Русская философия

МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ

теория, в к-рой идея Рима как центра христианского мира связывалась с эсхатологической идеей странствующего царства, удерживающего приход антихриста, а также бытовавшей в Европе после падения Зап. Римской империи идеей передачи имперской власти. Историческим прологом ее появления было взятие турками в 1453 г. Константинополя, столицы Вост. Римской империи, названной уже в постановлениях II Вселенского (Константинопольского) собора *новым Римом*, и возвышение московского князя вследствие присоединения к его княжеству новых земель (Новгорода и Пскова). На нее оказали также влияние ожидания конца света на исходе седьмого тысячелетия от сотворения мира (1492). Впервые идея о преемственности христианского царства высказывалась в изложении пасхалии *на осьмую тысящу лет* митрополита Зосимы (1492), затем в посланиях старца Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: к Василию III (ок.1514-1521), к дьяку Михаилу (Мисюрю) Муне-яшу (1527-1528), Ивану IV Грозному (ок. 1542). Идея преемства царства восходит к ветхозаветной книге пророка Даниила (истолкование сна Навуходоносора и видения истукана.). Согласно Ипполиту Римскому, истукан символизирует четыре царства, последовательно сменявшие друг друга в мировой истории: вавилонское, мидо-персидское, эллино-македонское и римское. С падением римского царства должен явиться антихрист. Тема странствующего царства царство или град находится в странствии и скитании до тех пор, пока не придет час бежать в пустыню, встречается и в византийской литературе. В историософской концепции Филофея установление христианского царства в Москве является третьей и последней попыткой создать земной православный град и задержать пришествие антихриста. *...Храни и внимай, благочестивый царь, обращается он к Василию III, тощу, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: *Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того*. Мысль об отвержении Византии раскрывается Филофеем постепенно: в послании к Василию III он просто констатирует факт падения Константинополя, в послании к Мунехину по поводу звездочетцев и латинян видит причину его падения в измене греков православной вере, а в послании к Ивану IV падение второго Рима представляется полным и бесповоротным вследствие его соединения с лат. верой (Флорентийская уния 1439 г.). Помимо эсхатологического, теория *М. т. Р.* содержит мессианический аспект, выражающийся в идее смены богоизбранности народов, отвержения одного и призвания другого народа как оплота христианства. Филофей развивает этот мотив, прозвучавший в *Слове о законе и благодати* митрополита Илариона. Со временем указанная теория превратилась в идеологическое подкрепление самодержавной власти московского царя, созидающего новый Рим взамен прежнего, а отнюдь не продолжающего традиции второго Рима. Именно в таком ключе она интерпретировалась Данилевским, Катковым, А. А. Киреевым, Тихомировым. Ее отзвуки были в кантате П. И. Чайковского *Москва* на слова А. Н. Майкова, написанной дня торжеств по поводу коронации Александра III. О ее эсхатологическом смысле напоминает В. С. Соловьев в стихотворении *Панмонголизм* (1894): *И третий Рим лежит во прахе, /А уж четвертому не быть*.

  1. москва третий римМОСКВА ТРЕТИЙ РИМ политическая теория в. в России обосновывавшая всемирноист значение столицы Русского госва Москвы как политич. и церк. центра. Теория М. т. Р. изложенн...Большая советская энциклопедия
  2. москва третий римМосква третий Рим политическая теория в. в России обосновывавшая всемирноисторическое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра...Большая Советская энциклопедия II
  3. москва третий римполитическая теория вв. утверждавшаяисторическое значение столицы Русского государства Москвы как всемирногополитического и церковного центра. Московские цари провозгла...Большой энциклопедический словарь II
  4. "москва третий рим"МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ политическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Моск...Большой энциклопедический словарь III
  5. "москва третий рим"политическая теория в которой столица русского государства Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провозглашались преемника...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. москва третий римВ XIII в. под ударами монгольских войск пала Киевская держава чему предшествовало все большее обособление отдельных ее частей. Нашествие свирепых спаянных железной дисцип...История философии. Книга первая. Философия древности и средневековья
  7. москва третий римполитическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозг...Политическая наука - Словарь-справочник
  8. "москва третий рим"Москва третий Рим политическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Моск...Политология. Словарь.
  9. москва третий римМОСКВА ТРЕТИЙ РИМ политическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Моск...Русская энциклопедия
  10. "москва третий рим"политич. теория сложившаяся в период образования Рус. централизованного госва и обосновывавшая его самостоятельность. Мысль или представление о Москве как о новом центре ...Советская историческая энциклопедия
  11. москва третий римМОСКВА ТРЕТИЙ РИМ политическая теория в которой столица русского государства Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провоз...Современная энциклопедия
  12. москва третий римМОСКВА ТРЕТИЙ РИМ политическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Моск...Современный энциклопедический словарь
  13. "москва третий рим"МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ политическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Мос...Энциклопедический словарь естествознания
  14. москва третий римполитическая теория вв. утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозгл...Энциклопедия История отечества