Лермонтовская энциклопедия

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

ДОСТО́́ЕВСКИЙФедор Михайлович (1821—81), рус. писатель. Первые и особенно сильные впечатления Д. от чтения произв. Л. относятся к 1840. Вспоминая это время, Д. писал: «Были у нас и демоны, настоящие демоны; их было два и как мы любили их...» Из этих «двух демонов» — Л. и Н. В. Гоголя — его поколение больше любило Л.: «Мы не соглашались с ним иногда, нам становилось и тяжело, и досадно, и грустно, и жаль кого-то, и злоба брала нас» (XIII, 50—51). Воздействие Л. ощутимо в ранних произв. Д.: герой «Штосса» Лугин — предшественник «мечтателей» Д. в «Хозяйке» (1847), «Петербургской летописи» (1847), «Белых ночах» (1848).В 60—70-е гг. Д. постоянно обращается к творчеству и биографии Л. Он цитирует «Демона», «Думу», «Как часто, пестрою толпою окружен» и др. (см. Полн. собр. соч. в 30 тт., т. 17, по указат.). Из стихов поэта больше всего, по свидетельству В. В. Тимофеевой (О. П. Починковской), Д. любил «Прости» (Из Дж. Байрона) и «Пророка».Самый характер цитирования стихов Л. свидетельствует, что его творчество было живо в худож. памяти Д.: обращение к нему всегда имело глубоко продуманный и художественно значимый смысл, но печатные оценки личности Л. и его героев часто обнаруживают полемически заостренное, напряженное отношение Д. к Л. Он писал об одном из героев «Маскарада» (Неизвестном): «колоссальное лицо, получившее от какого-то офицерика когда-то пощечину и удалившееся в пустыню тридцать лет обдумывать свое мщение» (XII, 131). Реминисценции из «Маскарада» (наряду с пушкинским «Выстрелом») присутствуют в «Записках из подполья» (1864), «Игроке» (1866) и особенно — в «Кроткой» (1876).Биография Неизвестного — предвестие судьбы офицера-ростовщика из «Кроткой».Сложно соприкасаются Д. и Л. в теме богоборчества (ср. Богоборческие мотивы у Л.). Мотивы «Демона» — один из лит. источников, подготовивших почву для бунтарей Д. типа Раскольникова и Ивана Карамазова. В то же время и дьявольские (сниженные) двойники Николая Ставрогина («Бесы») и Ивана Карамазова соотносятся не только с прозаич. чертом из «Сказки для детей» Л., но, возможно, и с Демоном. Своеобразное преломление в прозе Д. нашли приемы психол. анализа, разработанные в романе Л. «Герой нашего времени». Самоанализ Печорина — предтеча «подпольной» психологии героев Д.Преемственность и полемика, как правило, одновременно присутствующие, — характерная черта трансформации мотивов и образов Л. в романах и статьях Д. (см. Русская литература 19 века). Наиболее частое и значимое в творчестве зрелого Д. обращение к «Герою...» связано с проблемой демонизма. В демонизме Д. видел «не непримиримость по отношению к действительности», а лишь «стремление утвердить себя над миром, попирание нравственных принципов». Снижение, развенчание, «разоблачение демонической личности», индивидуализма печоринского типа было поэтому постоянной худож. задачей Д. [см.Левин(2), с. 146]. В Печорине Д. видит логическое развитие типа Онегина; героя Л. также отличает «жажда истины», но он «дошел... до странной, в высшей степени оригинально-русской противоположности двух разнородных элементов: эгоизма до самообожания и в то же время злобного самонеуважения» (XIII, 103).Байронич. герой Л. (Печорин, Мцыри, Арбенин) преобразуется у Д. в тип «подпольного человека», издевающегося над «шиллеровщиной» и «байронизмом». В «Бесах» (1872) полемич. интерпретация «печоринского» типа приобретает памфлетные черты. Д. сравнивает своего Ставрогина с лит. и историч. героями 20—30-х гг. — Луниным, Печориным и самим Л. Грань между Л. и его героем Д. стирает. По Д., злоба — доминирующая черта личности как Печорина, так и Л. Злобой наделяет Д. и Ставрогина (у к-рого «в злобе выходил прогресс даже против Лермонтова»), подчеркивая одновременно его отличие от прежних «легендарных» героев. Образ Ставрогина, по мысли Д., знаменует вырождение «байронического» типа, утратившего энергию, силу и поэзию, характерные для эпохи Лунина и Л. В лит. аспекте измельчание этого типа в «Бесах» иллюстрируется творчеством Кармазинова (И. С. Тургенева): в его повести «Merci» естественно соседствуют «казенный припадок байроновской тоски» и нечто «из Печорина».На осмысление Д. «Героя...», а также творчества и биографии Л. в целом определенное влияние оказали почвеннические убеждения писателя и, что весьма вероятно, нежелание (м. б. и неосознанное) признать личную для себя значимость лермонт. романтически-индивидуалистич. идей, остро изживаемых Д. в процессе собств. духовного самоопределения; неслучайно самоанализ Печорина становится частью исповеди Д. в письме к М. М. Достоевскому от 19 июля 1840. Отсюда и внутр. отказ признавать усвоение, хотя и полемически переосмысленное, доминантных свойств «лермонтовского человека», явившегося несомненным и ближайшим в рус. прозе предшественником созданного Д. типа героя-идеолога (см. Психологизм). Именно в лермонт. романтизме (а романтизм вошел как неотъемлемая составная часть в мировоззрение Д.), в лермонт. творчестве Д. «встречается» с волновавшей его проблемой индивидуализма (ср. отмеченные В. Левиным реминисценции из «Героя...» в «Записках из подполья», в романе «Униженные и оскорбленные»), и только через 30 лет после того, как Л. поставил эту проблему, Д., наконец, разрешает ее в образе Раскольникова («Преступление и наказание», 1866) — этом общем для двух писателей типе «наполеоновского человека».Д. предполагал ввести в «Житие великого грешника» анализ отрицат. воздействия романа Л. на восприимчивые чувства и юный мозг (Полн. собр. соч. в 30 тт., т. 9, с. 131). В подготовит. материалах к «Подростку» (1875) Д. противопоставляет «подпольного человека», осознавшего свою «уродливость», «героям мелкого самолюбия» — Печорину, Сильвио, Чацкому, Болконскому и др. В «Дневнике писателя» (1876), рассуждая о «дурных человечках», Д. даже усиливает резкость суждений о Печорине и его лит. предшественнике Сильвио, называя их «злыми человечками», людьми «будто быпрочнойненависти», заимствованной с запада, «...в противоположность нам русским, как известно, людям весьма непрочной ненависти, а эту черту мы всегда и особенно презирали в себе» (XI, 181). Д. намеренно упрощает психологию Печорина, объясняя его поступки мелким самолюбием и светской модой. Последовательно отождествляя психол. коллизии романа Л. с его подлинной биографией, Д. проецирует «Героя...» на историю дуэли Л. и Н. С. Мартынова. В записных тетрадях 1875—76 Д. много раз обращается к последней дуэли Л., планируя статью о долге, чести и дуэли. В хромоте Байрона и «уродливой» внешности Л. он склонен видеть психол. основу «байронизма» и «отрицательного» направления.В «Дневнике писателя» за 1877 Д. дал байронизму и творчеству Л. развернутую и глубокую характеристику; Л., уточняет Д., «и байронист-то был особенный... вечно неверующий... в свой собственный байронизм». Однако для Д. во многом остаются неприемлемыми содержание и тональность творчества Л., особенно его отношение к изображаемой «больной личности интеллигентного человека, мучимого своим европеизмом...» (XII, 353). Вместе с тем Д. представляет путь Л. в перспективе как движение от европ. идей к народным началам. По предположению Д., Л. «наверно бы кончил тем, что отыскал исход, как и Пушкин, в преклонении перед народной правдой; и на то есть большие и точные указания» (там же). К таким «указаниям» Д. относил «Бородино», «Казачью колыбельную песню» и особенно «бессмертную», по его определению, «Песню про... купца Калашникова»; он дает оригинальную трактовку «Песни...», полемизируя с «западником» В. Г. Белинским (см. ЛН, т. 83, с. 603).Последнее высказывание Д. о Л. (за полгода до смерти) — устное, записанное Е. Н. Опочининым во время бесед с Д., — восторженное и лишенное полемич. оттенков: «Какое дарование!... 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей удивительных даже для мудреца» («Звенья», т. VI, с. 470).Соч. Полное собр. худож. произв. в 13 тт., т. 11, Л., 1929, с. 181; т. 12, 1929, с. 131, 349—56; т. 13, 1930, с. 47, 50—51, 103; Письма в 4 тт., т. 4, Л., 1928—59 (по указат.); Достоевский, ЛН, т. 77, с. 263, 298, 322, 409; Неизд. Достоевский, ЛН, т. 83, с. 312, 371, 375, 380, 393, 396, 420, 569, 573, 603; Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования, ЛН, т. 86, с. 90, 91, 269;ОпочининЕ., Беседы о Достоевском, в сб.: Звенья, т. 6, М. — Л., 1936, с. 470—71;Тимофеева(О. П. Починковская), Год работы с знаменитым писателем, в кн.: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. 2, М., 1964, с. 171, 174; Полн. собр. соч. в 30 тт., т. 17, 18, 19, Л., 1976—79 (по указат.).

Лит.:Мережковский, с. 287—334;СкафтымовА., Л. и Достоевский, «Вестник образования и воспитания», 1916, янв. — февр., с. 3—29;ГроссманЛ., Библиотека Достоевского, Од., 1919, с. 79—82;КирпотинВ. Я., Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821—1859), М., 1960, с. 90—103;Журавлева(1);Фридлендер;Федоров(2), с. 205—06, 226—27;ВалагинА., «Герой нашего времени» Л. и «Бесы» Достоевского, в кн.: Сб. научных студенч. работ, в. 1, Воронеж, 1968, с. 110—13;Левин(2);ЧистоваИ. С., Прозаич. отрывок М. Ю. Л. «Штосс» и «натуральная» повесть 1840-х годов, «РЛ», 1978, № 1;PrzybylskiR., Proza Lermontowa a młodzieńcza twórczośc Dostojewskiego, «Slavia Orientalis», 1958, roć. 7, № 2, с. 38—86;Stenbock-Fermor El., Lermontov and Dostoevskij\'s novel «The Devils», «The Slavic and East European Journal», 1959, v. 17, № 3.

В. А. ТунимановЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

  1. достоевский федор михайловичВеликий русский писательфилософ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души пограничные ситуации в которых личность терпит крах. В человеке залож...100 великих мыслителей
  2. достоевский федор михайловичЧем ближе обольщения XX века демонизм фрейдизм атеизм коммунизм подводили человечество к духовному тупику тем чаще мир вспоминал пророчества великого мучителя Достоевск...100 великих писателей
  3. достоевский федор михайловичродился в семье врача служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в г. инженерное училище в Петербурге поступил на военную службу. Вскоре после своего производств...1000+ биографических данных - словарь
  4. достоевский федор михайловичрус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. литры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргумен...Атеистический словарь
  5. достоевский федор михайловичрус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. литры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргумен...Атеистический словарь II
  6. достоевский фёдор михайловичРусский писатель. Автор всемирно известных романов Бедные люди Униженные и оскорбленные Игрок Преступление и наказание Идиот Бесы Подросток Братья Карамазовы повестей Дво...Афоризмы русских писателей
  7. достоевский федор михайловичДостоевский Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился октября г. в Москве в здании Мариинской больницы где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой ...Биографический словарь
  8. достоевский федор михайловичДостоевскийstrong Фдор Михайлович [. Москва . Петербург] русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в Петербургское военноинженерн...Большая Советская энциклопедия II
  9. достоевский федор михайловичзнаменитый писатель. Родился октября г. в Москве в здании Мариинской больницы где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке над которой витал у...Большой российский биографический словарь
  10. достоевский федор михайловичДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович русский писатель членкорреспондент Петербургской АН . В повестях Бедные люди Белые ночи Неточка Незванова не окончена и др. описал страд...Большой Энциклопедический словарь V
  11. достоевский, фёдор михайловичФедор Михайлович русский писатель. В повестях Бедные люди Белые ночи Неточка Незванова не окончена и др. страдания маленького человека как трагедия социальная. В п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. достоевский федор михайловичродился в семье врача служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в г. инженерное училище в Петербурге поступил на военную службу. Вскоре после своего производств...Исторический справочник русского марксиста
  13. достоевский федор михайловичроссийский деятель культуры писатель выступавший в традициях натуральной школы. В молодости был близок к М. В. БуташевичуПетрашевскому в г. арестован по делу петрашевцев...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  14. достоевский фёдор михайловичДОСТОЕВСКИЙ Фдор Михайлович русский писатель. Романы Бедные люди Униженные и оскорбленные Игрок Преступление и наказание оба Идиот Бесы Подросток Братья Карамазов...Литературный энциклопедический словарь
  15. достоевский фёдор михайловичФлигель Мариинской больницы в котором жил Ф. М. Достоевский.Москва.Достоевский Фдор Михайлович Москва Петербург писатель членкорреспондент Петербургской Академии наук ...Москва (энциклопедия)
  16. достоевский, фёдор михайловичписатель. Педагогические воззрения Д. представлены гл.о. отдельными высказываниями глубоко оригинальны и определяются особенностями художественного миросозерцания. Пробле...Педагогический терминологический словарь
  17. достоевский фёдор михайлович[.Л Москва . Петербург] рус. писатель публицист. Учился в Петерб. гл. инж. учще по окончании крого состоял на гос. службе. В вышел в отставку и стал проф. литератором...Российская педагогическая энциклопедия
  18. достоевский федор михайлович. Москва . Петербург писатель публицист мыслитель. В г. окончил Главное инженерное училище в Петербурге но вскоре вышел в отставку и полностью посвятил себя литературном...Русская философия
  19. достоевский фёдор михайловичДостоевский Фдор Михайлович писатель. В Петербурге с мая когда с братом Михаилом приехал из Москвы где он родился и жил для определения в Главное инженерное училище во ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  20. достоевский федор михайлович. . великий русский писатель один из высших выразителей духовнонравственных ценностей русской цивилизации. Родился в Москве в семье врача образование получил в инженерно...Святая Русь - энциклопедический словарь
  21. достоевский федор михайловичрус. писатель важное место в творчестве крого занимают нравственнофилософские проблемы. Разгром кружка социалистаутописта Петрашевского членом крого был Д арест приговор...Словарь по этике
  22. достоевский федор михайловичДостоевский Федор Михайлович окт. М. янв. Спб. писательПсевдонимыi Д.u Друг Кузьмы Прутковаu Зубоскалu ий М.u Летописецu Мийu Н. Н.u Пружинин Зубоскалов Белопяткин ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. достоевский федор михайловичгг. русский писатель мыслитель публицист. В рамках собственно философской традиции Достоевский мыслитель экзистенциального склада в эпоху неверия и сомнения заново реша...Словарь-справочник по философии
  24. достоевский фёдор михайлович[. . Москва . . Петербург] рус. писатель мыслитель публицист. Начав в х гг. лит. путь в русле натуральной школы как преемник Гоголя и поклонник Белинского Д. в то же врем...Советский философский словарь
  25. достоевский федор михайловичвеликий русский писатель славянофил. В юности был близок к революционным кругам входил в кружок петрашевцев. Осужден на каторгу и ссылку. Автор романов и повестей в котор...Философия политики - словарь персоналий
  26. достоевский федор михайловичДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович рус. писатель публицист. В творчестве Д. нашли глубокое отражение религиозные этические и метафизические проблемы человеческого бытия его...Философская энциклопедия
  27. достоевский федор михайлович[.Х.ХI. .II.] рус. писатель. Творчество Д. развивавшееся с х гг. по е гг. в. отразило противоречия действительности и обществ. мысли в эпоху острой ломки социальных от...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  28. достоевский федор михайловичрод. И нояб. Москва ум. февр. Петербург великий рус. писательфилософ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души пограничные ситуации в которы...Философский энциклопедический словарь II
  29. достоевский федор михайловичрод. И нояб. Москва ум. февр. Петербург великий рус. писательфилософ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души пограничные ситуации в кото...Философский энциклопедический словарь
  30. достоевский, федор михайловичДостоевский Федор Михайлович знаменитый романист род. октября г. в Москве в здании Марьинской больницы где отец его служил штаблекарем. Мать урожденная Нечаева происхо...Энциклопедический словарь
  31. достоевский федор михайловичзнаменитый романист род. окт. г. в Москве в здании Марьинской больницы где отец его служил штаблекарем. Мать урожденная Нечаева происходила из московского купечества из...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. достоевский, федор михайловичДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ русский писатель. Родился ноября в Москве. Выпускник одного из лучших московских пансионов поступил в Главное инженерное училище в СанктПет...Энциклопедия Кольера II
  33. достоевский федор михайловичрус. писатель мыслитель публицист. Эстетические взгляды Д формировались в е гг. под воздействием реалистической эстетики Белинского его мировоззрения в целом. Усвоенные Д...Эстетика