Русская энциклопедия

ИЛАРИОН

ИЛАРИОН(Ларион), первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051-1054 или 1055). Смещённый с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти князя Ярослава Мудрого (1054), вероятно, удалился в Киево-Печерский монастырь. Сочинение Илариона "Слово о Законе и Благодати", соединяющее черты богословского, политического, историко-философского трактата, - образец высокого красноречия.
Источник:Энциклопедия "Отечество"
1. (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер: «Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии».
«Муж благ, книжен и постник», по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати», ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа — «глас радования» православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные «Слову», мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества.
Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само «Слово» является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание «русский народ», а не обычное для того времени понятие «Русская земля».
В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу — истоки русской соборности, «собранности» вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге.Соборность — это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия. «Благодать же и истина всю землю исполни, — возвещал митрополит, — и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского... Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства». Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы — так было положено начало образованию русской православной государственности.
Чудом просвещения Владимира началось распространение веры: «...Когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего — взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую». Начавшаяся при особенном Божием благоволении, русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения: «И так, веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им».
Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, «спотыкавшегося» ранее «на путях погибели» (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне «во всех домах своих» восклицающего: «Христос воскресе из мертвых!» Эти-то, славящие Христа, и молят Бога «еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им», то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.
Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, «святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая». Здесь — корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности.
Молитва Илариона, помещенная в конце «Слова», возносимая им «от всея земли нашея», как бы подводит итог сказанному: «Не оставь нас, — взывает к Богу Иларион, — хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой... Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо, но скажи нам: «не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12:32)... Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои... Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе... Поэтому простри милость Твою на людей Твоих... владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси».
Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ — стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2:1-2).
Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству «Повести временных лет», «ископа печерку малу двусажену» на берегу Днепра на месте, где «бе... лес велик», и в ней, «приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне». В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст. ст.
Митрополит Иоанн(Снычев)
2. (в миру Родион Никитич Пономарев), преподобный оптинский старец (9/22.04.1805-18.09/1.10.1873), родился в пасхальную ночь в семье портного.
В 1829 Родион переехал с семейством своим в Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви и отечески наблюдал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей портновской артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.
Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837 и весь 1838 проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет: старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блж. старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с кельей бывшего валаамского игумена о. Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у прп. Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 прп. Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860.
С 8 апреля 1863 на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным «пастырем добрым» был прп. старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. Не было у старца отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжающего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к матери нашей Православной Церкви.
В 1870 здоровье старца ухудшилось, но, несмотря на это, он посещал все богослужения. В субботу Великого поста, 4 марта 1872, старец служил последнюю литургию, наутро окончательно слег, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный точно предсказал день своей кончины. Видевшие преподобного отца нашего Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения. Празднуется 11/24 октября.
3. (в миру Троицкий Василий Александрович) (1866 — 28.12.1929), русский богослов и духовный писатель, архиепископ Верейский (с 1923). Член Церковного Собора 1917—18. Близкий сотрудник св. патриарха Тихона. Один из высших выразителей духовных ценностей Святой Руси в XX в. В главном своем труде «Христианства нет без церкви» Иларион писал: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу».
В декабре 1923 архиеп. Иларион был арестован и отправлен на Соловки. В лагере его полюбили все: не только собратья по священству, но и интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне и даже отпетые уголовники. Владыка создал на Соловках рыболовецкую артель, которая, по воспоминаниям очевидцев, была и настоящей духовной школой. «Соловки, — говорил он, — это замечательная школа — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия».
Владыка Иларион нес в себе все высшие ценности Русской цивилизации. Люди, сидевшие с ним в лагере, вспоминали, что за обыкновенной, простой внешностью можно было увидеть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждении. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого «вида благочестия», совершенно сознательный и прямой. В «артели Троицкого» (так называлась рабочая группа архиеп. Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показывать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.
Те, кто провел с ним годы в совместном заключении, были свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник находился у него и на Соловках. Этот чарующий дух нестяжания и был подлинно от митрополита Антония, школой которого многие хвалятся. Этого человека можно оскорбить, но он на это никогда не ответит, даже, может быть, и не заметит сделанной попытки. Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.
В 1926 архиеп. Иларион сумел передать на волю обращение к архиереям, в котором говорилось, что ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор следует провести избрание патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом в патриархи он предложил митр. Кирилла. Было собрано 72 подписи. Однако еврейские большевики не позволили осуществить идею архиеп. Илариона, арестовав многих архиереев.
Канонизирован 10 мая 1999. Празднуется 27 апреля/10 мая и 15/28 декабря.
О. Платонов
Источник:Энциклопедия "Русская цивилизация"

  1. иларионмитроп. киевский с г. духовный писатель.Венгеров Иларионсхимонах духовный писатель Киев гг.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. иларионпервый киевский митрополит из русских с до этого пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом. Его поставление на митрополию было связано с попыткой Яросл...Большая Советская энциклопедия II
  3. иларионимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Большой энциклопедический словарь III
  5. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и...Большой Энциклопедический словарь V
  6. илариондревнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и междунар...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. иларионкиевский митрополит. В году Ярослав Владимирович не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвоватьТатищев собрав епископов поставил Илариона в митроп...Историко-биографический словарь Повесть временных лет
  8. иларионгг. рожд. и смерти неизв. первый митрополит Киевский из русского духовенства гг. По выражению летописца Иларион муж благ книжен и постник выкопал небольшую пещеру для...Краткий исторический словарь II
  9. иларионсер XI в митрополит Киевский оратор и писатель церковнополитический деятель. О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под реже под г Харак...Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь
  10. иларионИЛАРИОН русский проповедник и церковный деятель в. С митрополит киевский. Слово о законе и благодати . По гипотезе Д.С. Лихачева свод преданий рассказов условно наз. ...Литературный энциклопедический словарь
  11. иларионкон. Х нач. ХI вв. ок. идеолог древне русского христианства митрополит Киевский с писатель и мыслитель мастер торжественного красноречия автор Слова о законе и благо...Мировая художественная культура. Словарь
  12. иларионНачальная форма Иларион слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. иларионИларион в миру Троицкий Владимир Алексеевич село Липицы Каширского уезда Тульской губернии Ленинград архиепископ православный богослов и церковный историк. Родился в с...Москва (энциклопедия)
  14. иларионИларионstrong а м. народн. Ларион а разг. Илларион а прост. Ларивон а. Отч. Иларионович Иларионовна разг. Иларионыч. Производные Иларионка Ила Ларионка Лариоха Лариоша Л...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  15. иларионII в.митрополит Киевский первый русский митрополит на Руси до него были иностранцы автор знаменитого Слова о законе и благодати являющегося восторженным гимном православн...Православный энциклопедический словарь
  16. иларионсер. в. й митр. Киевский с или рус. по происхождению писатель автор знаменитого Слова о Законе и Благодати между и . И. упоминается в рассказе Повести временных лет ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  17. иларионкон. X нач. XI в. ок. идеолог древнерус. христианства митрополит Киевский с писатель и мыслитель мастер торжественного красноречия автор Слова о законе и благодати и ря...Русская философия
  18. иларионИларион Иларионович Иларионовнаem...Русский орфографический словарь
  19. иларионпреподобный оптинский старец . . родился в пасхальную ночь в семье портного. В Родион переехал с семейством своим в Саратов где провел девять лет жизни. Будучи ревнител...Святая Русь - энциклопедический словарь
  20. иларионИларион а муж.em народн.em Ларион а разг.em Илларион а прост.em к Ларивон а.Отч.strong Иларионович Иларионовна разг.em Иларионыч. Производныеstrong Иларионка Ила Ларионка...Словарь личных имен
  21. иларионгг. рожд. и смерти неизв. первый митрополит Киевский из русского духовенства гг. По выражению летописца Иларион муж благ книжен и постник выкопал небольшую пещеру для...Словарь-справочник по философии
  22. иларионпервый киевский митрополит из русских с до этого пресвитер при церкви в княж. селе Берестове под Киевом. Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освобо...Советская историческая энциклопедия
  23. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Современная энциклопедия
  24. иларионИЛАРИОН Угличский ум . имя каждого из двух преподобномучеников погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви мая июня собор Рост...Современный энциклопедический словарь
  25. иларионИЛАРИОН Мелитинский ум . один из тридцати трех христианских мучениковвоинов пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви нояб...Современный энциклопедический словарь
  26. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Современный энциклопедический словарь
  27. иларионRzeczownik Иларион Iarion Hilarion...Универсальный русско-польский словарь
  28. иларионИЛАРИОН ИЛАРИОН сер. в. древнерусский писатель мыслитель церковнополитический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под г. Повесть ...Философская энциклопедия
  29. иларионНора Нло Нил Нии Нал Олин Орлан Орн Лорина Лори Лор Рало Лира Рано Рао Риа Риал Рин Лион Рио Лина Рол Ролан Ларин Ирина Ион Илона Иларион Арон Арно Арион Арин Аон Анри Аи...Электронный словарь анаграмм русского языка
  30. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и...Энциклопедический словарь естествознания
  31. иларионпервый митрополит Киевский из русского духовенства в или . После смерти князя Ярослава Мудрого смещен с поста главы русской православной церкви. Сочинение И. Слово о за...Энциклопедия История отечества
  32. иларионв миру Василий Александрович Троицкий архиепископ Верейский с . Один из ближайших помощников патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам несколько лет н...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия