская энциклопедия II
  5. фихте, иоганн готлибнемецкий философ....Даты рождения и смерти известных людей
  6. фихте, иоганн готлибFichte Иоганн Готлиб представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета который был вынужден оставить изза обвинения в атеизме. В Речах ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. фихте иоганн готлибизвестный немецкий философ создатель системы субъективного идеализма. В построении своей системы Фихте исходит из философии Канта из которой он устраняет идею вещей сущес...Исторический справочник русского марксиста
  8. фихте, иоганн готлибФихте старший нем. философ публицист обществ. деятель представитель классической немецкой философии. Изучал философию теологию см. Богословие и право в Иенском Лейпцигс...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. фихте иоганн готлибфилософ представитель немецкого классического идеализма педагог профессор Иенского университета профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях приз...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  10. фихте, иоганн готлибнемецкий философ педагог публицист и общественный деятель. Профессор Йенского университета . С в Берлине первый выборный ректор Берлинского университета. В свом гл. тру...Педагогический терминологический словарь
  11. фихте иоганн готлибРамменау Берлин нем философ педагог публицист.н. обществ. деятель Учился в унтах Йены и Лейпцига Проф. Йенского унта . С в Берлине первый выборный ректор . Берлинског...Российская педагогическая энциклопедия
  12. фихте, иоганн готлибнемецкий философ Рамменау Саксония Берлин . Воспитывавшийся сначала деревенским пастором затем в колледже Шулпфорта он своим знаменитым побегом доказал пламенную любовь...Сверхкраткий философский словарь
  13. фихте иоганн готлибФихте Иоганн Готлиб немецкий философидеалист. Создатель учения о науке центральное понятие которого деятельность безличного всеобщего самосознания Я полагающего себя и...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. фихте иоганн готлиб. . Рамменау . . Берлин нем. философ и обществ. деятель представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье. Учился в унтах Йены и Лейпцига. Написанный под влиян...Советский философский словарь
  15. фихте, иоганн готлибнемецкий философ субъективный идеалист и диалектик. Главный труд Основа общего наукоучения. Свою философию называет наукоучением наукой о науке фундаментом всех наук. Н...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. фихте иоганн готлибнемецкий философ представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета был вынужден оставить его изза обвинения в атеизме. В Речах к немецкой на...Философия политики - словарь персоналий
  17. фихте, иоганн готлибмая янв. нем. философ и обществ. деятель представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье изучал богословие филологию и философию в Иене и Лейпциге. Под вл...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. фихте, иоганн готлиброд. мая Раменау Оберлаузитц ум. янв. Берлин великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным сам...Философский энциклопедический словарь
  19. фихте, иоганн готлибФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБFichte Johann Gottlieb немецкий философ основатель абсолютного идеализма. Родился в селе Рамменау Оберлаузиц Саксония мая в крестьянской семье. Благ...Энциклопедия Кольера II
  20. фихте иоганн готлибFichte Johann Gottliebem немецкий философ основатель абсолютного идеализма. Родился в селе Рамменау Оберлаузиц Саксония мая в крестьянской семье. Благодаря случаю обре...Энциклопедия Кольера