Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

выделение в предложении частей, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. В первую, тематическую, часть предложения включается, как правило, информация из уже реализованной части текста. При этом в старой информации выделяется и в центральную позицию темы каждого нового предложения ставится не любой компонент предшествующего предложения, а тот, с которым связана новая, рематическая, информация. Рематической информации отводится вторая часть предложения.
В результате в предложении сопрягаются две функционально различные части, для обозначения которых используются парные термины: «данное» — «новое», «основа» — «ядро» и наиболее употребительные «тема» — «рема». До недавнего времени А. ч. п. рассматривалось лингвистами безотносительно к его месту и роли в тексте. В результате суть, назначение, причины, вызывающие А.ч.п. в грамматической системе языка, оставались нераскрытыми, хотя интерес к этим проблемам был устойчивым и с развитием теории текста и текстообразования привел к интересным результатам. Так, по Л.Н.Мурзину, А.ч.п. является следствием закона инкорпорирования, суть которого состоит в том, что развертывание текста осуществляется за счет рематизации каждого предшествующего предложения, т. е. за счет присоединения компонентов, несущих новую информацию, к уже реализованной части текста. Это значит, что в динамике текстообразования темой каждого последующего предложения становится содержание всего предшествующего предложения (т. е. и его темы, и его ремы). В результате возникают две проблемы. Первая заключается в том, что в процессе восприятия текста коммуниканты должны различать тему и рему предложения. Этому способствует то, что в большинстве языков тема предложения обозначается предметными словами — существительными, а рема — предикатными словами — глаголами.Вторая проблема состоит в том, что в процессе развертывания текста, как уже указывалось, происходит преобразование (трансформация) содержания предшествующих предложений в темы последующих предложений.Этот закон — закон инкорпорирования — требует для указанных преобразований специальных средств, которые должны служить показателями новых функций уже использованных ранее языковых единиц. Так, например, глагол, выполняющий в предшествующем предложении функцию ремы, в процессе номинализации должен быть оформлен такими грамматическими показателями (формантами), которые приписывают этому глаголу функцию существительного. Иными словами, язык должен обладать словообразовательной системой. Больше того: тема нового предложения, компоненты которой сложились на предшествующих этапах порождения текста, должна характеризоваться некоторым единством, отличающим ее от ремы. Наиболее простой и поэтому наиболее вероятный путь обеспечения такого единства — путь сохранения связей между компонентами предшествующего предложения. Такие связи сохраняются и в том случае, если изменяется направление зависимости между компонентами. Допустим, что предшествующее предложение содержало два компонента Собака залаяла), представляющих соответственно тему и рему. Тогда в последующем предложении: Лай собаки (=собачий лай) был слышен издали — оба эти компонента (Лай собаки = собачий лай) будут составлять тему, но один из компонентов будет центральным, независимым, а другой — маргинальным, зависимым. В данном случае не имеет значения, какой именно компонент — рематический или тематический — будет поставлен в центр темы формирующегося предложения. Здесь существенно важно то, что в процессе развертывания текста появляются такие компоненты предложения, которые функционально не сводятся ни к глаголу, ни к существительному. Это значит, что под влиянием законов текстообразования, по которым оформляется тематическая часть предложения в тексте, в грамматической системе такого, например, языка, как русский, неизбежно должны были образоваться сначала новые члены предложения (лай собаки, собачий лай) в дополнение к подлежащему и сказуемому, а затем — и части речи, в частности имя прилагательное.
Свою роль в развитии грамматической системы русского языка играет и рематическая часть предложения. В центре ремы стоит глагол — качественно иная, чем существительное, структура. Но и существительное в составе ремы есть нечто принципиально иное, чем существительное в составе темы: существительное в составе темы противопоставляется глаголу, существительное же в составе ремы содержательно дополняет (раскрывает, развертывает, уточняет) глагол (читать книгу, стирать белье и т.д.). Такие существительные в традиционной лингвистике именуются, как известно, дополнениями. Поскольку такие дополнения являются существительными, постольку с появлением таких второстепенных членов, как дополнение, в системе языка не появляется необходимости в образовании нового грамматического класса слов. Но система языка тем не менее усложняется: наличие функционально разных существительных — тематического и рематического — требует, чтобы система языка располагала средствами их разграничения. Наиболее простым средством мог бы быть порядок слов. Однако языки, имеющие морфологию, идут по другому, в некотором смысле более эффективному пути: в них формируется так называемая падежная система, т. е. система морфологических показателей, предназначенных для разграничения функций существительных. Ср.: Студент читает книгу и Иванов был студентом. Очевидно, что для разграничения тематических и рематических существительных достаточно было бы всего двух падежей —прямого (тематического) и косвенного (рематического). Однако в языках, имеющих развитую морфологию, падежей значительно больше. Это объясняется тем, что в одном предложении может быть несколько тематических и рематических существительных. В результате косвенный падеж «расщепляется» на ряд падежей, разграничивающих различные семантические типы дополнений. Прямой же падеж остается в языках, как правило, единым, нерасщепленным, так как тема как номинация, обозначающая объект в целом, всегда менее дифференцирована, чем рема — носитель приписываемого смысла. Заметим, что падеж могут выражать не только флексии, но и предлоги, послелоги, взаимное расположение существительных и т.п. Сущность падежа, таким образом, в его глубинной семантике, в отношении выражаемого содержания к предикативному центру предложения.
Лит.: Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложений. — М., 1976; Мещеряков В. Н. Предикативен ли текст? // Филологические науки. — 1995. — № 2; Мурзин Л.Н., Литвинова М.Н. Художественный текст: к проблеме специфики //Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. — Пермь, 1988; Мурзин Л.Н. О деривационных механизмах текстообразования // Теоретические аспекты деривации. — Пермь, 1982; Его же. Предложение в тексте и текст в предложении //Коммуникативные единицы языка. — М.,1984; Его же. Связный текст и грамматическая система языка // Текст в процессе преподавания иностранного языка. — Пермь, 1979; Его же. Текст как интерпретация текста // Отбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения. — Пермь, 1985; Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. — Свердловск, 1991.
В. Н. Мещеряков

  1. актуальное членение предложенияфункциональная перспектива предложения лингвистический термин означающий членение предложения исходящее из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации. Пр...Большая Советская энциклопедия II
  2. актуальное членение предложениясмысловое членение предложения прикотором выделяются известное данное основа тема то что сообщается оданном новое ядро рема и некоторыми учеными элементы перехода.Выражае...Большой энциклопедический словарь II
  3. актуальное членение предложенияАКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ смысловое членение предложения при котором выделяются известное данное основа тема то что сообщается о данном новое ядро рема и некоторыми...Большой энциклопедический словарь III
  4. актуальное членение предложенияАКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ смысловое членение предложения при котором выделяются известное данное основа тема то что сообщается о данном новое ядро рема и некоторым...Большой Энциклопедический словарь V
  5. актуальное членение предложениячленение предложения в контексте на исходную часть сообщения тему данное и на то что утверждается о ней рему новое. Некрые ученые Г. Пауль Я. Фирбас различают третий чл...Лингвистический энциклопедический словарь
  6. актуальное членение предложенияразличение в нем элементов более или менее значимых в актуальной ситуации. В рус. языке это различение достигается с помощью порядка слов частиц и интонации. Так читая пр...Литература и язык. Современная энциклопедия
  7. актуальное членение предложенияразличение в нм элементов более или менее значимых в актуальной ситуации. В рус. языке это различение достигается с помощью порядка слов частиц и интонации. Так читая пре...Литературная энциклопедия
  8. актуальное членение предложенияАКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ смысловое членение предложения при котором выделяются известное данное основа тема то что сообщается о данном новое ядро рема и некоторыми...Новый большой англо-русский словарь II
  9. актуальное членение предложениял.л. сйлемн зект мшелену...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  10. актуальное членение предложениявыделение в предложении частей которые различаются характером коммуникативной нагрузки. В первую тематическую часть предложения включается как правило информация из уже р...Педагогическое речеведение
  11. актуальное членение предложениякоммуникативносинтаксич. членение предложения на две составные части тему представляющую собой исходную точку сообщения и рему выражающую основное содержание сообщения и ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  12. актуальное членение предложенияСмысловое членение предложения исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания. Чешский лингвист В. Матезиус разрабатывавший этот вопрос так определяет рас...Словарь лингвистических терминов
  13. актуальное членение предложенияВыделение в предложении компонентов которые различаются характером коммуникативной нагрузки. Одни выступают как исходные заключающие уже известный участникам общения смыс...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  14. актуальное членение предложенияАКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ смысловое членение предложения при котором выделяются известное данное основа тема то что сообщается о данном новое ядро рема и некоторыми...Современный энциклопедический словарь
  15. актуальное членение предложения.strong Членение предложения исходящее из выражаемого им конкретного смысла из анализа содержащегося в нем сообщения в контексте данной ситуации. .strong Членение предлож...Толковый переводоведческий словарь
  16. актуальное членение предложенияАКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ смысловое членение предложения при котором выделяются известное данное основа тема то что сообщается о данном новое ядро рема и некоторым...Энциклопедический словарь естествознания