Китайская философия. Энциклопедический словарь

ДИН ВЭНЬЦЗЯН

1887, уезд Тайсин пров. Цзянсу, - 1936. Дин Цзайцзюнь. Ученый-геолог, философ, обществ, деятель. Получил образование в Японии (1902 - 3) и Англии (Кембридж, 1903 - 10). Проф. геологии Пекинского ун-та (1916 - 36). Вместе с Ху Ши - редактор "Нули чжоубао" (1922 - 24) и "Дули пинлунь" (1931 - 33). В ходе дискуссии о науке и метафизике Д.В. выступил гл. оппонентом Чжан Цзюньмая. Отвергая интуитивное знание, доказывал "всемогущество" и универсальность науки, проистекающие из ее "методологии". Однако науч. методы и каузативные связи в схеме Д.В. сводились по существу к таксономии. Фактически Д.В. развивал в своей аргументации нек-рые элементы учения австр. философа-идеалиста Э. Маха, а также У. Джемса, К. Пирсона и Дж. Беркли, ссылаясь на "последнюю истину" эмпириокритицизма, утверждающего объект, мир как "комплекс ощущений" (ганьцзюэ фухэлунь). Интерпретируя концепцию амер. историка первобытного об-ва Л.Г. Моргана, называвшего материю "замыслом" (у Д.В.- сыгоу), Д.В. декларировал, что материя не полностью объективна по своей природе, она частично конструируется мышлением и существует на основе человеч. ощущений. *Сюаньсюэ юй кэсюэ: Пин Чжан Цзюньмай дэ "жэньшэнгуань" (Метафизика и наука: Критика "жизнесозерцания" Чжан Цзюньмая) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание). Т. 1. Шанхай, 1923; Сюаньсюэ юй кэсюэ: да Чжан Цзюньмай (Метафизика и наука: ответ Чжан Цзюньмаю) // Там же. Т. 2; Сюаньсюэ юй кэсюэ дэ таолунь дэ юйтун (К итогам обсуждения метафизики и науки) // Там же. ** Forth Ch. Ting Wenchiang: Science and Chinas New Culture. Camb. (Mass.), 1970. C.P. Белоусов