Китайская философия. Энциклопедический словарь

ДАОСИЗМ

Термин европ. науки, обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая. В конф. традиции (см. Конфуцианство) утвердилось противопоставление философского Д. (дао цзя, "школа дао") религиозному (дао цзяо, "учение дао", "почитание дао"). Это противопоставление было воспринято европ. синологией 19 в. и легло в основу интерпретации истории Д. как постепенной деградации филос. учения, а также обусловило жесткое разграничение филос. и религ. аспектов Д. Однако в даос, текстах термины дао цзя и дао цзяо употребляются как взаимозаменяемые, а первый из них в библиографич. разд. раннесредневек. династийных историй обозначал рубрику, в к-рую их составители включали все известные им даос. соч. без выделения "религиозных". Филос. построения, составившие фундамент, даос, религ. учения, в ср. века продолжали развиваться в его русле. Важнейшим в даос, философии является учение о дао, интерпретирующее одну из осн. категорий кит. культуры. Дао в Д. выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и об-ва; порождающее начало, генетически предшествующее миру "оформленных" (син [2]) "вещей" (у 13]); принцип циклич. времени; "путь", образ жизни подвижника, стремящегося к единению с дао как онтологич. сутью мира. Дао присуща благая сила дэ [ 1 ] (досл. "добродетель"), посредством к-рой оно проявляет себя, причем конечные "вещи" выступают как воплощение или "оформление" дао. Оно может выступать и синонимом единого мирового целого (да куай, "Великий ком"), или "изнач. пневмы" (юань ци [1], см. Ци [1]). К ведущим даос, концепциям относятся также принципы цзы жань ("естественность", спонтанность дао) и у вэй [1] ("недеяние", или отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естеств. миропорядком, осн. на спонтанности, беспредпосылочности дао; см. Вэй [1]). На принципе "недеяния" должно быть осн. и совершенное правление. Мудрый правитель следует дао, опираясь на естеств. свойства вещей, и не пытается "упорядочить Поднебесную" посредством искусств, способов. Т.о. восстанавливается изнач. "сокровенное единение" (сюань тун) и равенство всего сущего, тогда как отступление от дао и "недеяния" приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космич. гармонии и смуте. Из учения об управлении на основе "естественности" и "недеяния" нек-рые даос, мыслители, напр. Бао Цзинъ-янь (4 в.), делали радикальные выводы, утверждая несовместимость с дао сословного деления и даже наличия государя, хотя ортодокс. Д. никогда не подвергал сомнению сакральный характер имп. власти. Согласно учению Д., эгоистич. устремления и отступление от дао порождают заблуждения у людей, к-рые начинают членить мир на отд. вещи, понимаемые как самосущие единичности. Однако дао не имеет никаких границ и разделений: в дао-вселенной все уравнено и объединено в единое и нечленимое целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не противопоставлены, различия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по себе. Отсюда вытекает своеобразный релятивизм даос, философии (см. "Чжуан-цзы"). Для мудреца, постигшего истину и обретшего единение с дао-космосом, не существует представления о противоположности жизни и смерти, к-рое заменяется учением о всеобщности метаморфоз-трансформаций (хуа). С их потоком и объединяется мудрец, что дарует ему, по религ. доктрине Д., бессмертие. "Учение об обретении бессмертия" является основой сотериологич. доктрины Д. Для него характерно представление о подобии микро- и макрокосма. Человек рассматривается как единое психосоматич. целое, не членимое на духовную (душа) и материальную (тело) составляющие. Духовное начало - "дух" (шэнь [1]) трактуется лишь как "утонченное" состояние квазиматериальной субстанции- "пневмы" (ци [1]). "Дух" гибнет со смертью тела и растворяется в мировой "пневме", но дао-универсум вечен, следовательно, вечным может быть и подобный ему человек. Бессмертие достигается путем уподобления дао, слияния с ним как источником жизни посредством религ. созерцания, дыхательного и гимнастич. тренинга, секс, гигиены, алхимии и т.п. Тело адепта, "достигшего бессмертия" (сянь), приобретает ряд сверхъестеств. качеств и "одухотворяется" (подробнее см. Сянь сюэ). История Д. может быть разделена на два этапа: зарождение и формирование (до 2 в.); развитие сформировавшегося направления. Предпосылки к возникновению Д. коренились в религ. представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны с шаманскими верованиями царства Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) сев.-вост. царств Ци и Янь пер. Чжаньго ("Сражающихся царств", 5-3 вв. до н.э.). В 4 - 3 вв. до н.э. в результате филос. рефлексии на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает учение, сторонники к-рого отнесены в историографич. соч. 2 - 1 вв. до н.э. к "школе дао и да" (даодэ цзя). Это учение представлено в таких памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-цзы трактат "Дао дэ цзин" и трактат "Чжуан-цзы", в к-ром излагаются взгляды философа 4 - 3 вв. до н.э. Чжуан Чжоу. Однако авторы данных текстов еще не относили себя к какой-либо определенной филос. школе. Это может рассматриваться как свидетельство того, что появление "учения о дао и дэ" еще не означало возникновения целостной идеологич. системы. Из др. крупных мыслителей древности к основоположникам философии Д. относят Ле Юйкоу (Ле-цзы, ок. 4 - 3 вв. до н.э.) и склонного к эклектизму Лю Аня (Хуайнань-цзы. 2 в. до н.э.). Д. как религиозно-филос. система формируется на р-же н.э. в результате синтеза Лао[-цзы]- Чжуан[-цзы] учения; доктрин натурфилософов (иньян цзя); концепции "духа" как предельного выражения процесса изменений, описанного в "Чжоу и"; верований шаманов и магов; представлений о "бессмертных святых" (сянь, шэнь сянь). Даосы считают, что их учение восходит к глубокой древности, когда его тайны были открыты мифич. "Желтому императору" (Хуан-ди). Поэтому одно из его ранних направлений именовалось Хуан[-ди]- Лао [-цзы] учением. Во 2 в. обожествляется и сам Лао-цзы, именуемый Лао-цзюнь ("Государь Лао") и рассматриваемый как "воплощение", или "тело дао" (дао чжи шэнь, дао чжи ти, дао чжи син). Возникновение развитого Д. отмечено началом процесса его орг-ционного оформления. Во 2 в. появляется первое институциализированное даос, направление - Тяньши [дао] ("[Путь] Небесных наставников"), др. назв.- Чжэнъи [дао] ("[Путь] Истинного единства"), Удо-уми [дао] ("[Путь] Пяти мер риса"). Первым его патриархом ("Небесным наставником") считается Чжан Даолин (1 - 2 вв.), якобы получивший откровение от обожествленного Лао-цзы и право быть его наместником на земле. Титул " Небесного наставника" передается в роду Чжан по наследству до наст, времени. В 4 в. возникают два даос. направления - Маошань (топоним), или Шанцин ("Высшей чистоты") школа и Линбао ("Духовной драгоценности") школа. Они стремились совместить символич. ритуализм "Небесных наставников" с оккультнр-алхимич. традицией южнокит. Д. и уделяли значит, внимание приемам медитативного созерцания. Тогда же начинает формироваться собр. даос, лит-ры - "Дао цзан", впоследствии объединившее огромное количество соч. по различным вопросам даос, философии и культовой практики. В целом сев. направления Д. (Чжэнъи [дао] и др.) тяготели к коммуналистским формам, активному воздействию на верующих, тогда как южн. Д. был более элитарным, нацеленным на самосовершенствование. В 7 - 8 вв. под влиянием буддизма возникают ин-т даос, монашества и монастыри, а в религ. практике Д. начинают преобладать психотехнич. методы (медитация), осн. внимание уделяется приемам внутр. самосовершенствования. Данная тенденция приводит к появлению в 12 в. в Сев. Китае новых даос, школ, важнейшая из к-рых - Цюаньчжэнъ [цзяо] ("[Учение] Совершенной истины")- вплоть до наст, времени является ведущим даос, направлением. Осн. внимание эта школа уделяет нравств. совершенствованию и практике религ. созерцания; для нее также характерно требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши). К 12 в. завершается и формирование даос, пантеона. В центре его находится "Триада чистых" (Сань цин), или "Небесные достопочтенные" (Тянь цзунь)- персонификации аспектов дао, а также божества - его эманации, соответствующие последовательным этапам космогонич. процесса, рассматривавшегося даосами как "саморазвертывание" дао. В ср. века в процессе формирования кит. религ. синкретизма Д. становится одной из составляющих идеологич. комплекса сань цзяо ("три учения") наряду с конфуцианством и буддизмом. В 13- 17 вв. происходит активное взаимодействие сев. и южн. направлений Д., появляются синкретич. школы (см. Сань цзяо), основывающиеся на даос, "внутр." алхимии (см. Сянь сюэ). Материал для своих религ. концепций и пантеона он активно черпал из нар. верований, в то же время оказывая на них огромное влияние: напр., "учение о бессмертии" выступает там в виде культа долголетия, а доктрина дао как источника жизни - в форме культа многодетности, богатства и т.п. Хотя даос, направления имели равный статус и обычно не противопоставлялись по принципу "ортодоксия - ересь", на основе Д. возникали религ. секты, с к-рыми ордотокс. школы вели такую же непримиримую борьбу, как и конфуцианство. "Ереси" (се цзяо) даос, толка часто становились идеологич. базой антиправительств, тайных обществ (Тайпин дао - "Путь Великого равенства", Байлянь цзяо - "Учение Белого лотоса" и др.) и крестьянских выступлений (напр., восстание "Желтых повязок" в 184, сокрушившее империю Хань). Самыми видными представителями средневек. даос, мысли были Гэ Хун (4 в.), Ван Сюаньлань (7 в.), Ли Цюань (8 в.), Тань Цяо (Тань Цзиншэн, 10 в.), Чжан Бодуань (11 в.). Предположительно в 8 в. создан трактат "Гуань Инь-цзы", приписываемый традицией ученику Лао-цзы Инь Си и почитаемый даосами. Конфуциански образованная интеллектуальная элита нередко проявляла интерес к философии Д., абстрагируя ее от религ. контекста. Наиболее интенсивным было внимание к нему в 3 - 4 вв., после падения дин. Хань и определенной дискредитации ее офиц. идеологии - конфуцианства. В то время даос, идеи активно использовались мыслителями направления сюань сюэ, иногда некорректно именуемого в зап. науч. лит-ре "неодаосизмом" (neo-taoism[e]), хотя его проблематика и содержание во многом имели конф. характер. Восприняв нек-рые существенные элементы философии и культовой практики буддизма (отд. методы психотехники, религ. символы, обряды, сутры и орг-цию), Д. в свою очередь способствовал его адаптации к кит. почве, предоставив ему терминологич. аппарат для перевода буд. понятий с санскрита и филос. концепции, облегчавшие изложение буд. учения в привычных китайцам формах. Д., как и буддизм, воздействовал на формирование и развитие неоконфуцианства, подвергнувшего ряд даос, понятий и филос. доктрин (преимущественно в трактовке сюань сюэ) этич. интерпретации. Д. оказывал сильное и постоянное влияние на лит-ру, искусство и др. аспекты кит. культуры, на развитие традиц. форм науч. знания в средневек. Китае. В части., занятия даос, алхимией способствовали накоплению богатого эмпирич. материала в обл. химии. Воздействие Д. сказалось на традиц. медицине в сфере как теории (учение о подобии человеч. тела и Вселенной, взгляды на функционирование и строение организма), так и практики (иглотерапия, фармакология). Вместе с тем элементы науч. знания были тесно связаны с религ.-мистич. доктриной Д. и вне ее не привлекали интереса его адептов. В 7 в. Д. проник в Корею - гос-во Когуре, короли к-рого одно время поддерживали доктрину "трех религий" (см. Сань цзяо). В Японии в структурно-функциональном смысле место Д. было занято синтоизмом, но элементы даос, культа "бессмертных" сохранялись там до 17 в., а методы даос, психофизиотехники использовались в медицине и буд. медитативной практике. Не исключено даос, влияние на символику синтоизма и атрибутов имп. власти. На протяжении своей истории Д. временами пользовался покровительством властей - при дин. Цинь (221 - 207 до н.э.), Ранняя (Зап.) Хань (206 до н.э.- 8 н.э.), в пер. Южн. и Сев. династий (420 - 589), в эпохи Тан (618 - 907) и Сев. Сун (960 - 1127), но иногда подвергался гонениям- при монг. дин. Юань (1271 - 1368) и маньчж. дин. Цин (1644- 1911). В КНР существует Ассоциация последователей Д., к-рую в 1980г. возглавил Ли Юньхан, священнослужитель школы Цю-аньчжэнь [цзяо]. Д. популярен на Тайване и в Сянгане (Гонконге), а также среди кит. общин в эмиграции. *Древнекит. философия. Т. I. M., 1972. С. 114 - 38, 212 - 94; **Лозднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древн. Китая. М., 1967; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве. М., 1979; Дао и Д. в Китае. М., 1982; Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985; Торчинов Е.А. Д. и кит. культура: проблема взаимодействия (по зарубеж. исследованиям) // НАА. 1982. №2; Его же. Проблемы происхождения Д. и периодизации его истории // НАА. 1985. №3; Его же. Даос, утопия в Китае на р-же древности и средневековья (II- VI вв.) // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Даосизм. СПб., 1993; Чжунго даоцзяо ши (История кит. Д.). Под ред. Жэнь Цзиюя. Шанхай, 1991; Maspero H. Le taoisme. P., 1950; Welch И.H. The Parting of the Way. Lao-tzu and Taoist Movement. Boston, 1957; Facets of Taoism. New Haven - L., 1979; Schipper K.T. Le corps taoiste. Corps physique - corps sociale. P., 1982; Lagerway T. Taoist Ritual in Chinese Society and History. N.Y. - L., 1987. Е.А. Торчинов

  1. даосизмфилос. учение в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге Дао дэ цзин авторст...Атеистический словарь
  2. даосизмфилос. учение в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге Дао дэ цзин авторст...Атеистический словарь II
  3. даосизмодно из основных направлений древнекит. философии представленное в первую очередь трактатами Лаоцзы др. название Дао дэ цзин и Чжуанцзы. В настоящее время большинство уч...Большая Советская энциклопедия II
  4. даосизмкит. учение Лаоцзы о пути вещей одно из направлений древнекитайской философии о сущности вещей о сохранении в целостности человеком своей природы а также возникшая на е о...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. даосизмсущ. муж. родадаосизм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. даосизмTaoism древнекитайская философская и религиозная традиция буквально школа пути номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лаоцзы. Даосизм теория защищающая п...Большой толковый социологический словарь
  7. даосизмTaoism древнекитайская философская и религиозная традиция буквально школа пути номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лаоцзы. Даосизм теория защищающая ...Большой толковый социологический словарь II
  8. даосизмкит. дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основныхрелигиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философ...Большой энциклопедический словарь II
  9. даосизмДАОСИЗМ кит. дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характер...Большой Энциклопедический словарь V
  10. даосизму ч.i Один з основних напрямкв давньокитайсько флософ згдно з яким природа й життя людей пдпорядкован загальному законов дао. Одна з китайських релгй що виникла у ст. ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. даосизмдаосизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. даосизм. Философский Д. возник в вв. до н.э. Его основоположником счит. Лаоцзы а гл. лит. памятником кн. Даодэцзинem. Согл. Д. реальный мир и жизнь людей в обществе подчинен...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. даосизмФилософский Д. возник в вв. до н.э. Его основоположником счит. Лаоцзы а гл. лит. памятником кн. Даодэцзин. Согл. Д. реальный мир и жизнь людей в обществе подчинены оп...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  14. даосизмучение о дао или пути вещей возникшее в Китае в вв. до н.э. Основатель даосизма древнекитайский философ Лаоцзы. Его основные идеи изложены в книге Даодэцзин. Основой пр...Евразийская мудрость от А до Я
  15. даосизмкитайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до нашей эры на основе верований шаманского хара...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. даосизмДаосизм китайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до н.э. на основе верований шаманского...Исторический словарь
  17. даосизмучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эпоху Тан вв. ...История философии
  18. даосизмДАОСИЗМstrongучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эп...История философии II
  19. даосизмТермин европ. науки обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая.В конф. традиции см. Конфуцианство утвердилось противопоставление философс...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  20. даосизмучение о Дао духовной первооснове мира согласно древнекитайской философии. Основателем считается ЛаоЦзы великий мудрец VIV вв. до Р.Х....Краткий религиозно-философский словарь
  21. даосизмДаосизм Taoismus...Латинский словарь
  22. даосизмкит. дао путь философское и религиозное учение возникшее в Древнем Китае в VIV вв. до н.э. Его основателем считается полулегендарная личность старший современник Конфуц...Мировая художественная культура. Словарь
  23. даосизмкорень ДАОС суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДАОСИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДАОС ИЗМ Слово Даосизм содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  24. даосизмНачальная форма Даосизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. даосизмDaoism одна из трех осн. кит. религ.филос. традиций религия Китая китайская философия наряду с конфуцианством и буддизмом. Подобно конфуцианству Д. имеет как филос. так и...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  26. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Древнем Китае в VIV вв. до н. э. развито Лаоцзы призывавшем следовать природе жить естественной жизнью. Начала современного естеств...Начала современного естествознания
  27. даосизмtaoism daoism одно из важнейших направлений традиционной китайской философии религиозной и общественнополитической мысли наряду с конфуцианством и буддизмом. По Е. А. Тор...Новая философская энциклопедия
  28. даосизмДАОСИЗМ учение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы в эпоху Тан вв. б...Новейший философский словарь
  29. даосизмучение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы в эпоху Тан вв. был канони...Новейший философский словарь II
  30. даосизмДаосизм Taoism наряду с конфуцианством Конфуций одна из осн. кит. религ.филос. школ. Один из основателей Лаоцзы в. до н.э. Осн. понятие дао крое метафизически уподобля...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  31. даосизмдаосизм даосизм а...Орфографический словарь
  32. даосизмu м религия таосизм...Орфографический словарь русского языка
  33. даосизмдаосизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  34. даосизмдаосизм даосизмы даосизма даосизмов даосизму даосизмам даосизм даосизмы даосизмом даосизмами даосизме даосизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. даосизмОрфографическая запись слова даосизм Ударение в слове даосизм Деление слова на слоги перенос слова даосизм Фонетическая транскрипция слова даосизм [дасизм] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  36. даосизмрелигиознофилософское древнекитайское учение призывающего человека стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой безискусственной жизни близкой к прир...Прикладные аспекты современной психологии
  37. даосизмфилософское учение появившееся в Китае в вв. до н. э. на основе крого во в. н. э. складывается религия ставшая одной из трех основных традиционных религий Китая. Впитав...Религии народов современной России
  38. даосизмдаосизм аСинонимы религия таосизм...Русский орфографический словарь
  39. даосизмрелигия таосизм...Русско-ивритский словарь
  40. даосизмдаосизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  41. даосизмдаосизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  42. даосизмdojio doji zhxu Синонимы религия таосизм...Русско-китайский словарь
  43. даосизмодно из направлений древнекитайской философии.Источник Сексологический словарьодно из направлений древнекитайской философииИсточник Краткий словарь сексопатологических те...Сексологическая энциклопедия
  44. даосизмДаосизм одно из направлений древнекитайской философии....Сексология. Словарь терминов
  45. даосизмДАОСИЗМ [кит.] одно из основных направлений древнекитайской философии одна из религий Китая выросшая из философии д. В основе вероучения поиски вечного счастья достигае...Словарь иностранных слов русского языка
  46. даосизмфилософское учение а Китае в IV III вв. до н. э. на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней дао объявляется сущностью ...Словарь исторических терминов
  47. даосизмОдна из трех наиболее распространенных в Китае религий наряду с конфуцианством и буддизмом. Обряды Д. основаны на анимистических верованиях и вере в магию....Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  48. даосизм. Источники. Классическая доктрина даосизма изложена в книге Дао дэ цзин создание которой приписывается Лаоцзы мифическому основателю Пути Дао и в названном по имени свое...Словарь религий, обрядов и верований
  49. даосизмдаосизм религия таосизм Словарь русских синонимов. даосизм сущ. колво синонимов религия таосизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы религия таосизм...Словарь синонимов II
  50. даосизмдаосизм религия таосизм...Словарь синонимов
  51. даосизмфилософскорелигиозное течение традиционного Китая одно из его главных трех учений сань цзяо являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии...Словарь-справочник по философии
  52. даосизмдаосизм ч. кит. дао шлях закон принцип . Один з основних напрямв давньокитайсько флософ за яким природа й життя людей пдпорядкован не вол неба а загальному законов дао ...Словник іншомовних слів
  53. даосизмдаосизм вд кит. дао шлях закон принцип . Один з основних напрямв давньокитайсько флософ. За Д. природа й життя людей пдпорядкован не вол неба а загальному законов дао я...Словник іншомовних слів Мельничука
  54. даосизмкит. дао цзя школа дао наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во й пол. го тыс. до н. э. После проникновения в Китай буддизма вместе с...Советский философский словарь
  55. даосизмДАОСИЗМ китайское дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в середине го тыс. до нашей эры на основе верований шаманск...Современная энциклопедия
  56. даосизмДАОСИЗМ кит . дао цзя или дао цзяо китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. Возник в сер. го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характер...Современный энциклопедический словарь
  57. даосизмTaoism Daoism одна из двух основных китайских религиознофилософских систем другая конфуцианство создание которой примерно в в. до н.э. приписывается полулегендарному мыс...Страны и города мира. Словарь
  58. даосизмодно из распространенных в Китае учений наряду с конфуцианством и буддизмом. Возник в VI в. до н.э. Основоположник Лаоцзы. Даосизм учит что жизненный путь человека слит в...Тематический философский словарь
  59. даосизмдаосизм [...Толковый словарь иностранных слов
  60. даосизму ч. Один з основних напрямкв давньокитайсько флософ згдно з яким природа й життя людей пдпорядкован загальному законов дао. Одна з китайських релгй що виникла у ст. ...Толковый словарь украинского языка
  61. даосизмУдарение в слове даосизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове даосизм...Ударение и правописание
  62. даосизм[daosyzm]daoizm релг....Українсько-польський словник
  63. даосизм.strong одна з гол.em систем китайсько класично флософ Лаоцзи VI ст.em до н.е.em Чуанзе IVIII ст.em до н.е.em проголошував духовноматеральну днсть свту званого дао що вия...Універсальний словник-енциклопедія
  64. даосизм. одна з гол. систем китайсько класично флософ Лаоцзи VI ст. до н.е. Чуанзе IVIII ст. до н.е. проголошував духовноматеральну днсть свту званого дао що виявляться в гармон...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  65. даосизмодно из главных философских течений китайской философии. Возник в Китае в VIV вв. до н.э. Основателями считают мудрецов Лаоцзы и Чжоуцзы. Исходной идеей является учение о...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  66. даосизмОснователь Лаоцзы китайский философ живший в VI в. до н. э. подлинное имя Ли Эр прозвище означает Старый учитель или Старый ребенок автор книги Даодэцзин название котор...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  67. даосизммистическая часть китайской традиции. Основывается на писаниях Лаоцзы главный труд Даодэцзин. В основе лежит учение о непознаваемом Дао высшем принципе который пропитывае...Философия политики
  68. даосизмДАОСИЗМ кит. дао цзя дао цзяо школа дао учение дао одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лаоцзы которому традиция приписывает а...Философская энциклопедия
  69. даосизмОдно из ведущих течений др.кит. философии возникшее в вв. до н.э. Термин Д. был введен в науку во в. до н.э. кит. историком Сыма Тань крый указывая на направлений кит....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  70. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Китае в вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лаоцзы призывавший следовать природе жить естественной ж...Философский энциклопедический словарь II
  71. даосизмучение о дао или пути вещей возникло в Китае в вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лаоцзы призывавший следовать природе жить естественной ж...Философский энциклопедический словарь
  72. даосизмДАОСИЗМ кит. школа дао один з основних напрямв кит. флософ традицйна релгя Китаю. В сучаснй синолог використовуться традицйне для конфуцанства розрзнення флософського ...Філософський енциклопедичний словник
  73. даосизмдаосизм даосизмы даосизма даосизмов даосизму даосизмам даосизм даосизмы даосизмом даосизмами даосизме даосизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  74. даосизмвторая местная национальная религия Китая. Основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. К настоящему времени даосизм сохранился лишь в отдельных районах стра...Экономическая география. Словарь терминов
  75. даосизмОда Оазис Мода Мис Миоз Мио Мид Миаз Оса Сад Мзда Мао Маис Маз Иса Садизм Саз Изм Изд Идо Сми Сода Ида Зосим Зима Засим Задом Дома Доза Дим Даосизм Даос Амид Азид Сом Дом...Электронный словарь анаграмм русского языка
  76. даосизмДаосизм вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три так сказать официальные религии Китая Саньцзяоi три вероучения. Возник он в Китае и нигде почти кроме этой ст...Энциклопедический словарь
  77. даосизмвместе с конфуцианством и буддизмом составляет три так сказать официальные религии Китая Саньцзяоem три вероучения. Возник он в Китае и нигде почти кроме этой страны не ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  78. даосизмДАОСИЗМ учение о дао или пути вещей. Как особая система философствования возникает в Китае в вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лаоцзы много позже в эпоху ...Энциклопедия История философии
  79. даосизмДАОСИЗМфилософскорелигиозное течение традиционного Китая одно из его главных трех учений сань цзяо являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как фи...Энциклопедия Кольера II
  80. даосизмДаосизм учение о дао или пути вещей возникло в Китае в VI V вв. до н.э. Основоположником считается ЛаоЦзы древнекитайский философ призывавший следовать природе жить ест...Энциклопедия культурологии