Российская педагогическая энциклопедия

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

граф [(28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского р-на Тульской обл., 7(20). 11.1910, ст. Астапово, ныне ст. Лев Толстой в Липецкой обл.; похоронен в Ясной Поляне], писатель, мыслитель, педагог. В 1841—47 жил в Казани, где учился в ун-те один год на вост. отделении филос. ф-та и два года на юрид. ф-те. В 1851 уехал на Кавказ на воен. службу, в 1854—55 участвовал в обороне Севастополя. В эти годы начал заниматься лит. деятельностью. С 1855 в Петербурге, сблизился с сотрудниками журн. «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским; внимательно следил за ходом дискуссий западников и славянофилов. В первый период пед. деятельности (1859—62), названный Т. временем «трёхлетнего страстного увлечения.. педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной нач. школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 нач. школ в Тульской губ., учителям к-рых всячески помогал. В 1860—61 предпринял поездку по странам Зап. Европы с целью изучения состояния пед. наук и нар. образования. По возвращении из путешествия Т. писал о своём полном неприятии увиденного. По мнению Т., в зап.-европ. педагогике «на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые неизменные формы». Эти размышления инициировала встреча с А. Дистервегом, в ходе к-рой Т. сказал, что «лучшая система не иметь никакой системы», выразив в парадоксальной форме несогласие с механистич., рационалистич. установками в педагогике. В 1862 издавал пед. журн. «Ясная Поляна» (всего вышло 12 номеров), в к-ром напечатал ряд своих пед. статей. Каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей. После завершения работы над романом «Война и мир» (1869). начался второй период пед. деятельности Т., содержанием к-рого было создание «Азбуки» комплекса уч. книг для нач. школы с метод, указаниями для учителя (кн. 1—4, 1872). Созданная писателем своеобразная энциклопедия для первонач. обучения отличалась ориг. принципами составления: все материалы слова, отд. предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки отражали жизнь рус. крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены также этногр. и геогр. сведения. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоят. пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). В первой пол. 70-х гг. Т. возобновил работу в Яснополянской школе. Являясь членом училищного совета Крапивенской земской управы, Т. добивался увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда уч. лит-рой и инвентарём. В 1874 написал программную ст. «О нар. образовании», обобщавшую его пед. опыт. После завершения романа «Анна Каренина» наступил третий период пед. исканий Т. (кон. 1880-х гг. 1910), связанный с разработкой религ.-нравств. учения Т. Произведения этого времени художественные (роман «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича»; пьесы «Плоды просвещения» и «Власть тьмы»). и публицистические («Исповедь», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Рабство нашего времени» и др.) проникнуты мыслью о лживости и несправедливости жизни. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им изд-во «Посредник», где напечатал ряд рассказов, издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день», начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Дет. круг чтения», в последний год жизни написал ряд рассказов «Дет. мудрость». Статьи «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (журн. «Свободное воспитание», 1908). и «Учение Христа, изложенное для детей» отражали опыт занятий писателя с учениками по вопросам морали в его доме в Ясной Поляне в 1906—08. Пед. идеи Т. могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой к-рого был вопрос о смысле жизни человека и человечества. Т. и в своих пед. сочинениях предстаёт, с одной стороны, как учитель новатор, практик и организатор, с другой мыслитель, стремящийся решать кардинальные филос. и психол. проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и обществ, сознания и ряд других. Стержнем всего пед. творчества Т. стала проблема духовно-нравств. основ развития личности. Становление личноста Т. понимал как формирование её нравств. сферы в разл. видах деятельности. Т. привлёк внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этич. познания. Впервые в истории рус. педагогики Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. В статьях Т. на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах пед. исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в «лабораторию творческого труда учителей и учащихся». Мастерски владевший методом пед. наблюдения и умевший глубоко проникнуть в духовный мир ребёнка, Т. может считаться одним из рус. педагогов, положивших начало эксперим. работе в условиях повседневных шк. занятий. Задачи пед. науки, по мысли Т., заключаются в «изучении условий совпадения» деятельности «образовывающего и образовывающегося» на пути к единой цели, а также в изучении условий, к-рые препятствуют такому совпадению. Большое значение Т. придавал уточнению понятий «образование», «обучение», «воспитание», «учение», «преподавание». При этом он столкнулся с тем, что имеющихся понятии недостаточно для точного объяснения существенных отношений индивида и обществ, опыта. Считая, что существует общая закономерность психич. развития человека, усваивающего основы совр. ему культуры, Т. стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперёд образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы. Т. обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех пед. теорий» (Пед. соч., М., 1989, с. 287). Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребёнок, всё его дальнейшее психич. развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие.. к достижению высшего идеала гармонии» (там же, с. 287). Ребёнку нужен «только материал для того, чтобы пополняться гармонич. ески и всесторонне» (там же, с. 288). В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного науч. образования. Придавая исключительно важное значение преемственности культуры, Т. пытался определить содержание шк. обучения, исходя из основных ист. форм мышления (логич., худож.), соответствующих им уч. предметов (матем., естественных, языковых). и способов передачи знания. С новым содержанием образования он связывал преодоление «ложного» миропонимания. Особую роль в пед. концепции Т. приобрела проблема новых методов обучения и формирования жизненно важных для учащихся понятий. По убеждению Т., на основе формальной логики нельзя научить детей решать сложные задачи, к-рые перед ними ставит жизнь. Исходя из своего практич. опыта, Т. подчёркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлечённого в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребёнок освоил соответствующие понятия, т. к. это может тормозить его умственное развитие. Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребёнка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, к-рый способствовал бы позна-ват. активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В релит.-нравств. учении Т. центр, место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я»). и стремлением к нравств., бескорыстным действиям. По Т., обретение нравств. смысла жизни источник психич. здоровья и творческой энергии и, наоборот, утрата смысла приводит к экзистенциальному вакууму («Исповедь»). В образе Бога Т. видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравств. совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутр. ориентира. Обращаясь к таким важнейшим нравств. постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе «Путь жизни» Т. рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на к-рых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни значит. помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом. Обобщённый нравств. опыт человечества, по Т., это наука человековедения, цель к-рой указывать разл. образцы приложения нравств. сознания к жизни. Это не свод норм, правил, понятий, категорий, а своего рода общечеловеческий идеал, образ долженствования. Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в ст. «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где выделил разделы: «разум», «любовь», «совершенствование», «усилие», «мысли», «слова», «поступки дела», «соблазны внутренние и внешние». Нравств. воспитание, являющееся, по Т., формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознат. пути зависит от того окружения и атмосферы, в к-рых ребёнок растёт.н. принимает ценностные ориентации. Т. подчёркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству. Жизнь, построенная в соответствии с нравств. законом, способность к продуктивной и творческой деятельности приносят человеку моральное удовлетворение. Пед. творчество Т. утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремлённость, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования. Процесс осмысления пед. наследия Т. оказался чрезвычайно сложным. В России поверхностное отношение к фил ос. специфике взглядов Т., замалчивание нек-рых положений или объяснение их апологией патриархально-христианской морали, слабостью Т.-мыслителя привели к тому, что не был раскрыт истинный смысл его пед. сочинений и религ.-нравств. учения. Однако уже в нач. 20 в. выступление Т. за признание самостоят. личности ребёнка, осуждение авторитарного воспитания, утверждение новаторского пед. мышления были подхвачены прогрессивными педагогами во всём мире. Появились первые публикации о пед. взглядах Т.: Э. Кросби, Дж. Р. Нойес в США, К. Штрауб в Германии, Ш. Бодуэн во Франции, П. М. Нойков в Болгарии. Пед. программу Т. можно считать одним из источников широкого движения за демократизациио и гуманизацию образования, определившего мн. тенденции развития педагогики в 20 в. Соч.: Поли, собр. соч., т. 1—90, М. Л., 1928—58; Пед. соч., М., 1989 (библ.); Мысли мудрых людей на каждый день, М., 1990 (репринтное воспроизведение); Круг чтения, т. 12, М., 1991 (вступ. ст. А. Николюкина). Лит.: Вейкшан В. А., Л.Н.Толстой о воспитании и обучении, М., 1953; его же, Л. Н. Толстой нар. учитель, М., 1959; Кудрявая Н. В., Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого, М., 1993 (библ.); Crosby E., Tolstoi maftre decole, L., 1904; Baudouin С h., Tolstoi educate-ur, P., 1921; K i e n i t z W., Leo Tolstoy als Padagoge, B., 1959; Ulrich K., Die Liber-tare Reformpadagogik Tolstois und ihre Rezerp-tion in der deutschen Padagogik, Trotzdem, 1984; Gustafson R. F., Leo Tolstoy resident and Stranger, Princeton, 1986. H. В. Кудрявая.

  1. толстой лев николаевичТворения Шекспира Бальзака и Толстого три величайших памятника воздвигнутые человечеством для человечества утверждал Андре Моруа взявший на себя смелость назвать троих ...100 великих писателей
  2. толстой лев николаевичрус. писатель творчество крого оказало огромное влияние на мир. литру отразило противоречия целой эпохи рус. общества . В. И. Ленин назвал его зеркалом русской революции....Атеистический словарь
  3. толстой лев николаевичрус. писатель творчество крого оказало огромное влияние на мир. литру отразило противоречия целой эпохи рус. общества . В. И. Ленин назвал его зеркалом русской революции....Атеистический словарь II
  4. толстой лев николаевичРусский писатель общественный деятель. Творческое наследие Л. Н. Толстого необычайно обширно поэтому назовем самые известные произведения. Перу Л. Н. Толстого принадлежат...Афоризмы русских писателей
  5. толстой лев николаевичТолстой граф Лев Николаевич знаменитый писатель достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с велики...Биографический словарь
  6. толстой лев николаевичТолстойstrong Лев Николаевич [. Ясная Поляна ныне Щкинского района Тульской области . станция Астапово РязаноУральской железной дороги ныне станция Лев Толстой Липецкой ...Большая Советская энциклопедия II
  7. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф русский писатель членкорреспондент почетный академик Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии Детство Отрочество Юность ...Большой Энциклопедический словарь V
  8. толстой лев николаевичрос. писатель. На воен. службе в . Учился в Казан. унте . Служил на Кавказе участвовал в боевых действиях с в Грозном командовал арт. взводом. С в Дунайской армии. ...Военный энциклопедический словарь
  9. толстой, лев николаевичЛ.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге.ТОЛСТОЙ Лев Николаевич русский писатель граф. Начиная с автобиографической трилогии Детство Отрочество Юность исследование ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. толстой лев николаевичзнаменитый русский писатель и моралист. В своих произведениях частью написанных еще при крепостном праве Толстой яркими красками изображал крепостническую Россию. Россия ...Исторический справочник русского марксиста
  11. толстой лев николаевичграф российский деятель культуры писатель философ и публицист. В гг. участвовал в боевых действиях на Кавказе затем на Дунайском театре военных действий во время Крымско...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. толстой лев николаевич. усадьба Ясная Поляна ныне Тульской обл. .И. ст. Астапово ныне ст. Лев Толстой РязаноУральской жел. дор. Рус. писатель мыслитель. На мировоззрение Т. оказали влияние в ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  13. толстой лев николаевичВеликий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогомгуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни А дело не то что первой...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. толстой лев николаевичТОЛСТОЙstrong Лев Николаевич рус. писатель. Дневники письма записанные современниками беседы Т. содержат многочисл. суждения о Л. Первое знакомство Т. с Л. непосредств....Лермонтовская энциклопедия
  15. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф русский писатель. Романы Семейное счастье Декабристы незаконч. опубл. Война и мир печатался с е отд. изд. изд. исправл. Анна Каренина...Литературный энциклопедический словарь
  16. толстой лев николаевичЯсная Поляна Тульской губернии станция Астапово РязанскоУральской железной дороги граф писатель. Потомок старинных дворянских родов и с отцовской граф Н.И. Толстой учас...Москва (энциклопедия)
  17. толстой лев николаевичвеликий русский писатель и педагог. Пед. работы Народное образование Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят Азбука четыре Книг...Педагогический словарь
  18. толстой лев николаевич. Ясная Поляна Тульской губ. . ст. Астапово РязаноУральской ж. д. ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл. писатель создатель религиознофилософского учения в центре крого поиск...Русская философия
  19. толстой лев николаевичТолстой Лев Николаевич граф писатель. Связи Т. с литературной общественной и культурной жизнью Петербурга в котором писатель бывал около раз впервые в были особенно ин...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  20. толстой лев николаевич. . граф русский писатель. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губ. Получил первое начальное домашнее образование. С учился в Казанском университете сначала на восто...Святая Русь - энциклопедический словарь
  21. толстой, лев николаевичТолстой Лев Николаевич великий русский писатель общественный деятель. Автор всемирно известных романов Война и мир Анна Каренина Воскресение повестей Казаки Детство Хад...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  22. толстой лев николаевичТолстой Лев Николаевич авг. Ясная Поляна нояб. на ст. Астапово писательПсевдонимыi Л. Н.u Л. Н. Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. толстой лев николаевичрусский писатель автор философскорелигиозных эстетических публицистических работ в чьем творчестве отразился социальный критицизм и христианско морализаторские тенденции....Словарь-справочник по философии
  24. толстой лев николаевичвеликий русский писатель и педагог. Пед. работы Народное образование Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят Азбука четыре Книг...Творчество. Краткий педагогический словарь
  25. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич рус. писатель публицист философ. В учился в Казанском унте не окончил. Художественное творчество Т. в значительной своей части философично. Поми...Философская энциклопедия
  26. толстой лев николаевичавг. нояб. рус. писатель и философ. Большую часть жизни провел в своем поместье Ясная Поляна. В учился в Казанском унте. В служил в армии на Кавказе в участвовал ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  27. толстой лев николаевичрод. сент. Ясная Поляна ум. нояб. Астапово Рязан. губ. рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии Детство Отрочество и Юность исследуя диалектику души...Философский энциклопедический словарь II
  28. толстой лев николаевичрод. сент. Ясная Поляна ум. нояб. Астапово Рязан. губ. рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии Детство Отрочество и Юность исследуя диалектику д...Философский энциклопедический словарь
  29. толстой, лев николаевичграф Tolstoy Count Leo Критическая статья великого русского писателя Шекспир и драма Shakespeare and the Drama представляет собой безжалостную атаку на Короля Лира....Шекспировская энциклопедия
  30. толстой лев николаевичграф знаменитый писатель достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. толстой, лев николаевичТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ русский писатель. Родился августа в Ясной Поляне семейном поместье в Тульской губернии. Его родители родовитые российские дворяне умерли когда он...Энциклопедия Кольера II
  32. толстой лев николаевичрус. писатель мыслитель публицист. Эстетические воззрения Т. хотя и претерпели изменения отразив сложный путь его духовного развития сохранили определенное единство связа...Эстетика