Русская философия

ИЛАРИОН

(кон. X нач. XI в. ок. 1054/1055) идеолог древнерус. христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор *Слова о законе и благодати* и ряда др. произв. И. старейший из отечественных мыслителей, чьи творения сохранились до наших дней. Его яркое и разностороннее дарование проявилось в переломную эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054), когда ширилось и укоренялось на Руси христианство, наблюдался подъем в государственном, культурном и церковном строительстве. К сожалению, почти все следы жизни И. затерялись в веках. Данных о биографии мыслителя несоизмеримо мало в сравнении с тем вкладом, к-рый он внес в развитие отечественной культуры. Древнейшее из сообщений содержится в *Повести временных лет*, где под 1051 г. помещен рассказ об избрании И. общерус. митрополитом (впервые высший церковный пост занял рус. по происхождению кандидат). В его выдвижении решающую роль, скорее всего, сыграли личные качества: незаурядный ум, литературно-публицистические способности и праведный образ жизни (он был *муж благ, и книжен, и постник*). Отсутствие у кандидата на высший церковный пост высокого сана и избрание его несколькими епископами свидетельствует о том, что во времена Ярослава митрополия утверждалась независимо от Византии и находилась иод контролем княжеской власти. С именем И. связывается возникновение Печерской обители. Им был составлен отличающийся от византийского права церковный Устав, определивший нормы поведения в быту, регламентировавший жизнь церкви. Осн. занятием И. была книжная * деятельность. Правда, до сих пор не установлены все соч., составляющие его литературное наследие. Кроме *Слова о законе и благодати* его перу, несомненно, принадлежат *Молитва*, *Исповедание веры* и *Слово на обновление Десятинной церкви*. Для более чем десяти работ авторство устанавливается предположительно. Весьма вероятно, что И., отличающийся глубокими богословскими познаниями и едва ли не самый образованный для своего времени автор, вышел из среды тех грамотников, к-рые согласно летописной статье 1037 г. были приближены к князю и по его указанию переводили книги, необходимые для распространения христианства. Ядром творчества И., бесспорно, является *Слово о законе и благодати*, создание к-рого приходится на время между 1037 и 1050 гг. Иногда дату конкретизируют, поскольку только в день 26 марта 1049 г. совпадает Благовещение и Пасха, о к-рых идет речь в произв. Содержание же самого соч. далеко выходит за рамки проповеди, приуроченной к конкретной дате. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, освещаются животрепещущие проблемы, с к-рыми столкнулась христианизируемая держава. Поэтому *Слово* следует рассматривать как программу, заявленную И. накануне избрания его в митрополиты. Памятник распадается на три части. В зачине речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно И., мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к *благодати* (т. е. христианству). Т. обр., каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, к-рые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак освобождение (благодать). Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее. В соч. И. едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только иудеи, возвеличившие свое превосходство и застывшие в рабском состоянии законности. Вторая часть *Слова* всецело посвящена отечественной истории, к-рая рассматривается как ответвление мирового процесса. Здесь утверждается право молодого славянского народа *быть новыми мехами для старого вина* и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на *благодать* и рассматривавшей *молодые народы* как лишенных собственной истории варваров, как объект миссионерства. И. выражает глубоко патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его праве и способности творить великие свершения, причем здесь отсутствует притязание на первенство. В *Слове* равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Рус. народ, как и др. народы, проходит в своем развитии два этапа дохристианский и христианский. На смену *идольскому мраку* приходит *благость*. Между *идольским мраком* и *законом* не ставится %нака равенства в силу того, что законность отождествляется с национальным эгоизмом. Парадоксальным образом апология православия соединяется И. с гордостью за языческое прошлое своей страны, чему уделено много внимания в заключительной части *Слова*. Идейно-смысловая вершина его Похвала князю Владимиру и всему роду предков, в к-рой действие *благодати* как бы распространяется на дохристианское прошлое Руси. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. С одной стороны, рус. история это часть мировой, с другой богатое собственными, достойными памяти событиями прошлое. *Слово* И. это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма. В онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. В ней заключена также опирающаяся на *осмысленный разум* гносеология, открывающая возможность творческого познания Бога, об-ва, истории. Эти установки позволили И. глубоко осмыслить действительность и открыть перед потомками смысл давно прошедших событий. Заключенные в его творчестве идеи и в последующие времена давали импульсы рус. духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

  1. иларионмитроп. киевский с г. духовный писатель.Венгеров Иларионсхимонах духовный писатель Киев гг.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. иларионпервый киевский митрополит из русских с до этого пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом. Его поставление на митрополию было связано с попыткой Яросл...Большая Советская энциклопедия II
  3. иларионимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Большой энциклопедический словарь III
  5. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и...Большой Энциклопедический словарь V
  6. илариондревнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и междунар...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. иларионкиевский митрополит. В году Ярослав Владимирович не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвоватьТатищев собрав епископов поставил Илариона в митроп...Историко-биографический словарь Повесть временных лет
  8. иларионгг. рожд. и смерти неизв. первый митрополит Киевский из русского духовенства гг. По выражению летописца Иларион муж благ книжен и постник выкопал небольшую пещеру для...Краткий исторический словарь II
  9. иларионсер XI в митрополит Киевский оратор и писатель церковнополитический деятель. О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под реже под г Харак...Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь
  10. иларионИЛАРИОН русский проповедник и церковный деятель в. С митрополит киевский. Слово о законе и благодати . По гипотезе Д.С. Лихачева свод преданий рассказов условно наз. ...Литературный энциклопедический словарь
  11. иларионкон. Х нач. ХI вв. ок. идеолог древне русского христианства митрополит Киевский с писатель и мыслитель мастер торжественного красноречия автор Слова о законе и благо...Мировая художественная культура. Словарь
  12. иларионНачальная форма Иларион слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. иларионИларион в миру Троицкий Владимир Алексеевич село Липицы Каширского уезда Тульской губернии Ленинград архиепископ православный богослов и церковный историк. Родился в с...Москва (энциклопедия)
  14. иларионИларионstrong а м. народн. Ларион а разг. Илларион а прост. Ларивон а. Отч. Иларионович Иларионовна разг. Иларионыч. Производные Иларионка Ила Ларионка Лариоха Лариоша Л...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  15. иларионII в.митрополит Киевский первый русский митрополит на Руси до него были иностранцы автор знаменитого Слова о законе и благодати являющегося восторженным гимном православн...Православный энциклопедический словарь
  16. иларионсер. в. й митр. Киевский с или рус. по происхождению писатель автор знаменитого Слова о Законе и Благодати между и . И. упоминается в рассказе Повести временных лет ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  17. иларионИЛАРИОН Ларион первый митрополит Киевский из русского духовенства или . Смещнный с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти князя Ярослава Муд...Русская энциклопедия
  18. иларионИларион Иларионович Иларионовнаem...Русский орфографический словарь
  19. иларионпреподобный оптинский старец . . родился в пасхальную ночь в семье портного. В Родион переехал с семейством своим в Саратов где провел девять лет жизни. Будучи ревнител...Святая Русь - энциклопедический словарь
  20. иларионИларион а муж.em народн.em Ларион а разг.em Илларион а прост.em к Ларивон а.Отч.strong Иларионович Иларионовна разг.em Иларионыч. Производныеstrong Иларионка Ила Ларионка...Словарь личных имен
  21. иларионгг. рожд. и смерти неизв. первый митрополит Киевский из русского духовенства гг. По выражению летописца Иларион муж благ книжен и постник выкопал небольшую пещеру для...Словарь-справочник по философии
  22. иларионпервый киевский митрополит из русских с до этого пресвитер при церкви в княж. селе Берестове под Киевом. Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освобо...Советская историческая энциклопедия
  23. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Современная энциклопедия
  24. иларионИЛАРИОН Угличский ум . имя каждого из двух преподобномучеников погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви мая июня собор Рост...Современный энциклопедический словарь
  25. иларионИЛАРИОН Мелитинский ум . один из тридцати трех христианских мучениковвоинов пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви нояб...Современный энциклопедический словарь
  26. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Современный энциклопедический словарь
  27. иларионRzeczownik Иларион Iarion Hilarion...Универсальный русско-польский словарь
  28. иларионИЛАРИОН ИЛАРИОН сер. в. древнерусский писатель мыслитель церковнополитический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под г. Повесть ...Философская энциклопедия
  29. иларионНора Нло Нил Нии Нал Олин Орлан Орн Лорина Лори Лор Рало Лира Рано Рао Риа Риал Рин Лион Рио Лина Рол Ролан Ларин Ирина Ион Илона Иларион Арон Арно Арион Арин Аон Анри Аи...Электронный словарь анаграмм русского языка
  30. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и...Энциклопедический словарь естествознания
  31. иларионпервый митрополит Киевский из русского духовенства в или . После смерти князя Ярослава Мудрого смещен с поста главы русской православной церкви. Сочинение И. Слово о за...Энциклопедия История отечества
  32. иларионв миру Василий Александрович Троицкий архиепископ Верейский с . Один из ближайших помощников патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам несколько лет н...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия