Лермонтовская энциклопедия

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТ́́ОЙЛев Николаевич (1828—1910), рус. писатель. Дневники, письма, записанные современниками беседы Т. содержат многочисл. суждения о Л. Первое знакомство Т. с Л. — непосредств. юношеское восприятие его произв. («Хаджи Абрек», «Измаил-Бей», «Герой нашего времени»). «Тамань» попадает в составленный Т. список книг, к-рые произвели на него «очень большое» впечатление в юности. С нач. 50-х гг. определяется устойчивый интерес Т. к Л., к осмыслению его творчества; читая и перечитывая произв. Л. (в т.ч. «Героя...»), он отмечает, что после прочтения «Маскарада» (запись 1854) «начинает понимать драму вообще»; находит «весьма хорошим» начало «Измаил-Бея»; высоко оценивает «Умирающего гладиатора»: «эта предсмертная мечта о доме удивительно хороша» (т. 47, с. 9—13).В дальнейшем худож. наследие Л. оценивается Т. как важный этап в развитии рус. лит-ры. В письме к Н. Н. Страхову от 3 марта 1872 Т., графически изображая процесс развития рус. лит-ры от Н. М. Карамзина в виде параболы, замечает: «Последняя волна поэтическая — парабола была при Пушкине на высшей точке, потом Лермонтов, Гоголь, мы, грешные, и ушла под землю. Другая линия пошла в изучение народа и выплывет, бог даст, а Пушкинский период умер совсем, сошел на нет» (т. 61, с. 274—75).«Истинный», «серьезный», «нравственный», «ищущий», «власть имеющий», «религиозный» — таковы встречающиеся у Т. определения таланта Л. Тремя «одинаково большими» поэтами Т. называет А. С. Пушкина, Л. и Ф. И. Тютчева. В письме к Л. Е. Оболенскому от 14 апр. 1889 Т. рекомендовал для публикации в «Русском богатстве» «весьма замечательную» статью О. П.Герасимова «Очерк внутренней жизни Лермонтова по его произведениям», к-рая «показывает в Лермонтове самые высокие нравственные требования, лежащие под скрывающим их напущенным байронизмом» (т. 64, с. 246). Ту же характеристику Л. сам Т. дал в беседе с А. Б. Гольденвейзером: «Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! У Пушкина нет этой нравственной значительности...» (Гольденвейзер, с. 68). Деля писателей на «литераторов» (профессионалов) и «не литераторов», занятых в первую очередь нравств. и общемировоззренч. проблемами, Т. зачисляет во вторую группу только себя и Л.; в первую попадают Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров (см. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, т. 1, 1955, с. 236).Одну из гл. особенностей Л.-художника Т. видел в его способности «проникать в сущность явлений и давать высшую для своего времени точку миропонимания» (П. А. Сергеенко). Сожалея, что эта черта таланта Л. не смогла полностью раскрыться, Т. говорил Г. А. Русанову в авг. 1883: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий».Роман «Герой...» Т. считал «совершенным» в худож. отношении. 20 окт. 1909 он говорил С. Н. Дурылину о «Тамани»: «В повести нет ни одного лишнего слова. Ничего, ни одной запятой нельзя ни убавить, ни прибавить. Так еще писал только Пушкин». Творчество Л. становится для него эталоном при оценке совр. поэтов (К. Д. Бальмонта и др.), к-рых Т. готов признать, если они «докажут, что умеют писать не хуже Лермонтова». Т. считал произв. Л. доступными народу. В его пометках на книге А. Попова «Пособие для изучения образцов рус. лит-ры», изданной для нар. чтения, выделены «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива», «Парус», «Три пальмы». В изд-ве «Посредник», в делах к-рого Т. принимал ближайшее участие, сб. ««Ангел» и другие стихотворения М. Ю. Лермонтова» издавался в 1888, 1898, 1903, 1910; и все 4 изд. включали, помимо перечисл. выше, 19 стих.: «Листок», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Оправдание», «Дума», «Утес», «Сосед», «Молитва» («В минуту жизни трудную») и др.Общность социальной и этич. проблематики у Л. и Т., отмеченная самим Т., в значит. мере обусловила и соотносимость их творч. методов, где обнаруживаются не только точки соприкосновения, но и существ. отличия (см. Русская литература 19 века). Уже Н. Г. Чернышевский указывал на Л. как на непосредств. предшественника толстовского психологизма. Л. первым сосредоточил внимание на изображении «истории души человеческой»; при этом психологич. анализ Л. (как и самоанализ его героя) обладает логической стройностью и четкостью, стремлением объяснить внутр. мир героя, побудительные мотивы его действия. Психологизм же Т., обратившегося к изображению «самого психического процесса, его форм, его законов» (Чернышевский, т. 3, с. 422) воспроизводит непосредств. реальность протекания психич. жизни; вникание в движение «бесконечно малых», едва уловимых, подробностей обусловило внешнюю непоследовательность внутр. монологов толстовских героев — как гл. средства раскрытия «диалектики души». По-видимому, можно говорить о типологич. близости психологизма Л. и Т. в связи с обращением обоих писателей к драматургич. формам, в к-рых внутр. конфликт реализуется в столкновении характеров.Преемственная связь Т. и Л. сказывается и в близости нек-рых сюжетов и образов. В «Записках о Кавказе» (1852) Т. писал, что в юности он с «восторгом» и «наслаждением» читал «Кавказские сочинения Лермонтова» (т. 3, с. 215). В ранних произв. Т. воздействие Л. обнаруживается не только в тематич. плане (кавк. мотивы), но и в изображении типов людей, близких героям Л. (Капитан Хлопов — Максим Максимыч, Розенкранц — Грушницкий, Оленин — Печорин и т.д.), местами — в стилевой «декламационной» приподнятости: для «Казаков», отмечает Эйхенбаум (12), «чтение стихов, и особенно Лермонтова, не прошло даром» (с. 170—72).Вместе с тем отношение Т. к творчеству Л. в целом не м. б. понято без учета отношения Т. к романтизму. Подчеркнуто антиромантич. позиция Т. с его сниженной, вплоть до пародирования, трактовкой героя романтич. типа (ср., напр., образ Наполеона в творчестве Л. и Т.) закономерно предопределила неприятие существ. сторон лермонт. творч. системы. Уже в 50-е гг. Т. начинает противопоставлять своих героев героям Л., последовательно «вытравляя» из них романтич. черты, «напущенный байронизм» и особенно черты эгоцентрич. демонизма. Т. с его стремлением найти для героя выход из внутр. разлада и конфликта с окружающей средой, требующему от своих «сложных», с развитым самосознанием, героев не только скептич. отрицания среды, но и выработки положит. программы социального поведения, всегда оставляющему для них возможность проявления «естественного» начала в человеке, позиция «гордой вражды» с небом и миром не могла представляться «правдой». Отсюда полемически резкое неприятие Т. поэмы «Демон», в к-рой он находил неестественное, гиперболич. изображение страстей. Особенно грешат «деланностью», по мнению Т., большие стихотв. вещи и в этом отношении «Демон» Л. «слаб» (см. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1960, т. 2, с. 253).У Т. получили развитие народно-эпич. и демократич. начала, определившиеся в позднем творчестве Л. и сказавшиеся, в частности, в изображении войны. Исследователи неоднократно сопоставляли «Валерик» Л. и «Набег» Т. В 1909 в беседе с С. Н. Дурылиным Т. назвал стих. «Бородино» «зерном» «Войны и мира». Л. впервые отказался от «панорамных» батальных сцен, показав бой с т.з. рядового участника; этот принцип стал одним из стилеобразующих в воен. рассказах и в «Войне и мире», где он находил себе опору в общей системе историч. и филос.-этич. взглядов Т.Соч. Полн. собр. соч., т. 1—90, М. — Л., 1928—58 (по указат.).

Лит.: ЛН, т. 35—36, 37—38, 69, 75 (по указат.);Чернышевский, т. 3, с. 421—31;СергеенкоП., Как живет и работает Л. Н. Толстой, М., 1908, с. 51;Семенов(2);МаковицкийД. П., Яснополян. записки. 1904—1910, в. 1—2, М., 1922—23;его же, У Толстого. 1904—1910. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого, ЛН, т. 90, кн. 1—4, кн. 5 (указатели);АпостоловН. Н., Лев Толстой и его спутники, М., 1928, с. 15—19;Бродский(8), с. 58—60; Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, М., 1955, т. 1, с. 236, 407—08, т. 2, с. 149;ГусевН. Н., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, т. 1—2, М., 1958—60 (по указат.);его же, Два года с Л. Н. Толстым, М., 1973, с. 366;МышковскаяЛ. М., Мастерство Л. Н. Толстого, М., 1958, с. 5—29;ГольденвейзерА. Б., Вблизи Толстого, М., 1959 (по указат.);Эйхенбаум(12), с. 29, 279;его же, Лев Толстой, кн. 1, Л. — М., 1928, с. 170—72;ЛотманЮ., Истоки «толстовского направления» в рус. лит-ре 1830-х гг., «Уч. зап. Тартуского ун-та», 1962, в. 119, с. 36—46;БочаровС. Г., Л. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души», в кн.: Лит-ра и новый человек, М., 1963, с. 241—42;БурсовБ. И., Л. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1963, с. 276, 283, 324, 354, 379, 382—83;СпивакР. С., К вопросу о становлении метода анализа «диалектики души» в творчестве предшественников Л. Толстого, в кн.: Творчество Л. Н. Толстого. Вопросы стиля, «Уч. зап. Пермского ун-та», 1963, т. 107;БиржишкоА. И., Кавк. встречи Л. Н. Толстого с Л., «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Крупской», 1964, т. 152, в. 10, с. 231—62;ее же, Творчество М. Ю. Л. в системе эстетич. воззрений и оценок Л. Н. Толстого в 80—900-е гг., там же, с. 263—91;ее же, О лермонт. начале в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Уч. зап. Горьк. пед. ин-та. Серия филол. наук», 1971, в. 82, с. 52—75;ЛеушеваС., Л. и Лев Толстой, в кн.: Творчество М. Ю. Л. 150 лет со дня рождения, М., 1964;ее же, Лермонт. традиции в раннем творчестве Толстого, в кн.: Яснополянский сборник. [Год 1965], Тула, 1965, с. 59—79;ОсновинВ. В., О нек-рых особенностях психол. анализа в драмах Л. Н. Толстого и М. Ю. Л., в кн.: Проблемы худож. мастерства и истории лит-ры, Г., 1967; Рус. повесть XIX в. История и проблематика жанра, Л., 1973, с. 444—45;МануйловВ. А., Вслед за Лермонтовым, «Звезда», 1978, № 8.

В. В. ОсновинЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

  1. толстой лев николаевичТворения Шекспира Бальзака и Толстого три величайших памятника воздвигнутые человечеством для человечества утверждал Андре Моруа взявший на себя смелость назвать троих ...100 великих писателей
  2. толстой лев николаевичрус. писатель творчество крого оказало огромное влияние на мир. литру отразило противоречия целой эпохи рус. общества . В. И. Ленин назвал его зеркалом русской революции....Атеистический словарь
  3. толстой лев николаевичрус. писатель творчество крого оказало огромное влияние на мир. литру отразило противоречия целой эпохи рус. общества . В. И. Ленин назвал его зеркалом русской революции....Атеистический словарь II
  4. толстой лев николаевичРусский писатель общественный деятель. Творческое наследие Л. Н. Толстого необычайно обширно поэтому назовем самые известные произведения. Перу Л. Н. Толстого принадлежат...Афоризмы русских писателей
  5. толстой лев николаевичТолстой граф Лев Николаевич знаменитый писатель достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с велики...Биографический словарь
  6. толстой лев николаевичТолстойstrong Лев Николаевич [. Ясная Поляна ныне Щкинского района Тульской области . станция Астапово РязаноУральской железной дороги ныне станция Лев Толстой Липецкой ...Большая Советская энциклопедия II
  7. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф русский писатель членкорреспондент почетный академик Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии Детство Отрочество Юность ...Большой Энциклопедический словарь V
  8. толстой лев николаевичрос. писатель. На воен. службе в . Учился в Казан. унте . Служил на Кавказе участвовал в боевых действиях с в Грозном командовал арт. взводом. С в Дунайской армии. ...Военный энциклопедический словарь
  9. толстой, лев николаевичЛ.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге.ТОЛСТОЙ Лев Николаевич русский писатель граф. Начиная с автобиографической трилогии Детство Отрочество Юность исследование ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. толстой лев николаевичзнаменитый русский писатель и моралист. В своих произведениях частью написанных еще при крепостном праве Толстой яркими красками изображал крепостническую Россию. Россия ...Исторический справочник русского марксиста
  11. толстой лев николаевичграф российский деятель культуры писатель философ и публицист. В гг. участвовал в боевых действиях на Кавказе затем на Дунайском театре военных действий во время Крымско...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. толстой лев николаевич. усадьба Ясная Поляна ныне Тульской обл. .И. ст. Астапово ныне ст. Лев Толстой РязаноУральской жел. дор. Рус. писатель мыслитель. На мировоззрение Т. оказали влияние в ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  13. толстой лев николаевичВеликий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогомгуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни А дело не то что первой...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф русский писатель. Романы Семейное счастье Декабристы незаконч. опубл. Война и мир печатался с е отд. изд. изд. исправл. Анна Каренина...Литературный энциклопедический словарь
  15. толстой лев николаевичЯсная Поляна Тульской губернии станция Астапово РязанскоУральской железной дороги граф писатель. Потомок старинных дворянских родов и с отцовской граф Н.И. Толстой учас...Москва (энциклопедия)
  16. толстой лев николаевичвеликий русский писатель и педагог. Пед. работы Народное образование Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят Азбука четыре Книг...Педагогический словарь
  17. толстой лев николаевичграф [. Ясная Поляна ныне Щкинского рна Тульской обл. . . ст. Астапово ныне ст. Лев Толстой в Липецкой обл. похоронен в Ясной Поляне] писатель мыслитель педагог. В жил в...Российская педагогическая энциклопедия
  18. толстой лев николаевич. Ясная Поляна Тульской губ. . ст. Астапово РязаноУральской ж. д. ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл. писатель создатель религиознофилософского учения в центре крого поиск...Русская философия
  19. толстой лев николаевичТолстой Лев Николаевич граф писатель. Связи Т. с литературной общественной и культурной жизнью Петербурга в котором писатель бывал около раз впервые в были особенно ин...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  20. толстой лев николаевич. . граф русский писатель. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губ. Получил первое начальное домашнее образование. С учился в Казанском университете сначала на восто...Святая Русь - энциклопедический словарь
  21. толстой, лев николаевичТолстой Лев Николаевич великий русский писатель общественный деятель. Автор всемирно известных романов Война и мир Анна Каренина Воскресение повестей Казаки Детство Хад...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  22. толстой лев николаевичТолстой Лев Николаевич авг. Ясная Поляна нояб. на ст. Астапово писательПсевдонимыi Л. Н.u Л. Н. Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общес...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. толстой лев николаевичрусский писатель автор философскорелигиозных эстетических публицистических работ в чьем творчестве отразился социальный критицизм и христианско морализаторские тенденции....Словарь-справочник по философии
  24. толстой лев николаевичвеликий русский писатель и педагог. Пед. работы Народное образование Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят Азбука четыре Книг...Творчество. Краткий педагогический словарь
  25. толстой лев николаевичТОЛСТОЙ Лев Николаевич рус. писатель публицист философ. В учился в Казанском унте не окончил. Художественное творчество Т. в значительной своей части философично. Поми...Философская энциклопедия
  26. толстой лев николаевичавг. нояб. рус. писатель и философ. Большую часть жизни провел в своем поместье Ясная Поляна. В учился в Казанском унте. В служил в армии на Кавказе в участвовал ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  27. толстой лев николаевичрод. сент. Ясная Поляна ум. нояб. Астапово Рязан. губ. рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии Детство Отрочество и Юность исследуя диалектику души...Философский энциклопедический словарь II
  28. толстой лев николаевичрод. сент. Ясная Поляна ум. нояб. Астапово Рязан. губ. рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии Детство Отрочество и Юность исследуя диалектику д...Философский энциклопедический словарь
  29. толстой, лев николаевичграф Tolstoy Count Leo Критическая статья великого русского писателя Шекспир и драма Shakespeare and the Drama представляет собой безжалостную атаку на Короля Лира....Шекспировская энциклопедия
  30. толстой лев николаевичграф знаменитый писатель достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. толстой, лев николаевичТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ русский писатель. Родился августа в Ясной Поляне семейном поместье в Тульской губернии. Его родители родовитые российские дворяне умерли когда он...Энциклопедия Кольера II
  32. толстой лев николаевичрус. писатель мыслитель публицист. Эстетические воззрения Т. хотя и претерпели изменения отразив сложный путь его духовного развития сохранили определенное единство связа...Эстетика