Библейская энциклопедия Брокгауза

АПОКРИФЫ

Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный; в данном случае: исключенный из богослужебного употребления).
I.АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
А.ВОЗНИКНОВЕНИЕ
А. - это сочинения позднего иудаизма дохрист. периода, возникшие в промежутке между ВЗ и НЗ, существовавшие только на греч. языке (были обнаружены части Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. языке, см. I,В,3). Они включены в Септуагинту, греч. пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она вызвала недоверие у иуд. раввинов (после 70 г.). Около 400 г. по Р.Х. 12 или 14 сочинений, содержавшихся в греч. и лат. ВЗ, но не входивших в евр. канон, стали называться А. В христ. общинах отношение к А. было неоднозначным вплоть до эпохи Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. между ВЗ и НЗ и исключил их из канона. В ответ на это Рим. католич. церковь на Тридентском соборе объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы широко распространены и высоко ценятся у католиков и православных.
Б.УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНА
Обозначение "А." для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные - неканоническими писаниями; в изданиях, к-рые возникают в результате межконфессионального сотрудничества, решено обозначать их как "поздние сочинения ВЗ". Термин А. католики применяют к прочим сочинениям, к-рые у евангелистов называются псевдоэпиграфами (т.е. сочинениями, опубликованными под чужими именами). Они публиковались под псевдонимами, причем авторство всегда приписывалось к.-л. из великих мужей ВЗ. А. являются более поздними произведениями, чем "поздние сочинения ВЗ", и всегда носят характер легенд с преимущественно апокалипсич. содержанием (напр., Успение Моисея; Мученичество Исаии; Книга Еноха, определенно цитируемая вИуд 14; Псалмы Соломона, Апокалипсис Варуха; Завет двенадцати патриархов и пр.).
В.АПОКРИФЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДАНИЯХ БИБЛИИ
Отдельные издания Библии предлагают нек-рый набор А., заимствованных из Септуагинты.Лютер писал: "Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию, но все же полезны и хороши для чтения". Нек-рые из этих книг и по сей день используются при богослужении. Это относится даже к псевдоэпиграфам (напр., Иуд 4, ср. Енох 10:4 и след.; Иуд 9, ср. Усп. Моисея). Читателю Библии многое в А. покажется странным; с другой стороны, его поразит сходство многих изречений с ветхозаветными. Историки могут почерпнуть из нек-рых апокрифических книг ценные сведения о жизни иудеев, их образе мышления, о формах их религиозности в период между ВЗ и НЗ. Нек-рые из этих книг не могут представлять ист. интерес, поскольку события, излагаемые в них, взяты вне исторического контекста, но они могут многое сказать о религиозно-философ. мысли истор. периода, предшеств. НЗ.
1.Менее значимы (за искл. Книги Товита) сочинения, особенностью к-рых является приукрашивание известных событий библ. истории или облечение определ. библ. персонажей в покровы легенды: Книга Иудифь, хвалебная песнь богобоязненной иуд. вдове, готовой пожертвовать своей женской честью ради храма и своего народа; Книга Товита, чудесное, наивное повествование о двух молодых людях, к-рые, несмотря на тяжелейшие удары судьбы, не отступают от своей веры, и награда за благочестие не заставляет себя ждать. Книга дает наглядную картину жизни иуд. диаспоры на Востоке около 200 г. до Р.Х. Она, видимо, появилась в это время; языком первоисточника, вероятно, был арамейский. Сусанна и Даниил, О Виле Вавилонском, О драконе Вавилонском - три рассказа о Данииле. Два из них одновременно являются памфлетами, высмеивающими идолопоклонство.
2.Вышеназванные рассказы о Данииле составляют в Септуагинте дополнения к канонич. Книге пр. Даниила, предшествуя ей или следуя непосредственно за ней; далее в Книге пр. Даниила обнаруживаются Молитва Азарии и Песнь трех отроков в печи огненной. В Септуагинте присутствует еще целый ряд допол-нений и вставок в текст ВЗ, малодостоверных, но имеющих большую ценность благодаря их внутр. связи с Библией. Книга Есфирь содержит шесть вставок различного содержания (следующих перед ст. 1:1 и за ст. 3:13; 4:17; 5:1,2; 8:12; 10:3). Молитва Манассии представляет собой приложение к2Пар 33:11 и след.
3.Три произведения, относящиеся или приближающиеся к книгам премудрости, вероятно, заслуживают особого внимания: Книга Варуха, за искл. ее вступления, сомни-тельного с ист. т.зр., представляет собой собрание покаянных молитв, скорбных и утешит. песен, а также назидат. стихов, по стилю близких к ветхозаветным. То же относится к форме и содержанию т.наз. Послания Иеремии, к-рое в Вульгате и у Лютера встречается в качестве 6-й главы Книги Варуха. На высоком уровне написана Книга Иисуса, сына Сирахова. Ее отличает богатство лит. форм, она содержит многочисл. руководства для практич. и духовной жизни и завершается проникновенной хвалой в адрес праотцов Израиля от Еноха до Неемии. Вместе с тем, это единственная книга такого рода, автор к-рой нам известен. Это Иисус, сын Сирахов, написавший ее ок. 190 г. до Р.Х. на евр. языке (начиная с 1896 г. среди евр. рукописей было найдено более двух третей текста этой книги). Его внук около 132 г. до Р.Х. перевел книгу на греч. яз. (Сир, предисловие; 50:27 и след.). Кр. того, в предисловии к этому сочинению указано время, до к-рого ветхозаветный канон существовал в трех частях. Книга Премудрости Соломона (она не могла быть написана Соломоном!) является попыткой, с одной стороны, примирить греко-эллинистич. мышление с иудейским, а с другой - отмежеваться от него. Она была написана с целью укрепить веру иуд. общины ввиду опасности оязычивания. Мудрость, как ее понимали образованные греки, и справедливость, как ее мыслили набожные иудеи, под знаком иудаизма вступают в союз между собой, чтобы противостоять безбожию и идолопоклонству; таким несколько искусственным способом иудаизм и эллинизм превращаются в союзников в борьбе против общего врага. Властители земли призываются к осознанию понимаемой т.о. премудрости. Затем следует широкий обзор действий премудрости в Свящ. истории, начиная от Адама и вплоть до времени овладения землей обетованной.
4.Два прозаич. произведения: книги Маккавейские.1Макможет иметь значение для интересующихся историей, поскольку она вводит в ист. обстановку Палестины во времена борьбы Маккавеев против сир. царя Антиоха IV Эпифана (175-163 гг. до Р.Х., ср. Дан 11; см. Антихрист, II,1). Этот период важен для понимания полит., этнич. и религ. расстановки сил в Палестине ко времени Иисуса и НЗ. В первой части2Мак, к-рая, вероятно, принадлежит перу другого автора, отражается та же ситуация. Но ист. акценты заметно уступают в ней место богословским. Она охватывает более короткий период, чем первая, и в отличие от нее носит ярко выраженные черты легендотворчества. Книга содержит богатый материал для ознакомления с образом жизни и мышлением фарисейства, к-рое уже приняло устойчивые формы. Т.о., связь с НЗ лежит здесь на поверхности. (см. Маккавеи).
Все А., о к-рых здесь говорилось, возникли в период прим. с 200 г. до Р.Х. по 100 г. по Р.Х. Большинство из них изначально написаны на греч. языке, а остальные переведены на греч. с евр. или арам. (Вышеперечисленные А. содержатся в Септуагинте, Вульгате и Славянской Библии. Кроме них, известны также такие книги, как Вторая книга Ездры, Третья книга Маккавейская (включены в Септуагинту и Славянскую Библию); Третья книга Ездры (в Славянской Библии и Вульгате); Четвертая книга Маккавейская (в приложении к Септуагинте).
II.АПОКРИФЫ НОВОГО ЗАВЕТА
1.Между материалами А. трудно провести четкое разграничение. Условимся обозначать как новозаветные А. те книги, к-рые по своим притязаниям и характеристикам близки к книгам, вошедшим в НЗ. Они в большинстве своем обнародованы под именами апостолов (псевдоэпиграфы), но не включены в канон (от них следует отличать сочинения т.наз. "мужей апостольских", см. ниже). Время возникновения псевдоэпиграфов приходится на II-IV вв. по Р.Х.
2.Различают след. категории новозаветных А.: апокрифич. евангелия, к-рые по своему содержанию более или менее связаны с личностями Иисуса или Его родителей и цитируют те изречения Иисуса, к-рые не засвидет-вованы канонич. Евангелиями. Ряд такого рода евангелий известен нам по их названиям (напр., Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие истины). Нек-рые из них практически утрачены (за искл. цитат, встречающихся в трудах отцов Церкви); однако в новейший период ряд А. были открыты заново (напр., в Наг-Хаммади). В большом количестве встречались апокрифич. Деяния апостолов. Они относит. подробно изображают жизнь и служение апостолов и их учеников (напр., Петра, Павла, Фомы, Андрея и др.). В большинстве случаев они имеют более позднее происхождение, чем апокрифич. евангелия, и сохранились также лишь фрагментарно. Только немногие из апокрифич. посланий дошли до нашего времени. Одно такое послание даже приписывается Христу, три - Павлу, одно - Варнаве (в форме посланий существуют также писания "мужей апостольских", см. ниже). Апокрифич. апокалипсисы (откровения) среди прочих приписывались Петру, Павлу, Фоме, Стефану, Иоанну и Марии, матери Иисуса. А. НЗ практически не содержат достоверного ист. материала; с А. ВЗ дело обстоит по-разному. Во всяком случае, они позволяют познакомиться с религиозной культурой иудео-христ. в период II-IV вв. по Р.Х. От новозаветных А. следует отличать сочинения "мужей апостольских", т.е. произведения учеников апостолов, датируемые концом I в. и II в. по Р.Х. (появившиеся отчасти параллельно с последними книгами НЗ), к-рые упоминаются здесь только потому, что порой их причисляют к А. Речь прежде всего идет о посланиях и апологетич. трактатах, из к-рых можно узнать об отношениях между церквами во II в. и которые достаточно достоверны в своих сведениях. см. Священное Писание (II,В-Г).

  1. апокрифыoTrpe.apokryphosтайный секретный произведения религ. содержания но не признанные церковью или жречеством священными. Существуют ветхозаветные А. иудаисты называют их пост...Атеистический словарь
  2. апокрифыАПОКРИФЫ греч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехрист. литры не включнные церквами в канон не используются при богослужении. Не все произведен...Большая советская энциклопедия
  3. апокрифыгреч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные церквами в Канон не используются при богослужении. Не все произве...Большая Советская энциклопедия II
  4. апокрифыгреч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейскойи раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Большой энциклопедический словарь II
  5. апокрифыАПОКРИФЫ греч. apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Большой Энциклопедический словарь V
  6. апокрифыпамятники религ. литры тематич. связанные с произв. канонич. офиц. признанной литры но допускавшие в своих сюжетах или трактовке их толкование отлич. от офиц. церк. учени...Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. апокрифыгреческое apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. апокрифысм. вспомогательные книги...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  9. апокрифыот греч. apokryfos подложный скрытый тайный неканонические древние тексты близкие по форме и тематике библейским но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг ...Краткий религиозно-философский словарь
  10. апокрифыАПОКРИФЫ название применяемое к большой группе литературных памятников связанных тематически с канонизированной религиозной литературой частью христианской частью возник...Литературная энциклопедия
  11. апокрифыназвание применяемое к большой группе литых памятников связанных тематически с канонизированной религиозной литературой частью христианской частью возникшей до христианск...Литературная энциклопедия II
  12. апокрифыАПОКРИФЫ название применяемое к большой группе литературных памятников связанных тематически с канонизированной религиозной литературой частью христианской частью возник...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  13. апокрифыов мн. ед.em апокрифstrong а м. лит.em Древние произведения с библейским сюжетом содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью.[От греч....Малый академический словарь
  14. апокрифыкорень АПОКРИФ окончание Ы Основа слова АПОКРИФВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АПОКРИФ Ы Слово Апокрифы содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  15. апокрифыАПОКРИФЫ греч . apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Новый большой англо-русский словарь II
  16. апокрифыист. апокрифтер...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  17. апокрифыот греч. слова тайный сокровенный переводные соч. возникшие в др.евр. сирийской и визант. кн. среде слав. тексты крых были изв. в Киев. Руси с древнейших времен что го...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  18. апокрифыМн. ед. апокриф м db. apokriflr mzmunu bibliyaya aid olan lakin rsmi kils trfindn rdd ediln qdim kitablar....Русско-азербайджанский словарь
  19. апокрифыапо...Русско-ивритский словарь
  20. апокрифыапокрифтер...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  21. апокрифыапокрифы апокрифо...Русско-таджикский словарь
  22. апокрифыapokryfy...Русско-чешский словарь
  23. апокрифыгреч.em тайный сокровенный в эллинистич. эпоху сокров. книги доступные жрецам или просвещенным содержащие тайные учения например книги Гермеса. В христианстве понятие А....Словарь античности
  24. апокрифыАПОКРИФЫ греч. apokrypha скрытые тайные. Богословские книги неизвестно кем написанные и потому не принадлежащие к числу канонических т. е. церковью одобренных и употреб...Словарь иностранных слов русского языка
  25. апокрифыАПОКРИФЫ. Слово апокрифem значит скрытый или тайный от греческого глагола скрывать прятать и первоначально его применяли к книгам которые намеренно скрывались от широки...Словарь литературных терминов
  26. апокрифыбиблейские от греч. apokrypos скрытый тайный религ. книги отличающиеся по своей трактовке библ. сюжетов от канонической т. е. официально утвержденной христ. церковью ли...Советская историческая энциклопедия
  27. апокрифыАПОКРИФЫ греческое apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Современная энциклопедия
  28. апокрифыАПОКРИФЫ греч . apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные в библейский канон....Современный энциклопедический словарь
  29. апокрифыАПОКРИФЫ библейские от греч. сокровенный тайный отвергнутые христианской церковью и не вошедшие в канон книги по существу аналогичные библейским. В древности А. называ...Философская энциклопедия
  30. апокрифыАпокрифы греч. сочинения которые изъяты из церковного употребления потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выр...Энциклопедический словарь
  31. апокрифыгреч. сочинения которые изъяты из церковного употребления потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. апокрифыАпокрифы гр. apokrypha произведения религиозного характера христианского гностического или иудейского происхождения под именем библейского персонажа. Их целью являлось до...Энциклопедия античных писателей
  33. апокрифысм. Поздние писания...Энциклопедия иудаизма
  34. апокрифыАПОКРИФЫгреч. apokryphos сокровенный термин прилагаемый к книгам не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения...Энциклопедия Кольера II
  35. апокрифыАпокрифы греч.em apokryphos тайный сокровенный произведения иудейской и раннехристианской литературы не включенные церквами в канон. dd Большой толковый словарь по культ...Энциклопедия культурологии