Российская педагогическая энциклопедия

ФЁДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

[1829, с Ключи Тамбовской губ, 15(28). 12 1903, Москва], религ. мыслитель, педагог Учился в Ришельевском лицее в Одессе В 1854—68 преподавал историю и географию в уездных уч-щах в Липецке, Богородске, Угличе, Боровске и др. городах Центр России С 1869 служил в Чертковской б-ке в Москве В 1874—98 работал в Румянцевском музее, затем, после нек-рого перерыва, в архиве Мин-ва иностр. дел Большая часть трудов Ф была опубликована посмертно его учениками («Философия общего дела Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова », т 1—2,1906—13), нек-рые работы появились в печати анонимно еще при жизни мыслителя Из них пед. теме посвящены статьи «К вопросу о памятнике В H Каразину» («Наука и жизнь», 1894, № 15—16), «Долг авторский и право музея-библиотеки» («Дон», 1897, 1 июля), «Несколько предположений по поводу ноябрьских падающих звезд» («Асхабад», 1899, № 298, 25 октября). и др. Популяризатором филос. системы Ф стал его ученик и последователь H II Петерсон Подход Ф к проблемам воспитания и образования определялся духом его учения, основой к-рого была идея богочело-веческого дела спасения, соучастия человека в исполнении Божьих обетовании, в труде по восстановлению мира «в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Соч, с 395). «Всеобщее дело» заключалось для Ф в победе над смертью, воскрешении умерших, одухотворении природы и космоса В исполнении этого дела, по мысли Ф, должны быть соединены все сущностные силы человека (синтез науки и искусства в преображении мира). Такое понимание онтологич. задачи человечества требовало радикальной переориентации сознания, изменения самого типа душевной организации личности, ее ценностных установок Критику Ф вызывал «неоязыческий» уклад жизни, выдвинувший идеал сытости и «комфорта» Следование общества этому идеалу привело, по Ф, к сугубо утилитарному, хищническому отноше нию к природным и земным богатствам («цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавляющая»), а в обществ. жизни к господству «юридико-экон » закона над нравственным Не удовлетворял его и односторонне-аскетический идеал, в к-ром «личное спасение», внутр. сокровенная работа души становятся единственно абсолютным и богоугодным делом, всякая же ист, обществ, культурная деятельность человечества вторична и часто признается суетной и безблагодатной В противоположность этому Ф выдвигал задачу воспитания активно-христ. сознания, опирающегося на представление о человеке как проводнике Божьей воли в мире, об ответственности всех и каждого за судьбу Вселенной, за живших и живущих, за бытие в целом Особое место в воззрениях Ф занимал вопрос о нач образовании, неотделимом от нравств. формирования личности Его основой Ф считал воспитание «родственности», «сыновнего долга», памяти и любви к «отцам» и «предкам» «И почему воспитание не начинается у могил прадедов или прапрадедов, почему не начинается с сознания, что он, ребенок, не сын только живых родителей, но и внук, правнук умерших дедов или прадедов На праздные вопросы ребенка о рождении, о начале, можно бы было обращать его внимание на конец Почему педагогия нынешняя игнорирует вопрос о конце Потому-то наше воспитание и лишено всякой серьезности, не имеет прочной основы» («Философия общего дела», т 1, с 579—80). Органично присущее ребенку всеобъемлющее чувство родства (для него все люди «дяди» и «тети»). должно не оттесняться на задний план господствующими в мире «небратством» и «рознью», а возводиться на новую, сознательную («совершеннолетнюю»). ступень в качестве принципа отношения к миру, самоопределения в бытии (человек «сын умерших отцов» или, по-евангельски, «сын человеческий»). Особое значение здесь приобретала личность учителя, призванного пестовать то же родственное, «отеческое», «усыновляющее» отношение к ученикам, не допуская никакого формализма и принуждения Плодотворно лишь начало добровольности, «жертвенности», личного примера («учитель добрый душу свою полагает за детей»). В центр нач образования Ф ставил историю, географию и астрономию предметы, призванные сформировать у ребенка общее, целостное представление о мире «География говорит нам о земле, как о жилище, история же о ней, как о кладбище» («Философия общего дела», т 2, с 218). Астрономия обращает взор человека к небу, ко Вселенной, воспитывает космич чувство, сознание того, что поприщем человеческой деятельности становится мироздание в целом Важным лед принципом Ф считал активное участие самих школьников в добывании знаний по предмету через изучение родного края, его истории, геогр и климатич особенностей, а также через астрономич наблюдения Учебникам Ф отводил вспомогат роль, заменяя их нек-рой общей программой, планом С помощью изучения местной истории и географии, неразрывно связанных с первыми жизненными впечатлениями ребенка, может быть достигнуто, по Ф, особое качество «сердечного», «родственного» знания, к-рое не может оставаться сугубо теоретическим, а ищет себе приложения, поприща благой деятельности Принцип активности в познании Ф выдвигал на всех уровнях образоват. процесса Университетскому образованию (по его мнению, в значит. степени пассивному, потребляющему готовый материал). он противопоставлял др тип образования «музейско-библиотечный», ориентированный на самостоят. творч изучение, неотделимое от долга памяти и любви к прошедшему Ф выступал за превращение музеев и библиотек в центры собирания и исследования, воспитания и обучения, за формирование вокруг них коллективов ученых, к-рые руководили бы учащимися в процессе познания В системе учения «всеобщего дела» такой тип образования был непосредственно связан со стремлением преодолеть разрыв между светским и духовным просвещением, знанием и верой, храмовой и внехрамовой жизнью Обращая «сердца сынов к отцам», музеи для Ф приобретают значение религиозное и становятся неотделимыми от храма, соединяющего живущих в совокупной молитве за умерших По Ф, религия дает высш. цель знанию, одушевляет образование, направляет познават.н. созидат активность человека в благое русло Отсюда его идея создания «школ-храмов» или «храмов-школ-музеев» (включающих и обсерватории), где религ. воспитание и шк. образование составят единое целое, «все виды знания получат священное значение» (Соч, с 368). Устраняя разделение мысли и дела, «ученых» и «неученых», исследование, по Ф, становится всеохватывающим и всеобщим (нужно «всех сделать познающими и все предметом познания»). и ведет к творч преображению жизни Соч Соч, M, 1982, Собр. соч в 4 тт, т 1—2, M, 1995-, Из материалов к третьему тому «Философии общего дела», в сб Контекст 1988, M, 1989, Из «Философии общего дела», Новосиб, 1993 «Вопросы философии», 1993, № 1, с 133—182, «Начала», 1993, № 1, с 31—79 Лит Кожевников В А, Н Ф Федоров Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам, ч l, M, 1908, Семенова С Г Этика «общего дела» H Ф Федорова, M, 1989, с е ж е, Николай Федоров Творчество жизни, M, 1990, Коваль Л, Идея музея в философии H Ф Федорова, в кн. Визуальная пропаганда книжных памятников, M, 1989, с 149—56 А Г Гачева

  1. федоров николай федоровичРусский религиозный мыслитель философ православный священник объявленный в конце жизни еретиком. В сочинении Философия общего дела т. изданном учениками после его смерт...100 великих мыслителей
  2. фёдоров николай федоровичрус. религ. мыслитель. В соч. Философия общего дела Ф. усматривая осн. зло для человека в смерти порабощенности слепой силой природы выдвинул идею регуляции природы. Высш...Атеистический словарь
  3. федоров николай федоровичрус. религ. мыслитель. В соч. Философия общего дела Ф. усматривая осн. зло для человека в смерти порабощенности слепой силой природы выдвинул идею регуляции природы. Высш...Атеистический словарь II
  4. федоров, николай федорович[ умер в ] чувашский дореволюционный поэт автор первого в чувашской литературе популярного произведения в стихах Арсюри написано в .Арсюри Леший по свидетельству автора...Большая биографическая энциклопедия
  5. фёдоров николай федоровичФдоровstrong Николай Федорович [. Москва] русский мыслительутопист представитель русского космизма. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Риш...Большая Советская энциклопедия II
  6. федоров николай федоровичФЕДОРОВ Николай Федорович российский религиозный мыслительутопист выдвинул проект всеобщего воскрешения умерших отцов и преодоления смерти средствами современной науки ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. федоров николай федоровичрусский философ выразитель идей космизма. Незаконнорожденный сын князя П.И. Гагарина. Учился в Ришельевском лицее в Одессе. С по г. работал в разных уездных училищах Ро...Великие философы
  8. фёдоров николай фёдоровичФдоров Николай Фдорович село Ключи Тамбовской губернии Москва философ родоначальник русского космизма. Незаконнорожднный сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездн...Москва (энциклопедия)
  9. фёдоров, николай фёдоровичрелигиозный мыслитель педагог. В преподавал в уездных училищах в Липецке Богородске и других городах Центральной России. В работал в Румянцевском музее затем после неко...Педагогический терминологический словарь
  10. федоров, николай федоровичмая июня декабря Москва русский религиозный мыслитель создатель утопического проекта Общего дела человечества по воскрешению умерших бессмертия живущих и преображен...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. федоров николай федорович. с. Ключи Тамбовской губ. . . Москва религиозный мыслитель создатель утопической системы родоначальник рус. космизма. С г. преподавал историю географию в различных учил...Русская философия
  12. федоров николай федорович. религиозный мыслитель представитель русского космизма. Незаконный сын князя П.И. Гагарина был учителем в провинции затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского...Святая Русь - энциклопедический словарь
  13. федоров николай федоровичФедоров Николай Федорович философмистикПсевдонимыi N. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  14. федоров николай федоровичФЕДОРОВ Николай Федорович религиозный мыслитель создатель утопической системы родоначальник рус. космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лице...Философская энциклопедия
  15. федоров николай федоровичдек. рус. религ. мыслительутопист. Незаконный сын кн. П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Был учителем в провинции затем библиотекарем Румянцевского музея . Ведя аскет...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  16. федоров николай федоровичрод. ум. дек. Москва рус. религиозный мыслитель философ православный священник объявленный в конце жизни еретиком. В соч. Философия общего дела т. изданном после сме...Философский энциклопедический словарь II
  17. федоров николай федоровичрус. религиозный мыслитель создатель утопической неохристианской системы подчиненной идее патрофикации воскрешения отцов т. е. воссоздания всех живших поколений понимаемо...Философский энциклопедический словарь