Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

(1828 – 15 дек. 1903) – рус. религ. мыслитель-утопист. "Незаконный" сын кн. П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Был учителем в провинции, затем библиотекарем Румянцевского музея (1874–98). Ведя аскетич. жизнь, считая грехом всякую собственность, хотя бы на идеи и книги, Ф. при жизни ничего не опубликовал. Его ученики В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон издали избранные отрывки и статьи Ф. под назв. "Философия общего дела" (т. 1, Верный, 1906; 2 изд., т. 1, вып. 1–3, Харбин, 1928–30; т. 2, М., 1913; рукописное наследие Ф. хранится в Гос. Библиотеке СССР им. Ленина). Идеи Ф., почти неизвестные при его жизни, вызывали, однако, особый интерес у таких людей, как В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский (к Ф. восходит замысел "Братьев Карамазовых"). Ф. воплотил в себе противоречия рус. утопич. мысли. В центральной у Ф. идее преодоления смерти и всеобщего спасения соединились подспудные духовные течения в рус. крестьянстве, связанные с радикальным антицерк. сектантством, и наивная беспредельная вера шестидесятника-разночинца в спасающую силу техники (можно отметить связь его взглядов с идеями масонства об идеальном мироустроении по архитектурному чертежу – "проекту". См. ст. "Астрономия и архитектура", "Весы", 1904, No 2). Невозможность для Ф. примириться с гибелью хотя бы одного человеч. существа на земле приводит его к разрыву и с традиц. христианством, и со всей совр. цивилизацией. Для Ф. христ. идея личного спасения противоположна делу всеобщего спасения и потому безнравственна: нужно жить не для себя (эгоизм) и не только для других (альтруизм), но со всеми и для всех. Это – союз живущих (сыновей) для воскрешения умерших (отцов) (см. "Философия общего дела", т. 2, с. 8). Ф. относит к "отцам лжи" Сократа ("познай самого себя" Ф. толкует как призыв думать только о себе); Декарта, ибо тот считал критерием истины мышление, а не коллективное действие; Канта, отделившего теоретич. разум от практического, веру – от дел, но в особенности – "антихриста" Ницше, в к-ром "совершился страшный суд западной философии" и воля к воскрешению отцов извратилась в активную волю к истреблению. Т.о., Ф. далеко превзошел славянофилов в своем неприятии Запада ("царства ренегатов сыновьего дела"). Подобно славянофилам, Ф. видит в патриархальности России залог ее особой историч. миссии: Россия начнет дело всемирного воскрешения. Фантастич. концепция самодержавия Моск. Руси (царь – заместитель бога-отца) у Ф. – доведенное до абсурда славянофильство и "почвенничество". Ф. – враг всяких личных привилегий как источника вражды и обособления, всех формально-гражданских отношений как неродственных и, следовательно, злых; враг города (этой "совокупности небратских состояний"). Культ предков – "всемирный культ всех отцов" – единственная основа религии (см. тамже, т. 1, с. 46). Ф. считал необходимым создать центры, которые изучали бы научно-технические приемы "...управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так, чтобы рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить в тела отцов..." (там же, с. 442), а также организовать "трудовые армии" и направить их на дело воскрешения. (Противник войн, Ф. тем не менее склонялся к военно-дисциплинарной организации "общего дела".) Исходя из христ. доктрины о первородном грехе и искуплении мира Христом, Ф. видит в ней залог воскрешения собств. усилиями объединившегося человечества, к-рое тем самым как бы не нуждается в благодати. При этом Ф. надеялся связать теургию (богодействие) и технологию. "Проект" научно-позитивного воскрешения противостоит и "нечувствию неправды смерти" – гл. греху всей культуры, и надеждам на сверхъестественное воскресение. Исходная точка программы Ф. – обратить вспять основную ложную направленность человека к рождению детей, ведущую к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, обязаны, в свою очередь, воскресить, "родить" своих отцов. Таким путем будет побеждена смерть, подчинение человеком себя слепой, разлагающей силе природы. Человечество обратит природу в орудие всеобщего воскрешения и станет союзом бессмертных существ, "церковью воскресших", создав земной рай в масштабе Вселенной. В оценке Ф. в филос. лит-ре существует разнобой. Кроме федоровцев, о нем писали только философы религ.-церк. направления. В. Зеньковский, С. Булгаков пытались представить Ф. христ. мыслителем. Между тем пророчества христианства Ф. принимает условно: если люди не воскресят себя сами, они будут воскрешены насильственно – для суда. С большим основанием др. православный теолог Г. Флоровский находит у Ф. программу "гуманистического активизма" (см. "Пути русского богословия", Париж, 1937, с. 327). Н. А. Бердяев отмечал враждебность Ф. спиритуализму, его поразительную нечувстви- тельность к границе между материальным и духовным. Ныне распространяющаяся за рубежом версия (идущая от Н. А. Сетницкого, см. "Капиталистич. строй в изображении ?. ?. Федорова", Харбин, 1926) гласит о близости "титанических" упований Ф. к сов. пафосу борьбы с природой, овладению космосом; отмечается связь филос. идей К. Э. Циолковского с идеями Ф. Лит.: Кожевников В. ?., ?. ?. Федоров, ч. 1, M., 1908; Соловьев В. С., Письма к ?. ?. Федорову, в кн.: Письма В. С. Соловьева, т. 2, СПБ, 1909; Петерсон Н. П., ?. ?. Федоров и его книга "Философия общего дела" в противоположность учению Л. Н. Толстого "о непротивлении" и другим идеям нашего времени, Верный, 1912; Вселенское дело. [Сборник], вып. 1, Одесса, 1914; Бердяев Н., Религия воскрешения. "Философия общего дела" Н. Ф. Федорова, "Рус. мысль", 1915, [кн. 71, с. 75–120; его же, Три юбилея, [ч.] 3 – ?. ?. Федоров, "Путь", 1928, No 11; его же, Русская идея, Париж, 1946, гл. 9; Остромиров ?., ?. ?. ?. и современность, вып. 1–4, Харбин, 1928–33; Горностаев А. К., Рай на земле. К идеологии творчества ?. ?. Достоевского. ?. ?. Достоевский и Н. Ф. Федоров, [Харбин], 1929; Ильин В., Религ.-филос. воззрения ?. ?. Федорова, "Евразийский сборник", 1929, вып. 6; Версты, т. 3, Париж, 1928 (спец. т. посвящен ?. ?. Федорову); Флоровский Г., Проект мнимого дела, "Совр. записки", Париж, 1935, [т.] 59; Горький А. М., Еще о механич. гражданах, Собр. соч., т. 24, м., 1953; его же, О женщине, там же, т. 25, М., 1953; его же, Письма, в кн.: Лит. наследство, т. 70, М., 1963; Лосский Н. О., История русской философии, пер. с англ., М., 1954; Зеньковский В. В., История русской философии, т. 2, М., 1956, с. 131–47. Д. Ляликов. Москва.

  1. федоров николай федоровичРусский религиозный мыслитель философ православный священник объявленный в конце жизни еретиком. В сочинении Философия общего дела т. изданном учениками после его смерт...100 великих мыслителей
  2. фёдоров николай федоровичрус. религ. мыслитель. В соч. Философия общего дела Ф. усматривая осн. зло для человека в смерти порабощенности слепой силой природы выдвинул идею регуляции природы. Высш...Атеистический словарь
  3. федоров николай федоровичрус. религ. мыслитель. В соч. Философия общего дела Ф. усматривая осн. зло для человека в смерти порабощенности слепой силой природы выдвинул идею регуляции природы. Высш...Атеистический словарь II
  4. федоров, николай федорович[ умер в ] чувашский дореволюционный поэт автор первого в чувашской литературе популярного произведения в стихах Арсюри написано в .Арсюри Леший по свидетельству автора...Большая биографическая энциклопедия
  5. фёдоров николай федоровичФдоровstrong Николай Федорович [. Москва] русский мыслительутопист представитель русского космизма. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Риш...Большая Советская энциклопедия II
  6. федоров николай федоровичФЕДОРОВ Николай Федорович российский религиозный мыслительутопист выдвинул проект всеобщего воскрешения умерших отцов и преодоления смерти средствами современной науки ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. федоров николай федоровичрусский философ выразитель идей космизма. Незаконнорожденный сын князя П.И. Гагарина. Учился в Ришельевском лицее в Одессе. С по г. работал в разных уездных училищах Ро...Великие философы
  8. фёдоров николай фёдоровичФдоров Николай Фдорович село Ключи Тамбовской губернии Москва философ родоначальник русского космизма. Незаконнорожднный сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездн...Москва (энциклопедия)
  9. фёдоров, николай фёдоровичрелигиозный мыслитель педагог. В преподавал в уездных училищах в Липецке Богородске и других городах Центральной России. В работал в Румянцевском музее затем после неко...Педагогический терминологический словарь
  10. федоров, николай федоровичмая июня декабря Москва русский религиозный мыслитель создатель утопического проекта Общего дела человечества по воскрешению умерших бессмертия живущих и преображен...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. фёдоров николай федорович[ с Ключи Тамбовской губ . Москва] религ. мыслитель педагог Учился в Ришельевском лицее в Одессе В преподавал историю и географию в уездных учщах в Липецке Богородске ...Российская педагогическая энциклопедия
  12. федоров николай федорович. с. Ключи Тамбовской губ. . . Москва религиозный мыслитель создатель утопической системы родоначальник рус. космизма. С г. преподавал историю географию в различных учил...Русская философия
  13. федоров николай федорович. религиозный мыслитель представитель русского космизма. Незаконный сын князя П.И. Гагарина был учителем в провинции затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. федоров николай федоровичФедоров Николай Федорович философмистикПсевдонимыi N. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. федоров николай федоровичФЕДОРОВ Николай Федорович религиозный мыслитель создатель утопической системы родоначальник рус. космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лице...Философская энциклопедия
  16. федоров николай федоровичрод. ум. дек. Москва рус. религиозный мыслитель философ православный священник объявленный в конце жизни еретиком. В соч. Философия общего дела т. изданном после сме...Философский энциклопедический словарь II
  17. федоров николай федоровичрус. религиозный мыслитель создатель утопической неохристианской системы подчиненной идее патрофикации воскрешения отцов т. е. воссоздания всех живших поколений понимаемо...Философский энциклопедический словарь