Литературная энциклопедия

АПОКРИФЫ


АПОКРИФЫ — название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально βιβλος αποκρυφος обозначало книгу, мало доступную непосвященным, «сокровенную» по своему внутреннему смыслу; изменилось значение данного понятия в первые века христ. эры, когда «αποκρυφα» стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической литературы, при большом разнообразии («евангелия», «деяния апостольские», «апокалипсисы», «откровения», «сказания о ветхозаветных лицах и событиях», «жития-мучения», «сказания о днях недели», «гадания») отличаются обилием вымысла и часто — там, где они не носят, как в категории «гаданий», узкопрактического характера — высокой поэтичностью. Отсюда понятна популярность А. особенно в народной среде, по-своему претворявшей рассказ, к-рым потребность образного мышления удовлетворялась гораздо полнее, чем официальной церковной письменностью. На Русь, помимо переводов почти исключительно с греческого, получаемых по большей части готовыми со славянского юга, апокрифология проникала и устным путем, распространяясь паломниками, ходившими в Палестину. Обильную апокрифическую легенду можно найти уже в древнейшем из имеющихся русских «хождений» — игумена Даниила, а ее действие на туземное творчество вскрывается по отражениям в духовном стихе и в церковной живописи.Идейная сущность легенды в процессе популяризации не осознавалась, будучи заслонена наивно воспринимаемой фабулой. Так обстоит дело не только по отношению к А., старого греческого их запаса, но и по отношению к компиляциям, составленным на славянской почве и появившимся в связи с богомильством (обширное народное движение; началось в Болгарии в X в.; признает два начала мирового порядка — доброе и злое, причем к злому относит все вещественное; проповедует аскетизм и анархию; родственно зап.-европейским средневековым движениям альбигойцев, катаров и др.). Индекс, перешедший на Русь также со славянского юга, упоминает «болгарские басни», но воздействие этих «басен», т. е. ложных, вымышленных писаний, помимо литературного, сказывалось разве лишь на поддержании суеверий, без перехода в какую-либо систему исповедания. Благочестивое по фабуле содержание большинства А. вместе с их ролью народной библии вело к тому, что они свободно обращались к письменности, хотя и церковнической; есть случаи, когда сами иерархи опираются на апокрифологию (напр. Василий Калика в «Послании о земном рае», между 1344–1352) или, не узнав в памятнике А., включают его в состав одобряемого церковью чтения (великие Минеи-Четьи митр. Макария, вторая четверть XVI в.). Резко отрицательное к себе отношение вызывал особо стоящий и сравнительно поздний по появлению в индексе отдел гадательных книг — близкий к бытовой практике, а с конца XV в. сделавшийся очагом русского еретического суеверия и оппозиционного церкви мышления. Поэтому и дополнялась русская «статья о книгах ложных» (индексы Стоглава, Кирилловой книги) гл. обр. руководствами по гаданию и волшебству. О содержании А. можно судить из следующего краткого перечня, с подразделением на группы:
а) тексты, дополняющие Библию: об Адаме, Енохе, Ламихе, Аврааме, Иосифе, Соломоне (сюжеты ветхозаветные); евангелия Иакова, Фомы («детства Христова»), Никодима («страстей Христовых»), деяния апостольские — Фомы, Андрея, Петра и Павла, Павла и Феклы, и др. легендарные сказания о Христе; прения Христа с диаволом (сюжеты новозаветные);
б) тексты типа житий-мучений: Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Кирика и Улиты, Никиты;
в) сказания о рае: легенды о Макарии, Зосиме, Агапии;
г) вопросо-ответы-загадки: «Беседа трех святителей»;
д) тексты эсхатологического характера: «Плач Иеремии», «Откровения» Баруха, Исайи, апостола Павла, Иоанну Богослову на горе Фаворской, Мефодия Патарского, Хождение богородицы по мукам, Вопросы Авраама о праведных душах, Иоанна Богослова на горе Елеонской.

Библиография:
Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды, журн. МНП., СПБ., 1875, IV; 1876, II, III, IV, VI; 1877, II, VI; Тихонравов Н. С., Отреченные книги древней России, Сочин., т. I, М., 1898; Сперанский М. Н., История древнерусской литературы, М., 1920; Jagič U., Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik, «Arch. für slav. Philol.», B. I, H. I, Berlin, 1875.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

Апокрифы
АПОКРИФЫ. Словоапокрифзначит скрытый или тайный (от греческого глагола αποκρύπτω — скрывать, прятать), и первоначально его применяли к книгам, которые намеренно скрывались от широких народных масс, как содержащие таинственное, высокое, не для всех доступное учение. Но уже в первые века христианства с этим словом стали соединять другой смысл, противоположный первоначальному: это — книга сомнительная, подложная и следовательно вредная для верующих. Такое изменение значения слова зависело главным образом от того, что тайными книгами широко пользовались еретики, особенно гностики, с которыми церковь упорно боролась в течение двух первых веков нашей эры. В результате этой борьбы было выработано основное содержание христианского учения, и вместе с тем был установленканон, т.-е. список книг, которые давали опору этому учению; а тайные книги еретиков, как подтверждавшие иное понимание и толкование христианства, были отвергнуты и запрещены. И позднее церковь неоднократно подвергала осуждению произведения, которые были несогласны с ее взглядами или противоречили в каком-нибудь отношении книгам, занесенным в канон. Все эти запрещенные писания (и древнего, и более нового происхождения) обозначались одним и тем же словом «апокрифы». Свое содержание апокрифы черпали из того же источника, что и канонические книги, т.-e. из устных преданий и легенд о священных для христиан лицах и событиях только в апокрифах этот легендарно-поэтический материал был представлен ярче и обильнее, — что еще более увеличивало отрицательное отношение к ним церкви. Самое запрещение той или иной книги выражалось в каком-либо формальном акте со стороны представителей церкви, причем отвергнутая книга попадала в списки апокрифов, так называемыеиндексы. Древнейший из них находится в «Постановлениях апостольских» (нач. V в.), где в 16-ой главе VI-ой книги перечислены семь ветхозаветных апокрифов, связанных с именами Моисея, Еноха, Адама, Исайи, Давида, Илии и трех патриархов. Последующие греческие индексы значительно увеличили этот перечень, включив в свой состав ряд новых апокрифов, преимущественно новозаветных; из них наиболее известны: индекс Анастасия Синаита (VI или VII в.), связываемый также с именем Иоанна Богослова, Синопсис Афанасия, Стихометрия Никифора (нач. IX в.) и Тактихон Никона Черногорца (2-ая полов. XI в.). Все эти индексы определяют более или менее точно состав древнехристианской апокрифической литературы, перечисляя памятники, которые в разное время и в разных местах христианского мира запрещались церковью, как ложные. Эта богатая апокрифическая литература очень рано стала достоянием южных славян: большинство относящихся сюда переводов падает на начальную эпоху славянской письменности (X—XI в.). В деле развития этой литературы и распространения ее в народе большое значение имелобогомильство— дуалистическая ересь, возникшая в Болгарии не позднее X в. и скоро распространившаяся далеко за ее пределы — на Востоке и на Западе. Эта ересь носила в общем демократический характер и ставила своей задачей обращаться к народу, притом не с отвлеченными истинами и догматическими положениями, а с понятными для него религиозно-поэтическими образами, для чего наиболее пригодными оказались именно апокрифы, как основанные на благочестивой легенде и проникнутые элементами народно-поэтического творчества. Однако богомилы, вообще говоря, но создавали своей легенды, а только перерабатывали более или менее значительно старый легендарно-апокрифический материал, своебразно комбинируя традиционные мотивы, придавая заимствованным образам другой смысл, вкладывая в готовую схему новое содержание. Такого рода работа ясно показывает, что следы богомильства следует отыскивать в связанных со славянской почвой новых редакциях и переделках старых апокрифов, иногда даже в отдельных вставках, сделанных в том или другом памятнике. Широко распространившись, благодаря богомилам, на славянском юге, легендарно-апокрифическая литература перешла и к нам — в русскую письменность, в общем потоке произведений болгарской литературы (переводной и оригинальной), который хлынул на Русь вместе с христианством, след. в самом начале нашей письменности. При этом богомильские тенденции отдельных памятников, невидимому, ускользали от русского читателя: в апокрифе его интересовала фабула, ход рассказа, а не богомильские особенности вложенного в эту фабулу содержания, без специфического истолкования часто совсем незаметные. Апокрифические памятники переходили в русскую письменность в готовых южно славянских переводах с греческого, и лишь по отношению к очень немногим можно допускать русский перевод. Южно-славянские апокрифические тексты приносились на Русь главным образом представителями духовенства, которое часто не разбиралось в запрещениях индекса, а также паломниками, которых эта литература должна была особенно интересовать, как связанная с посещаемыми ими местами и святынями. Паломники из книжных людей приносили цельные памятники апокрифического характера, или же помещали отдельные легенды из них в своих «хождениях», при чем они пользовались и устными рассказами, которые слышали во время странствований по Палестине и другим святым местам. Не книжные же паломники, возвратившись из Константинополя, Афона или Иерусалима, устно разносили слышанные ими там легенды. Известную роль в распространении апокрифической легенды сыграло и церковное искусство, которое издавна пользовалось легендарным материалом: на иконах, на стенах церквей и монастырей, на миниатюрах рукописей русские люди видели как раз те образы, о которых говорил им письменный памятник или устный рассказ. В результате, распространяемая разными путями апокрифическая легенда стала у нас достоянием народных масс и оказала значительное влияние на устное творчество: сюжеты, образы и мотивы этой легенды получили своебразную переработку в духовном стихе и легенде сказке, а также заметно отразились в нашембылевомэпосе.

С. Шувалов.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


  1. апокрифыoTrpe.apokryphosтайный секретный произведения религ. содержания но не признанные церковью или жречеством священными. Существуют ветхозаветные А. иудаисты называют их пост...Атеистический словарь
  2. апокрифыАпокрифы апокриф сокровенный тайный в данном случае исключенный из богослужебного употребления. I.strong АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА А.strong ВОЗНИКНОВЕНИЕА. это сочинения ...Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. апокрифыАПОКРИФЫ греч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехрист. литры не включнные церквами в канон не используются при богослужении. Не все произведен...Большая советская энциклопедия
  4. апокрифыгреч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные церквами в Канон не используются при богослужении. Не все произве...Большая Советская энциклопедия II
  5. апокрифыгреч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейскойи раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Большой энциклопедический словарь II
  6. апокрифыАПОКРИФЫ греч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Большой Энциклопедический словарь V
  7. апокрифыпамятники религ. литры тематич. связанные с произв. канонич. офиц. признанной литры но допускавшие в своих сюжетах или трактовке их толкование отлич. от офиц. церк. учени...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. апокрифыгреческое apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. апокрифысм. вспомогательные книги...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  10. апокрифыот греч. apokryfos подложный скрытый тайный неканонические древние тексты близкие по форме и тематике библейским но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг ...Краткий религиозно-философский словарь
  11. апокрифыназвание применяемое к большой группе литых памятников связанных тематически с канонизированной религиозной литературой частью христианской частью возникшей до христианск...Литературная энциклопедия II
  12. апокрифыАПОКРИФЫ название применяемое к большой группе литературных памятников связанных тематически с канонизированной религиозной литературой частью христианской частью возник...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  13. апокрифыов мн. ед.em апокрифstrong а м. лит.em Древние произведения с библейским сюжетом содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью.[От греч....Малый академический словарь
  14. апокрифыкорень АПОКРИФ окончание Ы Основа слова АПОКРИФВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АПОКРИФ Ы Слово Апокрифы содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  15. апокрифыАПОКРИФЫ греч . apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Новый большой англо-русский словарь II
  16. апокрифыист. апокрифтер...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  17. апокрифыот греч. слова тайный сокровенный переводные соч. возникшие в др.евр. сирийской и визант. кн. среде слав. тексты крых были изв. в Киев. Руси с древнейших времен что го...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  18. апокрифыМн. ед. апокриф м db. apokriflr mzmunu bibliyaya aid olan lakin rsmi kils trfindn rdd ediln qdim kitablar....Русско-азербайджанский словарь
  19. апокрифыапо...Русско-ивритский словарь
  20. апокрифыапокрифтер...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  21. апокрифыапокрифы апокрифо...Русско-таджикский словарь
  22. апокрифыapokryfy...Русско-чешский словарь
  23. апокрифыгреч.em тайный сокровенный в эллинистич. эпоху сокров. книги доступные жрецам или просвещенным содержащие тайные учения например книги Гермеса. В христианстве понятие А....Словарь античности
  24. апокрифыАПОКРИФЫ греч. apokrypha скрытые тайные. Богословские книги неизвестно кем написанные и потому не принадлежащие к числу канонических т. е. церковью одобренных и употреб...Словарь иностранных слов русского языка
  25. апокрифыАПОКРИФЫ. Слово апокрифem значит скрытый или тайный от греческого глагола скрывать прятать и первоначально его применяли к книгам которые намеренно скрывались от широки...Словарь литературных терминов
  26. апокрифыбиблейские от греч. apokrypos скрытый тайный религ. книги отличающиеся по своей трактовке библ. сюжетов от канонической т. е. официально утвержденной христ. церковью ли...Советская историческая энциклопедия
  27. апокрифыАПОКРИФЫ греческое apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Современная энциклопедия
  28. апокрифыАПОКРИФЫ греч . apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Современный энциклопедический словарь
  29. апокрифыАПОКРИФЫ библейские от греч. сокровенный тайный отвергнутые христианской церковью и не вошедшие в канон книги по существу аналогичные библейским. В древности А. называ...Философская энциклопедия
  30. апокрифыАпокрифы греч. сочинения которые изъяты из церковного употребления потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выр...Энциклопедический словарь
  31. апокрифыгреч. сочинения которые изъяты из церковного употребления потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. апокрифыАпокрифы гр. apokrypha произведения религиозного характера христианского гностического или иудейского происхождения под именем библейского персонажа. Их целью являлось до...Энциклопедия античных писателей
  33. апокрифысм. Поздние писания...Энциклопедия иудаизма
  34. апокрифыАПОКРИФЫгреч. apokryphos сокровенный термин прилагаемый к книгам не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения...Энциклопедия Кольера II
  35. апокрифыАпокрифы греч.em apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные церквами в канон. dd Большой толковый словарь по культ...Энциклопедия культурологии