Философская энциклопедия

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
(1821 — 1881) — рус. писатель, публицист. В творчестве Д. нашли глубокое отражение религиозные, этические и метафизические проблемы человеческого бытия; его произведения содержат образы и филос. идеи, ярко выражающие сущность человека, особенности его природы и сознания. Раннее творчество Д. определяется сочетанием литературного романтизма и психологического анализа. Его первый роман «Бедные люди» (1845) был с восторгом встречен В.Г. Белинским и Н.А. Некрасовым, увидевшими в молодом писателе творца «социального романа», продолжателя Н.В. Гоголя. Однако в повести «Двойник» (1846) уже заметно, что автор не ограничивается социальной типологией, а стремится к психологическому анализу человеческой души во всей ее сложности и противоречивости. В произведениях втор. пол. 1840-х гг. Д. рассматривал личность в ее эмоциональных и волевых качествах, определив для себя главные литературно-философские темы: «тайна» человека, нравственный смысл жизни, проблема социально справедливого общества.
В 1849 Д. был арестован за участие в обществе М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни. Он пережил несколько страшных минут в ожидании смерти, затем был помилован и осужден на четыре года каторжных работ. После каторги (1850— 1854) и службы в армейском батальоне Д. в декабре 1859 возвратился в Санкт-Петербург и, пересмотрев прежние «социалистические» убеждения, активно включился в литературную жизнь.Вместе с братом М.М. Достоевским он участвовал в издании жур. «Время» (1861—1863) и «Эпоха» (1864—1865), в которых пропагандировал идеологию почвенничества. Отстаивая идею национальной самобытности России, Д. в отличие от славянофилов пытался совместить ее с достижениями зап. цивилизации, найти компромисс между крайними т.зр. Он отрицательно относился к революционным проектам общественного переустройства, противопоставляя им национальную схему прогресса через постепенное решение социальных проблем, сотрудничество правительства с интеллигенцией и народом. Принципами «почвеннической» идеи полагались братское начало в противовес зап. индивидуализму, устройство рус. общества на христианских основаниях. У Д. формируется мировоззрение, носящее сильный антипросветительский и антипозитивистский характер, складывается новая система взглядов, ярко выраженная в повести «Записки из подполья» (1864). Их герой развивает парадоксальную философию, согласно которой человеческое самоволие ставится выше всех логических и разумных законов жизни. Сознание «подпольного» человека основано на протесте против объективного порядка бытия (законы природы, выводы естественных наук, математика), т.к. рациональная объективность не только отрицает свободную личность и индивидуальность, но и в принципе не может полностью познать ее, ибо способна охватить лишь «какую-нибудь одну двадцатую долю всей моей способности жить» («Записки из подполья»). Д. по сути отвергал не только позитивизм и утопический социализм, но и любую философию, ориентированную на рассудочное объяснение жизни. Он противопоставлял рассудку цельную человеческую природу, которая противоречива и иррациональна. Сомнение и страдание есть причины сознания, сущность человека заключается в его свободе, субъект свободной воли противоречит и противостоит европейскому прогрессу — эти и др. идеи составляли оригинальное филос. мировоззрение Д. и получили дальнейшую разработку в работах экзистенциалистов 20 в.
Выход из «подполья» Д. видел в следовании заветам православного христианства как эталонам полноценной, гармоничной человеческой жизни. Однако в его великих романах художественная и человеческая правда постоянно заставляет писателя отходить от православных догм и даже одобрять прямо противоположное. Достаточно вспомнить знаменитое Алешино «расстрелять!» в отношении генерала, затравившего ребенка собаками («Братья Карамазовы»). Правда жизни практически всегда побеждала у него правду религии; его христианство — это христианство «с человеческим лицом». Др. путь, по его мнению, состоял в саморазрушении личности, самообожествлении человека, утверждении предельного эгоизма. Различные варианты личного самоутверждения, воплощенные в литературных образах, являются филос. содержанием «идейных» романов Д., основная тема которых — трагедия человеческой свободы.
Герои Д. — носители определенных идей, а его романы представляют собой сложную идейную диалектику, или «полифонию» (М.М. Бахтин), основанную на взаимодействии личных позиций и мировоззрений. С одной стороны, идеалы всепроникающей любви и братства выражают князь Мышкин («Идиот», 1868), старец Зосима и Алексей Карамазов («Братья Карамазовы», 1879—1880); с др. стороны, идею отрицания и метафизического бунта воплощают Родион Раскольников («Преступление и наказание», 1866), Николай Ставрогин («Бесы», 1871—1872), Иван Карамазов и др. Важная тема Д. — антагонизм веры и неверия, христианства и социализма — получила завершение в «поэме» о Великом Инквизиторе («Братья Карамазовы»), в которой Христос олицетворяет свободу и любовь, а Инквизитор — насилие и принуждение. По мнению Д., свобода — это условие духовного выбора между добром и злом, великий дар, обогащающий или разрушающий личность.
Несмотря на преобладающую критическую сторону творчества, Д. удалось высказать и положительные идеи — примером может служить его мысль о красоте. Вера Д. в то, что «красота спасет мир», распространялась на разные стороны его мировоззрения — на психологию, эстетику, религию. Эстетическое созерцание красоты есть свойство человека, непосредственно соотносимое как с нравственным самосознанием, так и с исканием Бога. Красота есть объективная метафизическая сила, созидающая гармонию.
Духовным завещанием Д. является речь об А.С. Пушкине (1880). В ней Пушкин выступает символом гармонии и цельной творческой личностью, а его мировоззрение Д. понимает как идеал и будущую программу рус. человека. Призыв Д. к «всемирному всечеловеческо-братскому единению», провозглашенный в пушкинской речи, является, по сути, итогом его религиозных и филос. исканий.
Д. был знаковой фигурой для рус. религиозно-философского возрождения нач. 20 в. Он оказал значительное влияние на рус. и зап. филос. мысль, оказался самым читаемым рус. писателем на Западе, его книги стали объектом исследований для многих мыслителей XX в. (А. Камю, Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
(род. И нояб. 1821, Москва – ум. 9 февр. 1881, Петербург)
великий рус. писатель-философ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души,пограничные ситуации,в которые попадает человек и в которых его личность терпиткрах.Герои его романов находятся в противоречии с самими собой. Они (и Достоевский) ищут то, что скрывается за внешней стороной христ. религии и окружающих их вещей и людей; все они принадлежат к не имеющей средств, голодающей и мерзнущей рус. интеллигенции больших городов. «Вряд ли есть другой такой писатель, который мучил бы своих читателей так беспощадно, как Достоевский, мучил не описаниями внешней нищеты или надуманного коварства, но просто тем, что он проникает до самого дна в хаос человеческой души и рассказывает обо всем, что он там видит. Но в то же время ни один писатель не пользовался такой любовью, как Достоевский. Никто не умел с таким искусством находить божественную искру даже в самых заброшенных созданиях, не было второго такого красноречивого защитника униженных и оскорбленных. Может быть, именно здесь наиболее сильно и убедительно проявляется его дар ясновидения» (A. Luther, Geschichte der russischen Literatur, 1924). Реальный и мистический элементы в их своеобразном сочетании, как ни у какого др. писателя, являются отличительной чертой творчества Достоевского. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на душу человеческую, воспринимающую и переживающую эту сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, прозорливая мысль и слепая вера, – внешние обстоятельства владеют человеком не меньше, чем таинственное мистическое начало, неизменно сопутствующее всякому проявлению человеческой личности. В глубине жизненных явлений лежит у Достоевского трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Как трезвый наблюдатель, Достоевский не мог закрывать глаза на новые черты общественной жизни пореформенной России. Он отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным путем, без коренных социально-политических потрясений. В 1872 он написал роман «Бесы» – пророческое остережение против чудовищных последствий социалистической доктрины. «Смута», «безграничный деспотизм», «обращение девяти десятых людей в рабство», «снятие ста миллионов голов», «полное послушание, полная безличность», «атеизм», «шпионство». «Каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом», «мы пустим пьянство, сплетни, донос». В «Дневнике писателя», анализируя политическую и общественную жизнь России и Запада, Достоевский любые факты текущей жизни стремится ввести в широкий философско-исторический контекст. При этом явственно сказывается главная черта его мировоззрения – неприятие им революции; социализм он определяет как «повсеместный грабеж», как «мрак и ужас, готовимый человечеству», как «такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями человечества» (1873). Главной идеей своего реализма Достоевский считал стремление «найти человека э человеке», а это, в его понимании, значило (как он неоднократно разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей эпохи) показать, что человек не мертвый маханический «штифтик», не «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых посторонних, внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек, по мысли Достоевского, в любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах всегда в конечном счете сам отвечает за свои поступки. Никакое влияние внешней среды не может служить оправданием злой воли, любое преступление неизбежно заключает в себе нравственное наказание. Пафос неприятия, нравственной ему непримиримости и в жизни отдельного человека, и в жизни общества в целом составляет облик Достоевского как мыслителя-гуманиста. Осн. произв. (кроме упомянутых): «Бедные люди» 1845; «Записки из Мертвого дома», 1860; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Идиот», 1868; «Преступление и наказание», 1886; «Братья Карамазовы», 1880.

Философский энциклопедический словарь.2010.


  1. достоевский федор михайловичВеликий русский писательфилософ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души пограничные ситуации в которых личность терпит крах. В человеке залож...100 великих мыслителей
  2. достоевский федор михайловичЧем ближе обольщения XX века демонизм фрейдизм атеизм коммунизм подводили человечество к духовному тупику тем чаще мир вспоминал пророчества великого мучителя Достоевск...100 великих писателей
  3. достоевский федор михайловичродился в семье врача служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в г. инженерное училище в Петербурге поступил на военную службу. Вскоре после своего производств...1000+ биографических данных - словарь
  4. достоевский федор михайловичрус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. литры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргумен...Атеистический словарь
  5. достоевский федор михайловичрус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. литры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргумен...Атеистический словарь II
  6. достоевский фёдор михайловичРусский писатель. Автор всемирно известных романов Бедные люди Униженные и оскорбленные Игрок Преступление и наказание Идиот Бесы Подросток Братья Карамазовы повестей Дво...Афоризмы русских писателей
  7. достоевский федор михайловичДостоевский Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился октября г. в Москве в здании Мариинской больницы где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой ...Биографический словарь
  8. достоевский федор михайловичДостоевскийstrong Фдор Михайлович [. Москва . Петербург] русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в Петербургское военноинженерн...Большая Советская энциклопедия II
  9. достоевский федор михайловичзнаменитый писатель. Родился октября г. в Москве в здании Мариинской больницы где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке над которой витал у...Большой российский биографический словарь
  10. достоевский федор михайловичДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович русский писатель членкорреспондент Петербургской АН . В повестях Бедные люди Белые ночи Неточка Незванова не окончена и др. описал страд...Большой Энциклопедический словарь V
  11. достоевский, фёдор михайловичФедор Михайлович русский писатель. В повестях Бедные люди Белые ночи Неточка Незванова не окончена и др. страдания маленького человека как трагедия социальная. В п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. достоевский федор михайловичродился в семье врача служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в г. инженерное училище в Петербурге поступил на военную службу. Вскоре после своего производств...Исторический справочник русского марксиста
  13. достоевский федор михайловичроссийский деятель культуры писатель выступавший в традициях натуральной школы. В молодости был близок к М. В. БуташевичуПетрашевскому в г. арестован по делу петрашевцев...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  14. достоевский федор михайловичДОСТОЕВСКИЙstrong Федор Михайлович рус. писатель. Первые и особенно сильные впечатления Д. от чтения произв. Л. относятся к . Вспоминая это время Д. писал Были у нас и д...Лермонтовская энциклопедия
  15. достоевский фёдор михайловичДОСТОЕВСКИЙ Фдор Михайлович русский писатель. Романы Бедные люди Униженные и оскорбленные Игрок Преступление и наказание оба Идиот Бесы Подросток Братья Карамазов...Литературный энциклопедический словарь
  16. достоевский фёдор михайловичФлигель Мариинской больницы в котором жил Ф. М. Достоевский.Москва.Достоевский Фдор Михайлович Москва Петербург писатель членкорреспондент Петербургской Академии наук ...Москва (энциклопедия)
  17. достоевский, фёдор михайловичписатель. Педагогические воззрения Д. представлены гл.о. отдельными высказываниями глубоко оригинальны и определяются особенностями художественного миросозерцания. Пробле...Педагогический терминологический словарь
  18. достоевский фёдор михайлович[.Л Москва . Петербург] рус. писатель публицист. Учился в Петерб. гл. инж. учще по окончании крого состоял на гос. службе. В вышел в отставку и стал проф. литератором...Российская педагогическая энциклопедия
  19. достоевский федор михайлович. Москва . Петербург писатель публицист мыслитель. В г. окончил Главное инженерное училище в Петербурге но вскоре вышел в отставку и полностью посвятил себя литературном...Русская философия
  20. достоевский фёдор михайловичДостоевский Фдор Михайлович писатель. В Петербурге с мая когда с братом Михаилом приехал из Москвы где он родился и жил для определения в Главное инженерное училище во ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  21. достоевский федор михайлович. . великий русский писатель один из высших выразителей духовнонравственных ценностей русской цивилизации. Родился в Москве в семье врача образование получил в инженерно...Святая Русь - энциклопедический словарь
  22. достоевский федор михайловичрус. писатель важное место в творчестве крого занимают нравственнофилософские проблемы. Разгром кружка социалистаутописта Петрашевского членом крого был Д арест приговор...Словарь по этике
  23. достоевский федор михайловичДостоевский Федор Михайлович окт. М. янв. Спб. писательПсевдонимыi Д.u Друг Кузьмы Прутковаu Зубоскалu ий М.u Летописецu Мийu Н. Н.u Пружинин Зубоскалов Белопяткин ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  24. достоевский федор михайловичгг. русский писатель мыслитель публицист. В рамках собственно философской традиции Достоевский мыслитель экзистенциального склада в эпоху неверия и сомнения заново реша...Словарь-справочник по философии
  25. достоевский фёдор михайлович[. . Москва . . Петербург] рус. писатель мыслитель публицист. Начав в х гг. лит. путь в русле натуральной школы как преемник Гоголя и поклонник Белинского Д. в то же врем...Советский философский словарь
  26. достоевский федор михайловичвеликий русский писатель славянофил. В юности был близок к революционным кругам входил в кружок петрашевцев. Осужден на каторгу и ссылку. Автор романов и повестей в котор...Философия политики - словарь персоналий
  27. достоевский федор михайлович[.Х.ХI. .II.] рус. писатель. Творчество Д. развивавшееся с х гг. по е гг. в. отразило противоречия действительности и обществ. мысли в эпоху острой ломки социальных от...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  28. достоевский федор михайловичрод. И нояб. Москва ум. февр. Петербург великий рус. писательфилософ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души пограничные ситуации в которы...Философский энциклопедический словарь II
  29. достоевский федор михайловичрод. И нояб. Москва ум. февр. Петербург великий рус. писательфилософ. Описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души пограничные ситуации в кото...Философский энциклопедический словарь
  30. достоевский, федор михайловичДостоевский Федор Михайлович знаменитый романист род. октября г. в Москве в здании Марьинской больницы где отец его служил штаблекарем. Мать урожденная Нечаева происхо...Энциклопедический словарь
  31. достоевский федор михайловичзнаменитый романист род. окт. г. в Москве в здании Марьинской больницы где отец его служил штаблекарем. Мать урожденная Нечаева происходила из московского купечества из...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. достоевский, федор михайловичДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ русский писатель. Родился ноября в Москве. Выпускник одного из лучших московских пансионов поступил в Главное инженерное училище в СанктПет...Энциклопедия Кольера II
  33. достоевский федор михайловичрус. писатель мыслитель публицист. Эстетические взгляды Д формировались в е гг. под воздействием реалистической эстетики Белинского его мировоззрения в целом. Усвоенные Д...Эстетика