Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

ИЛАРИОН

сер XI в )—митрополит Киевский, оратор и писатель, церковно-политический деятель. О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под 1051 (реже — под 1050) г Характеризуя И. как “мужа книжного”, летописцы рассказывают лишь о том, что он был пресвитером придворной церкви Св. Апостолов в с Берестове (под Киевом) и что князь Ярослав вместе с советом епископов поставил И. митрополитом русской церкви. Эти скудные сведения об И. становятся более понятными, если их сопоставить с летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого.. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их чтению и письму. Сам Ярослав “любя церковные уставы, попы любяще по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне”, “насея книжными словесы сердца верных людии”. Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он “собрав писцы многы”, организовал переписку славянских и перевод греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека. Формирование И. как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не прошли незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол. В настоящее время существует отличная от летописной дата утверждения И. Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволило В. Г. Брюсовой предположить, что И. был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. По ее мнению, вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043—1046 гг .Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им был выбран И. Последовавшее восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь, как считает Брюсова, признать законность избрания И. на соборе 1051 г. Последняя дата и получила распространение в летописях, поглотив собою первую. Тот факт, что именно русский священник занимает пост митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость русской церкви от греческой. И. , чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава — Судебника (“Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун”) Своим участием в летописании, литературной деятельностью И. во многом содействовал становлению русской духовной культуры. В 1054 г после смерти Ярослава И., по-видимому, был смещен с поста главы русской церкви, так как его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя Предполагается, что бывший митрополит удалился в Киево-Печерский монастырь, который, как считается, был им основан (“ископа печерку малу двусажену кде ныне ветхыи манастырь печерьскыи”). С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связан смысл главного произведения И. — “Слова о законе и благодати”. Так принято кратко называть произведение, имеющее более развернутое название “О законе Моисеем данеем и о благодати и истине Иисус Христом бывши. И како закон отиде, благость же и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка русскаго. И похвала кагану нашему Влодемиру, от него же крещени быхом” В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) “о законе и благодати”, 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу “Слово” построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуж-дения на интересующую автора тему (первая часть сочинения) служат доказательством для определенного, конкретно-исторического события (вторая и третья части сочинения). И. начинает “Слово” с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает обширных экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. “Закон” (Ветхий завет) через пророка Моисея был дан людям, чтобы они “не погибли” в язычестве (“идольском мраке”). Однако “закон” был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. “Благодать” же (Новый завет), пришедшая на смену “закону”, начальному периоду истории,— не узконациональное явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество “благодати” перед “законом” заключается в духовном просвещении и равенстве всех народов. “Благодать”, новая вера, дошла и до русской земли. И. считает, что это закономерный акт божественного провидения (“но оказал милость нам Бог, и воссиял в нас свет разума”). Здесь для И. важно было подчеркнуть мысль о равенстве Руси с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в событии крещения Руси. Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе сменяется летописным повествованием о деяниях князя Владимира, “учителя и наставника” Руси, и его “верного воспреемника” — князя Ярослава. Придерживаясь языческих традиций во взглядах на родовую преемственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, И. считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами почитания: как апостолы обратили в христианскую веру различные страны (“хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла” и т. д.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь. Когда И. сравнивает его с императором Константином Великим, утвердившим христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает вселенский характер просветительной миссии князя Владимира, который “от славных родился, благородный от благородных”, и является достойным преемником своих могущественных предков, князей Игоря и Святослава, которые “в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах”. Не оставляет без внимания И. и деятельность Ярослава. Следует красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сделанных при нем, И. особенно выделяет Киевский Софийский собор, который был возведен как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно И., равенство Руси и Византии. Так И. в “Слове” искусно соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи. Точная дата написания “Слова” неизвестна, но имеется предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 г. в честь завершения постройки оборонительных сооружений вокруг Киева. Кроме “Слова о законе и благодати”, И. принадлежат также “Молитва” и “Исповедание веры”— сочинения, настолько близкие к “Слову” по своему стилю и содержанию, что одно время считались его продолжением. В целом указанные сочинения И. составляют достаточно скромное литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: в течение шести веков заимствования из “Слова” были сделаны в памятники отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы И. Изд.: Молдован А. М “Слово о законе и благодати” Илариона—Киев, .1984, Иларион Слово о Законе и Благодати / Подг текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С 42—57, “Слово о Законе и Благодати” (отрывок) / Подг текста и перевод Л А Дмитриева // Литература Древней Руси-Хрестоматия.—М., 1990—С 42—52. Лит.: Жданов И. Н. “Слово о законе и благодати” Илариона и “Похвала кагану Владимиру” // Сочинения И. Н Жшнова СПб. 1904—Т 1.—С 1—80, Розов Н. Н.; 1) Рукописная традиция “Слова о законе и благодати”//ТОДРЛ — 1961 —Т 17—С 42—52; 2) Иларион // Словарь книжников — Вып 1 — С 198—204, ЛихачевД С “Слово о Законе и Благодати” Илариона // Лихачев Великое наследие — С 33—46, Колесов В Умное слово в “Слове” Илариона Киевского // Альманах библиофила—М, 1989—Вып 26 — С 95—113, Брюсова В. Г. Когда и где был поставлен митрополитом Иларион? // Герменевтика древнерусской литературы. Сб 1 XI—XVI века — М., 1989 С 40—51. С. А. Давыдова

  1. иларионмитроп. киевский с г. духовный писатель.Венгеров Иларионсхимонах духовный писатель Киев гг.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. иларионпервый киевский митрополит из русских с до этого пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом. Его поставление на митрополию было связано с попыткой Яросл...Большая Советская энциклопедия II
  3. иларионимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Большой энциклопедический словарь III
  5. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и...Большой Энциклопедический словарь V
  6. илариондревнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и междунар...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. иларионкиевский митрополит. В году Ярослав Владимирович не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвоватьТатищев собрав епископов поставил Илариона в митроп...Историко-биографический словарь Повесть временных лет
  8. иларионгг. рожд. и смерти неизв. первый митрополит Киевский из русского духовенства гг. По выражению летописца Иларион муж благ книжен и постник выкопал небольшую пещеру для...Краткий исторический словарь II
  9. иларионИЛАРИОН русский проповедник и церковный деятель в. С митрополит киевский. Слово о законе и благодати . По гипотезе Д.С. Лихачева свод преданий рассказов условно наз. ...Литературный энциклопедический словарь
  10. иларионкон. Х нач. ХI вв. ок. идеолог древне русского христианства митрополит Киевский с писатель и мыслитель мастер торжественного красноречия автор Слова о законе и благо...Мировая художественная культура. Словарь
  11. иларионНачальная форма Иларион слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. иларионИларион в миру Троицкий Владимир Алексеевич село Липицы Каширского уезда Тульской губернии Ленинград архиепископ православный богослов и церковный историк. Родился в с...Москва (энциклопедия)
  13. иларионИларионstrong а м. народн. Ларион а разг. Илларион а прост. Ларивон а. Отч. Иларионович Иларионовна разг. Иларионыч. Производные Иларионка Ила Ларионка Лариоха Лариоша Л...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  14. иларионII в.митрополит Киевский первый русский митрополит на Руси до него были иностранцы автор знаменитого Слова о законе и благодати являющегося восторженным гимном православн...Православный энциклопедический словарь
  15. иларионсер. в. й митр. Киевский с или рус. по происхождению писатель автор знаменитого Слова о Законе и Благодати между и . И. упоминается в рассказе Повести временных лет ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  16. иларионкон. X нач. XI в. ок. идеолог древнерус. христианства митрополит Киевский с писатель и мыслитель мастер торжественного красноречия автор Слова о законе и благодати и ря...Русская философия
  17. иларионИЛАРИОН Ларион первый митрополит Киевский из русского духовенства или . Смещнный с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти князя Ярослава Муд...Русская энциклопедия
  18. иларионИларион Иларионович Иларионовнаem...Русский орфографический словарь
  19. иларионпреподобный оптинский старец . . родился в пасхальную ночь в семье портного. В Родион переехал с семейством своим в Саратов где провел девять лет жизни. Будучи ревнител...Святая Русь - энциклопедический словарь
  20. иларионИларион а муж.em народн.em Ларион а разг.em Илларион а прост.em к Ларивон а.Отч.strong Иларионович Иларионовна разг.em Иларионыч. Производныеstrong Иларионка Ила Ларионка...Словарь личных имен
  21. иларионгг. рожд. и смерти неизв. первый митрополит Киевский из русского духовенства гг. По выражению летописца Иларион муж благ книжен и постник выкопал небольшую пещеру для...Словарь-справочник по философии
  22. иларионпервый киевский митрополит из русских с до этого пресвитер при церкви в княж. селе Берестове под Киевом. Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освобо...Советская историческая энциклопедия
  23. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Современная энциклопедия
  24. иларионИЛАРИОН Угличский ум . имя каждого из двух преподобномучеников погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви мая июня собор Рост...Современный энциклопедический словарь
  25. иларионИЛАРИОН Мелитинский ум . один из тридцати трех христианских мучениковвоинов пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви нояб...Современный энциклопедический словарь
  26. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и ...Современный энциклопедический словарь
  27. иларионRzeczownik Иларион Iarion Hilarion...Универсальный русско-польский словарь
  28. иларионИЛАРИОН ИЛАРИОН сер. в. древнерусский писатель мыслитель церковнополитический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под г. Повесть ...Философская энциклопедия
  29. иларионНора Нло Нил Нии Нал Олин Орлан Орн Лорина Лори Лор Рало Лира Рано Рао Риа Риал Рин Лион Рио Лина Рол Ролан Ларин Ирина Ион Илона Иларион Арон Арно Арион Арин Аон Анри Аи...Электронный словарь анаграмм русского языка
  30. иларионИЛАРИОН древнерусский писатель первый киевский митрополит из русских с . В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и...Энциклопедический словарь естествознания
  31. иларионпервый митрополит Киевский из русского духовенства в или . После смерти князя Ярослава Мудрого смещен с поста главы русской православной церкви. Сочинение И. Слово о за...Энциклопедия История отечества
  32. иларионв миру Василий Александрович Троицкий архиепископ Верейский с . Один из ближайших помощников патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам несколько лет н...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия