Русская философия

ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

(26.05(12.06).1829, с. Ключи Тамбовской губ. -15(28). 12.1903, Москва) религиозный мыслитель, создатель утопической системы, родоначальник рус. космизма. С 1854 г. преподавал историю, географию в различных училищах и школах. В 1864 г. встретился с Петерсоном, другом и учеником на долгие годы. С ноября 1874 г. библиотекарь при читальном зале Румянцевского музея, в этот период получил большую известность среди научной, философской, литературно-художественной интеллигенции Москвы. Круг общения Ф. включал Толстого, В. С. Соловьева, Циолковского, Достоевского. Однако широкому кругу интеллигенции имя Ф. и его идеи не были знакомы, т. к. при его жизни не получили системного изложения, распространялись фрагментарно, преимущественно в рукописях и устно, в беседах. Только с сер. 1901 г. они становятся предметом более пристального обсуждения, встречают критику и резкое неприятие у одних, понимание и высокую оценку у других. В целом Ф. ощущал почти полное духовное одиночество. Скончался в больнице для бедных. Философская система Ф. была изложена и отредактирована Кожевниковым и Петерсоном, издана в 2-х т. (Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913) после смерти мыслителя под названием *Философия общего дела*. В силу религиозной направленности трудов Ф. и содержащейся в них критики социализма он на долгие десятилетия был исключен из поля зрения советских философов. Издание соч. Ф. (серия *Философское наследие*. М., 1982) стало первым знакомством широкого круга читателей с идеями философа, но по существовавшим цензурным нормам в нем был опущен ряд важных аспектов его концепции. Взгляды Ф. представляют собой оригинальный подход к решению традиционных проблем рус. философии, основанный на идее поиска глубинных причин зла и разработки проекта его преодоления. Анализируя об-во и его историческое прошлое, Ф. характеризовал его как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснение младшим поколением старшего, как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, *неродственности*. Это явилось в свою очередь следствием зависимости жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. В таких условиях каждый отдельный человек вынужден решать прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно приводит его к самоизолированности. Общественный строй, основанный на подобном эгоизме, является *зооморфической*, *отживающей формой вселенной*, *несовершеннолетием* людей. Чтобы человечество смогло преодолеть нынешнее безнравственное состояние, оно должно прежде всего осознать своего главного врага в лице слепых природных сил и объединиться для борьбы с ними. Основу для этого Ф. видит в нравственном долге *сынов и дочерей человеческих* по отношению к *отцам*, предкам, всем умершим, к-рый заключается в *воскрешении*, возвращении жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе борьбы, войн, голода, природных стихий и т. д. Требование для такого объединения заключается и в необходимости предотвращения экологической катастрофы, нависшей над Землей, и внесения целесообразности в природу, т. е. в регуляции природных процессов. Смерть явление временное, обусловленное *невежеством* и *несовершеннолетием* человеческого рода, потерявшего свое единство я разделенного на сословия ученые и неученые, богатые и бедные, верующие и неверующие, а главная причина этого состоит в отделении мысли от дела, разума от воли, знания от нравственности, разума практического от разума теоретического. Поэтому и прогресс не носит положительного смысла в учении Ф., т. к. он не искореняет зло природный способ существования, а лишь вносит поправки, незначительное улучшение и в то же время сам является злом, *адом*, поскольку отрицает необходимость и возможность объединения *сынов* для воскрешения отцов*, отсюда он должен быть заменен общим делом. *Неродственность* это *гражданственность*, *цивилизация*, заменившие братство, это *государственность*, противопоставившая себя *отечественное*. В деле воскрешения Ф. отводит важную роль науке и ученым как *сословию*, обладающему необходимым знанием, способностью и возможностью восстановления родства. Ученые из замкнутого сословия превратятся во *временные комиссии*, наряду с ними исследователями станут все члены об-ва, предметом их познавательной деятельности будет весь мир, вся Вселенная и сам человек, а целью достижение полноты знания. Идеальное знание *сельское*, т. к. составляет с жизнью единое целое. Идеальное общественное устройство психократия, в ее основе лежит принцип всеобщей родственности, Оратства. Это первая ступень для объединения высшего порядка. Конечная цель, к-рая может быть достигнута на этой ступени, познание и самопознание во имя преодоления разобщения и достижения всеобщего воскрешения. Данные взаимои самопознания послужат средством для мысленного восстановления образа предков, к-рое является одним из необходимых условий действительного воскрешения. Долг воскрешения, или *супраморализм*, это не только высшая и безусловная нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Свое понимание сути и задач человечества Ф. обосновывает, исходя из активно понятого и критически переработанного им христианства. Христианство единственная религия, способная вести человечество по пути ко всеобщему спасению, но до сих пор она не справляется с этой задачей по причине неправильного понимания *Благой вести*, обратившейся без дела в мертвый догмат, и веры, понятой как способ индивидуального, а не всеобщего, единственно возможного и достойного человечества спасения. С этим связано несколько важных, нетрадиционно трактуемых Ф. положений, в т. ч. понимание Бога всеблагого и любящего как *Бога отцов не мертвых, а живых*, к-рый желает восстановления мира в бессмертное состояние, возвращения всех без исключения в рай, построенный усилиями самих людей, осознавших необходимость сделаться орудиями его воли. В качестве аргументов для доказательства активно-преобразующей сущности человека, имеющего образец во Христе, Ф. использовал осн. догматы христианства о Триедином Боге и двух природах Христа. Образцом для человеческого об-ва, представляющего собой общность по типу организма, должна стать Божественная Троица как нераздельная и неслиянная общность, объединенная совершенной любовью между Божественными Личностями Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Духом Святым (для Ф. последний Дочь). Именно недостатком любви объясняется причина смертности людей, поэтому будущее должно стать эпохой Божественной Троицы. В оригинальной трактовке Ф. библейское предсказание о конце мира и Страшном суде носит не безусловный, а предупредительный характер. Оно осуществится только в случае пассивного поведения человеческого рода, не пришедшего к осознанию Божественной воли. Эсхатологические взгляды Ф. проникнуты идеей всеобщего апокатастасиса (спасения). Исторический процесс Ф. рассматривает сквозь призму общего дела, с этих же позиций дается критика капитализма и социализма. Воскрешение предков, *патрофикация*, предполагает возвращение к жизни *отцов* в новом хотя и телесном, но преображенном виде, обладающем возможностью самосозидания своего тела из неорганических веществ. Человечество в перспективе должно научиться управлять не только движением Земли, ее атмосферными явлениями, но и Солнечной системой, Вселенной. Российскому государству Ф. отводит важную роль в осуществлении общего дела, т. к. оно имеет необходимые для этого задатки родовой, земледельческий быт, наличие общины, географическое положение, сознание * виновности* и т. д. Реакция на учение Ф. была и остается неоднозначной. Среди интерпретации идей Ф. можно выделить два осн. направления: естественно-научное (Н. А. Умов, Циолковский, В. И. Вернадский, Чижевский и др.) и религиозно-богословское (В. С. Соловьев, Бердяев, Зеньковский, Флоровский, В. Н. Ильин, Федотов, Франк, Булгаков, Горский, Сетницкий и др.).

  1. федоров николай федоровичРусский религиозный мыслитель философ православный священник объявленный в конце жизни еретиком. В сочинении Философия общего дела т. изданном учениками после его смерт...100 великих мыслителей
  2. фёдоров николай федоровичрус. религ. мыслитель. В соч. Философия общего дела Ф. усматривая осн. зло для человека в смерти порабощенности слепой силой природы выдвинул идею регуляции природы. Высш...Атеистический словарь
  3. федоров николай федоровичрус. религ. мыслитель. В соч. Философия общего дела Ф. усматривая осн. зло для человека в смерти порабощенности слепой силой природы выдвинул идею регуляции природы. Высш...Атеистический словарь II
  4. федоров, николай федорович[ умер в ] чувашский дореволюционный поэт автор первого в чувашской литературе популярного произведения в стихах Арсюри написано в .Арсюри Леший по свидетельству автора...Большая биографическая энциклопедия
  5. фёдоров николай федоровичФдоровstrong Николай Федорович [. Москва] русский мыслительутопист представитель русского космизма. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Риш...Большая Советская энциклопедия II
  6. федоров николай федоровичФЕДОРОВ Николай Федорович российский религиозный мыслительутопист выдвинул проект всеобщего воскрешения умерших отцов и преодоления смерти средствами современной науки ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. федоров николай федоровичрусский философ выразитель идей космизма. Незаконнорожденный сын князя П.И. Гагарина. Учился в Ришельевском лицее в Одессе. С по г. работал в разных уездных училищах Ро...Великие философы
  8. фёдоров николай фёдоровичФдоров Николай Фдорович село Ключи Тамбовской губернии Москва философ родоначальник русского космизма. Незаконнорожднный сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездн...Москва (энциклопедия)
  9. фёдоров, николай фёдоровичрелигиозный мыслитель педагог. В преподавал в уездных училищах в Липецке Богородске и других городах Центральной России. В работал в Румянцевском музее затем после неко...Педагогический терминологический словарь
  10. федоров, николай федоровичмая июня декабря Москва русский религиозный мыслитель создатель утопического проекта Общего дела человечества по воскрешению умерших бессмертия живущих и преображен...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. фёдоров николай федорович[ с Ключи Тамбовской губ . Москва] религ. мыслитель педагог Учился в Ришельевском лицее в Одессе В преподавал историю и географию в уездных учщах в Липецке Богородске ...Российская педагогическая энциклопедия
  12. федоров николай федорович. религиозный мыслитель представитель русского космизма. Незаконный сын князя П.И. Гагарина был учителем в провинции затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского...Святая Русь - энциклопедический словарь
  13. федоров николай федоровичФедоров Николай Федорович философмистикПсевдонимыi N. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  14. федоров николай федоровичФЕДОРОВ Николай Федорович религиозный мыслитель создатель утопической системы родоначальник рус. космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лице...Философская энциклопедия
  15. федоров николай федоровичдек. рус. религ. мыслительутопист. Незаконный сын кн. П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Был учителем в провинции затем библиотекарем Румянцевского музея . Ведя аскет...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  16. федоров николай федоровичрод. ум. дек. Москва рус. религиозный мыслитель философ православный священник объявленный в конце жизни еретиком. В соч. Философия общего дела т. изданном после сме...Философский энциклопедический словарь II
  17. федоров николай федоровичрус. религиозный мыслитель создатель утопической неохристианской системы подчиненной идее патрофикации воскрешения отцов т. е. воссоздания всех живших поколений понимаемо...Философский энциклопедический словарь